![]() |
![]() ![]() "Возрожденные документальные сокровища федеральных государственных архивов" (14-30 марта 2008 г.) Федеральное архивное агентство |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Государственный архив Российской Федерации
ГАРФ является одним из старейших и крупнейших хранилищ документов по истории России, который хранит свыше 6 миллионов единиц хранения с материалами по истории Российской Империи, Временного правительства, РСФСР, Советского Союза и Российской Федерации.
Одной из наиболее важных задач архива является обеспечение сохранности уникального документального комплекса.
В архиве требуют реставрации документы, находящиеся более чем в 15 тысячах дел. Значительная часть из этих дел требует трудозатратной и дорогостоящей реставрации. Такое положение диктует необходимость дифференцированного подхода к определению ценности и состояния документов.
На выставке представлены пять основных направлений работы в области научной реставрации документов ГА РФ.
Одно из направлений научной реставрации связано со стабилизацией окисляющихся документов на бумагах, содержащих древесную массу. Это большой, очень ценный массив рукописных или печатных памятников с уникальными автографами второй половины Х1Х века и начала ХХ века. Из-за наличия синтетических текучих чернил, традиционные методы химической обработки оказываются не приемлемыми. Остановить процесс быстрого естественного окисления основы этих документов позволяет метод дублирования на специальные реставрационные бумаги японского производства фирмы "Jpico".
Другое направление в реставрации документов архива связано с устранением агрессивного влияния химически нестабильных материалов так называемой "массовой реставрации" ХХ века. Бурное развитие химической промышленности создало обилие дешёвых силикатных или кислых клеев типа ПВА, метилцеллюлозы низкого качества, технических бумаг, (типа конденсаторной), технического щелочного или кислого картон, коленкора, ледерина и др. Использование этих материалов, безусловно, снизило себестоимость реставрационных работ, значительно повысило плановые показатели реставрационных цехов, и… создало угрозу разрушения огромного массива документов. Серьёзно страдают при этом и самые прочные, долговечные документы на пергамене. Щелочной технический картон так повышает уровень щелочи на пергаменной грамоте, что стойкие железо-галловые чернила начинают угасать, а основа кожи теряет воду и сильно деформируется, порой превращается в гремящий, как металл, лист. Надписи на архивных этикетках и формулярах, выполненные синтетическими чернилами или шариковой пастой, добавляют агрессию в среду хранения документов, ядовитыми коричневыми пятнами (в зеркальном изображении) отпечатываются на соседних листах или разъедают основу бумаги. Для устранения агрессивного влияния клеев и дублировок были использованы водные растворы полимеров "Klucel G" (производство: Швейцария) и суперочищенной метилцеллюлозы "Архиварт" (производство: США).
Следующее направление в реставрации связано с укреплением красочного слоя. Уникальные темперные миниатюры на пергаменных грамотах 17- начала 20 веков, начинают разрушаться от сильной деформации основы. В результате воздействия агрессивной окружающей среды, колебаний температуры и влажности в хранилище, происходят линейные изменения волокон пергамена, и красочный слой начинает порошиться, появляются трещины, отставания, и изображение начинает осыпаться. Поэтому так важно вовремя обнаружить начальный этап разрушения и предпринять меры по консервации. Для устранения деформации основы пергамена был использован метод отдаленного увлажнения через синтетическую пленку "Goretex" (производство: Швейцария). Для дальнейшего укрепления локальных отставаний краски использованы низкие концентрации водного раствора пергаменного клея (1,5 - 2,0 %). Клей подводился локально, только в местах отставаний и по границам утрат, под микроскопом контролировалось его продвижение в глубину разрушения. Так же под микроскопом осуществлялся контроль состояния сохранности красочного слоя. Для защиты изображения от механических травм при распрямлении использована еще одна полимерная пленка "Hollytex", которой закрывался пергамен при отдаленном увлажнении, распрямлении, высушивании и прессовании. Натуральное сукно, в котором прессовался пергамен, равномерно и постепенно забирает излишки влаги, мягко распрямляя и прессуя грамоты.
