АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск ХХI. "Антология русского классического романса.
К 150-летию со дня смерти А.А.Алябьева"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Введение

В 2001 году исполняется 150 лет со дня смерти знаменитого русского композитора  Александра Александровича Алябьева. В связи с  этой датой Российский Государственный архив фонодокументов подготовил обзор звукозаписей, отражающих творчество этого композитора.

А.А.Алябьев родился 4-ого августа 1787 года в городе Тобольске, а умер 22 ноября 1851 года в Москве. Русский композитор  детские годы  провел в  Тобольске, где его отец  занимал  пост губернатора. В 1796 году семья А.А.Алябьева  переехала в Петербург, в 1804 году — в Москву.

С юных лет А.А.Алябьев проявил творческую одаренность (первые сочинения изданы в 1810 году). В 1812 г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих  сражениях и действиях  партизанских отрядов, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. По окончании Отечественной войны поселился в Петербурге, сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А.С.Грибоедов, А.А.Бестужев, П.А.Муханов). С 1823 г. жил в Москве, принимал деятельное участие  в театральной жизни. Вместе с А.Н.Верстовским и Ф.И.Шольцем  написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6.01.1825 г.)

В начале 1825 года А.А.Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т.М.Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, А.А.Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижер и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы А.А.Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831 гг.) и ряд оркестровых произведений. В 1832—1833 гг. А.А.Алябьев  жил на Кавказе, в 1833—1834 гг. — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Лишь в 1843 году А.А.Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим  спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А.С.Даргомыжским. Тяжело больной, А.А.Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы.

Деятельность композитора развертывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество А.А.Алябьева: с ним вошли в русский романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнета. Работая в разнообразных жанрах, А.А.Алябьев внес большой вклад в русскую музыку.

Вокальное творчество А.А.Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала 19 века. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826 г.) на текст А.А.Дельвига. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А.С.Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В.А.Жуковского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова, И.И.Козлова и др. Опираясь на достижения русской литературы он расширил содержание романса и в своем вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.

Особое место в творчестве А.А.Алябьева занимают романсы-монологи, связанные  с темой одиночества, изгнания, тяжелых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображенная в песнях 30-х годов («Песня Баяна»  на слова Н.Н.Языкова и др.) В произведениях 40х годов А.А.Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н.П.Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П.Ж.Беранже («Нищая»)  он создает образы обездоленных, аналогичные  образам  русской литературы того времени.

Обогащая тематику русского романса, А.А.Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии,  повысил выразительное  значение гармонии и фактуры, придал   самостоятельное значение фортепианной  партии.

Значителен вклад композитора в отечественную камерно-инструментальную музыку. Среди многочисленных камерных ансамблей А.А.Алябьева  выделяются 2 струнных квартета (№ 1 и № 3), фортепианное трио  ля  минор, соната для скрипки  с фортепиано. В этих произведениях принципы классического цикла органически сочетаются с элементами  русской песенности. По своему художественному облику эти произведения близки камерным  ансамблям М.И.Глинки, созданным также в 20-е —30-е  гг.

Мало изучено театральное наследие А.А.Алябьева. Тяжелое положение ссыльного  препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершенные, остались в рукописях.

Творчество А.А.Алябьева — одно из ярких  явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского, А.А.Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.

Представленный Вашему вниманию обзор, посвященный творчеству А.А.Алябьева открывает собой целую серию справочников из цикла «Антология русского классического романса» по материалам РГАФД. Все аннотации на фонодокументы, вошедшие в него, расположены по двум разделам. Первый раздел включает в себя фонозаписи вокального жанра (романсы). Другой камерно-инструментальную музыку. Для удобства пользования справочником все материалы даны в алфавите названий  произведений. Обзор снабжен подробным научно-справочным аппаратом, включающим в себя биографические данные на поэтов и переводчиков-авторов слов романсов А.А.Алябьева, биографические справки на исполнителей и краткий именной указатель.


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'