АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск XXXVI. "К 170-летию со дня рождения М.А.Балакирева"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Введение

В 2006 году исполняется 170 лет со дня рождения русского композитора, пианиста, дирижера, музыкально-общественного деятеля Милия Алексеевича Балакирева. К этой дате Российский Государственный архив фонодокументов подготовил обзор звукозаписей, отражающих творчество композитора.

Балакирев Милий Алексеевич (21.12.1836 г. — 16.05.1910 г.) — родился в Нижнем Новгороде. Первые уроки музыки получил у матери, в 1847 г. занимался в Москве у  А.Дюбюка. В дальнейшем пополнял музыкальные знания отчасти самостоятельно, пользуясь поддержкой просвещенного любителя музыки, автора 3-томной биографии В.Моцарта нижегородского помещика А.Улыбашева, отчасти с помощью местного театрального дирижера и пианиста К.Эйзриха. На музыкальных вечерах, устраивавшихся Улыбашевым, начались выступления Балакирева как пианиста и дирижера.

В 1853—1955 гг. жил в Казани, состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета, продолжал концертировать, давал фортепианные уроки.

Важное событие в жизни Балакирева — переезд в Петербург (конец 1855 г.) и встреча с М.И.Глинкой, последователем которого он становится. В конце 50-х гг. становится главой и руководителем творческого объединения «Могучая кучка». В 1862 г. совместно с Г.Я.Ломакиным основал Бесплатную музыкальную школу. В 1860 г. совершил поездку по Волге для записи народных песен; начиная с 1862 г. предпринял аналогичные поездки на Кавказ. В 1866—1867 гг. посетил Прагу, где (впервые за рубежом) осуществил постановку оперы Глинки «Руслан и Людмила». В 1867—1869 гг. руководил симфоническими концертами Петербуржского отделения Русского музыкального общества. В 1872 г. в результате творческого кризиса временно оставил музыкальную деятельность, вернувшись к ней лишь в 1881 г. когда вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу. В 1883—1894 гг. управлял Придворной певческой капеллой.

Важнейшая черта творчества Балакирева — яркая национальная характерность. Народные образы (бытовые и эпические), картины русской жизни, природы проходят через большинство его произведений. Композитора отличает также традиционный для русской музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и народным музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Балакирев постоянно изучал музыкальный фольклор, особенно русский. Богатый материал дала композитору поездка по Волге. Результатом ее явился сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866 г.)— первый классический образец этого рода в истории русской музыкальной фольклористики. 2-й сборник — «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898 г.) создан на материале, собранном песенными экспедициями Русского географического общества. С увлеченностью фольклором связано обилие в произведениях Балакирева подлинных народных мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танцевального характера. Например, Увертюра на русские народные темы, симфонии (особенно 1-я), вокальные сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные восточные музыкальные образы (поэма «Тамара», фортепианная фантазия «Исламей», «Грузинская песня» и др.). И в этом Балакирев продолжил творческие принципы Глинки.

Основная сфера творчества Балакирева — инструментальная музыка (симфоническая и фортепианная). С именем композитора связано рождение жанра русской эпической симфонии. Он работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Балакирева — «Тамара» (по одноименному стихотворению М.Ю.Лермонтова, посвященная Ф.Листу). Построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера, «Тамара» стилистически родственна программным симфоническим поэмам Ф.Листа — создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки. Другой тип программного симфонизма Балакирева — музыка к трагедии Шекспира «Король Лир». Это сочинение открыло шекспировскую тему в творчестве русских композиторов.

Балакирев — один из первых русских композиторов, широко использовавший в фортепианной музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фортепианных произведений выделяется восточная фантазия «Исламей» (1869 г.). Эта виртуозная блестящая пьеса — важнейшая веха в развитии русского пианизма. Характерно также обращение Балакирева к жанрам романтической фортепианной музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф.Шопену. Значительную часть фортепианного наследия составляют транскрипции и переложения (фортепиано в 2 и 4 руки) произведений других композиторов (М.И.Глинки, В.Ф.Одоевского, Л.Бетховена, Г.Берлиоза).

Камерно-вокальные сочинения Балакирева — своего рода связующее звено между русским романсом Глинки, Даргомыжского и русской вокальной лирикой 2-й половины XIX века. Лучшие романсы написаны на тексты М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.А.Фета, А.К.Толстого, А.М.Жемчужникова.

Балакирев вошел в историю русской музыки как преемник Глинки и продолжатель его традиций, создатель высокохудожественных произведений, вдохновитель и наставник содружества «Могучая кучка», прославивший своим  творчеством отечественное музыкальное искусство, борец за прогресссивную, демократическую музыкальную культуру, исследователь и знаток народной песни.

В представленном Вашему вниманию тематическом обзоре, посвященном творчеству М.А.Балакирева, все аннотации на фонодокументы расположены по 5 разделам: камерно-инструментальная, симфоническая и оркестровая музыка; вокально-симфоническая музыка; хоровая музыка; камерно-вокальная музыка; переложение и инструментовка М.А.Балакирева. Для удобства пользования справочником все материалы внутри каждого раздела даны в алфавитном порядке названий произведений и исполнителей. Обзор снабжен подробным научно-справочным аппаратом, включающим в себя биографические справки и именной указатель.

предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'