Эскиз театрального костюма  Ф.О. Шехтеля. 1898 г.

Форма для отправки e-mail в архив

новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Российский государственный архив литературы и искусства
Перечень федеральных архивов
Контактная информация
Новости архива
История архива
Характеристика фондов
Научно-справочный аппарат
"Книжная лавка"
Услуги
Избранные публикации
Выставки

Избранные публикации

Сергей Шумихин
Еланцева О.П. БАМлаг в контексте истории и литературы.
Из фондов дальневосточных библиотек. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 2000. - 231 с. - 300 экз.
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

"Труд делает свободным" писали на воротах немецких концлагерей. При свободе печати воспевание рабского труда в советских лагерях есть вопрос совести воспевающего. Но издание подобных сочинений под маркой Владивостокского университета говорит об идущих внутри общества более глубоких реставрационных процессах, последствия которых нам, возможно, еще предстоит испытать. На Дальнем Востоке первыми уловили эту тенденцию.

О.П.Еланцева сделала своей темой лагерную периодику. Тема действительно неразработанная. Оказывается, в 1933-1937 гг. в БАМлаге выходило несколько многотиражек, издававшихся КВЧ (культурно-воспитательными частями) разных ОЛП (отдельных лагерных пунктов). Были и журналы и брошюры, но они, как пишет автор, "пока остались вне поля нашего внимания". Очевидно, нас ждет продолжение исследования.

В рецензируемой книге рассматривается лагерная поэзия, не та, что звучит в передаче "В нашу гавань заходили корабли", а опубликованная в лагерной прессе "разрешенная" поэзия. Осип Мандельштам писал: "Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые - это мразь, вторые - ворованный воздух. Писателям, которые пишут заведомо разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове..." Поэт не мог предположить, что спустя шесть с лишним десятилетий после его смерти в лагере "Вторая речка" под Владивостоком, автор, пишущий как раз о "заведомо разрешенной" лагерной литературе, осмелится сослаться на его имя и произведения, как на подтверждение истинной и неподдельной любви к товарищу Сталину советских людей, по обе стороны колючки . Но об этом чуть ниже.

О лагерях со времени погодинских "Аристократов" и толстенного тома "Канал имени Сталина", не было сказано доброго слова. Вначале о них замолчали, "словно крови в рот набрали" (В.Набоков), а толстенный том, задуманный на века, пустили под нож, упрятав несколько экземпляров в спецхран: его главных героев, равно как и славивших их на страницах фолианта советских писателей, большей частью перебили или сгноили в тех же лагерях. Начная с Хрущева лагеря стали изображать каким-то подобием ада, а при Брежневе и Андропове за слишком подробное изображение начали привлекать к ответственности. Книга О.П.Еланцевой исправляет этот перекос и разнобой в оценках. Благодеятельность ГУЛАГовской системы для развития советской экономики, особенно для строительства железных дорог и рытья каналов, а также, беря шире, и для всего советского общества, для Еланцевой, не подлежит сомнению. Автор пишет: "...следует отойти от упрощенного толкования лагерей, навеянного публицистическими и художественными сочинениями. Задача историков видится сложнее советских писателей, исследовать глубинные процессы, повлиявшие на психологию лагерников, на их участие в литературном творчестве, в выполнении производственных задач". "Сегодня в подавляющем большинстве публикаций отвергается, а то и откровенно высмеивается идея изменения человека в лагере в лучшую сторону", советских писателей, говорится в другом месте. Далее автор пытается опровергнуть эту точку зрения, реанимируя термин "перековка", согласно которому лагерный срок благотворно сказывается на нравственной сущности зэка. Вероятно, чем он больше, тем благотворней.

Читателю может показаться странным, но путеармейцев (термин, употребляемый О.П.Еланцевой вместо привычного з/к), занимавшихся в "свободные" часы не сном, добычей пищи или починкой бушлата, а писавших стихи, было на удивление много. Лучшие лагерные поэты определялись на проводимых КВЧ конкурсах, которые выступали организующей и направляющей силой, объединяющей литературный поток и подчиняющий его решению задач сооружения БАМа и вторых путей Транссиба. "Не оставлялась в стороне и задача освещения мудрой системы исправительно-трудовой политики, эмоционального, далекого от схематической модульности изображения образа чекиста-командира и воспитателя", советских писателей, с удовольствием цитирует О.П.Еланцева, не пояснив, к сожалению, что означает загадочное выражение "схематическая модульность".

В книге настолько подробно, насколько позволяет выявленный материал, рассказано о семи лагерных поэтах. По крупицам собраны и обобщены биографические сведения о С.Федотове, А.Часовникове, Г.Воловике, В.Зуммере, С.Кремкове, А.Альвинге и Д.Загуле. Это наиболее ценный раздел труда О.П.Еланцевой. Память о любом человеке должна быть сохранена, это безусловно благородное дело. Но нельзя не признать, что собранные в "Поэтической тетради бамлаговцев" несколько погонных метров зарифмованных строчек: о железной НКВД, непобедимой ВКП(б), вожде и учителе товарище Сталине, лавинах стахановцев дающих по 900 процентов нормы и пр., а также рассматриваемые в главе "Будни великой стройки: тематика поэзии БАМлага" злободневные вирши о лагерной "бытовухе", нарушениях режима, ударниках и сачках к поэзии имеют примерно такое же отношение, как сочинения ильф-петровского Ляписа-Трубецкого.

Впрочем, упоминаются и литераторы рангом повыше. О.П.Еланцева берет себе в союзники того же Мандельштама (ему не так давно поставили во Владивостоке памятник, над которым местные вандалы-жидоеды немедленно надругались) и Булгакова. Докторесса исторических наук пишет:

"... О.Мандельштам в 1933 г. написал антисталинский памфлет, а в начале 1937 г. сочинил прямо противоположное по духу и смыслу стихотворение. <...> Словом, "приятие" Сталина органически выросло из творческого развития О.Мандельштама. Известный русский писатель М.Булгаков в феврале 1936 г. решил написать пьесу о юности Сталина. Она была завершена в 1939 г. Аналогичные примеры можно было бы продолжать. Гораздо важнее увидеть, что такое изменение советских писателей, типично для поэтов и прозаиков, в чьем творчестве воплощалось служение Родине, а не прислуживание - подчас прямо-таки лакейское советских писателей, господствующей в данный момент политической тенденции". Право, читая подобное, хочется поставить звездочку и написать в подстрочном примечаниии: "Так в тексте", потому что отказываешься верить своим глазам.

В издательской аннотации говорится, что "автор попытался отойти от современной политической конъюктуры". Если отношение к сталинским лагерям является конъюктурой, то есть временной ситуацией, значит нас ждет ситуация постоянная и будет она иной. Готовьтесь. Сушите сухари.


Рецензия публикуется впервые.
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'