Н.И.Свищов-Паола с фотоаппаратом - 1921 г.

Форма для отправки e-mail в архив

новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Российский государственный архив кинофотодокументов
Перечень федеральных архивов
Контактная информация
История архива
Характеристика фонда
Научно-справочный аппарат
Услуги
Новости
Избранные публикации

Избранные публикации

В.Н.Баталин

"Архивный детектив: маршал В.К. Блюхер = граф фон Гален?"


(Выступление на Архивных чтениях 4 ноября 2003 года.)


НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Всем нам широко известны имена таких "самозванцев", как Григорий Отрепьев, Емельян Пугачев и княжна Тараканова, "вклепавших на себя" (выражаясь терминологией XVIII века) чужие имена царевича Димитрия, императора Петра III и дочери императрицы Елизаветы Петровны. Народная молва отождествляла разбойника Кудеяра с сыном царя Ивана Грозного, а императора Александра I с неким монахом - и это только наиболее известные примеры. Библиография исследований, как специальных, так и популярных, в которых в той, или иной степени рассматриваются проблема "самозванства", или тождественности разных историчемких личностей, весьма обширна. Со своей стороны, я хотел бы рассказать сегодня о двух людях, которых молва объединила, помимо их воли, в одно историческое лицо.

Несколько лет тому назад ко мне обратился Thomas Kufus (Zero film) и рассказал следующую историию. В 1938 году, когда не только в СССР, но и за границей стало известно об аресте маршала В.К. Блюхера, в Германии один человек, прочитав в газетах эту информацию и рассмотрев фотографию В.К. Блюхера, заявил, что В.К. Блюхер не кто иной, как якобы погибший в 1915 году на Русском фронте ротмистр австро-венгерской армии граф Фердинанд фон Гален. Сделавший столь сенсационное заявление был бывший денщик фон Галена. То есть, возникла легенда, что ротмистр фон Гален не погиб в Карпатах, а был взят русскими в плен, а после революции 1917 года перешел на сторону "красных", принял имя и фамилию Василий Блюхер, и под этим именем вошел в историю как герой Гражданской войны и один из первых маршалов Советского Союза, к тому же первым награжденным высшим, в свое время, орденом Красного Знамени.

Томас Куфус (к слову - он был, впоследствии, продюсером фильма А. Сокурова "Молох") предложил мне принять участие, в качестве консультанта по архивам, в создании документального фильма об этой истории. Финансирование этого проекта взял на себя родственник Фердинанда фон Галена - Михаэль фон Гален, живущий в настоящее время в Берлине и работающий на производственной киностудии "Опал". Из разговора я понял, что все немцы, работавшие над этим проектом уже несколько лет, абсолютно уверены, что В.К. Блюхер и Фердинанд фон Гален являются одним и тем же лицом. На чем базировалась подобная уверенность? На трех "китах": 1) на заявлении (более, чем полувековой давности) денщика фон Галена; 2) на том факте, что в период работы в Китае В.К. Блюхер имел паспорт на имя З.В. Галина, и 3) на заключении профессора, кандидата медицинских наук Рихарда П. Хелмера из "Экспериментальной судебной медицины Института судебной медицины Боннского университета", который провел сравнительное фотоисследование личностей ротмистра фон Галена и маршала Блюхера по заказу Михаэля фон Галена.

Даже то, что советский маршал Василий Константинович Блюхер носил ту же фамилию, что и знаменитый прусский маршал и герой войн с Наполеоном Гебхард Блюхер, и то рассматривался немцами как многозначительный факт, свидетельствующий о том, что фон Гален, будучи немцем, взял эту фамилию в знак уважения к этому отважному вояке.

Рассмотрим теперь факты, якобы подтверждающие теорию, что Василий Блюхер изначально был Фердинандом фон Галеном.

На высказывании денщина фон Галена я остановлюсь в дальнейшем, а сейчас поговорим о китайском паспорте В.К. Блюхера и рассмотрим результаты судебно-медицинского заключения.

В 1924-1927 годах В.К. Блюхер был главным военным советником Национально-революционного правительства Китая. Современный Михаель фон Гален обратился в 1991 г. в Министерство обороны СССР с просьбой провести поиски документальных материалов, относящихся к жизни и деятельности В.К. Блюхера. В ответном письме начальника историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального штаба ВС СССР полковника И.Венкова от 24 октября 1991 г.: написано, что (цитирую) "...советские архивисты провели поиск и исследование документальных материалов, относящихся к жизни и деятельности В.К. Блюхера" (родился в 1889, призван на службу в 1914, служил в 19 Костромском полку, в сентябре 1915 был уволен в запас вследствие полученных ранений)"...."Был обнаружен документ, который, видимо, и стал основанием для слухов о том, что Блюхер - это некто Гален. Речь идет о виде на жительство, выданное Блюхеру 26 января 1927 г. генеральным консульством СССР в Ханькоу, который работал тогда под именем Зоя Всеволодовича Галина. Скорее всего, деятельность Блюхера в ту пору требовала определенной конспирации и ему было предложено взять в качестве псевдонима какую-нибудь фамилию. Таким образом, по имени дочери Зои он назвал себя Зоем, имя жены Галины использовал в качестве фамилии, которая написана в документе, как Галин, но не Гален."

Для меня подобный комментарий полковника И.Венкова выглядел достаточно аргументированным - но не для немцев!

Теперь о судебно-медицинской экспертизе, проведенной профессором Р.Хелмером из Институт судебной медицины Боннского университета. В своем письме Михаэлю фон Галену от 16 марта 1993 года он писал, что провел сравнительное фотоисследование личностей ротмистра фон Галена и маршала Блюхера.

Р.Хелмер сравнивал отдельные признаки на 3 фотографиях фон Галена и на 3 фотографиях Блюхера, это обусловлено было тем, что (цитирую) "различимость отдельных признаков на фотографиях является совершенно разной".

"....я прихожу к выводу, что возможно доказать всего 42 совпадающих признака на фотографиях ротмистра и маршала. Из них 31 признак, относительно их значения, являются ведущими, так как речь идет о неизменяемых признаках, которые, однако, не распознаются или не в равной степени хорошо распознаются в каждом случае на всех фотографиях."... "Существенное совпадение признаков наблюдается в следующих зонах: тип телосложения, контур лица, форма бровей, расположение глаз, форма век, форма носа, вид хоан, форма губ и рта, контур подборотка. Форма и вид ушных раковен на фотографиях совпадают. Правда, уши каждый раз можно распознать только с одной перспективы: наискось спереди, так что сравнение более мелких деталей не может быть проведено с достаточной уверенностью".

Всего в заключении приводится 102 пункта, по которым проводилось сравнительное исследование (во всяком случае, данными о таком количесте я располагаю). Заключение выглядит по-немецки тщательным, подробным, но позволяет трактовать его выводы в каком угодно контексте. Профессор Р.Хелмер, на мой взгляд, намеренно "утопил" суть исследования в описании мельчайших деталей, например (цитирую): "На фотографии ротмистра, изображение 2, на основании носо-губной складки справа можно распознать маленькое точечное изменение кожи, которое выглядит так, как будто речь идет о маленькой фиброме, эта особенность наблюдается на фотографии маршала (изображение 6) в очень неотчетливой форме. Неузнаваемость на других фотографиях не исключает того, что такого рода маленькая кожная опухоль, тем не менее, существует на соответствующем месте, однако не может распознана или в результате неудачного освещения, или, возможно, была отретуширована, Изменение кожи, наблюдаемое у маршала на изображении номер 6, могло бы, однако, в своей форме и локализации соответствовать особенности кожи на иллюстрации 2. Необходимо указать на то, что в случае таких мелких деталей всегда существует опасность того, что речь также может идти и о адефакте. С другой стороны, такого рода результат является, естественно, веским доказательством идентичности личностей." Извините за длинную цитату, но она, по-моему, наглядно характеризует проведенное судебно-медицинское иссследование, в котором из 42 совпадающих признаков большинство базируется на таких совпадениях, как "раса" - в обоих случаях "1 европейская", тип сложения - "2-3 лептометроморф", форма роста - "3 метропласт" и кончик носа\главное направление - "4 неопределенное".

Не знаю как Вас, но меня подобное исследование ни в чем не убедило, тем более, что в своей повседневной работе, как и многим архивистам РГАКФД, мне часто приходится проводить идентификационные исследования при работе как с фотодокументами, так и с кинодокументами, и определенными навыками в проведении этих исследований я уже обладал.

Немцы также обратились за интересующей их информацией не только в Министерство обороны СССР, но и на родину В.К. Блюхера в г.Рыбинск, где и сейчас чтят своего знаменитого земляка и собирают всю возможную информацию о нем. Это, по мнению немцев, должно было подтвердить их версию о том, что человека по фамилии В.К. Блюхер до 1915 года или вообще не было, или помочь в прояснении путей возможного пересечения жизненных путей В.К. Блюхера и фон Галена. По данным Рыбинского историко-художественного музея (цитирую):

"В.К. Блюхер родился 1890г. в д.Барщинке, Рыбинского уезда, Ярославской губернии.
Ноябрь 1912-1914 - Призван в ратники государственного ополчения.
Август 1914 - числится в списке по нижним чинам 56 пехотного запасного батальона.
8 января 1915 - ранен под Тернополем, госпиталь.
До нач. 1916 - уволен "в первобытное состояние". Приезд в Барщинку, лечение в деревне.
.............
В анкетах от 1934 г. В.К. Блюхер называет 4-х родных детей и 2 усыновленных.
От первого брака с Галиной Павловной Покровской было 3-е детей.
Во время работы в Китае Блюхер познакомился с Галиной Александровной Кольчугиной - переводчицей. От этой связи родился сын (1928г.) Василий. Их брак не был зарегестрирован.
Второй брак с Глафирой Лукиничной Безверховой состоялся в 1932 г. в г.Хабаровске, прожили они вплоть до самого ареста в 1938 г. От этого брака было двое детей."

Как видно из этой информации о В.К. Блюхере, в г.Рыбинске не сомневались, что человек с такой фамилией был.

Следует при этом отметить, что из имеющихся на тот момент биографических данных на В.К. Блюхера видно, что некоторые разночтения существуют. Например, во всех изданиях, в том числе, в Большой Советской энциклопедии и в данных из Рыбинского музея, годом рождения В.К. Блюхера указан 1890 год. В упоменаемом мной выше письме полковника И.Венкова годом рождения назван 1889 год. В загранпаспорте на имя З.В.Галина фигурирует также 1889 г. Думается, что Блюхеру, при оформлении паспорта под другой фамилией не было нужды искажать подлинный год своего рождения, каковым следует считать 1889 г.

Между прочим, в хранящейся в РГВА учетной карточке на В.К. Блюхера, составленной в гестапо 13 февраля 1936г. написано:

"Год рождения - 1889
Гражданство - СССР
Псевдоним - "Генерал Гален"
Во время мировой войны был солдатом, затем унтер-офицером и вышел в отставку в 1916 г. после тяжелого ранения".

По данным Рыбинского музея В.К. Блюхер в ноябре 1912 был призван в ратники государственного ополчения, каковым являлся и в 1914 году. По сведениям полковника И.Венкова В.К. Блюхера призвали на военную службу в 1914г. Все эти разночтения однозначно трактовались немцами как косвенное свидетельство фабрикации биографии В.К. Блюхера под фон Галена. Правда, даже горячих сторонников тождественности Блюхера и Галена несколько смущала (но не очень!) разница в их возрасте. Если В.К. Блюхер родился в 1889 году (или в 1890), то граф Фердинанд фон Гален родился 5 декабря в 1874 году - на 15 лет раньше!

Тем не менее, сенсация уже овладела "широкими германскими массами", фильм, почти, готов был к запуску, оставалось немногое: взять интервью у вдовы В.К. Блюхер Глафирой Лукиничной, живущей в Москве, побывать в доме Блюхера в Хабаровске, в котором он жил, будучи командующим ОДВА (в настоящее время в этом доме штаб Забайкальского военного округа) - это брал на себя Томас Куфус, а мне предлагалось поискать информацию о Блюхере и Галене в РГВИА.

Забегая вперед, скажу, что интервью с Глафирой Лукиночной Блюхер очень обнадежило Томаса Куфуса: помимо прочих интересных фактов из их совместной жизни, она рассказала и такой: во время их совместного отдыха в компании друзей, один из них, в шутку, окликнул В.К. Блюхера "эй, граф!", и Глафира Лукиночна со смехом вспоминала, как Блюхер изменился в лице. Следует отметить, что Т.Куфус, к этому моменту, еще не рассказал ей о предположении, что В.К. Блюхер, возможно, и в самом деле был графом. Почему В.К. Блюхер так отреагировал на это обращение? Наверное потому, что совсем недавно разных там "графьев" без лишних разговоров ставили к стенке, и назвать графом красного командира было сомнительной шуткой.

Что касается моей возможной работы с документами РГВИА, то видимо самой судьбе было угодно, чтобы именно в тот момент я занимался расшифровкой киносъемок 1915 года о командующем 11-ой армией генерале Д.Г.Щербачеве, и с этой целью знакомился с хранящимися в РГВИА документами, а так как В.К. Блюхер и фон Гален воевали, с разных сторон, именно на участке фронта армии генерала Д.Г.Щербачева, то мне не составило труда объединить направления этих поисков.

Итак, что же мне было известно о графе Фердинанде фон Галене к началу поисков? Родился 5 декабря 1874 года, прекрасный горнолыжник, с началом войны пошел в армию, ротмистр. Погиб 24 января 1915 года около населенного пункта Баница (Banica). Видимо, фон Гален был не простым ротмистром, т.к. из г.Вены была прислана комиссия, которая занималась выяснением обстоятельств его гибели. Его трупа комиссия не видела, т.к. фон Гален был убит во время вылазки в расположение русских войск, и только в марте 1917 года труп фон Галена был эксгумирован и опознан вдовой. Но ныне живущий Михаэль фон Гален добросовестность опознания вдовы ставил под сомнение.

О В.К. Блюхере было известно несколько больше: с маршевой ротой в 1914 году направлен в 5 пехотную дивизию, где поступил на пополнение 19 Костромского полка в 3 роту, в ноябре 1914 года произведен в младшие унтер-офицеры. Награжден за боевые заслуги двумя георгиевскими крестами и георгиевской медалью. 8 января (21 января по "новому стилю") 1915 года тяжело ранен в бою на реке Дунаец под Тернополем (или Тарновом, как он раньше назывался).

В сентябре 1915 года уволен "в первобытное состояние" вследствие полученных ранений.

Все эти данные, в большинстве своем, фигурировали, применительно к В.К. Блюхеру, во всех изданиях, включая БСЭ и в данных Министерства обороны СССР.

Приступая к поискам, у меня не было особых иллюзий на благоприятный результат поиска - уж очень проблематичной представлялось мне сама возможность отыскать документы, в которых фигурировали бы фамилии В.К. Блюхера и, тем более, фамилия какого-то австро-венгерского ротмистра, тем не менее, кое-что мне удалось разыскать об обоих наших героях.

Я не буду здесь рассказывать о путях поиска найденных документов, который сам по себе был достаточно любопытным, а остановлюсь на собственно результатах этого поиска.

Итак, что же удалось разыскать о ротмистре фон Галене?

В "Полевой книжке штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии" читаем донесение начальника штаба Х корпуса 11 января № 73 из Линники (напоминаю, что здесь и далее даты по "старому стилю". 11 января в России - это 24 января "по современному" стилю) -

"10 часов противник небольшими частями пытался потеснить левый фланг охранения Кавказской дивизии. Огнем противник был отбит, оставив убитыми трех нижних чинов, одного офицера, пять взято плен. № полка будут сообщен дополнительно. У Воловес взято три плен 97 пех.полка. Остальном фронте без перемен. Одинцов."

В тот же день - 11 января 10-30 № 81.

"Разведывательная.

Дополнение № 73. Взятые у Банницы пленные 9 ландверного и пятого ландверного, убитый офицер 91 полка которого здесь нет офицер был прикомандирован. Отобранные бумаги представлю завтра. Начальник штаба Кон. К-са Г.Ш.Полковник Одинцов. Линники."

В № 88:

"К № 81. Сейчас отправил 12 пленных взятых у Банницы и Сенкова и бумаги отобранные у убитого офицера. Одинцов".

Дальше по инстанции:

Командир конного корпуса генерал Хелмицкий. 11 января 6 часов вечера № 83. Место отправления Барне.

"Сегодня в 10 ч. 30 мин. Утра около 50 чел. Пехоты пр-ка повели наступление на Баница, но были отбиты ружейным огнем пятой сотни Екатеринодарцев. У пр-ка убиты: 1 оф. и 3 ниж.ч., ранено много, захвачено в плен раненых шесть и здоровых семь н.чинов. Четыре из них 9-го ландверного п., два 5-го Ландверного п. Один 91-го полка (он денщик офицера, говорит, что этого полка здесь нет, он был прикомандирован)".

Далее читаем:

"Пятый ландверный п. 3-го корпуса, в ротах этого п. По 230 чел. Одеты в коротких меховых куртках внутрь. Пленных и бумаги вышлю завтра утром. Раненые тех-же полков. Убитый офицер немец лыжник 91-го пех.п.     Ген.-м. Филимонов".

Из приведенных документов со всей очевидностью видно, что речь идет именно о ротмистре графе Фердинанде фон Галене, хотя его фамилия и не называется. То, что в документах офицер назван "немцем", говорит лишь о его национальности, т.к. национальности "австриец" в начале 20-го века не существовало.

Никаких других стычек между русскими и австро-венгерскими войсками в этот день, на интересующем нас участке фронта, не было.

Так же ясно, что современные ссылки на высказывания денщика не состоятельны, т.к. денщик, попавший в плен, не мог не знать, что его офицер был убит.

Теперь о В.К. Блюхере.

В документах 19 пехотного Костромского полка читаем:

"Список нижним чинам 56 пехотного запасного батальона, прибывшим на укомплектование 19 пех. Костр. Полка", - Это приложение к приказу по полку от 18 ноября 1914г. № 352 параграф 7 (всего 232 человека) - на стр. 265 (обор.) - 4 рота - "ряд. Блюхер Василий Константинов". На довольствие - с 17 ноября)".

1-е несоответствие: в анкете В.К. Блюхер пишет, что взят по мобилизации в августе 1914 г., пробыв 2 недели в 93 запасном батальоне с маршевой ротой направлен в 5 пехотную дивизию, где поступил на пополнение 19 Костромского полка рядовым в 3 роту.

Перепутанные номера запасного батальона и роты можно списать на простую забывчивость В.К. Блюхера по прошествии немалого количества лет и малозначимости для него конкретно этих данных.

В "Приложении к приказу по полку от 31 декабря 1914 г. "Список денежных переводов" на стр. 83 читаем: 4 рота - "Василию Блюхеру" - 5 рублей.

Деньги, видимо, не были переданы, т.к. в другом документе от 31 января 1915 г. записано:

"От командира 4 роты - переданы денежные переводы на пропавших (так в тексте - В.Н.Б.) без вести Александра Сапрыкина (10 р.) и ран. Василия Блюхера (5 р.)"

По документам можно восстановить картину ранения В.К. Блюхера. Есть следующая запись в "Журнале военных действий полка":

8 января - "Сильно обстреливается 2-й батальон, где граната попала в окопы 1-го убила и несколько человек ранила".

Можно предположить, что именно эта граната (т.е. артиллерийский снаряд) и стала причиной тяжелого ранения В.К. Блюхера.

В списке убитых и раненых на январь, в 4-й роте - в числе раненых - Василий Константинович Блюхер "(зап. рядовой)" - 8 января.

Таким образом, запись в анкете В.К. Блюхера: "произведен в мл.унт.офицеры - 1914 ноябрь" не соответствует действительности. Как, впрочем, и наличие таких воинских наград, как двух Георгиевских крестов.

В просмотренных мной списках награжденных за 1914 - первую половину 1915 годов В.К. Блюхер не фигурирует, и только в приложении к приказу по полку от 2 июля 1915 г. находим "Список награжденных за боевые отличия Георгиевскими медалями 2, 3 и 3-й степени" (так в тексте): "рядовой Василий Блюхер" - Георгиевская медаль 4 степени № 313935 за 28 ноября 1914 г."

Статут солдатского знака Георгиевского креста и Георгиевской медали предполагал строгую последовательность получения крестов и медалей - от 4-й степени через 3-ю, 2-ю и потом 1-ю. Исключений никогда не допускалось. Следует добавить, что в России подобная последовательность строго соблюдалась применительно ко всем орденам, которые имели несколько степеней.

На фотографии В.К. Блюхера от 1915 г. которая присутствует во всех изданиях о нем, видно, что позирует рядовой (на погонах не видно двух "лычек", положенных младшему унтер-офицеру), с одной Георгиевской медалью на груди и саблей на поясной портупее. Сабля явно из атрибута фотоателье для придания облика воинственной "мужественности" фотографирующимся, т.к. в пехоте (напоминаю, что В.К. Блюхер служил в 19 Костромском пехотном полку) только офицерам положено было носить шашку (но не саблю!) и на плечевой, а не на поясной, как в кавалерии, портупее.

Больше документов, в которых упоминался бы В.К. Блюхер, мне найти не удалось. Думается, что можно верить В.К. Блюхеру, который в анкетах потом писал: "уволен в первобытное состояние вследствие полученных ранений - 1915 сентябрь".

Из упомянутых документов ясно, что такая личность, как В.К. Блюхер, существовала и что ротмистр граф Фердинанд фон Гален был убит под Баницей 24 января 1915 г. (по новому стилю). Таким образом, сенсация не состоялась, чем очень были огорчены немцы, и после этих моих архивных изысканий проект создания документального фильма о тождественности маршала В.К. Блюхера и графа фон Галена был "похоронен" - факты победили фантазии.


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'