Следующее направление работ - это восстановление функционального назначения переплета. В результате "массовой реставрации" архивные книги с разрушенными переплетами, были расшиты. Документы, написанные на двойных листах, разъединили, и если текст размещался только на первом двойном листе, то второй, чистый лист, оторвали. На оставшиеся одинарные листы были приклеены корешки-фальчики из газетной бумаги, весь блок был прошит "на прокол", затем приклеивались крышки из технического картона с помощью клея ПВА. Заодно и пергаменные грамоты, которые всегда высоко ценились и хранились в специальных коробках, приклеивались на такие же бумажные корешки, складывались в несколько раз и вшивались в общий блок архивного дела. Таким образом, происходило серьезное вмешательство в структуру старых документов. Ведь эстетика 19 века считала верхом неприличия, писать на одинарном листе, и старый архивный переплет обязательно это учитывал. Все документы были выполнены на двойных (сложенных пополам по вертикали) листах. Эти листы соединялись хлопчатобумажными нитями между собой и переплетались в картонные крышки с кожаным корешком. В результате "массовой реставрации", использования технических бумаг, синтетических клеев и окисляющегося картона началось активное разрушение документов. Поэтому при научной реставрации пришлось расшивать блок, удалять крышки из разрушающегося картона, все наклеенные фальчики и остатки клея. Для каждого архивного листа было сделано двойное паспарту из стабильной бескислотной плотной бумаги и индивидуальная упаковка для всего дела. Для рукописей, где сохранились двойные листы и фрагменты старого шиться по тетрадям, была проведена реконструкция старого переплета из современных материалов. Был использован бескислотный стабильный картон, "мраморная бумага" ручного изготовления, клей из пшеничного крахмала и современная кожа растительного дубления. Личные дневники членов царской фамилии были отреставрированы с сохранением следов исторического бытования, восстановлен старый переплет и максимально устранены агрессивные материалы предшествующего ремонта. При восстановлении старых переплетов конца 19 века, когда вместе с качественной тряпичной бумагой использовали и новые нестабильные материалы с синтетическими добавками, пришлось вшивать дополнительные форзацные листы из высококачественной бескислотной бумаги, которая изолирует блок от окисляющихся оригинальных крышек перелета. При реставрации живописных альбомов, которые имеют большую экспозиционную нагрузку, акварельные портреты, выполненные К.Брюлловым, П.Ф.Соколовым и Ю.К.Арцыбушевым были демонтированы из альбомных блоков для отдельной экспозиции.
Последнее, но не менее важное направление в научной реставрации архивных документов - это изготовление индивидуальной упаковки для длительного хранения. Отдельные рукописные листы из архивных дел помещаются в двойные бумажные паспарту, которыми удобно пользоваться, рассматривать и переворачивать документ с лицевой стороны на оборотную, не прикасаясь пальцами к документу. Это значительно продляет жизнь памятником. Для оригинальных кислых кожаных переплетов, были использованы прокладки из стабильного бескислотного плотного картона с небольшим щелочным резервом для нейтрализации окисляющихся объектов. Для длительного хранения пергаменных грамот был использован картон бескислотный и стабильный (производство: Швеция). Для крупноформатных грамот с печатями на вислых шнурах были изготовлены специальные коробки с углублениями для размещения вислых печатей.
Огромную помощь в деле реставрации документов оказало целевое финансирование ГА РФ в рамках подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" и федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)". За 2001-2007 гг. специалистами-реставраторами удалось буквально возвратить к жизни около 200 дел.
Неоценимую помощь в деле возрождения документальных сокровищ архива оказала Наталья Федоровна Паламарь - реставратор высшей квалификации, искусствовед, в настоящий момент - заведующая Лабораторией реставрации и биологической защиты документов архива Академии наук России.
На выставке представлена лишь малая толика из того, что удалось отреставрировать за последние годы. Работая над экспозицией сотрудники ГА РФ старались, чтобы она дала представление о многообразии материалов, которым за последние годы была возвращена жизнь, а также тем направлениям и методам научной реставрации, которые применялись для документов архива.
Рисунки детей императора Павла I.
ГА РФ. Ф.663. Оп.1. Д.238В личном фонде императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I наряду с другими материалами хранятся документы их детей. Среди них - карандашные и акварельные рисунки великих князей Александра (1777-1825), и Константина (1779-1831), великих княжон Александры (1783 - 1801), Екатерины (1788-1819), Елены (1784-1803) и Марии (1786-1859).
Известно, что все великие князья и княжны обучались "художествам". В качестве преподавателей приглашались известные художники, урокам рисования отводилось 2 часа в неделю. Система обучения для августейших особ соответствовала общепринятой: учились рисовать части человеческого тела, небольшие архитектурные композиции, копировали известные произведения.
Часто работы делались детьми в подарок родителям, о чем свидетельствуют даты на рисунках: 29 июня (тезоименитство Павла I), 20 сентября (день рождения Павла I) и т.д.
Рисунки различной техники (акварель, карандаш, уголь, сангина), формата и оформления (были наклеены на альбомные листы из бумаги низкого качества с монтировкой на вспомогательные "лапки" или приклеены на листы цветной бумаги, состоящей из нескольких слоёв) хранились в "кислой" бумаге.
В 2007 г. было принято решение о проведении реставрационных работ.
В процессе реставрации поверхностные загрязнения были удалены механическим способом, вспомогательная цветная бумага отделена, следы клея удалены с использованием водного раствора "Klucel G", отдельные листы распрямлены методом удаленного увлажнения, утраты основы восполнены, разрывы подклеены реставрационной бумагой "Jpico", потертости и утраты карандаша и угля тонированы.
Для дальнейшего хранения рисунков изготовлены индивидуальные упаковки из химически стабильных и бескислотных материалов.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)".
Дневник императрицы Александры Федоровны за 1825-1827 гг.
ГА РФ. Ф.672. Оп.1. Д.411В составе личного фонда императора Николая I (наряду с другими материалами) хранится, представленный на выставке Дневник его жены - императрицы Александры Федоровны - с записями за 1825-1827 гг.
Красный кожаный переплет, на верхней крышке по углам перламутровые накладки, акварель под стеклом; металлический замок.
Реставрация осуществлена в 2005 г.
Основанием для реставрации послужило аварийное состояние дневника, которое было вызвано агрессивным воздействием материалов предшествующего ремонта. Окисляющиеся материалы переплета в сочетании со щелочной реакцией использованных клеёв разрушали старую тряпичную бумагу.
В процессе реставрации были устранены все элементы предыдущего ремонта. Для укрепления и нейтрализации разрушенных участков использовалась специальная реставрационная бумага "Jpico" с небольшим щелочным резервом, густой клей из пшеничного крахмала, длинноволокнистая реставрационная бумага - для укрепления корешковой части блока. Переплет реконструирован. Старая кожа очищена и пластифицирована.
Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Записная книжка императрицы Александры Федоровны за 1822 г.
ГА РФ. Ф.672. Оп.1. Д.424В составе личного фонда императора Николая I (наряду с другими материалами) хранится, представленная на выставке Записная книжка за 1822 г., принадлежавшая его жене - императрице Александре Федоровне.
Красный кожаный переплет, на верхней обложке рисунок под стеклом в рамке желтого металла; застежка - имитация карандаша.
Реставрация осуществлена в 2005 г.
Основание для реставрации: аварийное состояние блока, разрывы, загрязнения.
Аварийное состояние документов было вызвано агрессивным воздействием материалов предшествующего ремонта. Окисляющиеся материалы переплета в сочетании со щелочной реакцией использованных клеёв разрушали старую тряпичную бумагу писем.
В процессе реставрации были устранены все элементы ремонта. Для укрепления и нейтрализации разрушенных участков использовалась специальная реставрационная бумага "Jpico" с небольшим щелочным резервом, густой клей из пшеничного крахмала, длинноволокнистая реставрационная бумага - для укрепления корешковой части блока. Переплет реконструирован. Старая кожа очищена и пластифицирована. Восстановлена функциональность застежки крышек.
Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Акварельные портреты детей императора Николая I работы П.Ф.Соколова.
ГА РФ. Ф. 672. Оп.1. Д.476.В составе личного фонда императора Николая I (наряду с другими материалами) хранится, принадлежавший императрице Александре Федоровне, Альбом с акварельными портретами детей Николая I работы Петра Федоровича Соколова.
Соколов Петр Федорович [1791 - 1848] - известный живописец, родоначальник русской акварельной живописи. В 1800 г. поступил в Академию Художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора B.К.Шебуева, которую окончил в 1809 г. со званием художника 14-го класса и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи. После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. Cоколов был первым по времени русским акварелистом, впервые показавшим различие между акварельной и миниатюрной живописью. Портреты Соколова, при замечательном сходстве, отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты с течением времени поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет великого князя - впоследствии императора - Александра Николаевича (тогда еще трехлетнего ребенка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него значительное число портретов, среди них - представленные на выставке портреты великих князей Александра Николаевича (1818-1881) и Константина Николаевича (1827-1892), великих княжон Марии Николаевны (1819-1876), Ольги Николаевны (1822-1892) и Александры Николаевны (1825-1844).
Реставрация Альбома осуществлена в 2002 г.
Основанием для реставрации послужило аварийное состояние альбома, утраты части листов, загрязнения
Альбом был разорван, часть листов утрачена, рисунки загрязнены, обтрёпаны по краям. Бумага защитных листов окислилась и на ней видны очертания портретов. Кислая бумага архивных этикеток, листов использования и архивная старая папка из кислого картона отрицательно влияли на сохранность документа.
После реставрации листы с акварелями были очищены и изъяты из блока, монтированы в двойные бумажные паспарту из химически нейтрального материала для удобства экспонирования. Переплет альбома восстановлен, утраченные листы восполнены. Этикетки и листы использования демонтированы с форзацных листов и размещены изолировано. Альбом и рисунки помещены в индивидуальную упаковку из стабильного безкислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 г.
ГА РФ. Ф.672. Оп.1. Д.477Брюллов Карл Павлович [1799 - 1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской Академии Художеств (1809-1821 гг.). В 1823 -1835 гг. работал в Италии, в 1835 г. вернулся в Петербург, с 1836 г. профессор петербургской Академии Художеств. В 1849 г. жил на острове Мадейра, с 1850 г. - вновь в Италии.
В 1829 г., находясь в Риме, Карл Брюллов нарисовал портрет великой княгини Елены Павловны (1806-1873) - жены младшего брата Николая I, великого князя Михаила Павловича.
Реставрация осуществлена в 2002 г.
Общее сильное загрязнение, утраты основы альбомного листа и агрессивная среда упаковки отрицательно влияли на сохранность акварели. На внутренних сторонах папки, в которой хранился портрет, были приклеены столярным клеем кислые листы с чернильными архивными надписями. Альбомный лист с портретом был помят, испачкан и имел следы от захватов пальцами.
В процессе реставрации все окисляющиеся поздние наклейки были демонтированы и следы клея удалены водным 10 % раствором "Klucel G". Лист с кислыми чернильными надписями изолирован прокладками из специальной реставрационной бумаги, устойчивой к окислению. Бумага портрета была очищена, утраты восполнены.
Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Письма Петра I к Науму Акимовичу Синявину. 1711 - 1722 гг.
ГА РФ. Ф.728. Оп.1. Д.44Кожаный переплет с тисненым орнаментом по периметру, вложен в деревянную коробку, обитую бархатом с металлическими украшениями, надписью и гербом Синявина (смальта).
Синявин Наум Акимович (ум. в 1738 г.) - вице-адмирал и начальник днепровской флотилии; не раз отличался во время Северной войны; состоял членом адмиралтейств-коллегии и главным командиром над галерным флотом; в 1729-1730 гг. был докладчиком по делам адмиралтейств-коллегии Верховному Тайному совету, в 1732 г. - членом воинской морской комиссии. Пользовался расположением Петра Великого, дававшего ему многоразличные поручения.
В представленном на выставке деле содержатся письма Петра I за 1711-1722 гг.
Реставрация осуществлена в 2003 г.
Основанием для реставрации послужили аварийное состояние основы, упаковки и коробки.
Сильно загрязненные, разорванные листы старой тряпичной бумаги разного формата были небрежно сложены и вшиты в блок. Картонные крышки, обтянутые кожей настолько окислились, что форзацная бумага и близлежащие листы потемнели. Деревянная коробка, обтянутая старым бархатом, в которой хранился блок, была разорвана, загрязнена и обтрёпана.
Листы документа в процессе реставрации были очищены, подклеены, аккуратно сложены. Окисляющиеся крышки переплета были изолированы от блока двойными листами форзацев из стабильной реставрационной бумаги, корешок блока укреплен специальной реставрационной бумагой с небольшим щелочным резервом и клеем из пшеничного крахмала. Все следы истории бытования документа были сохранены. Деревянная коробка восстановлена. В неё вложен лист стабильного картона с лентой для удобного вынимания книги из коробки. Кожа переплета была очищена и пластифицирована натуральной смазкой из ланолина, пчелиного воска и копытного масла.
Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Императрица Екатерина II
"Мемуары, начатые в 1790 г.".
Дневник с изложением событий с 1748 по 1751 г.
На французском и русском языках.
ГА РФ. Ф.728. Оп.1. Д.129Переплет коричневой кожи с тиснеными надписями на корешке золотого цвета; подкладка из мраморной бумаги голубого цвета.
"Мемуары…" (на французском языке) являются черновым наброском ненаписанной части записок Екатерины II; и рассказывают, главным образом, о времени царствования императрицы Елизаветы Петровны.
"Дневник…" (на русском языке) представляет собой начало комментариев, которые Екатерина II планировала написать на составленное её статс-секретарем А.А.Безбородко "Краткое начертание дел политических, военных и внутренних государыни императрицы Екатерины II, самодержицы всероссийской, также как и знаменитейших событий во дни ея царствования", содержащее перечень событий за 17 лет царствования Екатерины II. Собственноручные записки Екатерины II являются образцом первых женских воспоминаний.
Реставрация осуществлена в 2005 г.
Основание для реставрации: разрушение переплета, разрывы и деформация бумаги. Переплет, выполненный из кожи растительного дубления с окраской "под мрамор", сильно пересох и разрушался. Кожа ветхая, с хрупким верхним слоем, сильно потерта, имела срывы фактуры и утраты основы. Архивные этикетки и листы использования на кислой бумаге, были приклеены щелочными клеями. В местах наклеек происходило обесцвечивание красителей.
В результате реставрации книжный блок был укреплен клеем из пшеничного крахмала и японской реставрационной бумагой. Кислые наклейки демонтированы. Кожа переплета очищена, утраты основы восполнены кожаной крошкой и пергаменным клеем, переплет пластифицирован смазкой из ланолина, натурального воска и копытного масла. Для стабилизации кислой кожи использованы прокладки из картона с небольшим щелочным резервом. Для защиты листов с фрагментами окисляющихся чернильных штрихов использованы изолирующие прокладки из специальной реставрационной бумаги, устойчивой к окислению.
Книга помещена в индивидуальную упаковку и стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Д. Дидро. "Смесь: философские, исторические и прочие заметки". 1773-1774 гг.
На французском языке.
ГА РФ. Ф.728. Оп.1. Д.217Коллекция Рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца, хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации - одна из самых богатых по своему составу материалов в государственных архивах России. В её составе разнообразные документы XIV - начала XX вв.: от древнерусских летописей до документов французской роялистской эмиграции.
Среди материалов коллекции - рукопись французского писателя, философа-просветителя Дени Дидро (1713-1784). - книга в переплете, в красном кожаном футляре, на крышке тиснение золотом, суперэкслибрис Александра II - двуглавый орел, в центре которого вензель Александра II с императорской короной и орнаментом. На корешке футляра тисненая золотом надпись "Diderot. Me langes. Ms аutographe".
Рукопись представляет собой 67 записок, представленных и прочитанных Д.Дидро Екатерине II во время их бесед в Санкт-Петербурге зимой 1773-1774 гг.
Контакты Екатерины II с Дидро начались с первого же года ее царствования (1762 г., через девять дней после воцарения) и старательно поддерживались ею. Ему оказывались различные любезности и услуги, из которых важнейшая - покупка его библиотеки (1765) и оставление ее в пожизненном его пользовании. Но заочные сношения не удовлетворяли; потерпев с Вольтером и д'Аламбером неудачу в приглашении их в Россию, Екатерина II сумела побудить Дидро, не покидавшего до той поры своего отечества, предпринять в 1773 г. трудное путешествие в Петербург.
Реставрация рукописи осуществлена в 2003 г.
Основанием для реставрации послужили аварийное состояние блока и футляра.
Аварийное состояние документов было вызвано агрессивным воздействием материалов предшествующего ремонта. Окисляющиеся материалы переплета в сочетании со щелочной реакцией использованных клеёв разрушали старую тряпичную бумагу писем.
В процессе реставрации были устранены все элементы ремонта. Для укрепления и нейтрализации разрушенных участков использовалась специальная реставрационная бумага "Jpico" с небольшим щелочным резервом, густой клей из пшеничного крахмала, длинноволокнистая реставрационная бумага - для укрепления корешковой части блока.
В результате проведенных исследований было установлено, что крышки переплета были выполнены в середине 20 века из технического картона, обклеены газетной бумагой и низкокачественным коленкором, что оказывало отрицательное влияние на сохранность документа. В связи с этим было принято решение об изготовлении нового переплета: была реконструирована старая система шитья блока по сохранившимся проколам и изготовлены новые крышки из бескислотного картона, мраморной бумаги ручного производства и современной кожи. Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Грамота, данная С.А.Колычеву за подписью Бонапарта. 1801 г.
ГА РФ. Ф.855. Оп.1. Д.420.В составе семейного фонда Боде-Колычевых, наряду с другими документами, сохранились материалы одного из представителей этого рода - Степана Алексеевича Колычева (1746-1805) - действительного тайного советника, вице-канцлера, чрезвычайного полномочного министра в Гааге, посла в Берлине, Вене, Париже (куда был направлен со специальным поручением в декабре 1800 г.). Среди них - представленная на выставке пергаменная грамота, выданная С.А.Колычеву за подписью Наполеона Бонапарта.
Реставрация осуществлена в 2002 г.
На момент реставрации Грамота хранилась в папке из кислого картона; в верхней части к Грамоте была прикреплена шелковая ткань, соединенная полосой хлопчатобумажной тонкой ленты с синей бумагой, загнутой на обратную часть грамоты; бумага, шелк и пергамен имели множество вертикальных и горизонтальных линий сгиба (в прошлом грамота была свёрнута в 35 раз).
