![]() |
![]() ![]() "Возрожденные документальные сокровища федеральных государственных архивов" (14-30 марта 2008 г.) Федеральное архивное агентство |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Российский государственный архив литературы и искусства
Реставрация рисунков С.М.Эйзенштейна
РГАЛИ. Ф.1923. 91 рисунокСергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948), один из крупнейших мастеров мирового киноискусства, теоретик кино, художник. Он сам писал о своем творчестве, что его "зрительные стенограммы" позволяют расшифровать эволюцию художника и еще лучше понять раскрыть богатство и многообразие его духовной жизни.
В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится фонд С.М.Эйзенштена, в котором собрано творческое наследие великого кинорежиссера, в том числе множество, более 5000 карандашных рисунков, наброском пером и тушью, которые никогда не предназначались им ни для экспозиции, ни для публикации, ни для сколько-нибудь широкого обозрения. Но такова была сила таланта Эйзенштейна, что его рисунки остались не только документальным свидетельством его пристрастий и увлечений, но со временем подтвердилось и их самостоятельное эстетическое значение - настолько выразительным оказалось их пластическое и композиционное мастерство. Если бы мы не знали Эйзенштейна-режиссера, а располагали только его графикой, то этого было бы достаточно, чтобы включить его в ряды наиболее интересных и своеобразных рисовальщиков нашего времени.
Характерной особенностью рисунков С.М.Эйзенштейна, является их крайнее разнообразие в части бумажной основы, на которой они выполнены. Для рисования использовались листы из блокнотов, куски плакатов, обрывки различных бумаг и т.д. Практически все рисунки выполнены простым карандашом, но встречается также использование цветных карандашей и анилиновых чернил.
На части рисунков в различное время были наклеены полоски бумаг. Это было сделано в некоторых случаях с целью устранения механических повреждений рисунков, но в большинстве - для монтирования в выставочных целях. При этом были использованы различные клеи (мучной, ПВА и т.д.) и разные виды неспециальных бумаг. Иногда для этих целей использовались хозяйственные ленты скотч. Сведения, документально подтверждающие проведение этих работ, отсутствуют.
На обратной стороне ряда рисунков в разное время были сделаны производственные пометы, выполненные, в большинстве, шариковой ручкой, а также чернилами, в состав которых входят анилиновые красители. На ряде документов остались следы ржавчины от металлических скрепок, которыми они были скреплены.
Состояние рисунков и помет, с точки зрения их химической стабильности, характеризуется хорошей степенью сохранности.
Состав бумажной основы по волокну - разнородный у различных документов. Некоторые документы выполнены из 100 % целлюлозы, некоторые - 100 % древесной массы, остальные характеризуются промежуточными значениями этих показателей. Уровень кислотности (рн) бумажной основы также разнородный, от рн =5,2 до рн = 6,3.
Для реставрации каждого рисунка, исходя из его специфических характеристик, вырабатывалась индивидуальная технологическая схема.
При проведении реставрационных работ использовались мучной клей различной консистенции и специальные отечественные и импортные реставрационные бумаги. Для реставрации ряда рисунков, бумажная основа которых обладала повышенной кислотностью, а средства записи информации характеризуются устойчивостью к изменению уровня рн, мучной клей готовится на буфере (меловой суспензии). Удаление полимерного слоя липких лент было проведено механически, а удаление слоя (следов от него), в состав которого входят клеящие вещества - с использованием тетрахлорэтилена, бензина и ацетона. Для тонирования восполненных участков использовались карандаши и пастель различных цветов.
Паспарту для хранения рисунков были изготовлены из специального картона марки "Canson".
В ходе реставрационных работ проведена полная дереставрация документов, ликвидированы их механические повреждения и осуществлено общее физико-химическое укрепление. Следует учесть, что карандашные рисунки и тексты в принципе имеют изначально низкую стойкость к истиранию. Проведение, в ходе консервационных работ, монтирования в индивидуальные паспарту позволило резко снизить вероятность их физической деструкции.
Реставрация была проведена в 2003 г.
Реставраторы: И.С.Белякова, О.В.Дунаева, Л.М.Иванова, А.Ю.Исайкина, Н.А.Костерева, Ю.В.Савкова, Е.А.Серегина, О.С.Темерина - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря.
Финансирование работ осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
На протяжении многих лет проблемами реставрации и восстановления архивных документов занимаются такие сотрудники РГАЛИ, как Н.А.Черникова, С.В.Зыкова, Г.М.Гаврилова, Н.Н.Штевнина, М.В.Золотова.
С.М.Эйзенштейн
С.С.Прокофьев дирижирует.
Дружеский шарж на программе.
Карандаш. [13 января 1945].
РГАЛИ. Ф.1923. Оп.2. Ед. хр. 1519. Л.1.С.М.Эйзенштейн
"Добрые советы" (из французской пьесы). Рисунок
Карандаш. 4-9 февраля 1945
РГАЛИ. Ф.1923. Оп.2. Ед. хр. 1520. Л. 2.С.М.Эйзенштейн.
"Как некое воспоминание об Акапулько. Юноша".
Рисунок. Карандаш. 14-17 апреля 1945
РГАЛИ. Ф. 1923. Оп.2. Ед. хр. 1526. Л.С.М.Эйзенштейн.
А.Каплер. Котовский. Москва.1940. Машинопись.
14-17 апреля 1945.
РГАЛИ. Ф. 1923. Оп.2. Ед. хр. 1526. Л. 5об.С.М.Эйзенштейн. "Иван Грозный". Приём послов
30 марта 1942.
РГАЛИ. Ф.1923. Оп.2. Ед.хр. 1694. Л. 1.С. М. Эйзенштейн.
"Иван Грозный". "Пролог. Схема Ангела с огненным ликом".
РГАЛИ. Ф.1923. Оп.2. Ед. хр. 1696. Л. 1.
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта