АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Летопись событий

Перечень выставок

Министерство культуры РФ, Государственный центральный музей современной истории России, Федеральная архивная служба России, Российский государственный архив литературы и искусства

"КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС."

Художественная среда 1917 - 1932 гг.

(c 18 октября 2001 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Выставка "Кто не с нами, тот против нас. Художественная среда 1917 - 1932 гг." подготовлена сотрудниками Государственного центрального музея современной истории России (бывшего музея Революции) и Российского государственного архива литературы и искусства.

Фраза "Кто не с нами, тот против нас", принадлежащая немецкому философу XIX века, проводившему в своих сочинениях идеи последовательного эгоцентризма, анархизма и индивидуализма, Максу Штирнеру, и взятая на вооружение ленинским планом "монументальной пропаганды" в 1918 г., на взгляд устроителей выставки, довольно точно отражает идею революционных преобразований как в обществе в целом, так и в художественной среде в частности. Борьба взглядов и идеологий, стремление новой власти поддержать подобных себе "разрушителей старого мира" и обратная связь в виде отданных на службу агитации и пропаганде художественных сил привели к полному подчинению тоталитарной машине уже к 1932 г., когда на смену многочисленным и разнообразным художественным группам и объединениям приходят целиком подконтрольные партии и государству Союзы художников, архитекторов, писателей.

Показать на конкретном историческом материале особенности существования и трансформации задач искусства в общественном сознании, эволюцию жизни художественной среды от "романтики революции" до "пропаганды наших достижений" за период с 1917 по 1932 гг. - вот задача, которую стремились решить авторы выставки в рамках тех коллекций, которыми они располагают.

"Двадцатые годы" послереволюционной России вошли в культурное мировое пространство так же, как "золотой век" XIX и "серебряный" XX века. Слишком многое было накоплено и выплеснулось на поверхность вместе с бурными полемиками представителей пролеткультовского и попутнического толка. Агитискусство 1920-х-30-х гг. в основном отражает политические кампании борьбы с голодом, дезертирством и разрухой, агитацию за вступление в колхозы и борьбу с кулачеством. Практически любая политическая кампания сопровождалась созданием произведений различных жанров. Однако имена К. Малевича, Э.Лисицкого и др. накладывает на всю художественную среду этих сложных и противоречивых лет отпечаток гениальности русского авангарда.

Обстоятельства не раз вынуждали тогда художников применять случайно оказавшиеся под рукой недолговечные материалы, и поэтому эскизы, проекты, рисунки, фотографии произведений, представленные на выставке, помогают воскресить в нашем сознании и сами произведения и ту среду, в которой они создавались и существовали.


На выставке представлены:

  1. Деятельность художественных организаций и объединений - АХРР, РАПХ, "Круг", ОМХ, ОРС, МАХО, ОХР, ОСТ, "4 искусства", ФОСХ, ОРРП, МОССХ и др. - раскрывается через уставы, декларации обществ, планы, отчеты, протоколы заседаний. Эти материалы демонстрируют задачи, цели, персональный состав, структуру и основные направления деятельности обществ, их взаимодействие друг с другом и с властью, отражают тенденции по усилению контроля и цензуры за деятельностью художественных обществ и группировок со стороны ЦК ВКП (б) и Главискусства НКП РСФСР. Среди творческих материалов - эскизы и плакаты художников Моора, Дени, Клуциса, Радакова, Нивинского, Савицкого и др., а также статьи, доклады, лекции по истории и теории плаката.

    В экспозицию выставки наряду с документами, демонстрирующими широкий аспект формирования художественной среды этого периода, вошли и сами произведения наиболее наглядных направлений и форм агитационно-массового искусства - агитпоезда, плакаты, бытовые предметы (посуда, украшения, подарочные изделия и пр.). Посетителям впервые демонстрируются эскизы, наброски, многочисленные варианты изделий и другой документальный и вещественный контекст, который дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художников и мастеров.

  2. Подлинные знамена 1918 - 1922 гг. с живописными композициями, отражающими в аллегорической форме представления художников о грядущей свободе и путях ее достижения.

  3. Плакаты, среди которых уникальные (выполненные от руки) "Окна РОСТА" (Российского Телеграфного Агентства), а также плакаты, изданные не только в двух столицах, но и принадлежащие многим периферийным издательствам. В их тематике отобразилась вся жизнь страны - война, экономика, культура - "протокольной записью революционной борьбы, переданной пятнами красок и звоном лозунгов", так назвал плакатное искусство тех лет В. Маяковский.

    На выставке можно увидеть работы В. Маяковского, В. Лебедева, М. Черемных, В. Дени и многих других.

  4. Представленная на выставке Музеем современной истории коллекция "агитационного фарфора" является одной из ценнейших частей музейного собрания. Агитационный фарфор - художественный документ своего времени, говорящий языком декоративного образа, языком искусства, никогда до и никогда после современная тема в фарфоре не достигала такой политической остроты и не передавалась с таким блеском, с таким пониманием природы материала. Среди представленных на выставке произведений работы художников Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода С.Чехонина, В. Кузнецова, Н. Данько, Н. Альтмана, Р. Вильде, М. Адамовича, А. Голенкиной. Некоторые из этих работ датированы 1918 г., т.е. первым годом осуществления плана "монументальной пропаганды".

    В выставку также вошли произведения художников-фарфористов второго поколения, когда задачи "агитации" плавно трансформировались в задачи "пропаганды". Это работы Л.Блак, И. Ризнича, М.Моха, Е. Линевой.

  5. Задачам пропаганды были подчинены напрямую такие виды искусства как кино и фотография. В этом разделе выставки посетители могут познакомиться с работами таких мастеров как Э.Лисицкий, Г.Клуцис, Сенькин, в частности, с их опытами в экспериментальной фотографии.

  6. Располагая богатейшими фото и документальными коллекциями, устроители выставки включили в экспозицию материалы, которые документально запечатлели такие события минувшей эпохи, как оформление Москвы и Петрограда к революционным празднествам, открытие памятников деятелям прошлого.

    На выставке демонстрируются две модели подобных памятников - Памятника III Интернационалу В.Татлина 1919 - 1920 гг. и памятника В. Загорскому скульптора В. Мухиной а также подлинная доска с библейским изречением "Кто не работает, тот не ест", висевшая на одном из московских домов.

Устроители выставки попытались максимально передать дух и атмосферу времени творческих иллюзий и политических амбиций, полуголодного бытования и компромисса с властью, трагических разочарований и первых потерь.

Выставка проходит в Центральном государственном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская, 21)


 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'