АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск XXVII. "Музыкальный Петербург"





предыдущий раздел содержание следующий раздел
ВВЕДЕНИЕ
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В наступающем году исполняется 300 лет городу, положившему начало двум новым эпохам российской истории, носившему на протяжении своей долгой истории разные названия — Санкт-Питерсбург, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург.

Этот город оказал огромное влияние на развитие всей культуры России, в том числе и музыкальной.

Музыка зазвучала на берегах Невы с приходом сюда петровских войск, утвердивших навсегда исконные права русского народа на выход к Балтике. Деятельность Петра I преобразила социальный облик России. Искусству было придано новое, государственное значение. По указу 1711 года в каждой воинской части гарнизона был создан духовой оркестр. Хор “Государевых певчих дьяков” — основное звено будущей придворной капеллы — участвовал во всех торжествах, которыми отмечались военные победы и важные события государственной жизни. На “ассамблеях”, официально утвержденных указом 1718 г. и устраивавшихся до 30 раз в год, постоянно участвовали оркестра. По примеру царского двора свои ансамбли содержали видные столичные вельможи.

Музыка находила себе место во всех слоях общества. Жила и развивалась народная песня, культивировались её новые ростки — канты, а позднее — песни-романсы. Большую роль в общей культуре города начинает играть бытовая музыка; возникают любительские оркестровые ансамбли, домашние театры, получают распространение такие музыкальные инструменты, как гусли, арфа, клавесин, скрипка, кларнет.

В 1722—1723 гг. в Петербурге (возле б. Полицейского моста) было построено первое театральное здание. В 1729 г. организуется придворный оркестр. В 1738 г. открывается первая русская балетная школа. Ко второй половине XVIII в. Петербург становится одним из крупных европейских центров музыкальной культуры.

В 1772 г. была поставлена русская опера “Анюта” (текст М.Попова), в 1781 г. — комическая опера “Мельник-колдун, обманщик и сват” М.Соколовского на текст А.Аблесимова, а затем — “Санктпетербургский гостиный двор” М.Матинского.

Устраиваются грандиозные музыкальные празднества, ставятся оперные и балетные представления. Музыку сочиняют главным образом итальянские композиторы, состоящие на придворной службе. Богатые аристократы создают свои театры, хоры, оркестры, вербуя для них талантливых самородков из крепостных.

В 1783 г. был учрежден Комитет по управлению театральными зрелищами и музыкой. На сценах петербургских театров ставились пьесы с музыкой и оперы иностранных авторов, но постепенно наряду с ними стали появляться и произведения отечественных драматургов и композиторов.

К концу XVIII в., кроме загородных дворцовых театров в Петербурге, Ораниенбауме, Гатчине и Царском Селе, был открыт Каменный театр, вошедший в историю под названием Большого Петербургского. Он находился на площади, где теперь стоит консерватория. Позже, в разное время существовали также Оперный дом, Театр у Аничкова моста, Летний театр в Зимнем дворце, Деревянный, или Малый театр, театр на Каменном острове, Вольный — на Марсовом поле. В Эрмитажном театре давались пышные спектакли для приближенных Екатерины II.

Интерес к музыке со стороны широких слоев населения вызывает к жизни устройство публичных концертов, театральных представлений с музыкой. Музыка все больше выходит за пределы придворного круга. Возникают музыкальные организации, концертные общества, издаются пьесы русских и иностранных композиторов, в музыкальный быт входят песни-романсы и многочисленные вариации на русские темы для клавикордов, гуслей, скрипки. В 1772 г. создается Музыкальный клуб. Свыше 20 лет он являлся центром, пропагандировавшим лучшие образцы камерной и симфонической музыки. В 1778 г. было организовано “Новое музыкальное общество”, объединившее выдающихся деятелей русской музыки во главе с Д.С.Бортнянским. Благодаря инициативе членов этих объединений в начале 1802 г. возникло петербургское Филармоническое общество.

В начале XIX в. начинает формироваться русская оперно-исполнительская школа, выдвинувшая в 30 гг. XIX в. ряд первоклассных певцов.

Премьеры опер М.И.Глинки в Петербурге и оперы А.С.Даргомыжского, поставленной 4 мая 1856 г. в петербургском Театре-цирке, сыграли большую роль в дальнейшем развитии русской реалистической оперной культуры.

Петербург привлекает к себе внимание крупнейших музыкантов мира. Сюда приезжают Ф.Лист (1842, 1843 гг.), Р.Шуман (1844 г.), Г.Берлиоз (1847, 1868 гг.), Р.Вагнер и Дж.Верди (1862 г.). В печати выступает выдающийся музыкальной критик В.Ф.Одоевский, начинают появляться статьи А.Н.Серова, В.В.Стасова, Ц.А.Кюи. Увеличивается количество нотных библиотек и магазинов; издательства расширяют выпуск музыкальной литературы. В 1840 г. был основан ежемесячный нотных журнал “Нувеллист”, выходивший вплоть до 1917 г.

В середине XIX в. русская музыка переживала исключительный подъем. Ее передовые, лучшие силы сосредоточиваются в Петербурге. Здесь еще продолжал работать А.С.Даргомыжский, расцветало творчество А.Г.Рубинштейна и М.А.Балакирева. Последний стал главой молодого творческого кружка, в который входили М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. В эту же пору звездой первой величины засияло имя П.И.Чайковского.

23 ноября 1859 г. в зале Благородного собрания под управлением А.Г.Рубинштейна состоялось первое “симфоническое собрание” Русского музыкального общества. На протяжении 60 лет РМО ежегодно давало до 20 симфонических концертов. За дирижерским пультом выступали М.А.Балакирев, Э.Ф.Направник, Л.С.Ауэр, В.И.Сафонов, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Г.Бюлов, А.Дворжак, Ф.Вейнгартнер, А.Никиш и другие замечательные музыканты России и Западной Европы.

Намечаются существенные сдвиги и в деятельности музыкального театра. Русская оперная и балетная труппа ежедневно дает спектакли в Мариинском театре. В 60—70 гг. XIX в. здесь ставятся “Юдифь” и “Рогнеда” А.Н.Серова, “Псковитянка” Н.А.Римского-Корсакова, “Борис Годунов” М.П.Мусоргского и другие, а в 80-е гг. получает признание оперное и балетное творчество П.И.Чайковского.

В начале 60-х гг. музыкальная жизнь Петербурга ознаменовалась событием исключительной важности. Благодаря инициативе и настойчивости великого пианиста, выдающегося музыкального деятеля и крупного композитора А.Г.Рубинштейна удалось добиться открытия первой в России консерватории, руководителем и основным педагогом которой А.Г.Рубинштейн стал на многие годы. 8 сентября 1826 г. — дата ее открытия. Первый выпуск консерватории дал России П.И.Чайковского, а в дальнейшем из нее вышли многочисленные видные деятели русской музыки: композиторы, вокалисты, инструменталисты. С каждым годом значение молодой консерватории возрастало. В 1871 г. в число ее профессоров вступил Н.А.Римский-Корсаков, на этом посту он пробыл 36 лет, воспитав более 200 учеников.

Вокруг старших мастеров группировалась плеяда молодых композиторов, учеников и последователей. Это поколение выдвинуло музыкантов такого масштаба, как А.К.Глазунов, А.К.Лядов, А.С.Аренский, М.М.Ипполитов-Иванов, Н.В.Лысенко, А.А.Спендиаров и другие.

На смену балакиревскому кружку пришел и развил активную деятельность кружок, организованный М.П.Беляевым и объединивший в 80-е годах основную часть петербургских композиторов во главе с Н.А.Римским-Корсаковым. В 1885 г. М.П.Беляев организовал Русские симфонические концерты, программы которых состояли исключительно из произведений отечественных композиторов, в позже устраивал и камерные концерты. Он создал нотное издательство, установил ежегодные премии имени М.И.Глинки за лучшие симфонические и камерные произведения. За первые 25 лет (1885—1910 гг.) состоялось 93 Русских симфонических концерта, в которых было исполнено 680 произведений 48 авторов.