Основанием для реставрации послужили сильная деформация пергамена, а также общее сильное загрязнение.
В ходе реставрации проведена механическая очистка поверхности пергамена, бумаги, шелка; методом удаленного увлажнения грамота была распрямлена.
Для хранения была изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Универсал гетмана Ивана Мазепы о пожаловании особых прав Павлу Ворошилу. 1701 г.
ГА РФ. Ф.1053. Оп.1. Д. 423. Л.3.В составе личного фонда Н.Ф.Романченко (1870-1923) - архитектора-реставратора, археолога, нумизмата хранится собранная им ценная коллекция документов по истории России XV-XIX вв. Среди них - Универсал гетмана Мазепы.
Иван Степанович Мазепа [1644 - 1709] родился в украинской дворянской семье, воспитывался при дворе польского короля. В В 1669-73 гг. состоял на службе у гетмана Правобережной Украины П.Дорошенко, в 1674-1681 гг. у гетмана Левобережной Украины И.Самойловича. С 1687 г. - гетман Левобережной Украины; один из крупнейших землевладельцев. Вынашивая идеи о самостоятельности Украины и отторжении её от России, Мазепа вступил в переговоры с польским королём Станиславом Лещинским и королём Швеции Карлом XII. В в октябре 1708 г. Мазепа открыто перешёл на сторону Карла XII, в 1709 г. после поражения шведской армии в Полтавском сражении бежал весте с Карлом XII в Турцию.
Реставрация универсала была осуществлена в 2002 г.
Основанием для реставрации послужило аварийное состояние основы документа.
Ветхая, разрушенная микроорганизмами тряпичная бумага ручного отлива была неаккуратно приклеена на плотный лист бумаги ХХ века толстым слоем клея животного происхождения. Нижний правый край со следами оттиска старой печати имел значительные утраты основы. На обратную сторону плотной бумаги был приклеен еще один лист старой тряпичной бумаги.
В результате реставрации сначала был раздублирован нижний лист. Для его удаления использовался водный раствор суперочищенной метилцеллюлозы 10% концентрации. Вместе с раздублированием метилцеллюлоза укрепила ветхую старую бумагу. Затем плотная современная бумага была снята тонкими слоями методом расщепления до слоя животного клея. Животный клей был частично оставлен на участках деструктированной бумаги. Затем документ был слегка увлажнен методом отдаленного увлажнения, бумага, по возможности, распрямлена и сдублирована на специальную длинноволокнистую реставрационную бумагу клеем из пшеничного крахмала. Одновременно клей укрепил и порошащиеся чернила.
Для хранения была изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Карандашные рисунки, относящиеся к периоду гражданской войны и эмиграции работы Ю.К.Арцыбушева
ГА РФ. Ф.Р-9113. Оп.1. Д.1Арцыбушев Юрий Константинович (1877-1952), художник. В 1898 г. поступил на в архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии Художеств в С.-Петербурге, но курс не окончил. С 1905 г. издавал сатирический журнал демократического направления "Зритель", за что был приговорен к заключению на 2,5 годав крепости, но был оправдан по кассационной жалобе в Сенат. В 1908 г. переехал в Москву, член Московского литературно-художественного кружка, сотрудничал в журнале "Кривое зеркало", газете "Русь". Создал серию портретов выдающихся деятелей русской культуры. После февральской революции и в годы гражданской войны создал серию портретов деятелей революции и лидеров белого движения. Ю.К.Арцыбушев рисовал в Смольном, на заседаниях Петроградского Совета, Государственного Совещания и Учредительного собрания. С 1918 жил на юге России (в Киеве и Одессе). В 1920 эмигрировал. Проживал в Алжире, Франции, Италии. В 1946 г. вернулся в СССР и поселился в г.Тбилиси. 16 апреля 1952 г. семья Арцыбушевых была выслана на спецпоселение в Южный Казахстан.
В 1926 г. Ю.К.Арцыбушев передал в Русский заграничный исторический архив (РЗИА) более 200 подлинных рисунков, которые были включены в 2 альбома. В 1946 в составе бывшего РЗИА поступили в архив.
В 2004 г. было принято решение о реставрации Альбома с рисунками, относящимися к периоду гражданской войны и эмиграции. Основанием для реставрации послужили разрывы и деформация основы, аварийное состояние альбома.
Основа альбома - ветхая, окислившаяся бумага, содержащая древесную массу и лигнин, отрицательно влияла на сохранность рисунков. Слои цветной дублировочной бумаги, технической "конденсаторной" и кальки, различные синтетические клеи, вызывали деформацию, окисление и угасание фрагментов изображения.
После реставрации все рисунки демонтированы из альбома, так как деструктированная основа альбомных листов не допускала их механического использования, и помещены в двойные бумажные паспарту из химически нейтрального картона. Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из бескислотного стабильного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Декларация и Договор об образовании СССР.
30 декабря 1922 г.
ГА РФ. Ф.Р-3316. Оп.1. Д.5Декларация и Договор об образовании СССР были приняты 30 декабря 1922 г. на заседании I Всесоюзного съезда Советов, созванного по решению Конференции полномочных делегаций РСФСР, УСССР, БСССР, ЗСФСР, состоявшейся 29 декабря 1922 г.
Декларация об образовании СССР законодательно закрепила принципы устройства нового государства: добровольность, равноправие и братское сотрудничество народов на базе пролетарского интернационализма. Декларация объявила, что доступ в Союз ССР открыт всем социалистическим советским республикам, так и имеющим возникнуть в будущем.
Договор об образовании СССР зафиксировал порядок вхождения отдельных республик в Союз ССР, установил право свободного выхода республик из Союза, определил порядок образования и компетенцию высших органов государственной власти и управления СССР, единое советское гражданство и т.д.
Декларация и Договор об образовании СССР, хранящиеся в настоящий момент в ГА РФ, включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации под № 3.
Реставрация осуществлена в 2003 г.
Основанием для реставрации послужили разрывы и деформация основы, загрязнения.
Агрессивная среда, создаваемая техническими материалами предшествующего ремонта и упаковочной коробки, отрицательно влияла на сохранность документа. Конденсаторная бумага, небрежно наклеенная на разрывы основы, вызывала потемнение и деформацию листа.
В процессе реставрации бумага была очищена, дублировочные наклейки удалены с помощью водного 10 % раствора Klucel G.
Высокомолекулярная структура этого полимера позволяет проникать микрочастицам влаги через бумажную массу, при этом происходит набухание слоя клея, а текучие чернила остаются неподвижными в течении небольшого промежутка времени, которого достаточно для удаления дублировочного слоя бумаги. Утраты основы были восполнены, разрывы подклеены реставрационной бумагой и клеем из пшеничного крахмала. Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного безкислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Конституция (Основной Закон) РСФСР. 1918 г.
ГА РФ. Ф.Р-1235. Оп.4. Д.11.Текст Конституции был утвержден 10 июля 1918 г. постановлением 5-го Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, проходившего в Москве с 4 по 10 июля 1918 г.
Постановление подписано председателем съезда, секретарем ВЦИК Я.М.Свердловым, членами Президиума ВЦИК В.Аванесовым, Л.Сосновским, Фр.Розиным, Г.Теодоровичем, А.Митрофановым, В. Владимирским, П.Смидовичем.
Конституция РСФСР 1918 г., хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации, включена в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации под № 1.
Реставрация осуществлена в 2003 г.
Основание для реставрации: аварийное состояние основы.
Архивное дело состояло из различных по качеству бумаг, небрежно приклеенных на фальчики из газетной бумаги, сшитых "на прокол" в обложку из кислого картона с использованием щелочных клеев. Технические низкосортные бумаги, кислые и щелочные клеи, технологически неправильно выполненный переплет разрушали основу документа.
В результате реставрации все дублировочные заклейки с лицевой и обратной стороны листов были удалены. Ветхая, рыхлая бумага документа была сдублирована на специальную японскую реставрационную бумагу с небольшим щелочным резервом для стабилизации. Порошащийся машинописный текст закреплен в процессе дублирования клеем из пшеничного крахмала. Каждый лист документа помещен в двойное бумажное паспарту. Для хранения изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного безкислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Генеалогия Корсаков-Римских. [XVII век].
Рукописная книга в кожаном переплете с иллюстрациями.
ГА РФ. Ф.728. Оп.1. Д.27Коллекция Рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца, хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации - одна из самых богатых по своему составу материалов в государственных архивах России. В её составе разнообразные документы XIV - начала XX вв.: от древнерусских летописей до документов французской роялистской эмиграции. Среди материалов коллекции - представленная на выставке Генеалогия Римских-Корсаковых - "рукописная книга в кожаном переплете с иллюстрациями".
Реставрация осуществлена в 2005 г.
Основанием для реставрации послужили разрывы основы, потемнение старых реставрационных дублировок.
Старые многочисленные разрывы основы были заклеены широкими полосам технической конденсаторной бумаги. Эта дублировка вместе с синтетическим клеем типа ПВА, сильно потемнела и окислила старую тряпичную бумагу рукописи. Архивные этикетки, наклеенные щелочным клеем, агрессивно влияли на сохранность рукописной книги. Кожа переплета была пересушена, потерта и имела утраты основы.
