![]() |
![]() ![]() Историко-документальная выставка "Архивная Россика. Новые поступления 1997-2007 гг." (24 - 26 декабря 2007 г.)
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
Русская колония в Сан-Франциско и его округе составляет несколько десятков тысяч человек. Но если первые шаги русских в Калифорнии и история трагической любви Николая Резанова и испанки Кончиты Аргуэлло хорошо известны современному россиянину из перепетий рок-оперы ""Юнона" и "Авось"", то история жизни тысяч русских эмигрантов, прибывших в Калифорнию в ХХ веке для них остается просто неизвестной.
Хотя к 1917 году в городе Сан-Франциско действовало и русское консульство, и возвышалась одна из крупнейших церквей в США - Свято-Троицкий собор - признанным центром русской диаспоры на западном побережье США город стал в 1930 году после официального учреждения Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви за рубежом. А поток беженцев из России не иссякал. И самое массовое пополнение русской диаспоры оказалось связано с окончанием Второй мировой войны и провозглашением Китайской Народной республики в 1949 году. Тысячи беженцев, составлявших в 1920-х- 1930-х русское население Харбина и Шанхая, справедливо опасаясь преследований "красных" китайцев, оставляли насиженные места. Их путь был и тяжел и долог, он пролегал через лагеря на Филиппинах и других островах Тихого океана, он изобиловал трудностями и лишениями. Для многих он оказался растянут на долгие годы и пролег через страны Южной Америки и Австралию, ибо страна иммигрантов - США принимала отнюдь не всех желающих.
Среди прибывших в этот период был один из выдающихся пастырей Русской Православной Церкви владыка Иоанн Сан-Францисский. Именно он оказался признанным главой русской колонии и центром ее духовной жизни. Именно благодаря его неустанным трудам город оказался украшен кафедральным собором во Имя Пресвятой Богородицы, освященным в 1966 году.
И если духовным центром колонии была церковь, то интеллектуальная жизнь с 1940 г. сосредоточилась в стенах Русского центра. С момента организации в состав Центра вошел целый ряд эмигрантских объединений - Церковный комитет и сестричество собора Всех Скорбящих, сестричество Свято-Троицкого собора, Общество покровительства и просвещения русских детей, Общество русских артистов, женский дом милосердия, Русское историческое общество, Русское рыболовное и охотничье общество, Шахматный кружок и Русский мужской хор, а также некоторые другие. А в 1941 году Центр обзавелся и собственным печатным органом - газетой "Русская жизнь", существующей и до настоящего времени. Городские власти передали Центру трехэтажный дом, ставший центром культурной и общественной жизни русской колонии. Музыкальные вечера и концерты, спортивные состязания и русские фестивали, встречи эмигрантов разных поколений - эти и многие другие мероприятия привлекали туда не только выходцев из России, но и просто горожан.
В 1948 году в здании Русского центра был основан Музей-Архив русской культуры. Это было вполне закономерное решение многих деятелей русской колонии. И политические деятели русской эмиграции, и деятели культуры, и простые эмигранты - все они чувствовали настоятельную необходимость сохранить для России будущей память о России прошлой. Главной целью учредители Музея поставили собирание и сохранение материалов по истории России. Что мог вывезти с собой эмигрант? Немного вещей, фотографии, письма и любимые книги. Все, что напоминало о родине, что можно было собрать у своих собратьев, - все годилось для коллекций музея. А одним из первых дел стало создание общедоступной библиотеки.
В 2006 году библиотека по решению Совета Музея была передана в Государственный архив Российской Федерации, где хранится в качестве отдельного собрания.
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта