АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск XXII. "Антология русского классического романса.
К 200-летию со дня рождения А.Е.Варламова"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Введение

В 2001 году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого русского композитора  Александра Егоровича Варламова. В связи с  этой датой Российский Государственный архив фонодокументов подготовил обзор звукозаписей, отражающих творчество этого композитора.

Александр Егорович Варламов родился 15 ноября 1801 года в городе Москве, а умер 15 октября 1848 года в Петербурге. Родился он в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил музыкальную одаренность, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фортепианно. Музыкальное образование получил в петербургской Придворной певческой капелле (в 1811 году зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности Александра Егоровича привлекли внимание директора капеллы Д.С.Бортнянского, который принял участие в его занятиях.

В 1819 году А.Е.Варламов был назначен учителем певчих русской придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижера, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 году композитор возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе. С 1829 году в Придворной певческой капелле. В 1827 году он познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой (А.Е.Варламов помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 года Александр Егорович поселился в Москве, получил место “композитора музыки” и помощника капельмейстера императорских театров. В 1843 году он вышел в отставку. Сближение с московской артистической средой (А.Н.Верстовский, М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, поэт-актер  Н.Г.Цыганов) способствовало его творческому развитию. В 1833 году он выпустил первый сборник романсов и песен, в 1834—1835 гг. издавал нотный журнал «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения М.И.Глинки, А.Н.Верстовского и других. Особый успех имели концертные выступления А.Е.Варламова — талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певческим голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы А.Е.Варламов зафиксировал в «Полной школе пения» (издана 1840  г.), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение “московского периода” (1832—1844 гг.) А.Е.Варламов создал большую часть произведений (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845 г.) провел в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с литературным критиком А.А.Григорьевым, знатоком и ценителем русского фольклора. А.Е.Варламов изучал народную песню, создал сборники обработок — «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь А.Е.Варламов провел в тяжелых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулеза горла).

В историю русской музыки А.Е.Варламов вошел как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его народным истокам, к песенной культуре широкой демократической среды. В романсах А.Е.Варламова нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонации и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся  мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль А.Е.Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, А.Е.Варламов претворил в своем творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизационную свободу мелодичного развития.

В искренней, задушевной лирике А.Е.Варламова нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.

Александр Егорович Варламов создал около 200 романсов и песен, в основном на стихи русских поэтов — М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.А.Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А.В.Кольцова, Н.Г.Цыганова, А.В.Тимофеева, на стихи которых А.Е.Варламов написал свои лучшие “русские песни” в народном духе. Среди них преобладают два жанра: лирическая протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования А.Е.Варламова: мелодичная щедрость, пластичность вокальной мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приемы русской народной песенности — вариантно-попевочное развитие, постепенное развертывание широкой попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто русскую широту и величавую неторопливость движения («Ах ты время, времячко», «Что ты рано, травушка»). Ко второму типу относятся песни активного ритма: «Вдоль по улице метелица метет», «Что это за сердце», «Соловьем залетным» и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.

В некоторых песнях А.Е.Варламова сказалось воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами. Таковы лирическо-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты ее не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Влияние городской бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен А.Е.Варламова — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (слова Н.Г.Цыганова). Наряду с «Колокольчиком» А.Л.Гурилева и «Соловьем» А.А.Алябьева этот романс сделался общенародным достоянием.

Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущая песням А.Е.Варламова, отразилась также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами его творчества остаются романтическая взволнованность,  острый контраст душевных состояний, непосредственность лирического высказывания. В романсах А.Е.Варламов следует принципу широкого обобщения поэтического текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегических настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах «Одиночество», «Ангел», «Мне жаль тебя», отчасти близких к лирике М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Более светлая лирическая окраска присуща его “пейзажным” романсам («Горные вершины», «Я люблю смотреть в ясную ноченьку»). Контрастны им темпераментные романсы на слова М.Ю.Лермонтова («Белеет парус одинокий»),  А.В.Кольцова («Я любила его», «Ненаглядный ты мой»). Иногда композитор усиливает черты декламационной экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драматический монолог («Напоминание», «Грусть», «Доктор»). А.Е.Варламов обогатил жанр баллады, подчинив его русскому песенному стилю. В балладах «Песня разбойника» и «Оседлаю коня» традиционные романтические образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной русской песни.

Работая преимущественно в области вокальных жанров, А.Е.Варламов писал также музыку к драматическим спектаклям (его театральная музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одаренным композитором, ярко отразившим романтические тенденции русского театра 30-х—40-х гг. XIX века. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии «Гамлет» У.Шекспира (1837 г. по заказу П.С.Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого театра балеты А.Е.Варламова «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837г.).

Творчество А.Е.Варламова, как и его современника А.Л.Гурилева, долгое время недооценивалось. Критики XIX века пренебрежительно отзывались о “дилетантских” романсах этих композиторов. Современные исследователи  опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества А.Е.Варламова, его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое искусство А.Е.Варламова создало свою традицию в русской музыке и нашло отклик в творчестве А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.

Представленный Вашему вниманию обзор, посвященный творчеству А.Е.Варламова продолжает собой серию подобных справочников из цикла «Антология русского классического романса» по материалам РГАФД. Для удобства пользования справочником все материалы даны в алфавитном порядке названий произведений (романсов). Обзор снабжен подробным научно-справочным аппаратом, включающим в себя биографические данные на поэтов и переводчиков-авторов слов романсов А.Е.Варламова, биографические справки на исполнителей и краткий именной указатель.


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'