В процессе реставрации старые дублировки, архивные этикетки были удалены водным раствором "Klucel G" 10 % концентрации. Утраты основы восполнены, разрывы подклеены реставрационной японской бумагой и клеем из пшеничного крахмала. Кожа перелета была очищена, утраты основы восполнены новой кожей и пергаменным клеем. Переплет пластифицирован смазкой из натурального воска, ланолина и копытного масла.
Для книги изготовлена индивидуальная упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Масонский диплом П.И.Пестеля. 1812 г.
ГА РФ. Ф.48. Оп.1. Д.479. Л.1Пестель Павел Иванович [1793 - 1826], дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И.Б.Пестеля. В 1805-1809 гг. учился в Дрездене, в 1810-1811 гг. в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-14 годов. В 1821 г. назначен командиром Вятского пехотного полка. Обладал обширными научными познаниями, незаурядными организационными способностями и сильной волей. В 1816 г. вступил в "Союз спасения", был основным автором его устава. В 1818 г. организовал в Тульчине управу "Союза благоденствия". Добился принятия членами Союза республиканской программы, заложив тем самым республиканские традиции в русском освободительном движении; обосновывал необходимость цареубийства, уничтожения всех членов императорской фамилии. В марте 1821 г. создал и возглавил Южное общество декабристов. Стремился к слиянию Северного общества с Южным, для чего в 1824 г. ездил в Петербург. В 1825 г. вёл переговоры с представителями Польского патриотического общества о совместных революционных действиях. Арестован 13 декабря 1825 г. в Тульчине. Повешен вместе с четырьмя другими декабристами в Петропавловской крепости.
В марте 1812 г. Пестель вступил в масонскую ложу. Это было время возрождения масонской структуры в России после запрещения масонства Екатериной II. Ложа "Соединенных друзей", в которую вступил Пестель, принадлежала к так называемой французской системе лож: ее отличала аморфность политических и общественных представлений входившей в них аристократической молодежи. Чуждая глубокого морального настроения и сосредоточенной политической мысли, ложа характером своих заседаний больше походила на аристократические пирушки, чем на работу над внутренней человеческой природой . Вместе с тем, ко времени вступления Пестеля в ложу "Соединенных друзей", французские вольные каменщики обретают более определенный облик, примыкая в обострившемся противостоянии внутри масонства к новиковскому направлению, ориентированному на достижение всеобщего благоденствия. И, видимо, не случайно в числе членов этой ложи были такие "либералисты", как Чаадаев и Грибоедов.
Среди бумаг, изъятых после ареста у П.И.Пестеля был комплекс документов, связанных с его принадлежностью к масонам. Эти документы хранятся в настоящий момент в Государственном архиве Российской Федерации в фонде "Следственная Комиссия (Комитет) и Верховный уголовный суд по делу декабристов".
В 2004 г. была осуществлена реставрация ряда масонских документов П.И.Пестеля, в том числе и настоящего диплома.
Основанием для реставрации послужили деформация пергаменной основы, общее сильное поверхностное загрязнение документа. На момент реставрации документ хранился в папке из кислого картона; был сложен в 8 раз.
В ходе реставрации проведена механическая очистка поверхности пергамена; методом удаленного увлажнения грамота была распрямлена.
Для хранения была изготовлены индивидуальные прокладки и упаковка из стабильного бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф. Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
Грамота императора Александра I о жаловании знамени Войску Донскому за подвиги в войне 1812-1813 гг.
19 ноября 1817 г.
ГА РФ. Ф.Р-6672. Оп.1. Д.38.В Государственном архиве Российской Федерации хранится коллекция документов, относящихся к истории казачества и истории России в XVII - начала XX вв. Основу коллекции составляют подлинные документы, вывезенные из России после Гражданской войны в составе Донского казачьего исторического архива и возвращенные в СССР в 1946 г. Среди них - представленная на выставке грамота императора Александра I о жаловании знамени Войску Донскому за подвиги в войне 1812-1813 гг., выполненная на шелке.
Реставрация осуществлена в 2004 г.
Основание для реставрации: аварийное состояние основы грамоты.
В процессе реставрации грамота распрямлена, разрывы продублированы японской реставрационной бумагой "Jpico" устойчивой к кислотам и воде; утраты шелка тонированы по реставрационной бумаге.
Для последующего хранения Грамота монтирована в двойное бумажное паспарту и индивидуальную упаковку из бескислотного картона.
Реставратор - Н.Ф.Паламарь.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта