Эскиз театрального костюма  Ф.О. Шехтеля. 1898 г.

Форма для отправки e-mail в архив

новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Российский государственный архив литературы и искусства
Перечень федеральных архивов
Контактная информация
Новости архива
История архива
Характеристика фондов
Научно-справочный аппарат
"Книжная лавка"
Услуги
Избранные публикации
Выставки

Избранные публикации

Т.М. Горяева

Образ или модель культуры:
научная основа формирования источниковой базы
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Главной целью собрания текстологов и архивистов является обмен богатым опытом, который был накоплен в последние десятилетия в области исследования текста и эдиционной практики. Текст не может рассматриваться вне общего документального контекста, воссоздание которого – первоочередная исследовательская задача текстолога – публикатора.

С конца восьмидесятых начала определяться новая культурно-организационная структура. Разрушение института цензуры и этажей советской культуры породили новую реальность. Своеобразным стереотипом стали рассуждения о гибели великой русской культуры, особенно в контексте формирования новой национальной идеи, призванной вывести общество из тупика. Между тем, очевидно явное преувеличение отечественных оракулов. Опасения, что традиционное культурное наследие обречено на забвение, не оправдались. Культура России, впитав все черты и особенности современной информационной и экономической среды, вобрала и преобразовала такие свойства как конъюнктура спроса, электронные коммуникации, психофизическое состояние общества и другие составляющие культурной образующей. В качестве конечного продукта мы имеем многосложную структуру массовой культуры, бесчисленное множество субкультур, в ряду которых первостепенную роль играют технотронные. Эти важнейшие составляющие единого процесса цементируются ключевой функцией архива – сохранением документов как в традиционном понимании – в первоисточниках, так и в иных формах, обеспечивающих сохранность информации – аутентичная публикация или обнародование в различных формах.

В предыстории формирование источниковой базы отечественной культуры осуществлялось на основе системно – отраслевого подхода и в соответствии с принципами и критериями советской теории экспертизы, разделяя монополию хранения между архивами и рукописными отделами музеев и библиотек.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) является крупнейшим хранилищем страны, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. Традиционно комплектование РГАЛИ строится в двух направлениях: первое – институциональное (органы управления и учреждения культуры, общественные творческие организации); второе – персональное (деятели культуры). Документальная совокупность объектов комплектования должна репрезентативно отражать – все направления и жанры многосложного культурного процесса в различные периоды истории советской и постсоветской культуры. Выработка научных основ формирования источниковой базы требует анализа структуры и содержания современной культурной ситуации. При этом следует констатировать, что современная информационная и научная среда отличаются ангажированностью и чрезвычайной лабильностью в оценках и пристрастиях. Можно сказать, что культурология и критика не дают объективной картины современного культурного пространства. В этих условиях особенно сложно вырабатывать ценностную шкалу культурных достижений – основу для выработки политики комплектования, пополнения богатейшей коллекции РГАЛИ не менее значимыми личными фондами деятелей литературы и искусства последней четверти XX – начала XXI вв.

Всего на 1 января 2008 г. в архиве на хранении числятся около 3,5 тысяч фондов, в которых хранятся более 2 000 000 единиц хранения. Анализ состава документов показывает, что большая половина из них – это документы личного происхождения: творческие материалы и документы биографического характера. Другая половина – управленческая, включающая, в том числе документы по личному составу. Несмотря на достаточно консервативный подход по отношению к «чистоте» формирования архивных фондов и, к счастью, вопреки однажды определенным правилам, в РГАЛИ отложились разнообразные источники по истории отечественной культуры: произведения искусства, фотографии, мемориальные предметы и реликвии. Документы учреждений, находящиеся в логической взаимосвязи с личными документами, образуют замкнутую информационную среду, позволяющую вести любой тематический поиск, включая и важнейший – социально-правовой. Если рассматривать теоретико-методические основы складывания документального фонда истории отечественной культуры как систему ценностного отбора, то его совокупность представляет собой культуркапитал (в соответствии с определением французского социолога П. Бурдье культуркапитал – параллельное понятие экономического капитала – представляет собой авторитет, престиж, статус в сфере культуры), а РГАЛИ как один из его конгломератов.

Перспектива комплектования архивов зависит от целого ряда обстоятельств, Но, прежде всего, от той ситуации, которая формируется в современной культурной среде. На смену критериям экспертизы ценности советского типа пришли иные, более реалистичные подходы. Однако преобладание рыночных ценностей в обществе и ограниченные финансовые возможности государственных архивохранилищ препятствуют активному развитию комплектования.

Формы организации работы делятся на пассивную и активную позицию, которую занимает архив по отношению к фондообразователю. К сожалению, в последнее десятилетие пассивная форма в силу различных обстоятельств стала более распространенной. Несмотря на определенную ограниченность такой формы работы, только в последние годы на государственное хранение поступили ценнейшие комплексы и отдельные автографы Б. Пастернака, А. Блока, И. Толстого (сына Л.Н. Толстого), И. Шмелева, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других выдающихся деятелей культуры. Неоценимое значение имеет принятая на государственное хранение документальная часть коллекции И. Зильберштейна и его личный творческий архив.

Трансформация постсоветского культурного пространства не могла не отразиться на содержании работы по комплектованию фондов личного происхождения. Формирование относительно полной культурной модели современной России давалось РГАЛИ с особыми усилиями. Отсутствие финансовых средств, появление новых государственных и негосударственных центров хранения и собирания культурных ценностей, ограниченные штатные возможности привели в период 1990-х – начале 2000-х гг. к постепенному снижению качественного уровня принимаемых фондов. Постепенно изменились и признаки принадлежности РГАЛИ к архивохранилищам общефедерального масштаба, и, как следствие, возникли осложнения в разделе категорий фондов, относящихся к муниципальной собственности, в данном случае, Москвы. Бурное развитие массмедиа полностью изменило систему документирования творческого процесса: место рукописи, автографичной или машинописной, заняла компьютерная печать. Налицо видовая скудость творческих архивов. Последнее время мы вынуждены констатировать, что в архиве современного художника практически полностью отсутствует эпистолярное наследие. На смену рукописным или авторизованным машинописным рукописям пришли электронные наборы, в которых полностью отсутствует вариативность. И если в начале 1990-х гг. обсуждение этих проблем носило дискуссионно-постановочный характер, то в конце первого десятилетия XXI в. есть ощущение, что мы уже опоздали.

Новые технологии стали основой для формирования видеофонда, запечатлевающего репетиционный творческий процесс театрального спектакля. Целостность творческих фондов зависит также от наличия наряду с электронными носителями информации видео- и аудиозаписи в составе документов, принимаемых на хранение РГАЛИ.

Тенденции, которые также проявились в этот период (недостаток правовых механизмов, смена форм собственности, утрата монополий – появление негосударственных и государственных параллельных хранений) определили перед РГАЛИ следующие задачи:

    первая – сохранить собственную идентичность, что означает укрепление позиций в работе с традиционными учреждениями – источниками комплектования;

    вторая – расширить источники за счет включения новых, возникших в последние годы объединений и организаций культурного профиля, отражающих богатую палитру изменившейся картины мира и её важнейшую сферу – культуру;

    третья – воссоздать программную упреждающую систему комплектования личных фондов деятелей литературы и искусства в условиях ограниченного финансирования.

Прошедшие десятилетия отличаются беспрецедентной ломкой старого управленческого аппарата, появлением новых форм собственности, образованием новых творческих коллективов, фондов и студий. Очевидно, что все это многообразие требует отражения во времени и пространстве. Культурная парадигма такова: искусство вечно, но оно и мгновенно, если его не сохранить для потомков. Кроме того, именно в последние годы наиболее явно проявилась иная, прагматичная функция государственного архивного хранения – правовая. Любые споры сторон, подтверждение интеллектуального и имущественного права в судебном порядке возможны только имея юридически заверенный комплект документов, находящийся на государственном хранении, в профильном архиве федерального или муниципального уровня. Многие учреждения культуры, прошедшие через разделы имущества, получение лицензий на владение землей и помещениями, в полной мере оценили значение этого правового гаранта – архивного фонда учреждения, сохранившего в документах всю полноту и многообразие деятельности.

Между тем, есть основания для тревоги за судьбу архивов, находящихся пока в так называемом временном ведомственном хранении. С одной стороны, плохая сохранность документов, с другой – характерная, в частности, для театров Москвы особенность – стремление создать свой архив – музей. Не вызывает сомнений заинтересованность некоторых театральных деятелей, ветеранов сцены, в историографической, археографической и выставочной работе. Однако не стоит забывать, что эти «домашние архивы» может постичь та же участь, что в свое время постигла школьные музеи.

Центр комплектования РГАЛИ с возложенными на него функциями позволяет чутко следить не только за художественными проявлениями, но и за всеми изменениями, которые происходят в системе культуры, организовав работу с фондообразователями более эффективно, чем раньше. Расширение деятельности архива по обработке документов связано с программным менеджментом, который должен быть направлен на активизацию работы по заключению договоров с негосударственными и соглашений о сотрудничестве с государственными учреждениями. В рамках этих документов РГАЛИ предлагает современный пакет услуг от научно-технической обработки до подготовки юбилейных выставок, включая временное хранение.

Разработан и утвержден новый комплекс документов, содержащий рекламные листы, договоры, прейскурант цен с учетом категорий учреждений. Вместе с тем, необходимо констатировать недостаток законодательной базы, которая должна в новых экономических условиях обеспечивать гарантии взаимоотношений РГАЛИ с общественными организациями – многочисленными и традиционными источниками комплектования государственного архива (творческие союзы).

Значительно упрочить свои позиции в пополнении своих фондов РГАЛИ может при следующих условиях:

  • учитывать новые сферы культуры – официальную, элитарную, маргинальную, массовую и пр., одновременно охватывая те виды искусства, которые были недостаточно представлены в РГАЛИ (живопись, музыка, архитектура);

  • чутко следить не только за художественными явлениями, но и за всеми изменениями, которые происходят в системе организации культуры;

  • подготовить площади в хранилищах в объемных и качественных показателях, совершенствовать учет и обеспечение сохранности мемориальных предметов, изобразительных источников, документов на электронных носителях информации (дискеты, CD) с учетом существующих рекомендаций для неспециализированных архивов;

  • привлекать к приобретению архивов и автографов выдающихся деятелей российской культуры в собственность государства средства отечественных меценатов и целевое государственное финансирование;

  • обсуждать проблемы комплектования на заседаниях Научного и Попечительского Советов РГАЛИ, привлекать к их решению научную и культурною общественность.

Тормозящую роль оказывает и плановая система этого направления. Так, РГАЛИ выполняет план 32 000 документов в год без дифференциации документов по категориям. На наш взгляд, более эффективной была бы списочная система, при которой архив отчитывается по ранее утвержденному Экспертной комиссией списку, обеспечивающему поступление на государственное хранение полноценных документальных комплексов, отражающих объективную картину мира.

Определенные результаты достигнуты в информатизации научно-справочного аппарата РГАЛИ. Создан большой ресурс описаний и образов документов по следующим тематическим разделам электронного каталога: «Серебряный век», «Советская литература», «Изобразительные источники РГАЛИ», «Рисунки С.М. Эйзенштейна», «Русское зарубежье», «Русская философия», «Национальное наследие России и современность: создание виртуального архива документальных памятников», «Русский авангард: история художественных объединений», «Фотодокументы», «Электронный архив Б.Л. Пастернака». Началась работа по оцифровке описей, которые также по мере готовности размещаются в Интернете на сайте РГАЛИ (www.rgali.ru). Усилия архивистов направлены не только на осмысление собранного и атрибутирование автографов, но, прежде всего, на оптимизацию поиска архивной информации. Думается, что та интенсивность, с которой архивы, музеи, библиотеки и другие центры хранения культурного наследия России создают свои информационные банки данных, дает основания рассчитывать на ближайшую перспективу их объединения и создания в интересах всего научного сообщества нового информационного пространства.

Текстологический временник. Русская литература XX века. Вопросы текстологии и источниковедения. M., ИМЛИ РАН, 2009. С. 9–15.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'