АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск XXIII. "Антология русского классического романса.
К 200-летию со дня рождения А.Л.Гурилёва"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Введение

В 2003 году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого русского композитора, скрипача, пианиста и педагога Александра Львовича Гурилева. В связи с этой датой Российский Государственный архив фонодокументов подготовил обзор звукозаписей, отражающих творчество этого композитора.

А.Л.Гурилев родился 22 августа 1803 года в Москве, а умер там же 30 августа 1858 года. Сын крепостного музыканта Л.С.Гурилева, музыке обучался под руководством отца, так же брал уроки по фортепиано у Д.Филда, а теорию музыки изучал у И.И.Геништы. С юных лет Александр Львович играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, участвовал в квартете известного любителя музыки Н.Б.Голицына. В 1831 году вместе с отцом получил вольную и приписался к обществу Московской ремесленной управы. Приобрел известность как композитор, пианист и педагог.

Романсы Александра Львовича Гурилева прочно вошли в русский городской быт. Однако, несмотря на успех, всю жизнь композитор провел в трудных материальных условиях, был вынужден давать уроки музыки, заниматься нотной корректурой. В последние годы жизни он тяжело болел.

Ведущий жанр творчества А.Л.Гурилева — это вокальная лирика. Основой вокального стиля Александра Львовича послужила народная песня городского быта мещанской, разночинской среды. Большое влияние на развитие его таланта оказала дружба с А.Е.Варламовым, наряду с которым А.Л.Гурилев был ярким представителем демократического русского романса. Многие его песни стали народными, их распевали под аккомпанемент гитары или фортепиано в городском быту, они проникали также в крестьянскую среду, в репертуар профессиональных цыганских хоров.

Александр Львович Гурилев собирал и обрабатывал народные песни. Составленный им сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепиано явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Сюда вошли наиболее популярные песни крестьянской и городской традиции, разработанные в стиле бытового музицирования.

Сборник А.Л.Гурилева — своеобразная энциклопедия бытовой городской песни 30—40-х годов XIX века.

С народной традицией тесно связаны “русские песни” А.Л.Гурилева на слова А.Н.Кольцова, Н.П.Грекова, И.П.Макарова и др. поэтов. В них нашли отражение типичные для композитора скорбные настроения, мягкий и задушевный лиризм. Неразделенная любовь, тоска одиночества, мечты о счастье — обычные мотивы этих песен: «Колокольчик», «Вьется ласточка», «Не шуми ты, рожь» и др. Глубоко волновала композитора тема женской доли. В песнях «Матушка — голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик» он запечатлел обаятельные образы русских девушек, родственные лирической поэзии А.В.Кольцова и Н.Г.Цыганова, портретной живописи А.Г.Венециаова и В.А.Тропинина.

По стилю “русские песни” Александра Львовича приближаются к бытовому романсу. При всей лиричности, они отличаются ритмической собранностью, жанровой определенностью. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного, неторопливого вальса; простой аккомпанемент гитарного типа подчеркивает мерную 3-х дольность движения. Внедрение танцевального вальсового ритма — одна из типичных особенностей городского фольклора XIX века.

Лучшие романсы Александра Львовича Гурилева во многом перекликаются с лирикой М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Влияние М.И.Глинки, его пластичной и ясной мелодики нашло отражение в элегии «Вам не понять моей печали», в светлом мечтательном романсе «Внутренняя музыка». С другой стороны, в лирике А.Л.Гурилева заметно проступают и новые выразительные черты. В романсах «Разлука», (слова А.В.Кольцова), «Я говорил при расставании» (слова А.А.Фета), «Бедная девушка ты» (слова К.С.Аксакова) композитор приближается к жанру романса-монолога, широко представленного в творчестве А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского. Новое содержание вкладывает А.Л.Гурилев в романсы на слова М.Ю.Лермонтова. В элегиях «Оправдание», «И скучно и грустно» он выступает как один из первых интерпретаторов лермонтовской поэзии в русской музыке, чутко передает скорбную исповедь поэта. Всенародным достоянием стали романсы А.Л.Гурилева на слова А.В.Кольцова — «Разлука», «На заре туманной юности».

Отличительный признак романсов и песен Александра Львовича Гурилева — это тонкая разработка фортепианной партии. Технически несложная, она в то же время характеризуется чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой. Это свидетельствует о высокой профессиональной культуре композитора.

Большое место в наследии А.Л.Гурилева занимают различные жанры фортепианной музыки — это вариации и танцевальные миниатюры. В них ясно прослеживаются романтические традиции русского пианизма, идущая от фортепианного стиля А.А.Алябьева, М.И.Глинки и других русских музыкантов. Александр Львович широко разрабатывает излюбленные жанры бытового танца — это полька, мазурка, вальс, полонез. Значительный интерес представляют его вариации на темы народных песен, романсов и опер; они отличаются разнообразием фортепианной фактуры, тембровыми контрастами.

Музыкальное наследие Александра Львовича Гурилева долгое время не получало в музыковедении достойной оценки, и только в трудах современных музыковедов оно нашло широкое освещение, как одно из проявлений демократической русской культуры 1-ой половины XIX века.

Представленный Вашему вниманию обзор, посвященный творчеству А.Л.Гурилева продолжает собой серию справочников из цикла «Антология русского классического романса» по материалам РГАФД.

Основную массу документов этого обзора составляют романсы, которые расположены в алфавите названий, затем представлена малочисленная камерно-инструментальная музыка, в том же порядке. Обзор снабжен подробным научно-справочным аппаратом, включающим в себя биографические данные на поэтов, биографические справки на исполнителей и краткий именной указатель.


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'