В 1880 г. известный хоровой дирижер А.А.Архангельский организовал в Петербурге смешанный хор с которым выступал в разных городах России. Этот хор просуществовал до 1918 г.

Музыкальные жизнь Петербурга конца XIX— начала XX вв. представляла собой яркую и многообразную картину.

На сцене Мариинского театра выступали такие замечательные артисты, как Ф.И.Стравинский, М.А.Славина, Е.К.Мравина; большой популярностью пользовались М.И. и Н.Н.Фигнер, Л.Г.Яковлев, И.В.Тартаков. Здесь работали великий артист И.В.Ершов, выдающийся певец П.З.Андреев и другие. На Петербургской сцене впервые в роли Ленского появился Л.В.Собинов; с триумфом проходили выступления Ф.И.Шаляпина.

В 1912 г. был организован театр Музыкальной драмы (под руководством режиссера И.М.Лапицкого и дирижера М.А.Бихтера), ставивший своей задачей утверждение принципов реализма на музыкальной сцене.

В 80-е гг. на концертной эстраде в Петербурге появился одаренный музыкант, виртуоз на балалайке В.В.Андреев. В 1898 г. он организовал первый оркестр русских народных инструментов.

Особенно оживленно протекают симфонические сезоны. В них помимо концертов РМО заметную роль играют так называемый придворный оркестр и гастролирующие в столице зарубежные симфонические оркестры.

В 1903 г. известный пианист и дирижер А.И.Зилоти организовал в Петербурге циклы камерных, а также симфонических концертов создав для этого оркестр. Здесь выступал С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев; в концертах А.И.Зилоти принимали участие европейские дирижеры А.Никиш, Ф.Моттль, В.Менгельберг, Ф.Вейнгартнер и др.

Новую эпоху в истории музыкальной культуры Петрограда открыла Октябрьская революция 1917 года.

Массовое музыкальное движение получило невиданный размах. Возникла музыкальная самодеятельность. Большую работу по обслуживанию массового слушателя проводил оркестр русских народных инструментов, созданный В.В.Андреевым. Среди солистов-исполнителей на народных инструментах выделялся виртуоз-балалаечник Б.С.Трояновский.

В декабре 1917 г. Мариинский театр был объявлен государственным, в июле 1918 г. консерватория перешла в ведение государства. В августе того же года придворная Певческая капелла была преобразована в Народную хоровую академию; во второй половине 1918 г. национализированы частные музыкальные школы и создана сеть народных школ музыкального просвещения.

В эту пору консерватория выходит на путь реформы музыкального образования и демократизации состава учащихся. Активное участие в работе советской консерватории принимали А.К.Глазунов, В.В.Асафьев, М.О.Штейнберг, А.В.Оссовский, Л.В.Николаев и др.

В пропаганде симфонической музыки играл главную роль Государственный симфонический оркестр, сформированный в 1917 г. Для объединения и руководства всей конкретной работой в 1921 г. была организована Государственная филармония. Еще в 1919 г. начал концерты квартет имени А.К.Глазунова.

Большую музыкально-просветительную роль играли выпускавшиеся филармонией печатные концертные программы и брошюры, значительная часть которых принадлежала пару Б.В.Асафьева (И.Глебова). В 1919 г. вышел составленный им первый советский музыкальный словарь “Путеводитель по концертам”.

В 1920 г. бывший Мариинский театр был переименован в Академический театр оперы и балета. Там выступали: Ф.И.Шаляпин, В.И.Касторский и др.

В 1918 г. открылся Театр комической оперы.

Крупным очагом музыкальный культуры являлась Государственная капелла, получившая в 1922 г. наименования Академической. В практической работе она выполняла функции концертной организации и музыкального учебного заведения.

В 1920 г. был создан факультет истории и теории музыки Института истории искусств, объединивший лучшие научные кадры музыкантов и в дальнейшем ставший музыкальным сектором Научно-исследовательского института театра и музыки.

Концертная жизнь Ленинграда к концу 20 гг. характеризуется большим размахом, разнообразием и высоким художественным уровнем.

Наряду с лучшими отечественными мастерами — Н.Малько, В.Дранишников, А.Гаук — за дирижерским пультам филармонии выступают крупнейшие дирижеры мира: Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Э.Клейбер, П.Монт и др.; выдающиеся концертанты-солисты: пианист Артур Рубинштейн, скрипачи Я.Кубелик, Ж.Сигетти, вокалисты М.Андерсон, Э.Вагнер, Р.Хейс и др. Из иностранных музыкантов, сыгравших положительную роль в развитии советской музыкальной культуры, видное место занял О.Фрид — первый иностранный дирижер, приехавший на гастроли в СССР по приглашению правительства и проработавший здесь до конца своей жизни.

Впервые прозвучали в филармонии Первая симфония В.Я.Шебалина, Первая симфония Д.Д.Шостаковича и др.

Оживленно проходила и камерно-исполнительская деятельность. В концертах принимали участие Л.А.Вырлан, Н.И.Голубовская, Н.Н.Рождественский.

В 1928 г. большую концертную поездку по Европе совершила Академическая капелла.

В условиях общего крупного подъема театральной, концертной, музыкально-просветительной, учебной и научной деятельности росли творческие силы ленинградской композиторской организации. Если в первые годы Советской власти решающее значение в области творчества имела деятельность композиторов старшего поколения — А.К.Глазунова, Б.В.Асафьева, М.Ф.Гнесина, Ю.А.Шапорина — то уже к началу 30 гг. к ним примкнуло более молодое поколения — Д.Д.Шостакович, Б.А.Аранов, М.А.Юдин и др.

В середине 30 гг. успешно начинает творческий путь композиторская молодежь — Н.В.Богословский, И.О.Дунаевский, Д.А.Прицкер, В.П.Соловьев-Седой и др.

Организованный в 1932 г. Ленинградский союз советских композиторов сплотил все музыкально-творческие силы города.

Начинают работать музыкальные издательства: с конца 20 гг. кооперативное товарищество “Тритон”, а в начале 30-х гг. — Ленинградское отделение Государственного музыкального издательства. В Ленинграде активно работают Малый оперный театр, театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Так, на сцене последнего успешно выступали: П.З.Андреев, В.И.Касторский, Г.М.Нэлепп, С.П.Преображенская, Г.С.Уланова.

Высокого уровня достигло мастерство симфонического оркестра филармонии, удостоенного в 1934 г. звания заслуженного коллектива Республики.

В этот период на концертной эстраде в основном выступают молодые советские исполнители: дирижеры Э.П.Грикуров, Е.А.Мравинский, Б.Э.Хайкин; солисты Э.Г.Гилельс, С.Н.Кнушевицкий, Я.В.Флиер. Продолжаются и гастрольные выступления зарубежных артистов, в том числе скрипачей Я.Хейфеца, Е.Цимбалиста, певицы Е.Бандровской и дирижера Л.Блеха.

Суровые испытания выпали на долю советского народа в годы Великой Отечественной войны. Ленинград уже в конце 1941 г. стал одним из боевых рубежей фронта.

Основными центрами музыкальной деятельности теперь стали Ленинградский союз советских композиторов, радиокомитет и Дом Красной Армии имени С.М.Кирова. В осажденном городе композиторы писали массовые боевые песни; организовывались подвижные бригады и группы артистов, выступавших с концертами для воинов Ленинградского фронта и Балтийского флота. В 1942 г. жюри конкурса на песню и марш для духового оркестра, объявленного в ознаменование XXIV годовщины Советской Армии, получило около 150 песен и 40 маршей.

В родном городе давали концерты пианисты А.Д.Каменский, В.В.Софроницкий, П.А.Серебряков и другие. В концертах участвовали О.Г.Иордан, И.А.Нечаев, С.П.Преображенская. В конце 1942 г. стали приезжать московские артисты — Э.Г.Гилельс, Д.Ф.Ойстрах и др.

С 1943 г. в Малом оперном театре, ставшем основной концертной площадкой города, выступали вокально-инструментальные ансамбли, ставились оперы в концертном исполнении.

Видную роль играют в эти годы ансамбль песни и пляски при Политуправлении Ленинградского фронта под управлением А.И.Анисимова, большая концертная группа под руководством Е.П.Гершуни и эстрадный ансамбль, возглавлявшийся К.И.Шульженко.

После 1945 г. концертная жизнь города стала разнообразнее и богаче. Видную роль в ней стал играть симфонический оркестр под управлением Е.А.Мравинского, К.И.Зандерлинга. Высокую оценку получили его концерты в Финляндии (1946 г.), в Германии, Австрии, Швейцарии (1956 г.). В 1953 г. филармонии был передан второй симфонический оркестр.

Много хоровых произведений в течение послевоенного десятилетия показала Академическая капелла, носящая с 1954 г. имя основоположника русской музыки М.И.Глинки.

К началу 50-х гг. усилился приток молодых творческих кадров в Ленинградскую организацию Союза композиторов. Наряду с произведениями композиторов старшего поколения — В.П.Соловьева-Седого, Д.А.Прицкера — появляются сочинения И.И.Шварца, Н.П.Червинского, Л.А.Пригожина, Г.В.Свиридова, И.И.Дзержинского и др.

Конец 50— начало 60 гг. ознаменовался периодом либерализации художественной жизни. Само собой разумеется, что этот процесс затронул и музыку. Многие авторы вышли из-под запрета. Так, в 60-е гг. Ленинградский театр оперы и балета осуществил постановки произведений В.И.Мурадели, А.П.Петрова, Д.Д.Шостаковича, С.С.Прокофьева. Творчество ленинградских деятелей искусства было востребовано и оценено слушателями. Так, в 1958 г. Д.Д.Шостакович стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1959 г. — В.П.Соловьев-Седой, в 1961 г. — главный дирижер Ленинградского академического симфонического оркестра Е.А.Мравинский.

В 60-е годы в Ленинграде создан городской джаз-клуб, с помощью которого были организованы и проведены фестивали инструментального джаза (1965 г., 1966 г.).

В 1965 г. на основе концертного бюро Ленинградской филармонии и отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения было создано Ленинградское концертно-гастрольное объединение “Ленконцерт”. В него входили различные ансамбли, начиная с Ленинградского мюзик-холла и заканчивая ансамблем “Дружба”.

Семидесятые годы были отмечены дальнейшим ростом и развитием основных центров музыкальной культуры г.Ленинграда. Продолжал творить В.П.Соловьев-Седой, пел ряд молодых оригинальных певцов, таких как А.Захаров, Е.Адриацкая.

В 70-е гг. возник такой общественный феномен (социо-кульутрный) как бардовская песня. Ее наиболее ярким представителем в Ленинграде является А.Розенбаум.

Рубеж 70—80 гг. был отмечен ростом популярности отечественной рок-музыки. В 1981 г. был создан Ленинградский рок-клуб. Особой популярностью пользовались группы “Аквариум”, “Пикник”, “Мануфактура” и др. В настоящее время этот процесс продолжается — как на количественном, так и на качественном уровнях.

В 80—90-е годы возник и стал активно развиваться феномен “Ленинградской поп-музыки” со своими характерными особенностями и чертами. Наглядным представителем этого направления стала Э.Пьеха.

В данный обзор вошли фонодокументы различных музыкальных направлений: “Массовые песни о Петербурге”, “Песни из кинофильмов о Петербурге”, “Марши”, “Легкая инструментальная музыка”, “Оперы”, “Романсы”, “Балеты”, Симфоническая музыка”, “Вокально-инструментальная музыка”, “Вокально-симфоническая музыка”, “Русские народные песни”.

Данная подборка отражает жизнь и историю великого города в течение минувшего века.

Для удобства работы с тематическим обзором, он снабжен научно-справочным аппаратом, куда вошли — именной алфавитной указатель и указатели биографических данных на авторов и исполнителей музыкальных произведений.


предыдущий раздел содержание следующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'