Н.И.Свищов-Паола с фотоаппаратом - 1921 г.

Форма для отправки e-mail в архив

новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Российский государственный архив кинофотодокументов
Перечень федеральных архивов
Контактная информация
История архива
Характеристика фонда
Научно-справочный аппарат
Услуги
Новости
Избранные публикации

Избранные публикации

А.Ф.Трухачева

Из опыта работы по источниковедческому анализу и описанию фотоальбомов РГАКФД.


(Выступление на Архивных чтениях 4 ноября 2003 года.)


НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В отделе учета и обеспечения сохранности документов Российского государственного архива кинофотодокументов в течение нескольких лет в плановом порядке проводилась работа по описанию и источниковедческому анализу фотоальбомов.

Целью данной работы было получение об альбомах более полной информации, которая должна стать основой для написания новой книги учета и описания альбомов.

В процессе работы с фотоальбомами о них записывались следующие сведения: учетный номер, название, откуда поступили на хранение в архив, внешний вид и особенности оформления, техническое состояние, авторство; кроме того, давалась характеристика альбомных снимков: указывались размер, цветность, фотографическое качество, техническое состояние, индивидуальные особенности некоторых снимков. Например, ручное раскрашивание, наличие на них автографов.

В задачу работы с альбомами ставилось также проведение источниковедческого анализа их, т. е. установление или уточнение событий, лиц, зафиксированных на снимках, дат, места событий, авторов снимков. Приступая к описанию альбомов первое, на что обращалось внимание - это их названия. Названия альбомов подвергались источниковедческому анализу: рассматривалось, соответствует ли они содержанию снимков, отражают ли содержащуюся в снимках информацию. Правильные, точные названия альбомов, на наш взгляд, играют немаловажную роль в поиске фотоснимков, необходимых для использования.

Однако следует отметить, что названия альбомов из числа описываемых нередко были неточны, неконкретны, расплывчаты, а в некоторых случаях и неправильны. Так, альбом № 635 в книгу учета был записан под названием "Альбом из жизни великих князей: виды Барселоны, Петергофа и портреты князей. 1914 г." (В м/л название отсутствовало). На самом деле - это альбом с фотоснимками детей и родственников лейб-медика Николая II Е.С. Боткина действительно в Испании и Петергофе. 1913, 1914 гг. "Альбом № 1092 назывался "Пребывание царской семьи в Англии. Без даты." Место события - Англия - поставлено в скобки. В результате уточнения содержания снимков установлено, что местом события является Дания, г. Копенгаген, поэтому альбому № 1092 дано новое название: "Пребывание в Дании членов российского императорского дома, английского и греческого королевского домов. Копенгаген, 1903 г.".

Некоторые из описываемых альбомов содержат более 500 снимков. Мы стремились к тому, чтобы содержание альбомных снимков, несмотря на их большое количество, в обобщенном виде все же находило отражение в их названиях. Например, альбому № 1100, принадлежащему в прошлом Великому князю Борису Владимировичу и состоящему из 750 снимков дано полное и в то же время конкретное, раскрытое название: "Путешествие Великого князя Бориса Владимировича в Юго-Восточную Азию: в Сиам, на острова Цейлон, Яву, Сингапур. Участие в военных маневрах. Отдельные снимки из светской и частной жизни. 1911-1912 гг.".

Имели место быть глухие названия альбомов типа: "Фотографические карточки семидесятых годов царских особ и придворных лиц. 1869 г." (Альбом № 338, 105 сн.); "Николай II и Александра Федоровна в группе иностранных родственников. Без даты, без места события". (Альбом № 1055, 24 сн.), обусловленные нерасшифровкой событий и персоналий, изображенных на снимках. Только тщательная работа по расшифровке снимков давала возможность конкретизировать названия подобных альбомов. Так, и вышеназванные альбомы получили соответствующие названия:"Фамильный альбом Александра III и Марии Федоровны. (Снимки представителей российского императорского и датского, румынского, английского, греческого королевских домов). 1860-1870-е гг." (Альбом № 338); "Представители российского императорского дома, европейских королевских домов, прибывшие на обручение наследника-цесаревича Николая Александровича с принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой. Виды г. Кобурга и интерьеров дворца. Кобург, 1894 г." (Альбом № 1055).

Некоторые из описываемых альбомов имеют самоназвания, выполненные на лицевых обложках или титульных листах тиснением, гравировкой или написанные от руки авторами снимков.

В одних случаях самоназвания альбомов сохранялись полностью, потому что они отражают содержание альбомных снимков; например, "Быт Кавалергардского полка. 1881, 1884 гг." (Альбом № 610), "Праздник лейб-гвардии Кирасирского имени Марии Федоровны полка. 1905 г." (Альбом № 605).

В других случаях к самоназваниям писались дополнения, которые являлись продолжением названия, а, зачастую, и пояснением. Например, самоназвание альбома № 332 "Большие маневры под Курском" дополнено словами "в присутствии Николая II. 1902 г.".

К самоназванию альбома № 670 "Воспоминание о Восточном отряде и 3-ем Сибирском армейском корпусе" в скобках написано дополнение-пояснение: (Из истории русско-японской войны 1904-1905 гг.), а в монтажном листе к альбому было дано примечание с информацией об истории создания и назначении вышеназванных армейских подразделений, взятой из "Советской военной энциклопедии" (стр. 484). И, наконец, третий вариант, когда самоназвания альбомов, обозначающие место и дату съемок, вводились в состав новых названий альбомов в своем же значении. Например, на лицевых обложках 3-х разных альбомов №№ 297, 609, 613 имеются надписи-самоназвания: "17 октября 1888", "Фреденсборг, 1887", "Красное Село 1886". Они стали составной частью новых названий данных альбомов: "Крушение царского поезда у станции Борки под г. Харьковом. 17 октября 1888 г." (Альбом № 297); "Пребывание Александра III с семьей в Дании. Фреденсборг, 1887 г." (Альбом № 609); снимки членов российского императорского и греческого королевского домов. Красное Село, 1886 г." (Альбом № 613).

Но в любом случае самоназвания альбомов, как и другие надписи на альбомных обложках, титульных листах, будь то автографы или просто пометы, не оставлялись без внимания, а отмечались при описании внешнего вида и оформления альбомов.

Нередко альбомы, содержащие типолитографские открытки, фотокопии чертежей, схем имели такие названия, как, если бы в них были снимки с изображением самих событий или объектов.

Подобное несоответствие названия альбома с его содержанием можно отметить на примере альбома № 625, на который монтажный лист отсутствовал, а в книгу учета он записан под названием "Празднование Дня Воздушного Флота. Москва-Тушино, 1951 г." Но в альбоме содержатся только фотокопии схем и текстов с описанием выполнения фигур высшего пилотажа и фотомонтажные снимки самолетов и командиров воздушных звеньев, которым только предстояло участвовать в воздушном параде; поэтому название альбома подредактировано на новое, более соответствующее его содержанию: "Программа проведения воздушного парада на Тушинском аэродроме по случаю празднования Дня Воздушного Флота СССР. Москва-Тушино, 1951 г." Таким образом, мы стремились устранять подобные неточности в названиях альбомов, чтобы не возникало ложного представления об их истинном содержании.

В процессе следующего важного и ответственного этапа работы необходимо было передать содержание альбомов.

Содержание описываемых альбомов интересно и довольно разнообразно. Это личные и семейные альбомы русских императоров Александра III, Николая II, императрицы Марии Федоровны, содержащие снимки представителей российского императорского и европейских королевских домов. Это альбомы о царских охотах в Спале и Беловежской пуще (Александра III и Николая II). Многие альбомы посвящены смотрам, парадам войск в присутствии Николая II, полковым праздникам и повседневной жизни полков, поездкам Николая II за границу и по городам России.

Из альбомов названной тематики хотелось бы отметить альбом № 649 "Пребывание Николая II с Александрой Федоровной в Киеве. 1896 г." Автор снимков А. Насветевич. Снимки альбома интересны не только самим событием - освещение Владимирского собора в присутствии царствующей четы, но и тем, что на двух снимках №№ 3 и 4 запечатлены художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров и А.В. Прахов, работавшие по росписи собора. Фотографическое качество снимков хорошее, что нечасто для альбомов А. Насветевича, и художники хорошо узнаваемы. В альбомах № 1068 "Оборона Порт-Артура. 1904 г.", № 346 и № 347 "Поездка Великого князя Бориса Владимировича на Дальний Восток во время русско-японской войны 1904-1905 гг." имеются снимки с изображением еще одного известного русского художника Василия Васильевича Верещагина: на 2-х снимках он в группе офицеров, на 3-м снимке - его фотопортрет. Возможно, это последние снимки В.В. Верещагина: как известно, он погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.

Хранятся у нас и альбомы, относящиеся к истории русско-японской войны и к истории Первой мировой войны, причем из числа последних достаточно много альбомов с типолитографскими открытками.

Из числа описанных альбомов - 25 принадлежало Великому князю Борису Владимировичу - двоюродному брату Николая II. Борис Владимирович - генерал-майор свиты, участник русско-японской и империалистической войны; умер в эмиграции в 1943 году.

Содержание альбомов советского времени относится к истории гражданской войны в России, к истории строительства промышленных объектов, к деятельности научных, учебных, архивных учреждений, Международной демократической федерации женщин.

Имеются и другие альбомы, скажем так, индивидуального содержания, не попадающие под категории вышеназванных обобщенных групп.

Так, любопытен альбом № 325 "Русские войска на острове Крит". 1898 г.". На снимках видим присутствие в критских городах русских и иностранных военных гарнизонов, смотры греческим принцем Георгом международных воинских подразделений. Содержание снимков понятно, тем более к ним имеются аннотации. Непонятна была причина нахождения на Крите русских и иностранных гарнизонов в 1898 году. Информация из справочной литературы дала объяснение этому факту: причиной всему была политика.

В 1897 году Греция, поддерживая критян в их национально-освободительной борьбе против турецкого ига, за присоединение к Греции, объявила Турции войну. Англия, Франция, Италия и Россия, имея свои стратегические планы в отношении острова Крит и поддерживая Грецию в войне, направили к Криту свои морские эскадры. Греко-турецкая война, длившаяся всего один месяц, закончилась поражением Греции. Но, под давлением вышеназванных держав, по греко-турецкому договору в 1898 году Крит получает административную автономию, но под контролем европейских держав и России. Губернатором острова Крит был назначен греческий принц Георг. Этими историческими обстоятельствами объясняется и изображение на снимках броненосца "Александр П" у берегов о. Крита, и виды гарнизонов русских войск и другое. Данная историческая справка была записана в монтажном листе к альбому № 325.

Содержание альбомных снимков передавалось в виде обобщенной аннотации. Например, аннотация на содержание 165 снимков из альбома № 672 "Из боевой жизни гвардейского корпуса на Западном фронте. 1915 г." составлена была следующим образом: виды местности, окопов, блиндажей. Солдаты на боевых позициях, на привале. Бытовые сцены: стирка, сушка одежды; богослужение в походной церкви", священнослужители. Групповые снимки командиров и офицеров со своими подчиненными. Групповые снимки Георгиевских кавалеров".

Аннотация на альбом могла быть составлена и путем обобщения содержания отдельных групп снимков с указанием их номеров. Например, содержание снимков альбома № 286 "А" передано по группам: сн. 1 - 11: г. Ялта, 20 апреля 1912 г. Проведение благотворительной акции День "Белого цветка" (сбор пожертвований в пользу больных чахоткой; сн. 12 - 24: парад войск в Ливадии 23 апреля 1914 г. по случаю именин императрицы Александры Федоровны; сн. 25 - 36: г. Ялта 30 марта 1914 г. Встреча Николая II и членов царской семьи на Ялтинской пристани; отъезд царской семьи с пристани и т. д. содержание сн.: 37 - 46, сн. 47 - 53, сн. 54 - 65.

Затруднения возникали при описании фотоальбомов, содержащих фотопортреты при отсутствии аннотаций к ним. В качестве примера приведу работу по описанию альбома № 1076, состоящего из 393 снимков и прежнее название которого было "Портреты генералов и офицеров царской армии. Без даты". При отсутствии монтажного листа на данный альбом, полустертые карандашные пометы к снимкам не давали информации о лицах, изображенных на снимках. Для атрибутирования снимков данного альбома каждый из них пришлось с трудом изымать из прорезных рамок на альбомных листах. На обратной стороне паспарту почти каждого снимка были надписи, сделанные от руки чернилами или карандашом, называющие фамилии, звания и должности изображенных на портретах лиц.

Оказалось, что на всех фотопортретах изображены участники русско-турецкой войны 1877-1878 гг. По авторскому клейму на паспарту установлены и авторы снимков. Альбом № 1076 получил совершенно конкретное название: "Портреты участников русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: генералов, старших и младших офицеров, военных врачей и священников. На альбом был составлен монтажный лист. Полная информативность снимков повысила историческую ценность данного альбома. К сожалению, не всегда аннотирование снимков-фотопортретов заканчивалось так успешно, как в вышеприведенном примере. Так, не удалось установить, кто изображен на многих снимках-фотопортретах другого аналогичного альбома № 339 "Фотографические снимки военных и гражданских лиц". 1863-1868 гг." Аннотаций к снимкам нет, а изъять снимки из прорезных рамок на альбомных листах не удалось.

Уточнение и расшифровка альбомных снимков предпринималась и при наличии на них аннотаций, но в правильности которых приходилось сомневаться. Так, сомнения по поводу правильности аннотаций к снимкам №№ 7 и 10 альбома № 681 оказались небезосновательны. Они были проаннотированы так: "Николай II, Александра Федоровна и другие при входе в храм слушают приветствие московского митрополита. Без места и даты события" (сн. 7) и "Николай II, Александра Федоровна, Мария Федоровна и др. в сопровождении тульского губернатора выходят на улицу. без места и даты события" (сн. 10).

По изображению видно, что место события одно и то же: или монастырь или Кремль, но не Московский и ни Тульский Кремль. В результате поиска были выявлены снимки № 21 и № 67 из альбома № 205 "Посещение Николаем II Саровской пустыни. 1903 г.", которые представляли собой дубли вышеназванных снимков из альбома № 681. В связи с расшифровкой снимки № 7 и № 10 из альбома № 681 получили совершенно другие аннотации: "Николай II, Александра Федоровна и сопровождающая свита при входе в Святые Врата монастыря Саровская пустынь. 1903 г." (сн. 7); "Николай II, императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна в сопровождении духовенства выходят из монастыря Саровская пустынь. 1903 г." Снимок № 16 из альбома № 681 тоже был проаннотирован неправильно "Александра Федоровна с Николаем II и наследником у входа в Кремлевский дворец. Без даты". То, что на снимке изображен не Кремлевский дворец, а Чудов монастырь, было ясно сразу, а обстоятельства пребывания царской семьи в Кремле и дата были установлены по снимкам альбома № 243, после чего аннотация к сн. 16 записана в следующем виде: "Александра Федоровна с Николаем II и с наследником Алексеем Николаевичем у входа в Чудов монастырь в день торжеств, посвященных празднованию 100-летия Бородинской битвы. Москва, 27 августа 1912 г. Были уточнены и расшифрованы аннотации других из 19 снимков альбома № 681. В монтажном листе к альбому 681 записано 10 примечаний с указанием номеров архивных фотодокументов, названий справочной литературы, по которым проводилась расшифровка содержания снимков данного альбома.

Для уточнения и расшифровки содержания снимков из описываемых фотоальбомов использовались негативы архивных фотодокументов 5-го размера, многие из которых являются оригиналами альбомных снимков, именной и тематический каталог научно-справочного аппарата, опубликованные фотоснимки, справочная литература, архивные фотоальбомы, содержащие снимки-дубли или варианты.

Так, для расшифровки снимков с изображением представителей российского императорского дома, европейских королевских домов привлекались альбомы №№ 299, 300, 323, 338, 10152, 1053, 1054, 1055, 1057, 1080, 1084, 1092. Установлено, что дубли и варианты снимков о путешествиях Александра III с семьей в Данию имеются в альбомах №№ 418, 618, 629, 1092, 1093. Снимки членов семьи Великого князя Владимира Александровича содержатся в альбомах №№ 299, 604, 651. Для расшифровки снимков альбома № 612 "Виды достопримечательных зданий Копенгагена" были привлечены: альбом № 815, который не входил в число описываемых мною, Большая советская энциклопедия , фотоотпечатки зарубежного каталога научно-справочного аппарата раздела "Дания, г. Копенгаген".

Описание альбомов предполагало выявление авторов альбомных снимков. Фамилии авторов снимков могли быть вытиснены на лицевой стороне фотоснимка или паспарту, написаны в авторском клейме на обратной стороне паспарту или альбомных листов, или на альбомных обложках и титульных листах.

Авторами многих альбомных снимков были такие известные придворные фотографы, как К.К. Булла, Г. Деньер, С.Л. Левицкий, А. Пазетти. Ш. Бергамаско был фотографом Великого князя Николая Николаевича и императорских театров. Об их высоком профессиональном мастерстве свидетельствуют не только звания придворных фотографов, но и участие их в престижных международных выставках. Например, Ш. Бергамаско четырежды награждался на международных фотовыставках: в 1865 г. - в Берлине, в 1868 г. - в Гамбурге, в 1869 г. - в Гренкене, в 1870 г. - в Санкт-Петербурге. Кроме того, имена Г. Деньера, С.Л. Левицкого, Ш. Бергамаско вошли в историю фотографии как имена непревзойденных фотографов-портретистов. Фотопортреты, выполненные ими, отличаются высоким качеством изображения и художественным вкусом. И это не удивительно, ведь многие из фотографов прошлого имели художественное образование. Известно, что Г. Деньер действительно учился в Академии художеств. Его фамилия на авторском паспарту со снимками написана через дефис со словом художник. Называл себя художником и фотограф Поляков. Он является автором прекрасных фотографий в альбоме № 605 "Лагерь под Можайском 38-го драгунского Владимирского полка. 1885 г." (66 сн.). Фотоснимки Полякова - это образец жанровой фотографии. На них запечатлены армейские будни, бытовая обстановка. Они пронизаны лирикой взаимоотношений солдат с крестьянами и детьми близлежащих к лагерю деревень.

Московский фотограф В.А. Андрианов на авторском паспарту назван фотографом-любителем, но был членом Московского фотографического общества. Автор некоторых альбомных снимков граф И.Г. Ностиц отмечен в специальной литературе как один из самых известных фотографов-любителей. Высокое фотографическое качество их снимков свидетельствует об их профессионализме.

Имеется несколько альбомов со снимками известного фотографа-профессионала К.К. Буллы. (Альбом №№ 310, 601, 750 "а", "б", 756, 795, 1074). К.К. Булла являлся основателем фотографической династии; он снимал смотры, парады войск, поездки Николая II в Москву и другие города России, революционные события в Петрограде в 1917 г.

В архиве хранится значительное число альбомов со снимками, выполненными фотографической фирмой К.Е. фон Ган и К0, находившейся в Царском Селе.

Встречаются в фотоальбомах фамилия еще одного фотографа - Н.Д. Диго, имевшего официальное звание "фотограф войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа".

Фотограф генерал-майор А. Насветевич, хотя и не имел звания придворного фотографа или какого-либо другого звания, много снимал Николая II в его поездках по России, царские охоты, парады, смотры войск. Каждый из альбомов, созданных им, посвящен какому-то отдельному событию.

Многие альбомные фотоснимки выполнены профессиональными фотографами, работавшими в разных городах России: это Александровский, В.А. Андрианов, Н.С. Матвеев, К. Фишер и др. - в Москве, В. Барканов - в Тифлисе, А.М. Иваницкий - в Харькове, П. Крупенский - в Кишиневе, М. Мазур - в Севастополе, И.О. Орловский - в Боржоми, Ф. Орлов - в Ялте, П. Шауман - в Кронштадте и др. Они снимали события, связанные с пребыванием Николая II по разным поводам в вышеназванных городах.

Автором снимков в нескольких альбомах является фотограф А. Оцуп (альбомы №№ 296, 306, 319, 320).

Авторы многих альбомных снимков - иностранные фотографы. Они снимали в основном пребывание членов царской фамилии за границей: в Дании - Л. Даниельсен, М. Стин, Г. Гансен; в Польше - Л. Ковальский; в Германии - О. Сковранек, Ф. Тельгман и др.

В числе описываемых достаточно много фотоальбомов с любительскими снимками, сделанными фотографами-любителями - военнослужащими в чине поручиков, штабс-капитанов. На их снимках запечатлены события из истории отдельных воинских подразделений в мирное и военное время. Любительские снимки можно видеть и в фотоальбомах, принадлежащих семье Александра III, Николая II, Великого князя Павла Александровича; сделаны они были скорее всего самими членами царской семьи или их окружения. Так, имеется несколько снимков, изображающих императрицу Александру Федоровну с фотоаппаратом в руках.

К сожалению, не ко всем снимкам дореволюционных альбомов имеются сведения об их авторах. Несмотря на это, информация, которую мы получили об авторах снимков, дает представление о многообразии фотографических заведений в России до 1917 года, называет целый ряд фотографов, внесших заметный вклад в развитие русской фотографии.

В числе авторов альбомных снимков советского времени тоже можно отметить несколько фамилий известных фотографов. Это - Д. Дебабов, Игнатович, О.Б. Кнорринг, В. Темин. В большинстве же своем фотоснимки альбомов советского времени, надо полагать, делались в фотолабораториях ведомственных учреждений.

Описание фотоальбомов включало характеристику фотоснимков: размер, цветность, фотографическое качество, техническое состояние.

Размеры фотоснимков в альбомах самые разные: есть очень маленькие снимки - размером 3 х 4,5 см (альбом № 671), а есть очень большие, как единственный снимок в альбоме № 1075 размером 44 х 60 см. Большинство альбомных снимков - черно-белые, но нередко в дореволюционных альбомах имеются снимки, тонированные в коричневых тонах. Встречаются раскрашенные фотоснимки; это чаще всего фотопортреты, напоминающие художественные миниатюры (как пример, сн. № 5 из альбома № 656).

При описании отмечалось хорошее или плохое фотографическое качество фотоснимков: нерезкость изображения, серое изображение, неудовлетворительное композиционное построение снимков.

Фотографическое качество снимков, выполненных фотографами-профессионалами в большинстве своем хорошее. Хуже фотографическое качество любительских снимков. Они небольшие по размеру, имеют серое расплывчатое изображение, слабое композиционное решение.

Нельзя назвать удовлетворительным фотографическое качество большинства снимков фотографа генерал-майора А. Насветевича. Они предстают в его альбомах выцветшими из-за плохой проработки при печати; съемка проводилась чаще всего с дальнего расстояния, снимки композиционно тоже решены слабо (съемка со спины или общей толпой).

При описании технического состояния снимков отмечалось их пожелтение, выцветание, загрязнение, наличие пятен, сдиров, надрывов.

Альбомные снимки чаще всего наклеены на альбомные листы или паспарту, или вставлены в прорезные рамки на альбомных листах.

При описании фотоснимков отмечалось наличие штампов, тиснений, шрифтов, которыми отпечатаны фамилии и адреса авторов снимков или фотографических фирм, отмечались изображения медалей о награждении авторов снимков на международных фотовыставках, знаки покровительства со стороны царствующих особ и членов царской фамилии, которые располагаются на лицевой или обратной стороне фирменных паспарту или альбомных листов. Например, на фирменном бланке со снимком № 5 из альбома № 630, фирмой К.Е. фон Ган и К0, имеются следующие надписи: "Похвальный отзыв за фотовыставку в Санкт-Петербурге в 1984 году", "Удостоен высочайшей благодарности Государя императора Николая II и Государыни императрицы Александры Федоровны", "Подарок от великого князя Сергей Александровича".

Медали, изображенные на фирменных бланках, содержат информацию о фотовыставках, месте и времени их проведения, их престижности, о факте участия автора снимка в фотовыставке и получении им награды. На фирменных паспарту некоторых фотографов встречаются изображения двуглавого орла. Таковые имеются на паспарту со снимками С.Л. Левицкого (альбом № 629, сн. 1), Г. Деньера (альбом 656, сн. 3), фирмы К.Е. фон Ган и К0 (все снимки в альбомах №№ 688, 796). Право поместить изображение двуглавого орла на фирменном бланке имел далеко не каждый фотограф. Полученное право являлось почетной и престижной наградой, но довольно редкой.

На обратной стороне паспарту или альбомных листов с фотографиями бывают наклеены бирки с надписями, называющими прежних владельцев. Например: "Из коллекции А.А. Мосолова (альбом № 688) (А.А. Мосолов - начальник канцелярии министерства императорского двора и уделов 1900-1917 гг.), "Библиотека О. Ванлявской" (альбом № 629), "Музей города. Исторические помещения Аничкова дворца" (альбом № 629) и другие. Эти надписи свидетельствуют о том, что фотографии были предметами коллекционирования, экспонатами музеев, украшениями интерьеров.

Говоря об оформлении альбомов и их внешнем виде, следует отметить оригинальное, художественное оформление некоторых "царских" альбомов. Они в кожаных переплетах; кожа качественная по выработке, эластичная, синего, коричневого, красного, бордового цветов. На лицевых обложках сохранились надписи, выполненные золотым тиснением, украшения из желтого металла в виде виньеток, изображения короны.

Внутренняя сторона обложек выложена атласной или муаровой тканью. Переплеты объемных альбомов скреплены металлическими замками. Большинство "царских" альбомов имеют "золотые" обрезы альбомных листов.

Приведем примеры оформления некоторых дореволюционных альбомов. Альбом № 323 "Личный семейный альбом Александра II. 1860-1870-е гг.". Края его кожаной обложки коричневого цвета окантованы металлическими пластинами желтого цвета. По 4-м углам лицевой обложки выложены металлические резные виньетки из металла желтого цвета. Сохранилась металлическая резная застежка с изображением двуглавого орла. Внутренняя поверхность обложки выложена белой муаровой тканью. Золотой обрез альбомных листов.

Лицевая обложка альбома № 312 "Отправка на Дальний Восток парохода-госпиталя "Царица". Одесса, 26 августа 1900 г." из светло-серого бархата, украшена декоративными элементами из металла в виде короны, перекрещивающихся лент и креста, выполненного из металла и красного камня. На металлической ленте выгравирована надпись: "Плавучий госпиталь-пароход "Царица". 26/VIII 1900 г." Титульный лист оформлен художником Н. Белым: дано акварельное изображение парохода-госпиталя "Царица" и символика общества Красного Креста и Полумесяца, написаны дарственные надписи в адрес Николая II и Александры Федоровны от имени фотографа Д.И. Пудичева. Золотой обрез альбомных листов. Муаровая ткань на внутренней поверхности обложки, резной металлический замок.

А в альбоме № 619 "Портреты типажей народов Ближнего Востока и Кавказа. 1860-1870-е гг." внешняя поверхность обложки закрыта металлическими пластинами с растительным орнаментом по металлу; хорошо сохранился металлический замок и золотой обрез альбомных листов. Другой альбом № 621 выделяется тем, что его кожаная обложка с очень глубоким тиснением, образующим восточный орнамент. Альбом № 621 называется "Из жизни великого князя Георгия Александровича в Халиле (Финляндия), Абастумане (Крым), Копенгагене. До 1899 г."

Альбом № 1064 "Портреты офицеров конно-гренадерского полка. 1899 г." отличается оригинальностью оформления не обложки, а альбомных листов. Альбомные листы с фотоснимками украшают акварельные рисунки придворного художника профессора А. Шарлемана на темы из жизни офицеров полка и с видами Красного Села и Санкт-Петербурга.

Альбомы с фотоснимками А. Насветевича отличают собственноручно написанные автором названия альбомов, в которых указывался год, месяц, число, день недели и даже время съемки.

Можно назвать в пример и другие альбомы, в оформлении которых присутствуют художественные элементы, а, может быть, и материальные ценности. Но сразу оговорюсь, что в общей массе из числа описываемых мною подобных фотоальбомов немного. Большинство же фотоальбомов, даже "царских" просты и скромны по оформлению. Обложки многих обтянуты дерматином или плотной тканью с пропиткой - ледерином, или коленкором, или вельветом, или они из картона. Имеются еще альбомы-папки, в которых снимки, наклеенные на паспарту, хранятся стопкой.

Оформление альбомов советского времени в большинстве своем политизировано. Их картонные или дерматиновые обложки украшают профили В.И. Ленина, И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, фотоснимки с видами промышленных предприятий, учебных заведений, НИИ, надписи-посвящения руководителям Наркоматов. Названия фотоальбомов на лицевой стороне обложек написаны тушью или золотой краской. На внутренней стороне альбомных обложек чаще всего присутствуют лозунги типа: "Кадры решают все!" или цитаты из выступлений Сталина, Ленина, Орджоникидзе.

При описании фотоальбомов отмечалось также их техническое состояние. В зависимости от технического состояния давались рекомендации о необходимости срочной реставрации некоторых из них.

В процессе источниковедческого анализа фотоальбомов выявлялись особо ценные. Списки особо ценных фотоальбомов рассматриваются на заседаниях экспертно-проверочной комиссии РГАКФД и утверждаются директором архива. Один из фотоальбомов - № 323 "Личный семейный альбом Александра II. 1860-1870-е гг." отнесен к категории уникальных и зарегистрирован в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Описание альбомов завершено, но будет продолжена работа по составлению монтажных листов на фотоальбомы при их отсутствии.


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'