![]() |
![]() ![]() Историко-документальная выставка "Китайская грамота" Письменные и художественные свидетельства российско-китайских отношений в период Цин (1644 - 1911 гг.) (3 - 26 августа 2007 г.) Федеральное архивное агентство |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Организованная в Год Китая в России Российским государственным архивом древних актов Федерального архивного агентства и Государственным музеем Востока Федерального агентства по культуре и кинематографии, при участии Российского государственного военно-исторического архива и Архива внешней политики Российской империи (МИД РФ), выставка документов и материалов "Китайская грамота" является одним из важных шагов в расширении гуманитарного сотрудничества двух стран. Ее проведение призвано воспитывать новые поколения продолжателей российско-китайской дружбы, сложившейся на протяжении веков.
Отношения России с Китаем в период династии Цин (1644-1911) насчитывают более двух с половиной столетий. В эти столетия на огромном не только временном, но и пространственном отрезке (от Тихого океана до Памира), происходило взаимодействие двух мощных мировых цивилизаций, до этого на протяжении тысячелетий развивавшихся практически независимо. И лишь на рубеже XVI-XVII веков было положено начало их историческому сосуществованию. Взаимная связь и взаимная обусловленность развития двух цивилизаций характеризуют историю их отношений. В ходе территориального расширения обоих государств происходило формирование общей границы России с Китаем, которая в отличие от большинства государственных границ сложилась не в результате войн, а благодаря дипломатическим усилиям сторон.
К моменту установления связей с Русским государством цинский Китай был мощной феодальной империей, доминировавшей на огромных просторах Восточной Азии. Стремясь установить и развивать добрососедские отношения с империей Цин, Россия до середины XIX в. направила в Китай свыше 18 дипломатических миссий различных уровней - от дипломатических агентов до великих и полномочных послов. В ответ на дипломатическую активность России Цинская империя направила в русские пределы лишь четыре миссии, одну в XVII в. и три в XVIII в.
Эпоха равносторонних связей двух империй наступает во второй половине XIX века и простирается до 1917 г. Это период заката феодализма в обеих странах и становления капиталистических отношений. В трудный для цинского Китая период, когда он был не в состоянии сдержать наступление войск Англии и Франции в ходе второй "опиумной войны", цинское правительство обратилось с просьбой к России выступить посредником в мирных переговорах. Посредничество России спасло от штурма столицу Китая. 35 лет спустя, когда японское правительство предъявило Китаю, потерпевшему поражение в войне с Японией (1894-1895 гг.), тягостные условия, выступление России против чрезмерных притязаний Японии принудило японское правительство отказаться от Южной Маньчжурии. В отношениях между двумя странами сложилась благоприятная ситуация, и в 1896 г. был подписан русско-китайский Союзный договор, положивший начало строительства Китайской восточной железной дороги, усилению позиций России на Тихом океане в связи с арендой Порт-Артура. Однако наступление новой исторической эпохи привело к крушению и Цинскую (1911) и Российскую (1917) империю. Настал этап реформ и революций, политического и экономического кризиса и в России, и в Китае.
Наиболее ранние документальные свидетельства русско-китайских отношений периода правления в Китае маньчжурской династии Цин хранятся сегодня в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) среди документов Посольского приказа. На выставке представлен фрагмент статейного списка первого русского официального посольства в столицу Цинской империи. Приезд в Москву в 1652 г. бухарских купцов с китайскими товарами послужил поводом для посылки в Китай торгового каравана. Караван возглавил московский дворянин Федор Исакович Байков, на которого была возложена миссия установления дипломатических отношений с цинским правительством. Первое официальное русское посольство к цинскому двору окончилось неудачей, но результаты его путешествия в Пекин имели большое значение для расширения географической информации и дали московскому правительству необходимые сведения для реального подхода к своему дальневосточному соседу. В статейном списке Ф.И. Байков приводит живое и яркое описание столицы Цинской империи, и ее жителей.
В представленной на выставке посольской книге содержатся "расспросные речи" главы посольства в Пекин в 1671 г. нерчинского казачьего десятника Игнатия Милованова. В наказной памяти, данной посланнику нерчинским воеводой, предписывалось предложить цинскому императору (привыкшему рассматривать весь окружающий мир как вассалов, присылающих ему дань) вступить в русское подданство! В экспозиции также можно увидеть Нерчинский договор 1689 г. - первый в истории русско-китайский официальный договор. Имеются на выставке свидетельства первых шагов русского китаеведения: труд известного дипломата, переводчика Посольского приказа побывавшего в 1675-1676 гг. с миссией в Китае Н.Г. Спафария "История о Китайском государстве" (список 1-й пол. XVIII в.); "Краткое известие и описание о всех китайских государях. Историческое сочинение составленное по повелению императора Канси" (перевод с маньчжурского переводчика Академии наук Л. Рассохина, 1744 г.); сочинение дипломата, подписавшего русско-китайский Кяхтинский трактат, положивший начало существования в Пекине Русской духовной миссии С.Л. Владиславича-Рагузинского "О силе и состоянии Китайского государства" (список XVIII в.) и др.
История русско-китайских отношений в XIX в. представлена на выставке в документах, хранящихся в фонах Архива внешней политики Российской империи и Российского государственного военно-исторического архива. До 1860-х гг. функции постоянного представительства в Пекине выполняла Русская духовная миссия, православное религиозно-культурное образование, существование которого было определено 5-й статьей Кяхтинского трактата 1727 г. На выставке демонстрируются "Планы и фасады строений Русской духовной миссии в Пекине" (РГВИА), сочетающие в своей архитектуре элементы православной храмовой и китайской традиций.
Историческое повествование на основе архивных документов иллюстрируют вещи из собрания Государственного музея Востока. Произведения искусства пишут и собственную историю: историю взаимовлияния столь разных по своему сюжетному наполнению и стилистическому развитию искусств. В Европе появление китайских ваз и шелков пробудило к жизни "шинуазри" и наполнило оттенком изысканной экзотики рокайльные виньетки павильонов и будуаров; в России бело-голубой фарфор переродился в знаменитую "гжель", а в зажиточных домах появились ширмы, идея применения которых для разделения пространства также принадлежит китайцам. Однако влияние было двусторонним: в китайском искусстве появляются вещи (вазы, табакерки) с "европейскими" сюжетами, религиозными сценами, пасторальными зарисовками или же просто с изображениями "рыжебородых варваров".
Фарфор, чай, шелк, лаки столь прочно вошли в российский и европейский быт, что уже не только сложно представить себе жизнь без них, но и помнить, что все они пришли к нам из Китая.
К выставке выпущен иллюстрированный буклет, авторами которого выступили один из ведущих отечественных синологов академик В.С. Мясников, директор РГАДА М.Р. Рыженков и специалисты-синологи ГМВ Л.И. Кузьменко и Л.А. Шмотикова.
Выставка открыта в залах Государственного музея Востока с 4 по 26 августа 2007 г.
Пресс-конференция для журналистов состоится в Государственном музее Востока 3 августа в 15-00.
По вопросам аккредитации обращаться в Музей по тел.: (495) 202-45-55, 290-05-23
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта