![]() |
![]() ![]() "Русский авангард из собрания
(8 июня - 15 августа 2004 г.) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
С 8 июня по 15 августа 2004 г. в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский пер., 14, Инженерный корпус) будет экспонироваться выставка "Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства", подготовленная при поддержке Фонда Форда. Впервые зритель сможет увидеть уникальное собрание самого большого в нашей стране художественного архива. В последние 15 лет отдельные шедевры из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) появлялись на мировых и отечественных выставочных площадках, однако, они не давали полного представления о богатейших коллекциях, хранящихся здесь.
Выставка явится кульминацией проекта "Изобразительные источники РГАЛИ", осуществляемого при поддержке Фонда Форда. В ходе проекта создавалась информационная база данных художников и произведений русского авангарда. Было выявлено, атрибутировано и оцифровано свыше 2000 работ, 300 из которых отобраны для экспозиции. Большинство из них будет представлено впервые. Вот почему выставка должна стать подлинным открытием не только для публики, но и для специалистов.
Российский государственный архив литературы и искусства - крупнейшее в России хранилище документов по истории литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. В его фондах насчитывается около 1,5 млн. единиц хранения.
Традиционно считается, что произведения искусства хранятся в музеях, а документы - в архивах. Однако особенности личных архивов деятелей культуры, лежащие в основе собрания РГАЛИ, таковы, что в них трудно отделить произведения искусства от документов, не разрушая логики собрания. Кроме того, в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений запрещенного авангарда и нонконформистского искусства. Произведения из собрания РГАЛИ с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, их публикация может изменить наши представления об этом периоде искусства.
На выставке впервые будет продемонстрирован альбом А. Е. Крученых, одного из главных лиц поэтического авангарда, создателя футуристической книги и скандально известного персонажа "футуристических боев" середины 1910-х гг., соратника Д.Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова и К.С. Малевича. В этом альбоме свои рисунки, коллажи, фотографии и автографы оставили О.В. Розанова, К.С.Малевич, Д.Д.Бурлюк, М.А. Ларионов, Н.Н.Гончарова.
РГАЛИ обладает богатейшим собранием произведений В.Е.Татлина. Не менее значительна коллекция другого великого мастера - Р.Р.Фалька. Собрание его графических произведений в архиве (более ста листов) демонстрирует художественную эволюцию мастера. Его живопись представлена прекрасными этюдами 1900-х гг.
Уникален рукописный журнал "Бескровное убийство", один из памятников раннего авангарда. Он был основан в 1915 г. молодым художником М.В.Ле-Дантю совместно с его друзьями, В.М.Ермолаевой и Н.Ф.Лапшиным. Журнал печатался в нескольких экземплярах на гектографе и, как правило, состоял из четырех-шести страниц-иллюстраций, снабженных рукописным комментарием. Журнал прекратил свое существование с уходом Ле-Дантю на фронт в конце 1916 г., а в 1917 г. Ле-Дантю погиб. Абсурдистский характер текстов, гротесковая эстетика иллюстраций и пародийный облик журнала - все это делает "Бескровное убийстве" уникальным художественным явлением, в котором авангард становится объектом самоиронии.
Ранний авангард в РГАЛИ - это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г.Гуро, К.М.Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А.Моргунова.
Не менее полно представительна эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х гг. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М.Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальными графическими проунами; Г.Г.Клуцис с эскизами плакатов, И.В.Клюн с небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.
Особое место в архиве занимает фонд архитектора Я.Г.Чернихова, состоящий из собрания графики второй половины 1920-х гг. Повторяя мотивы на темы "архитектурных фантазий" и "машинных форм", Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций.
За время работы над проектом были сделаны некоторые открытия: была найдена фотография художника М. Фаббри, и теперь нет сомнения, что на портрете В.Е. Татлина изображен именно этот художник. Также были выявлены и атрибутированы работы В.М.Ермолаевой, эскизы Л.М.Лисицкого, Р.Р.Фалька и др. Впервые будет опубликована карта "Бубнового валета" А.В. Куприна - своеобразный "парад планет" легендарного сообщества художников.
Специально к выставке Международным центром финансово-экономического развития (МЦФЭР) по инициативе РГАЛИ издается альбом "Русский авангард в собрании Российского государственного архива литературы и искусства" на русском и английском языках. Авторы вступительной статьи альбома - известный искусствовед Андрей Сарабьянов и директор РГАЛИ Татьяна Горяева.
На открытии выставки будет представлен CD-диск "Художники русского авангарда" . В электронном виде присутствующие смогут познакомиться с лучшими работами этого времени, а также биографиями художников русского авангарда в контексте исторической эпохи.
Научная ценность CD-диска и альбома не вызывает сомнения, поскольку эти два издания - результат исследовательской работы по документам, хранящимся в РГАЛИ.
Гости выставки смогут познакомиться с РГАЛИ и его деятельностью, просмотрев видеофильм "Архив муз" (режиссер Марина Худина, оператор Олег Буреев).
Справки по телефонам 159-73-86; 159-76-85; 953-33-75; 957-07-92
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта