Н.И.Свищов-Паола с фотоаппаратом - 1921 г.

Форма для отправки e-mail в архив

новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Российский государственный архив кинофотодокументов
Перечень федеральных архивов
Контактная информация
История архива
Характеристика фонда
Научно-справочный аппарат
Услуги
Новости
Избранные публикации

Избранные публикации

Е.В.Харитонова

Фотодокументы фототеки Киноцентра:
проблемы архивоведения и источниковедения


(Выступление на Архивных чтениях 4 ноября 2003 года.)


НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В настоящее время огромный массив исторически ценных фотодокументов находится в составе ведомственных архивохранилищ. Среди обладателей наиболее крупных собраний фотодокументов можно назвать: информационные агентства, редакции газет и журналов, творческие союзы, общественные организации и т. д. В них сконцентрирован колоссальный объем фотодокументов, в своей совокупности превышающий объем фотодокументов, отложившихся в государственных архивах.

В этой связи встает несколько взаимосвязанных между собой вопросов, непосредственно касающихся организации и системы хранения документов, находящихся в ведомственных фототеках. В первую очередь это касается их учета, классификации и технического состояния. Это обусловлено тем, что часть фотодокументов, находящихся на ведомственном хранении, еще не учтено и не описано в соответствии с существующими архивными требованиями. Кроме того, значительное число этих фотодокументов требует проведения источниковедческого анализа. Это вызвано слабой аннотированностью документов, отсутствием основных данных об их происхождении и содержании, примером чего является фототека Киноцентра.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть данный круг проблем на примере деятельности этой организации на протяжении четверти века ее существования.

Основываясь на данных немногочисленных документов по данной проблеме, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), удалось выяснить, что первоначально фототека была структурным подразделением Бюро пропаганды советского киноискусства (БПСК), организованного в 1959 году при Союзе кинематографистов СССР[1]. В Положении о БПСК, одной из задач, стоявших перед ним было "издание и распространение на территории СССР открыток с портретами киноактеров и других творческих работников кино"[2]. Также в планы работы БПСК был включен выпуск фотоальбомов и буклетов. Среди немногочисленных архивных документов о деятельности БПСК есть справка, датированная 1964 годом. В ней говорится о том, что в редакционно-издательском отделе БПСК существует фототека портретов киноактеров, что для фотосъемок привлекались высококвалифицированные фотографы. В этом документе также подчеркивалась необходимость упорядочения хранения и учета фотодокументов фототеки[3].

В марте 1967 года в составе редакционно-издательского отдела была создана фототека цветных диапозитивов (год спустя она стала пополняться цветными негативами). Следует заметить, что временем начала работы фототеки считается 4 марта 1967 года - дата первой записи в книге учета и описания. Других документов, подтверждающих или опровергающих этот факт, на данном этапе исследования выявить не удалось.

В 1988 году БПСК было фактически ликвидировано, а его функции переданы Всесоюзному Киноцентру. В его распоряжение наряду с другими материалами были переданы документы обеих фототек. Некоторое время они продолжали пополняться фотодокументами, но в начале 1990-х годов этот процесс прекратился, и фототеки были "законсервированы".

В результате анализа содержания книг учета и описания, являющихся основными справочными документами, выяснилось, что ко времени окончания деятельности фототеки цветных диапозитивов в ее составе насчитывалось более 300 000 фотодокументов (цветных негативов и диапозитивов).

В момент поступления в Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) в феврале 1999 года часть фотодокументов фототеки, в силу ряда причин, была утрачена, а оставшиеся документы находились в неупорядоченном виде. Таким образом, на первом этапе работы с фотодокументами не представлялось возможным установить их точное количество. Ряд книг учета и описания также были утрачены (из 19 книг сохранилось только 12).

В связи с этим рассмотрение вопросов учета, описания и хранения фотодокументов в фототеке представляется одним из основных в рамках данной темы. Подход к учету и описанию фотодокументов, принятый на начальном этапе деятельности фототеки, оставался неизменным в течении всего периода ее существования. Учет и описание цветных диапозитивов и цветных негативов осуществлялся в одной книге, но по разным системам. За основную объединенную единицу учета диапозитивов и негативов была принята серия-ряд фотодокументов, связанных одной темой, например: "Архитектурные памятники Пскова", "Армянская ССР", "Современная советская станковая скульптура, "Музей Прадо.Мадрид", "Художник А.Шевченко", "Советский антиалкогольный плакат 1920-х-1930-х годов", "Народное образование", "Красноводский заповедник", и др. Серии учитывались в валовом порядке по мере их поступления в фототеку. Внутри серии диапозитивы учитывались по мере возрастания: от 1 до 12 или до 24 (в зависимости от количества документов), например: учетный номер диапозитива 1032-15, где 1032-порядковый номер серии, 15-порядковый номер диапозитива внутри серии. Иногда серия состояла из двух, реже трех выпусков. В этом случае диапозитивы каждого выпуска имели свою нумерацию в порядке возрастания.

Учет негативов проводился в валовом порядке вне зависимости от их принадлежности к той или иной серии, например: учетный номер негатива Д 80-24773, где 80 обозначает 1980-й-год приема фотодокументов на хранения в фототеку, а № 24 773 порядковый номер негатива по книге учета и описания. Весь объем фотодокументов подразделялся на "основные", "дубли" и "эталоны" (диапозитивы и цветные негативы). Таким образом в состав серии под одной аннотацией , но разными учетными номерами входили "основной" негатив, "основной" диапозитив и комплект "дублей" и "эталонов" к ним. В связи с этим количество единиц хранения, относящихся к одной аннотации, иногда доходило до 16 и более.

Наряду с этим необходимо отметить, что негативы, диапозитивы, "дубли" и "эталоны" не имели учетного номера, зафиксированного на полях негатива если это негатив 1-го размера) или на перфорации (в случае с диапозитивами и негативами 0-го размера). Эта специфическая особенность в системе учета и хранения заключала в себе опасность перепутать или даже потерять фотодокументы при их использовании.

Вопрос полноты и точности описания фотодокументов фототеки также является важным, поскольку в ряде случаев информация об объекте съемки, содержащаяся в книгах учета и описания, есть единственная отправная точка для работы по дальнейшей атрибуции фотодокументов. В связи с тем, что в аннотациях довольно часто встречаются неточности и ошибки, работа с такого рода фотодокументами требует особого внимания.

Хранение "основных" негативов и диапозитивов, "дублей" и "эталонов" к ним в фототеке было раздельным. Таким образом, фотодокументы одной серии были рассредоточены по разным ящикам в пределах фототеки: "основные" негативы с контрольными отпечатками, краткими аннотациями и учетными номерами на конвертах находились в одном ящике, "основные" диапозитивы в пластмассовых рамках, хранились в картонных коробочках, на крышках которых указывался номер серии, а "дубли" и "эталоны" ( цветные негативы и диапозитивы) в конвертах с контрольными отпечатками и учетными номерами были помещены отдельно от других фотодокументов. Такой принцип хранения существенно затруднил работу по первоначальному учету фотодокументов после их поступления в архив, поскольку было необходимо выявить все фотодокументы, относящиеся к одной серии во избежание приема на хранение документов с повторяющейся информацией.

В связи с тем, что фототека Киноцентра является разноплановым по своему тематическому составу комплексом документов, одним из важнейших представляется вопрос их классификации.

Рассматривая весь комплекс фотодокументов, можно выделить несколько основных тематических групп. Одной из самых значительных по объему фотодокументов является группа видовых снимков городов, архитектурных и скульптурных памятников, музейных экспозиций на территории СССР и ряда зарубежных стран. Фотодокументы, на которых запечатлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов составляют вторую группу. К третьей группе относятся фотоснимки обитателей заповедников и зоопарков, съемки природных ландшафтов на территории СССР и за рубежом. Последняя группа объединяет фотодокументы, иллюстрирующие борьбу за мир в СССР и других странах, пропагандирующие советский образ жизни. Количественное соотношение фотодокументов в этих группах распределяется следующим образом: в состав первой группы входит около 40 % документов, вторая наиболее многочисленная группа содержит более 50 % снимков, третья и четвертая группы содержат соответственно по 5 % от общего числа фотодокументов.

Анализ состава и содержания основных групп фотодокументов позволил выявить две тенденции, одна из которых заключается в повторяемости одних и тех же фотоснимков в сериях разной тематики, вторая указывает на повторение некоторых серий целиком. Например, в первом случае серия "Архитектурные памятники Ленинграда" содержит снимки фрагментов ограды Летнего сада. Дубли этих снимков находятся в серии "Мосты и решетки Ленинграда", при этом автор съемки и в первом и во втором случае В. Бабайлов, но серии были зарегистрированы в книгах учета и описания в 1978 и 1983 году соответственно. Реже встречаются случаи, когда разные фотографы с разницей в несколько лет почти зеркально повторяют фотосъемку одного и того же объекта. Тематическая повторяемость серий относится в основном к видовым снимкам городов, архитектурных и скульптурных памятников. Так объектами съемок многократно становились архитектурные и скульптурные памятники Москвы, Ленинграда и их окрестностей, Вильнюса, Риги, Таллина, Киева, Минска, Пскова, Новгорода новые жилые районы этих городов.

Проблема установления даты той или иной фотосъемки также является одной из ключевых. В книгах учета и описания отсутствует графа "Дата съемки". Год, месяц и число регистрации серии зафиксировано непосредственно после ее названия в книге учета и описания, тогда как отметки о дате съемки там нет. В связи с этим нередко эти сведения являются приблизительными.

Этот же вопрос возникает при установлении автора той или иной съемки. В книгах учета и описания в графе "Фотокорреспондент" в ряде случаев указывается одна, реже две фамилии. Это говорит о том, что автором всех фотодокументов этой серии является один фотограф или фотосъемка выполнена фотографами в соавторстве. Однако, некоторые серии формировались с привлечением фотодокументов пяти и более авторов, а записи о принадлежности того или иного снимка определенному фотокорреспонденту делались небрежно, с большим количеством исправлений. В иных случаях вместо фамилии автора стоит пометка: "АПН" или "из фонда". Достоверность этих данных подчас вызывает сомнение. В данном случае установить авторство практически невозможно и во избежание ошибок в учетных документах архива делается пометка "Автор неизвестен".

Плохое техническое состояние большинства фотодокументами фототеки - еще одна важная проблема. Она имеет два аспекта, первый из которых заключен в неудовлетворительных условиях хранения фотодокументов в течение последних нескольких лет, перед их поступлением в архив. Эта проблема является одной из ключевых в первую очередь потому, что значительное число негативов и диапозитивов имеет множественные царапины, следы загрязнения, в том числе следы клея, бумажных волокон, часто встречаются существенные повреждения эмульсионного слоя, основы, коробление негативов и диапозитивов, иные повреждения. Все эти и другие дефекты невозможно устранить путем реставрации.

Вторая причина плохой сохранности документов связана с физико-химическими особенностями самой фотопленки (цветной негативной и диапозитивной). Практически весь комплекс документов 1960-х-начала 1970-х годов, в особенности это относится к диапозитивам, непригоден для дальнейшего хранения и использования из-за частичного или полного их выцветания. Вопрос о дальнейшей судьбе этих фотодокументов стоит достаточно остро. Наряду с исторической и информационной ценностью съемок (на них в основном запечатлены архитектурные памятник древних городов Средней Азии и Средней полосы России) они принадлежат таким авторам, как Г. Зельма, М. Альперт, В. Тарасевич и другим выдающимся мастерам отечественной фотографии.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что при подготовке фотодокументов к передаче на постоянное хранение необходимо рассматривать их не только с точки зрения полноты отраженной информации и степени технической сохранности , но и с учетом их авторской принадлежности. Также следует учитывать степень уникальности той или иной фотосъемки, тем более, что этот критерий не всегда принимается во внимание в отношении некоторых категорий фотодокументов, созданных в 1970-х-1980-х годах. Сочетание приемов архивоведения и методов источниковедческого анализа позволит на наш взгляд включить в собрание фотодокументов РГАКФД максимальное количество документов фототеки.

В ближайшей перспективе необходимо завершить архивную обработку оставшейся части фотодокументов фототеки Киноцентра, продолжить исследования ее деятельности в 1960-х-1980-х годах с привлечением документов РГАЛИ и других архивохранилищ, решить вопрос реставрации наиболее ценных фотодокументов, с целью их сохранения и передачи на постоянное хранение, наметить пути использования фотодокументов фототеки в рамках публикаций и выставок.


[1] РГАЛИ Ф. 2936. Оп. 1. Д.50. Л. 24

[2] Там же. Л. 25-27.

[3] Там же Д. 341. Л.17.


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'