АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
Выпуск XXXXIV "Русские песни в грамзаписях начала ХХ века"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Биографические справки

АВАКОВ Артёмий Яковлевич, АВАКОВ Павел Яковлевич, АВАКОВ Тарас Яковлевич (1870-е—1920-е гг.) — братья, гармонисты. Получили известность в начале 1900-х гг. Артёмий выступал сольно на однорядной гармонике системы Невского. В 1910 г. организовал «Оркестр гармонистов», в который вошли его братья и другие исполнители, в том числе гармонисты братья Извековы (впоследствии организовавшие свой ансамбль). Репертуар оркестра состоял из бытовой музыки, популярной в Новороссийском крае и городах Черноморского побережья.

АГРЕНЁВА-СЛАВЯНСКАЯ Ольга Христофоровна (1847—1920 гг.) — фольклорист, этнограф. Жена и сотрудник Д.А.Агренёва-Славянского — певца (тенор), хорового дирижера, собирателя и обработчика народных песен. О.Х.Агренёва-Славянская также собирала народные песни, составляла сборники. Является автором песен на собственные стихи.

АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861—1918 гг.) — балалаечник, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов.

АНЦЕВ Михаил Васильевич (1865—1945 гг.) — композитор. Ученик Н.А.Римского-Корсакова. С 1919  г. читал лекции по истории музыки в Народной консерватории в Витебске, выступал как музыкальный рецензент. Автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846—1924 гг.) — хоровой дирижер, композитор. Заслуженный артист России (1921  г.). Учился в пензенской семинарии, по теории музыки занимался у Н.М.Погулова. С 1862  г. регент хоров в Пензе, затем в Петербурге. В 1880 г. организовал смешанный хор, который исполнял народной песни, духовную музыку. Автор хоровых сочинений, многочисленных обработок народных песен. Издал «Репертуар концертов А.А.Архангельского» (Спб. 1893—1894 гг.). Преподавал пение в учебных заведениях.

БАГРИНОВСКИЙ Михаил Михайлович (1885—1966 гг.) — композитор и дирижер. Закончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (класс композиции, 1908 г.). В 1910-е—1920-е гг. дирижировал симфоническими концертами и операми в Риге, Кисловодске, Харькове, Ростове-на-Дону и др. городах.. С 1936 г. преподавал на разных факультетах Московской консерватории. Среди сочинений: опера, музыкальная комедия, симфонические сюиты, камерные инструментальные сочинения, хоры, романсы и др.

БАКАЛЕЙНИКОВЫ — авторы популярных романсов.

Владимир Романович (1885—1953 гг.) — композитор, альтист, дирижер. В 1907 г. окончил Московскую консерваторию по классу скрипки. Участник струнных квартетов (Московского отделения РМО (с 1908 г.), Мекленбургского квартета (с 1910  г.), квартета им. Страдивариуса (1920—1924 гг.). Работал дирижером театра музыкальной драмы в Петербурге (1914—1916 гг.), Музыкальной студии МХАТа (1920—1927 гг.), профессор Петроградской консерватории (1918—1920 гг.); Московской консерватории (1920—1924 гг.) по классу альта. С 1927 г. жил в США. Был выдающимся альтистом.

Николай Романович (1881—1957 гг.) — флейтист, театральный дирижер, композитор. В советское время был профессором Свердловской консерватории. Брат Владимира Романовича. Зачастую при указании авторства в разных изданиях романсов возникает путаница инициалов Бакалейниковых. Этот факт следует учитывать, так как в ряде случаев идентификация затруднена.

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37—1910 гг.) — композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. С 1855 г. жил в Петербурге, где познакомился с М.И.Глинкой, А.С.Даргомыжским, выступал как пианист. В начале 1860-х годов под его руководством сформировался музыкальный кружок «Могучая кучка». Был одним из основателей Бесплатной музыкальной школы (1868—1873 гг. и 1881—1908 гг.), дирижировал ее концертами, возглавлял Придворную певческую капеллу. Продолжатель традиций М.И.Глинки, он развивал принципы русского эпического и народно-жанрового симфонизма. Его произведения вошли в русскую музыкальную классику XIX века.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867—1942 гг.) — поэт-символист. Из всей плеяды поэтов-символистов К.Д.Бальмонт особенно полно воплотил тип эстетического импрессионизма. Лучшие стихотворения К.Д.Бальмонта относятся к 1900—1903 годам. К.Д.Бальмонт — мастер внутренней рифмы. Музыкальности и певучести подчинены все основные элементы его стиха. Асоциальность и нелюбовь к земному породили склонность к отвлеченным словам. Владея многими языками, К.Д.Бальмонт перевел собрание сочинений П.Б.Шелли, У.Уитмена, много произведений Э.По, П.Кальдерона, О.Уайльда, Г.Гауптмана. В 1920 г. эмигрировал из России.

БАРЫШЕВ Никифор Михайлович (1879—1944 гг.) — артист оперы (тенор), камерный певец, режиссер и педагог. Родился в крестьянской семье. В 1902—1907 гг. обучался пению в Петербургской консерватории. Выступал с 1907 по 1915 гг. в оперных антрепризах в Петербурге, Перми и Екатеринбурге; в 1915—1918 гг. — в частной опере в Одессе. В 1919—1926 гг. солист Одесской государственной оперы (одновременно режиссер театра), в 1926—1936 гг. — Московского Большого театра. Вел также концертную деятельность. Преподавал: в Одесской консерватории; в Москве на оперных курсах ГАБТа (среди его учеников И.М.Скобцов), в оперном классе Государственного музыкального техникума им. А.Н.Скрябина, в театре рабочей молодежи и в Государственном Новом драматическом театре. Собирал русские народные песни и былины.

БАХМЕТЬЕВ Николай Иванович (1807—1891 гг.) –– композитор и скрипач. Брал уроки игры на скрипка у Ф.Бёма. До 1842 г. находился на военной службе. В 1842—1861 гг. жил в своем имении в Саратовской губернии, содержал хор и оркестр из крепостных. В 1848—1851 гг. устраивал в Саратове силами крепостных артистов концерты, оказавшие влияние на развитие музыкальной жизни города, выступал в них как солист — скрипач. В 1861—1883 гг. директор Придворной певческой капеллы в Петербурге. Автор духовных произведений, салонных скрипичных пьес и многочисленных романсов.

БЕЛЯНИН Александр Васильевич (1874 — 1943 гг.) — артист оперы (бас) и режиссер. Родился в крестьянской семье. В 1903—1909 гг. обучался пению в Московской консерватории. В 1909—1935 гг. солист петербургского Мариинского театра, затем ГАТОБа (Государственного академического театра оперы и балета); позднее работал здесь же режиссером. Выступал в «Русских сезонах» С.Дягилева в Лондоне и Париже. Обладал сильным голосом широкого диапазона, прекрасной вокальной техникой и музыкальной культурой. Репертуар певца включал свыше 100 партий.

БОБРОВ Гавриил Дмитриевич (1869—1928 гг.) — гармонист. Примерно с 1985 г. выступает в Москве на маленьких концертных гармониках, концертине, двух- и трехрядной венке. Считается признанным московским гармонистом-виртуозом. Получил большую известность еще благодаря созданию целой серии самоучителей. Примерно с 1908 г. один из первых практикует дома преподавание игры на различных гармониках, совместно с женой — гармонисткой Анной Фёдоровной (1875—1944 гг.).В 1918 г. организовал оркестр народных инструментов. В 1922  г. организовал ансамбль гармонистов. Член жюри Московского конкурса гармонистов (1926 г.).

БОРОВКОВ Михаил Павлович (1889—1977 гг.) — гармонист, баянист, ансамблист. Научился играть на гармониках в 7 лет. С 1900 г. играл на трехрядной петербургской гармонике на вечерах и свадьбах. В 1905—1912 гг. — в оркестре Г.Л.Лебедева, затем в дуэтах и трио с различными партнерами. Выступал в Москве, Петрограде и Нижнем Новгороде, гастролировал во многих городах Привислинского края и Центральных областях России. Считался среди баянистов одним из лучших ансамблистов.

БРАВИН (настоящая фамилия — Васяткин) Николай Михайлович (1883—1856 гг.) — артист оперетты. Народный артист РСФСР (1954). С 1927 года артист Московского театра оперетты. Обладал ярким сценическим дарованием, красивым голосом (баритон). Роли: Назар Дума («Свадьба в Малиновке» Александрова), Савчук («На берегу Амура» Блантера), Цезарь Галль («Вольный ветер» Дунаевского), Баринский («Цыганский барон» Штрауса), Раджа, Ферри («Баядерка», «Сильва» Кальмана) и др.

БРАГИН (Брагинский) Александр Михайлович (1881—1955 гг.) — певец (баритон). Заслуженный артист Республики (1926 г.). Родился в семье рабочего в Киевской губернии. Артист оперетты, камерный певец, педагог. С 7 лет обучался игре на скрипке, с 9 — на рояле, с 16 — пению у М.Медведева в Киеве. В 1896—1901 гг. — в Петербургской консерватории (класс С.Габеля и И.Тартакова), позднее совершенствовался в вокальном искусстве в Милане, Риме, Флоренции, Вене, Берлине. Дебютировал в 1900 г. в Киевской опере, выступал в Петербурге, Иркутске, Риге и др. В 1905—1908 гг. и 1909—1911 гг. солист Мариинского театра, в 1908—1909 гг. — Большого театра. Преподавал в Одесской консерватории (1930—1933 гг. профессор), ГИТИСе (1932—1934 гг.), Бакинской, Московской, Киевской консерваториях. Среди учеников — Н.С.Фокин.

БРУЕВ Георгий Захарович (1884—1943 гг.) — гармонист. С юных лет хорошо владел губной гармоникой и однорядной семиклапанкой, затем двух-трехрядной венкой. Обладая незаурядными организаторскими способностями, в 1910 г. создает популярнейший дуэт гармонистов (в дуэте с И.М.Соловьёвым). С 1932 г. после смерти партнера, переходит на административную работу в сфере торговли. Был арестован НКВД как бывший владелец магазина и погиб.

БУЛАХОВ Павел Петрович (1824—1875 гг.) — певец (тенор), композитор. С 1849 г. пел в петербургском Большом театре. В 1850—1855 гг. участвовал также в спектаклях итальянской оперной и русской драматической трупп. Автор романсов.

БУЛАХОВ Петр Петрович (1822—1885 гг.) — композитор, педагог. Его романсы и песни пользовались популярностью во 2-ой половине XIX века. («Тройка», «Вот на пути село большое», «Тихо вечер догорает», «Нет, не тебя так пылко я люблю»). Ряд песен вошел в сборник: «Булахов П.П. Избр. Песни» (М.-Л. 1945).

ВАВИЧ Михаил Иванович (1881—1931 гг.) — артист оперетты (бас). Впервые выступил на сцене в 1905  г. (в Петербургской частной оперетте П.В.Тумпакова). В 1905—1918 гг. пел в Петербургских театрах «Буфф», «Палас»; в Москве в театрах А.Э.Блюменталь-Тамарина, Я.В.Щукина, И.С.Зона. М.И.Вавич имел красивый, от природы поставленный голос и обладал ярким сценическим дарованием. В 1918 г. он эмигрировал за границу, где периодически выступал в оперетте, снимался в кино.

ВАРШАВСКИЙ Василий Сергеевич (1852—1920 гг.) — руководитель хора, гармонист. Имел музыкальное образование (регент). Хорист, а с 1890 г. руководитель хора. Репетиции, а затем и выступления проводил под собственный аккомпанемент на гармонике. В 1901 г. входил в трио гармонистов, созданном Семёновым в Москве. С 1903 г. организует свой ансамбль гармонистов, известный как «Оркестр «Гармония» Варшавского». Он — конструктор концертной ансамблевой гармоники.

ВАРЯГИН (Иванов) Сергей Дмитриевич (1872—? гг.) — певец (бас), артист оперы. Пению обучался в Харьковском музыкальном училище, с 1896 г. в Петербургской консерватории. Впоследствии совершенствовался в Италии, где в течение 2-х лет выступал в оперных театрах, во второй половине 1890-х годов дебютировал в Казани, затем выступал в Нижнем Новгороде, Житомире, Каменец-Подольске, Кисловодске, Москве, Петербурге (1902; 1903; 1904—1905 гг.), Киеве (1905 г.). С 1907 г. пел в Частной русской опере (Москва, театр Солодовникова). Неоднократно приглашался на гастроли за границу: в Дрезден, королевскую оперу (1908 г.); Берлин, оперу (1911 г.), Миланский театр «Ла Скала» (1913 г.). Записывался на грампластинки (60 произведений) в Петербурге («Омокорд», «Стелла», 1910 г.; «Одеон», 1912 г.; «Сфинкс», 1913 г.).

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800—1870 гг.) — писатель и историк. Популярные в 1830—1840-е годы, его добротные романы и кропотливые труды вышли из почета еще при его жизни. А вот песню «Что затуманилась, зоренька ясная» уже его современники причислили к старинным народным. Трудно поверить, что она впервые появилась в его повести «Муромские леса». Был всеми забытый автор и у замечательной мелодии песни.

ВИЛИНСКИЙ Александр Борисович (1869—? гг.) —  композитор, дирижер, оперный и опереточный тенор и артист. Автор оперетт: «Суд богов», «Заза», популярных песен и романсов. Самые известные — песня «Варяг» на сл. Я.Репнинского, романс «Ах, я влюблен в глаза одни». Его романсы пели Варя Панина, Анастасия Вяльцева.

ВОРОТНИКОВ Павел Максимович (1804—1876 гг.) — композитор, хоровой дирижер, педагог. Музыке учился самостоятельно. После окончания кадетского корпуса служил в Елизаветграде, где руководил военными хорами и любительскими оркестрами. Преподавал пение в Придворной певческой капелле (1843—1848 гг.), а также в Екатерининском институте (Петербург). Среди сочинений значительное место занимает церковная музыка. Автор статей по духовной музыке.

ВЯЛЬЦЕВА Анастасия Дмитриевна (1871—1913 гг.) — певица (меццо-сопрано), артистка оперетты и эстрады. Эпизодически выступала в опере. Пению обучалась у С.Сонки в Петербурге. В 1887  г. начала сценическую деятельность в качестве статистки в Киевской балетной труппе С.Ленчевского. В 1893 г. выступала в Московской оперетте (театр «Аквариум»), в 1893—1897 гг. — в труппе С.Пальма (Москва и Петербург). Эпизодически выступала в опере, в том числе в петербургском Мариинском театре. В 1897 г. с огромным успехом выступала на концертной эстраде как исполнительница цыганских романсов.

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—1857 гг.) — композитор, родоначальник русской симфонической школы. В своем творчестве (опера, вокальные ансамбли, романсы) обращался к сочинениям А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского и других выдающихся поэтов XIX века. Его оперы «Иван Сусанин» (1836  г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в том числе «Камаринская», «Испанские увертюры» («Арагонская хота», «Ночь в Мадриде») заложили основы русского симфонизма. М.И.Глинка придал романсу статус высокой классики.

ГЛИНКА Федор Николаевич (1786—1880 гг.) — поэт. Брат С.Н.Глинки (1775 или 1776—1847 гг.) — писателя. Участник Отечественной войны 1812 г. член «Союза спасения», один из руководителей «Союза благоденствия». Автор Патриотических («Письма русского офицера» (1815—1816 гг.)), лирических стихотворений. Стихотворения «Тройка» и «Узник» стали популярными песнями.

ГРЕБЁНКА Евгений Павлович (1812—1848 гг.) — писатель (писал на русском и украинском языках). Автор басен, рассказов, исторического романа «Чайковский», а также автор текстов песен («Очи черные, очи страстные…» и др.).

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1864—1956 гг.) — композитор. Ученик Н.А.Римского-Корсакова. В творческом наследии выделяются камерно-вокальные и хоровые жанры (более 100 романсов, циклы хоров а cappella), а также церковная музыка. Обработал ряд русских, белорусских, татарских, башкирских и других народных песен. Работал как дирижер и пианист, много занимался с детскими хорами. С 1925 г. жил за рубежом (с 1939 г. в Нью-Йорке). Написал книгу «Моя музыкальная жизнь» (Париж, 1934 г.).

ГРУЗИНСКАЯ Тамара (сопрано, меццо-сопрано) — исполнительница цыганских романсов и опереточная певица (до 1917 г.).

ГРЫЗУНОВ Иван Васильевич (1879—1919 гг.) — певец (лирический баритон). Родился в Москве в крестьянской семье. Образование получил в Московском коммерческом училище, по окончании которого работал служащим в банке. Участвовал в любительских концертах. В 1899—1904 гг. брал частные уроки пения у К.Кржижановского (в некоторых источниках — у Р.Василевского) С 1903 г. солист театра Солодовникова в Москве, в 1904—1908 гг. и 1909—1919 гг. — Большого театра, одновременно участвовал в спектаклях Оперного театра Зимина. В концертном репертуаре выделялись романсы П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова. С успехом гастролировал в Италии (1907  г.).

ГУБЕР Эдуард Иванович (1814—1847 гг.) — поэт и переводчик. Окончил Петербургский институт корпуса путей сообщения в 1834 г. Выступил в печати в 1831 г. По совету А.С.Пушкина впервые перевел на русский язык «Фауста» И.-В.Гете (1 ч. 1838 г.). Автор поэм «Антоний» (1859 г.), «Прометей» (1845 г.). В стихах Э.И.Губера заметно влияние В.А.Жуковского, отчасти Ю.М.Лермонтова. Характерные мотивы его лирики — разочарование в любви и дружбе, жалобы на одиночество, предчувствие смерти.

ДАВЫДОВ (Левенсон) Александр Михайлович (1872—1944 гг.) — певец (лирико-драматический тенор). Заслуженный артист Республики (1924 г.). Брал уроки пения у К.Эверарди в Киеве, затем у Е.К.Ряднова в Петербурге. С 1889 г. солист Киевского оперного театра, с 1892 г. пел в оперных антрепризах в Тбилиси, Екатеринославе, Харькове и др. городах. В 1900 г. дебютировал в Мариинском театре. Из-за наступившей глухоты в 1914 г. оставил оперную сцену. До 1924 г. с успехом исполнял русские, цыганские и неаполитанские песни и романсы. В середине 1920-х годов уехал за границу. В 1934 г. работал режиссером оперной труппы в Париже, в которой пел Ф.И.Шаляпин. В 1935 г. вернулся в СССР. С 1936 г преподавал в вечерней школе пения.

ДАВЫДОВ Дмитрий Павлович (1811—1888 гг.) — поэт. Занимался педагогической деятельностью, краеведением. Изучал быт якутов, бурят-монголов, эвенков. Д.П.Давыдову принадлежит стихотворение «Думы беглеца на Байкале» («Славное море — привольный Байкал»), в несколько измененном виде ставшее народной песней.

ДЕККЕР-ШЕНК Иван Федорович (1825—1899 гг.) — гитарист, композитор, педагог. По национальности австриец. С 1861  г. жил в России. Концертировал как гитарист, мандолинист, а также певец. Преподавал в Петербургском обществе гитаристов и мандолинистов. Автор комических опер, оперетты «Хаджи-Мурат» и др. романсов, произведений для 6- и 7-струнной гитары.

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798—1831 гг.) — барон, поэт. Лицейский друг А.С.Пушкина. Родился в Москве. Известность приобрели его антологические стихотворения, идиллии и элегии, а также стихи в духе русских народных песен и романсов. Занимался издательской деятельностью (альманахи «Северные цветы» (1825—1831 гг.), «Литературная газета» (1830—1831 гг.)). Член общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей поэзии.

ДОБРОХОТОВ Александр Дмитриевич (1885—1935 гг.) — солист-виртуоз на балалайке. Концертировал по России, гастролировал за границей. В его репертуар входили собственные обработки русских народных песен и переложения произведений русских и зарубежных композиторов. Он часто аккомпанировал Н.В.Плевицкой, А.Д.Вяльцевой. После Октябрьской революции 1917 г. уехал из России. Умер в США.

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич (1848—1930 гг.) — поэт. Родился в семье крепостного. В школе учился около двух лет. С конца 1860 г. более тридцати лет скитался по России. Был половым, приказчиком, рабочим и пр. Печатался с 1873 г. С 1896 г. живет в родной деревне Низовке. Творчество С.Д.Дрожжина близко песенному народному творчеству, а также демократической литературе 1860—1870-х гг. Известность обрел в 1880-е гг. как талантливый «поэт-самоучка». Горячо приветствовал Октябрьскую революцию. Многие стихи С.Д.Дрожжина положены на музыку.

ДУЛЬКЕВИЧ (Бабурина) Нина Викторовна (1891(?)—1934 гг.) — певица. Ее вокальной школой стал цыганский хор, которым руководил гитарист Николай Дулькевич. В 1907 г. выступала в сопровождении 2-х гитар в кафе-концерте петербургского «Аквариума», потом выступала среди иностранных гастролерш в Крестовском Саду. С 1911 г. начинаются регулярные концерты Н.В.Дулькевич в Москве и Петербурге, она исполняла старинные цыганские романсы. В 1911—1913 гг. Н.В.Дулькевич много записывалась на грампластинки. В 1915—1917 гг. выступала в театрах миниатюр, гастролировала по стране, дала много благотворительных концертов. Во время гражданской войны Н.В.Дулькевич переключается на детские песенки, имитируя детские голоса. Диски Н.В.Дулькевич получили распространение в Западной Европе.

ДЮБЮК Александр Иванович (1812—1897 (98) гг.) — пианист, композитор, педагог. В концертной и композиторской деятельности А.И.Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации. В своих фортепианных сочинениях А.И.Дюбюка опирается на мелодику крестьянской песни и городского романса, а также использует темы романсов А.Е.Варламова и А.А.Алябьева. Автор многочисленных песен и романсов, обобщивших интонации и ритмы московского музыкального быта и говора. Его салонные пьесы для фортепиано были популярны в московской барско-чиновничьей, купеческой и артистической среде. В 1866—1872 гг. — профессор Московской консерватории.

ЖУКОВ Пётр Фёдорович (1864—1931? гг.) — куплетист, гармонист. В пригородной деревне, где он родился, еще ребенком научился бойко играть на гармонике. В юности отправился в Петербург. Работал разносчиком товара, рабочим на фабрике. В свободное время играл в рабочих компаниях по приглашениям. Первые публичные выступления — на Марсовом поле в театре-балаганчике, затем на открытой эстраде Варгунинских гуляний (1890 г.). Большая природная музыкальность и артистичность способствовали быстрому завоеванию успеха. В 1895 г. он — ведущий оркестрант и солист (на петербургской гармонике) в оркестре Г.Л.Лебедева. В 1896 г. образует дуэт с Н.М.Монаховым, впоследствии известным артистом оперетты и драмы. Дуэт выступал на гармониках (исполнял попурри из русских и украинских народных песен, мазурка М.И.Глинки, полька П.Ф.Жукова и др.), но чаще пел песни, куплеты и частушки под собственный аккомпанемент. Гастролировал в Петербурге, Москве и др. крупных городах. Записывался на грампластинки. С 1904 г. до 1920-х гг. выступал в дуэте с П.Д.Орловым.

ЗАПОРОЖЕЦ Капитон Денисович (1880—1937 гг.) — певец (бас-профундо). Пению обучался в Москве у С.Лапинского и одновременно пел в ночном ресторане «Яр». В 1909—1911 гг. и 1914—начале 1920 гг. пел в Опере С.Зимина (Москва), в 1911—1914 гг. солист московского Большого театра. В 1909 г. и 1913 г. участвовал в «Русских сезонах» С.П.Дягилева в Париже. В 1911 г. гастролировал в Риме, Лондоне, Париже. В 1913  г. — по Европе и Америке. В 1920—1930-х гг. пел в составе Русской частной оперы в Париже. Гастролировал в Барселоне (1922 г. 1927 г.), Монте-Карло (1925 г.), Берлине и Лейпциге (1928 г.), Лондоне и Кишиневе (1930-е гг.).

ЗУБОВ Н.В. (даты рождения и смерти неизвестны) — композитор. Автор множества популярных романсов (конец XIX —начало XX века). Сочинения Н.В.Зубова принадлежали к числу самых исполняемых как в повседневном музыкальном быту, так и на профессиональной эстраде, входили в репертуар эстрадных звезд (В.В.Панина, А.Д.Вяльцева, Саша Давыдов, Т.Церетели и др.). В мелодиях Н.В.Зубова сконцентрированы самые общезначимые и характерные для своего времени музыкально-бытовые интонации. Они дают яркое представление о музыкальном диалекте всевозможных разновидностей «Цыганского романса». Романсы Н.В.Зубов, хранящие отпечаток декадентских веяний своей эпохи, сохранили популярность на многие последующие десятилетия. Среди них: «Под чарующей лаской твоею», «Опьянела», «Жажду свидания», «Догадайтесь сами».

ИВАНОВ Федор Алексеевич (1863 г. — начало 1920 г.) — хоровой дирижер, педагог и композитор. Работал в Варшаве, Нижнем Новгороде. С 1886 г. руководил в Москве профессиональными и любительскими хорами. Организатор хоровой капеллы мальчиков, принимавшей участие в церковной службе, концертах в консерватории, зале Дворянского собрания.

К.Р. (псевдоним великого князя Константина Константиновича Романова) (1858—1915 гг.) — поэт, переводчик. Впервые выступил в печати в 1882 г. В лирических стихах К.Р. преобладает меланхолическое настроение. Основные мотивы лирики близки поэтической эстетике Я.П.Полонского, А.Н.Майкова, А.А.Фета (поиски чистой красоты, культ неземной любви). Автор исторической драмы «Царь Иудейский» (1914 г.) (А.К.Глазунов написал музыку к этой драме). На тексты К.Р. написаны многие романсы русских композиторов. Он является автором текста песни «Умер бедняга в больнице военной».

КАМИОНСКИЙ Оскар Исаевич (1869—1917 гг.) — певец (баритон). Ученик С.И.Габеля и О.О.Палечека, совершенствовался в Италии. С 1893 г. — в России, в 1905—1908 гг. — в Оперном театре С.И.Зимина, затем в различных передвижных труппах. Владея искусством «бельканто» и mezza voce, прославился в итальянском репертуаре, его называли «русским Баттистини».

КАРИНСКАЯ Мария Александровна (1882— ? гг.) — певица (меццо-сопрано). Известная исполнительница русских песен, старинных баллад, романсов. Училась в Петербургской консерватории. В 1909  г. побеждает в конкурсе на исполнение цыганского романса (в Петербургском Пассаже). Тогда же подписала контракт на 3 года с Обществом «Граммофон».

КАСТОРСКИЙ (Торский) Владимир Иванович (1871—1948 гг.) — певец (бас). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939  г.). В детстве пел в церковном хоре. Брал уроки у А.Котоньи. С 1892 г. участвовал в концертах. С 1898  г. солист Мариинского театра. В 1907—1908 гг. принял участие в «Русских сезонах» С.П.Дягилева. В 1907 г. создал вокальный квартет, пропагандировал русские народные песни; гастролировал по России и за рубежом (Париж, Лондон). Пел на оперной сцене около 45 лет, до конца жизни выступал на радио и в концертах. Вел педагогическую работу. Руководил кружками музыкальной самодеятельности. Иногда выступал под псевдонимом Торский.

КЕДРОВ Николай Николаевич (1871—1940 гг.) — певец (баритон). Артист оперы камерный певец, педагог. Родился в семье протоирея. Обучался пению в Петербургской консерватории (1894—1897 гг.). Солист Московской частной русской оперы, выступал также в спектаклях Большого театра, Мариинского театра. С 1896 г. вел активную концертную деятельность. Организовал мужской вокальный квартет (вместе с братом К.Кедровым, Н.Сафоновым и М.Чупрынниковым), с которым гастролировал по России и за границей. В 1904—1923 гг. преподавал сольное и хоровое пение в Петербургской консерватории. Позднее вел педагогическую работу в Париже.

КЛЕНОВСКИЙ Николай Семёнович (1853—1915 гг.) — композитор, дирижер. Ученик П.И.Чайковского и Н.А.Губерта (композиция). Дирижировал в Большом театре (1883—1893 гг.), в симфонических концертах. Преподавал, в 1903—1906 гг. управляющий Придворной певческой капеллой. Изучал музыкальный фольклор народов России. Интерес представляют его обработки песен. Автор балетов, симфонической картины, фортепианной пьесы, музыки к спектаклям, песен.

КНАУБ Оскар Филиппович (1866—1920 гг.) — музыкальный деятель, композитор. По национальности немец. Имел нотный магазин в Самаре. С 1908 г. жил в Москве. Автор свыше 60 вальсов, в том числе «Майский сон», «Слезы Сицилии», «Анатема», «Таинственный остров», а также романсов, патриотических хоров.

КОВАЛЁВА Ольга Васильевна (1881—1962 г.) — певица (меццо-сопрано - контральто), исполнительница русских народных песен. Народная артистка России (1947 г.). С 1912 г. выступала в рабочих аудиториях с концертной программой, подготовленной под руководством Е.Э.Линёвой — русского фольклориста; в 1919 г. — в составе фронтовых концертных бригад, концертах-лекциях Наркомпроса РСФСР и Пролеткульта. С 1925 г. О.В.Ковалёва — артистка Всесоюзного радио. Автор текстов и мелодий песен, в том числе «Ой, цвети, кудрявая рябина», «Волга-реченька глубока».

КОЗЛОВ Иван Иванович (1779—1840 гг.) — поэт, переводчик. Поэт романтического направления, продолжатель линии В.А.Жуковского в литературе. К поэзии обратился поздно, после тяжелой болезни, которая привела его к полной слепоте и параличу ног. Первое стихотворение появилось в печати в 1821 г. В 1825 г. была напечатана поэма «Чернец», принесшая И.И.Козлову известность. Владел четырьмя языками (французским, итальянским, английским, немецким). Много работал как переводчик. В числе его переводов знаменитое стихотворение «Вечерний звон» (из поэзии Т.Мура).

КОЛЕСНИКОВ Н.А. (род. ? — ум. 1907 г.) — композитор, написал много романсов.

КОЛОМЕНСКИЙ С.Д. (1862—1923 гг.) — гармонист. Проявил себя в начале 1900-х гг. выступая на русской концертине (с аккомпанементом фортепиано). Отличался знанием нот, культурой игры, образованностью. В 1911 г. организовал Оркестр гармонистов из трех-четырех исполнителей. Со своим оркестром играл сольно на гармонике системы Невского или Варшавского, а также и на русской концертине. Записывался на грампластинки.

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809—1842 гг.) — поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. В 16 лет начал писать стихи, подражая А.А.Дельвигу и А.С.Пушкину. Начиная с 1831 г. его стихи регулярно появлялись в московской печати. В 1835 г. Н.В.Станкевич и В.Г.Белинский на средства, собранные по подписке, издали первую книжку А.В.Кольцова. Стихи А.В.Кольцова близки поэтике народной песни. Многие из них положены на музыку А.С.Даргомыжским, Н.А.Римским-Корсаковым, М.П.Мусоргским.

КОМАРОВА М.П. (даты рождения и смерти не установлены) - певица (меццо-сопрано). Исполнительница русских народных песен, цыганских романсов. Обрела известность на волне возрождения интереса к русской народной городской песне и балладе. В 1910-е годы много записывалась на грампластинки. Современница и подражательница Н.В.Плевицкой.

КОРНИЛОВ Иван Иванович (даты жизни неизвестны) — композитор, написал множество романсов.

КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович (1839— 1895 гг.) — прозаик, поэт. Автор романа «Петербургские трущобы», который Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Как поэт, по критическим оценкам многих журналов и газет, В.В.Крестовский не состоялся. Однако баллада «Ванька-ключник» стала народной песней, стихотворения «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, - революционными песнями. К золотому фонду русского романса относятся его стихотворения «Под душистою ветвью сирени», «Прости на вечную разлуку», «Сядем вместе у березы».

КУЛИКОВ Николай Иванович (1812—1891) (псевдоним — Н.Крестовский)  — драматург, актер и режиссер. Окончив Московское театральное училище (1830), поступил в театральный оркестр в качестве виолончелиста. Вскоре перешел в московскую драматическую труппу. В 1837 г. был переведен в Александрийский театр, в 1838  г. занял должность режиссера. В 1852 г. ушел из театра.Ему принадлежат драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки пьес. Среди его лучших произведений — водевили «Скандал в благородном семействе» и «Ворона в павлиньих перьях».

ЛАБИНСКИЙ Андрей Маркович (1871—1941 гг.) — певец (лирико-драматический тенор). Артист оперы, камерный певец, педагог. Заслуженный артист Республики (1924  г.). Закончил Тюменское реальное училище. Пел в церковном хоре, владел многими музыкальными инструментами. Пению обучался в Петербургской консерватории (1895—1912 гг. и 1919—1924 гг. солист Мариинского театра. В 1912—1919 гг. и 1926  г. — солист московского Большого театра. В 1920 г. гастролировал (почти весь год) по Югу России в составе Товарищества оперных артистов под руководством Басманова). На протяжении всей творческой жизни много гастролировал в России и зарубежом. Записал на пластинки около 300 произведений.

ЛЕВИК (Юлианов) Сергей Юрьевич (1883—1967 гг.) — певец (баритон), переводчик и музыкальный писатель. Родился в селе Белая Церковь, ныне город Киевской области Украины. Пению обучался в Киеве на Высших оперных и драматических курсах И.С.Медведева. в 1909—1912 гг. пел в опере петербургского Народного дома, в 1912—1916 гг. солист Театра музыкальной драмы. В его репертуаре выделялись характерно-драматические партии. В 1923 г. оставил сцену. В 1938—1939 гг. преподавал сценическое искусство в Ленинградской консерватории. Литературную деятельность начал в 1901 г. Осуществил переводы и переработки либретто опер, оперетт, ораторий, романсов и др. а также собственных оперных либретто, комедий и др. С 1913 гг. выступал как рецензент (в периодической печати). В 1929—1939 гг. корреспондент парижского журнала «Ле Менестрель». Ему принадлежит ряд статей и исследований.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814—1841 гг.) — поэт. Учился в Московском университете (1830—1832 гг.). Окончил Петербургскую школу Гвардейских подпрапорщиков (1834 г.). В 1837 г. за стихотворения «Смерть поэта» (о гибели А.С.Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Автор стихов, поэм, драмы «Маскарад», романов «Герой нашего времени» и «Вадим». На стихи М.Ю.Лермонтова написано много романсов и песен.

ЛИНЁВА Евгения Эдуардовна (1853/54—1919 гг.) — фольклорист, певица (контральто), хоровой дирижер. Выступала в концертах и на оперной сцене (в 1882—1883 гг. — в Большом театре). Организатор и руководитель ряда хоров. Собирала песни в России, на Украине, в некоторых славянских странах. Впервые широко ввела в практику фонограф (записывала песни с голоса крестьян). Активный участник Музыкально-этнографической комиссии. С 1906 г. преподавала в Народной консерватории в Москве.

ЛИШИН (Нивлянский) Григорий Андреевич (1854—1888 гг.) — композитор, пианист, музыкальный критик. Окончил училище правоведения. В детстве обучался игре на фортепиано у матери-ученицы Ф.Шопена, затем у А.Гензельта. Отказавшись от служебной карьеры, посвятил себя музыке. Был известен как автор мелодекламаций и романсов (свыше 100). Среди сочинений — оперы «Дон Сезар де Базан», «Граф Нулин», оперетты, фортепианные пьесы. Перевел либретто опер «Африканка» Дж.Мейербера и др. Писал фельетоны, критические статьи о музыке и театре.

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855—1914 гг.) — композитор, дирижер, педагог, музыкальный общественный деятель. Сын дирижера К.Н.Лядова. В 1878 г. окончил Петербургскую консерваторию у Н.А.Римского-Корсакова (по классу композиции). Представитель «Новой музыкальной школы», член Беляевского кружка (начал 1880-х гг.). В творчестве А.К.Лядова нашли преломление различные стилистические тенденции начала XX века. Ведущим жанром в его творчестве была миниатюра — симфоническая, фортепианная, вокальная (романсы, песни). В фортепианных произведениях нашли органическое претворение некоторые черты музыки Ф.Шопена и Р.Шумана; в симфонических произведениях наметился принцип камерного симфонизма. А.К.Лядов постоянно обращался к народной песне (ему принадлежит более 200 обработок). С 1878 г. преподавал в Петербургской консерватории.

ЛЯПУНОВ Сергей Михайлович (1859—1924 гг.) — композитор, пианист, дирижер. Ученик С.И.Танеева (композиция), К.Клиндворта и П.А.Пабста (фортепиано). Был дружен с М.А.Балакиревым. Концертировал как пианист и дирижер. Записывал и изучал народные песни. Участвовал совместно с М.А.Балакиревым в издании первого наиболее полного собрания сочинений М.И.Глинки. Закончил и инструментовал ряд произведений Балакирева. В 1894—1902 гг. помощник управляющего Придворной певческой капеллой, в 1908—1917 гг. директор Бесплатной музыкальной школы. В 1910—1923 гг. профессор Петербургской (Петроградской) консерватории (класс фортепиано, с 1917 г. — композиции), с 1919 г. Петроградского института истории искусств. В творчестве продолжил традиции «Могучей кучки». Автор 2 симфоний, 2 концертов для фортепиано с оркестром, симфонических поэм, этюдов, вальсов, романсов, хоров и др.

МАКАРОВ Павел Степанович — петербургский музыкант, личность которого пока не удалось установить. Все его романсы относятся к 1830—1831 годам. Далее его творчество, так счастливо начавшееся, прекращается, а имя исчезает. Можно предположить, что-либо жизнь его внезапно оборвалась, либо это псевдоним и позднее он им не пользовался. П.С.Макаров обладал безошибочным жанровым чутьем. И, хотя он следовал в своем творчестве скорее французским образцам, его романсы легко входили в русский быт благодаря общительности высказывания, яркости и пластичности мелодии, лаконизму и изяществу формы.

МЕЗЕНЦОВ (Мезенцев) Борис Александрович (даты жизни неизвестны) — артист оперы (бас). Родился в семье помещика. Образование получил в Нижегородском и Петербургском университетах. Одновременно обучался пению у Н.Нолле. Вскоре был зачислен в классе оперного ансамбля Петербургской консерватории. Через 3 года поехал на гастроли в провинцию, затем выступал в Харьковской антрепризе А.Церетели. Учебу продолжил в Одесском и Новороссийском университетах. В 1905—1910 гг. выступал в Одессе, Саратове, Казани, Уфе, Курске, Москве. Обладал редким по красоте голосом широкого диапазона.

МЕРЗЛЯКОВ Алексей Фёдорович (1778—1830 гг.) — поэт, переводчик, критик, профессор Московского университета. Некоторые песни на его слова стали народными («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый» и др.).

МИХАЙЛОВА (урожденная Ван-Путерен, псевдоним Михайленко) Мария (Марья) Александровна (1864—1943 гг.) — певица (лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась три года в Петербурге на музыкально-драматических курсах Е.Рапгофа (у профессора З.Реннинг-Вильде). Позднее в течение четырех лет в летний период совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у С.Ронкони и в Париже — у А.Бакса и Де-Лаборде. В 1892—1912 гг. солистка петербургского Мариинского театра. Гастролировала по городам России и странам Европы. Репертуар певицы включал свыше 30 партий.

МОДЕСТОВ (Блувштейн) Юлий Аронович (1874  г. или 1870—1921 гг. или 1920 г.) — певец оперы (драматический баритон). Родился в Бердичеве. Образование получил в Киевском университете (юридический факультет). В 1899—1903 гг. работал помощником присяжного поверенного Киевской судебной палаты. Пению обучался у И.Тартакова и К.Эверарди. С 1903 г. выступал на оперных сценах различных городов, в том числе Москвы (Опера С.Зимина, 1904—1905 гг.), Житомира (1906—1908 гг.), Тифлиса (1907 г. 1910 г.), Петербурга (Народный дом, 1908 г. 1912—1913 гг.), Самары (1909—1910 гг.), Харькова (1903 г. 1911—1912 гг.), Киева (1913—1915 гг.), Екатеринбурга (1915 г. 1919—1921 гг.). Партнеры: Н.Глебова, Е.Карри, Ф.Шаляпин.

МОРФЕССИ Юрий Спиридонович (1882—1957 гг.) — эстрадный певец (баритон), актер оперетты. Артистическую карьеру начинает в Одесском оперном театре, затем — Киевская оперная труппа (1905 г.). В сезоне 1905—1906 гг. выступает на первых ролях в оперетте Ростова-на-Дону. Увлечение романсами приводит его на эстраду. Пользовался огромной популярностью у публики. Не раз выступал при дворе, в присутствии императорской семьи. Снимался в кино. Граммофонные фирмы вели борьбу за право записать Ю.С.Морфесси. В 1920 г. эмигрировал. Его книга «Жизнь, любовь, сцена» издана в Париже и Берлине (в России — журнал «Волга», 1993, №№ 1, 2).

МУР Томас (1779—1852 гг.) — английский поэт-романтик. В сборнике «Ирландские мелодии» воспел освободительную борьбу ирландского народа. Автор романтической «восточной» поэмы «Лала Рук», цикла «Песни народов», в том числе песни «Вечерний звон» (русский перевод И.И.Козлова). Опубликованы «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830 г.).

МЯТЛЕВ Иван Петрович (1796—1844 гг.) — поэт. Сын сенатора, камергер, богатый помещик. Получил домашнее образование. Служил в Петербурге, подолгу жил за границей. В 1834 и 1935 гг. издал два сборника лирики. Многие его стихи («Плавающая ветка», «Артамоныч» и другие) были положены на музыку.

НАВРОЦКИЙ (Вроцкий Н.А.) Александр Александрович (1839—1914 гг.) — писатель, поэт. Служил по военно-судебному ведомству. В 1891  г. вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. С начала 1870-х гг. выступал как поэт и драматург. В 1879—1883 гг. издавал журнал «Русская речь». Написал исторические драмы «Последняя Русь», «Крещение Литвы», «Иезуиты с Литвы», трагедию «Государь-царь Иоанн III Васильевич».

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873—1950 гг.) — певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (1936 г.). Доктор искусствоведения (1944 г.). В 1902 г. окончила Московскую консерваторию (у У.Мазетти). С того же года солистка Большого театра. С 1924 г. работала на радио. В 1912 г. совместно с Э.Карузо и Т.Руффо принимала участие в ряде спектаклей Парижской оперы. После 1917 г. вела широкую общественную деятельность. С 1943 г. профессор Московской консерватории. Лауреат Государственной премии СССР (1943 г.).

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821—1877 гг.) — поэт. Изображал народную жизнь, повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женскую долю, осмысливая ее с революционно-демократических позиций. В 1847—1866 гг. редактор журнала «Современник»; с 1868 г. редактор (совместно с М.Е.Салтыковым) журнала «Отечественные записки». На стихи Н.А.Некрасова написано множество романсов и песен.

НИКИТИН Иван Саввич (1824—1861 гг.) — поэт. Автор рассказов в стихах о горькой доле бедняков, пейзажной лирики, поэмы «Кулак»; а также прозы «Дневник семинариста».

ОЛЕНИН Дмитрий Иванович (1875—1943 гг.) — концертинист, баянист. В 20 лет хорошо освоил игру на концертине по нотным пособиям, затем на двух-трехрядной венке, а примерно с 1906 г. и на хроматической трехрядной гармонике (баяне). С начала века играл на праздниках, балах, вечерах, свадьбах по приглашениям. С 1912 г. периодически записывался на пластинки совместно с дуэтом И.М.Соловьёва и Г.З.Бруева.

ОРЛАНСКИЙ-ТИТАРЕНКО Яков Фёдорович (1877—1941 гг.) — баянист, педагог, конструктор музыкальных инструментов. С 1907  г. играл на усовершенствованном хроматическом инструменте мастера П.Е.Стерлигова, получившем название баян. В 1912 г. организовал оркестр «Баян». Разработал новые конструкции гармоник, в том числе монофон. Организатор первого квартета монофонов (1937 г.). В 1926 г. основал класс баяна в 3-м Музыкальном техникуме Ленинграда. Автор самоучителя игры на баяне.

ОРЛОВ Павел Дмитриевич (конец 19 в. — нач. 20 в.) — куплетист, гармонист. С 1904 г. до 1920-х гг. выступал в дуэте с П.Ф.Жуковым. Исполнял русские народные песни, частушки, куплеты под собственный аккомпанемент. Записывался на грампластинки.

ОСТОЛОПОВ Николай Фёдорович (1783—1833 гг.) — поэт, переводчик, теоретик стиха. Автор повести, лирических и патриотических стихов, басен, «народных» романсов. Наиболее важен главный труд Н.Ф.Остолопова — «Словарь древней и новой поэзии», который он создавал 14 лет, — первый свод знаний по теории и истории стиха, подводящий итог классицистическому периоду русской литературы.

ПАНИНА (урожденная Васильева) Варвара Васильевна (1872—1911 гг.) — эстрадная певица (контральто). По национальности цыганка. Пела в московских ресторанах «Стрельна» и «Яр» (с 1886 г.), исполняла на эстраде модные в те годы романсы, песни, в том числе Я.Ф.Пригожего, А.М.Абаза и цыганские романсы. Руководила собственным хором. Ее исполнение отличалось романтической приподнятостью, страстностью, ее талант высоко ценили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.А.Блок.

ПАСХАЛОВА Алевтина Михайловна (1875—1953 гг.) — певица (лирико-колоратурное сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (1934  г.). Артистка оперы, камерная певица, педагог и музыкально-общественный деятель. Родилась в семье надворного советника. Закончила Саратовский женский институт. В 1893 г. поступила в Московскую вокальную студию Е.Терьян-Коргановой. В 1893—1898 гг. обучалась пению в Московской консерватории. Пела в частной русской опере С.Мамонтова. Ее концертный репертуар составляли оперные арии и романсы С.И.Танеева, А.Т.Гречанинова, С.В.Рахманинова (часто в сопровождении авторов). Выступала в оперных труппах разных городов России. Концертировала в Италии, пела в «Ла Скала». В 1905—1908 гг. — солистка петербургского Мариинского театра. Репертуар включал 60 партий. С 1918 г. преподавала в Саратовской консерватории.

ПЕТРОВ Василий Родионович (1875—1937 гг.) — певец (бас). Народный артист Республики (1933 г.). Родился в с. Алексеевка, ныне Харьковской области Украины. Юношей пел в церковных хорах, затем работал в Украинском оперном театре Суходольского. В 1902 г. окончил Московскую консерваторию по классу пения. В том же году дебютировал в Большом театре, где работал до конца жизни. В репертуаре В.Р.Петрова было свыше 80 оперных партий. Вел большую концертную деятельность. В 1925—1929 гг. был вокальным руководителем Оперного театра им. К.С.Станиславского, в 1935—1937 гг. — оперной студии Большого театра. В последние годы жизни преподавал в Московском музыкальном техникуме им. А.К.Глазунова. Гастролировал за рубежом.

ПИРОГОВ Григорий Степанович (1885—1931 гг.) — артист оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Родился в с. Новоселки Рязанской губернии, ныне Рязанской области. В 1898  г. переехал с родителями в Рязань, где работал в плотской артели. С 16 лет пел в церковном хоре. Поступил в Московское музыкально-драматическое училище, где в 1903—1908 гг. обучался пению в классах М.Медведева и Л.Донского. В 1908 г. дебютировал на сцене Большого театра, после чего был приглашен в Ростов-на-Дону. С 1909 г. пел в петербургском Мариинском театре. В 1910—1915 и 1917—1921 гг. солист московского Большого театра. В сезонах 1915—1916 гг. пел в Одесском оперном театре, в 1916—1917 гг. — в Петроградском Народном доме. В 1912 г. гастролировал в петербургской «Художественной опере». В начале 1920-х годов выступал в «Свободной опере С.Зимина». С 1921 г. выступал в операх и давал сольные концерты во многих городах Сибири, Урала, Украины, Закавказья, Узбекистана. В 1930 г. пел в Московском Втором государственном академическом театре оперы и балета. С успехом гастролировал в Будапеште, Риге, Берлине, Бухаресте, Праге и Копенгагене. За 22 года сценической деятельности исполнил 52 разнохарактерных партии. С 1911 г. с большим успехом давал сольные концерты, участвовал во многих благотворительных концертах, выезжал на гастроли, иногда под псевдонимом П.И.Рогова. 25 ноября 1930 г. в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт певца. С большим мастерством исполнял русские народные песни. Записывался на грампластинки в Петербурге и Москве.

ПЛЕВИЦКАЯ Надежда Васильевна (1884—1940 гг.) — певица (меццо-сопрано). Ее искусство обозначило новое направление в русской музыкальной эстраде: народный, почвенно-крестьянский стиль. Репертуар певицы состоял из эпических, старинных хороводных, свадебных и лирических народных песен, мелодраматических баллад, песен-стилизаций в духе городского фольклора. Н.В.Плевицкая вышла из крестьянских низов. Окончила 3 класса церковно-приходской школы. Пела в церковном хоре Курского Троицкого монастыря. Ее путь на эстраду проходил через бродячий балаган, хоры и труппы, выступавшие в садах и кафе-шантанах. Триумфальное выдвижение на эстраду сопровождалось гастролями и выступлениями в столичных концертных залах, где Н.В.Плевицкая пела наряду с оперными знаменитостями. Судьба Н.В.Плевицкой складывалась в соответствии с ее романтическим и авантюрным характером. Жизнь певицы закончилась во французской каторжной тюрьме, куда она попала по обвинению в политическом преступлении.

ПОЛЯЕВ, Паляев (Дроззо-Поляев) Федор Николаевич (1873—1939 гг.) — артист оперы (драматический баритон) и педагог. Заслуженный артист Украины (1938 г.). Пению обучался на петербургских музыкально—драматических курсах Е.Рапгофа. Дебютировал в петербургском Народном доме, затем пел в Харькове (с 1910 г.), Киеве, Одессе, Тифлисе, Баку (1923 г.), Воронеже (1925 г.). Первый исполнитель партии Абдула («Сказание о Шота Руставели»). Педагогическую деятельность (одновременно со сценической) начал в Тифлисе, затем преподавал в Баку и в Киеве. Ученики: А.Архимович, И.Гайчук, М.Квалиашвили и др. Записывался на грампластинки (19 произведений).

ПОЛЯКОВА Анастасия Е. (даты рождения и смерти не установлены) — знаменитая цыганская певица. Принадлежит к цыганской певческой династии Поляковых. Свою исполнительскую карьеру начинала как подражательница Вари Паниной. Широкую известность обрела во втором десятилетии 20-го века. С одинаковым успехом выступала в ресторанах (солистка цыганского хора), на большой концертной эстраде, в театрах-миниатюр. После Октября 1917 г. — в эмиграции. Пела в парижских ресторанах, вела концертную деятельность, была кумиром русских эмигрантов.

ПОТОЦКИЙ Сергей Иванович (1883—1958 гг.) — композитор. В 1904—1908 гг. брал уроки у С.И.Танеева. Окончил Московскую консерваторию в 1914 г. по классу фортепиано у К.Н.Игумнова, в 1916 г. — по классу композиции у С.Н.Василенко. В 1917—1918 гг. дирижер оперы Народного дома им. И.П.Каляева (Москва). В 1918—1921 гг. заведующий музыкальной частью МХАТа-2. Автор одной из первых опер на советскую тему — «Прорыв» (1930 г.). Помимо опер написал кантату «Родина», музыку для оркестров, фортепиано, романсы, музыку к спектаклям и кинофильмам.

ПРАЧ Иван (Богумир Ян) (сер. 18 в. —1818 г.) — фольклорист, композитор, педагог. По национальности чех. С конца 1770-х гг. работал в России. Записал и обработал для голоса с фортепиано ряд русских народных песен, составил совместно с Н.А.Львовым сборник «Собрание народных русских песен с их голосами, положенных на музыку Иваном П.». Мелодии из сборника использовали М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, а также Л. ван Бетховен и др. Преподавал фортепиано в петербургских учебных заведениях.

ПРИВАЛОВ Николай Иванович (1868—1928 гг.) — музыкант-этнограф, инструментовед, дирижер и композитор. В 1895 г. окончил Горный институт в Петербурге, в 1903 г. — Археологический институт там же. Брал уроки музыки у Н.Ф.Соловьева, В.Е.Савинского, И.В.Лабинского. В 1896—1913 гг. был музыкантом-исполнителем в Великорусском оркестре, под руководством В.В.Андреева занимался розыском старинных русских инструментов. Организовал свой оркестр русских народных инструментов, которым руководил 11 лет. В 1920—1922 гг. профессор и проректор Одесской консерватории. С 1923  г. снова в Ленинграде, где преподавал в Институте музыкального просвещения. Обрабатывал народные песни.

ПРИГОЖИЙ Яков Федорович (1840—1920 гг.) — пианист, композитор, дирижер. В 1870-х —1880-х гг. руководил различными русскими хорами, для которых создал ряд обработок популярных городских песен и романсов. В 1880-е—1890-е концертировал по России с певцами Н.Г.Северским и С.П.Садовниковым, гармонистом П.Невским. Работал на эстраде московского «Яра» (пианист-аккомпаниатор). Многие из его романсов включали в свой репертуар В.В.Панина, А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая. Автор более 210 романсов.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799—1837 гг.) — писатель, поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, реализм, народность, историзм утверждены А.С.Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы.

ПЯТНИЦКИЙ Митрофан Ефимович (1864—1927 гг.) — собиратель и исполнитель русских народных песен. Заслуженный артист Республики (1925 г.). Основатель и руководитель Русского народного хора (1910 г.). Учился в воронежском духовном училище, одновременно брал уроки пения у Л.М.Образцова, позднее в Москве у К.Эверарди. С 1903 г. член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Принимал активное участие в «этнографических концертах» комиссии как исполнитель русских народных песен. В 1902 г. создал Ансамбль народной песни, в состав которого вошли певицы П.В.Козимовская, М.А.Шевченко, Р.А.Кондра и певец-бандурист В.К.Шевченко. Одновременно М.Е.Пятницкий вел научно-этнографическую работу. В 1904, 1910, 1920, 1925 гг. записывал песни непосредственно от крестьян, как с голоса, так и при помощи фонографа. В 1910 г. создал хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, которым и руководил до конца жизни. Хор в 1911—1914 гг. дал ряд концертов.М.Е.Пятницкий принадлежит к числу известных популяризаторов народной песни. Так, им были осуществлены фонографические записи многих народных песен и инструментальных наигрышей. В 1921—1925 гг. он преподавал пение в 3 студии МХАТ (ныне — Театр им. Е.Б.Вахтангова).

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844—1908 гг.) — композитор, педагог, дирижер, общественный деятель. Член Балакиревского кружка («Могучей кучки»). Мастер инструментовки, новатор гармонии. Ему принадлежат 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.) и другие сочинения: для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871 г.), директор Бесплатной музыкальной школы. Ученики: А.К.Глазунов, А.К.Лядов, Н.Я.Мясковский, А.А.Спендиаров.

РОСТОВЦЕВ (настоящее фамилия — Эршлер) Михаил Антонович (1872—1948 гг.) — артист оперетты (бас). Заслуженный артист РСФСР (1927 г.), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936 г.). Творческую деятельность начал в 1888  г. в эстрадных ансамблях. С 1907 г. выступал в оперетте (Владивосток). С 1910 г. жил в Петербурге, играл в различных опереточных театрах. В 1920—1922 гг. в труппе театра Комической оперы, с 1922 г. в Малом Петроградском государственном академическом театре. М.А.Ростовцев — мастер буффонады, комической импровизации, обогащал роли репризами, трюками, злободневными куплетами. Выступал иногда в операх.

РУДОЛЬФ Леопольд Морицевич (1877—1938 гг.) — композитор и педагог. В 1901 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М.М.Ипполитова-Иванова. С 1903 г. преподаватель теоретических предметов музыкального училища РМО, в 1912—1930 гг. профессор консерватории в Саратове. В 1930—1932 гг. работал в Ленинграде. С 1932 г. профессор и заведующий кафедрой теории музыки Азербайджанской консерватории в Баку. Автор музыкальных произведений, в том числе романсов.

САБИНИН (Собакин) Владимир Александрович (1888—1930 гг.) — певец (тенор) оперетты, оперы, автор и исполнитель романсов. С детства обладал замечательным слухом, в 10 лет уже профессионально играл на фортепиано и даже сочинял музыку. Творческую деятельность на сцене начал в 1904 г. Дарование В.А.Сабинина, как исполнителя и автора многих романсов, всегда было светлым, лиричным, отличалось новизной и оригинальностью.

САДОВНИКОВ Сергей П. — певец (тенор), напевший огромное количество грампластинок. Пел романсы Я.Ф.Пригожего и других композиторов, иногда в дуэте с братом Петром. Обращался к русской, городской песне. Создал и возглавил мужской хор, смешанный хор. Записывал цыганские романсы, в сопровождении гитары, народные песни с оркестром балалаек. На первых советских пластинках «Музпред» (1924—1925 гг.) записал 17 произведений, среди них — революционные песни «Братья», «Вчерашний раб».

САЦ Илья Александрович (1875—1912 гг.) — композитор. С 1906 г. заведующий музыкальной частью и дирижер МХТ. Организовал цикл этнографических концертов (собирал для них материалы на Украине, в Средней Азии). Среди сочинений: музыка к пьесам, драмам. Автор опер-пародий (на собственные либретто), высмеивающих театральную рутину.

СЕВЕРСКИЙ Николай Георгиевич (1870—1941 гг.) — певец (баритон). Артист оперетты. Исполнитель цыганских романсов. Играл заметную роль в развитии характерного для XIX века процесса — “цыганизации” русской оперетты (смыкание оперетты с кафешантанной эстрадой, цыганская тематика в сюжетах). Его имя входит в моду с середины 1890-х гг. Он выступает в составе труппы «Театра Буфф» — Москва; «Зимний Буфф» — Петербург; в антрепризе В.И.Пионтковской и др. опереточных коллективах. Участвует во множестве концертных турне, записывается на грампластинки. Автор и постановщик «Музыкальной мозаики» в двух действиях «Цыганские романсы в лицах». После Октябрьской революции эмигрировал из России.

СЕМЕНОВ В.П. (даты жизни неизвестны) — композитор, автор множества романсов.

СКИТАЛЕЦ (Петров) Степан Гаврилович (1869—1941 гг.) — писатель, поэт. Написал повесть «Огарки» (1906 г.), автобиографическую трилогию «Дом Черновых» (1935 г.), «Кандалы» (1940 г.), «Этапы» (1908 г.). Писал стихи.

СОБИНОВ Леонид Витальевич (1872—1934 гг.) — певец (лирический тенор). Народный артист Республики (1923 г.). В 1897 г. окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С того же года солист Большого театра. С 1901 г. принимал участие в оперных спектаклях в Петербурге, в 1905—1911 гг. в городах Западной Европы. Возглавлял Большой театр в 1917—1918 гг. и в 1921  г. В 1934  г. заместитель руководителя художественной частью Оперной студии К.С.Станиславского. Выдающийся певец, представитель русской классической вокальной школы. Л.К.Собинов в совершенстве владел искусством бельканто. Мастер камерно-вокального жанра, Л.В.Собинов был тонким интерпретатором романсов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова.

СОЛЛОГУБ Владимир Александрович (1813—1882 гг.) — граф, писатель. Автор повестей из светской жизни, водевилей, комедий.

СОЛОВЬЁВ Иван Михайлович (1878—1932 гг.) — гармонист. С юных лет виртуозно владел двухрядной хроматической гармоникой («хроматикой»). Выступал сольно (под аккомпанемент фортепиано), в дуэтах с инструменталистами различных специализаций (балалайка, гитара, гармоника), аккомпанировал вокалистам, хору (все по слуху). Природный талант ансамблиста и большой опыт работы на эстраде привлекли внимание Г.З.Бруева, организовавшего совместный дуэт. В дуэте с Г.З.Бруевым записывался на пластинки.

СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717—1777 гг.) — писатель, один из видных представителей классицизма. Автор трагедий, комедий, басен, лирических песен.

СУРИКОВ Иван Захарович (1841—1880 гг.) — поэт. Первый сборник стихов вышел в 1863 г. Поэзия И.З.Сурикова наполнена мотивами страданий деревенской и городской бедноты. Другая ипостась его поэтического творчества — светлые воспоминания о детстве, деревенский пейзаж, любовь к природе. Будучи поэтом — самоучкой И.З.Суриков много сделал для объединения молодых писателей из народа (он явился одним из основателей «Суриковского кружка»). Создавал стихотворные обработки русского народного эпоса. Многие стихотворения И.З.Сурикова положены на музыку.

ТАМАРА (настоящее фамилия — Митина-Буйницкая) Наталья Ивановна (1873—1934 гг.) — певица (меццо-сопрано) и артистка оперетты. Прославилась как исполнительница старинных русских и цыганских романсов. Работала в театрах Петрограда («Буфф», «Пассаж» и др.). Выдающаяся артистка оперетты, Н.И.Тамара обладала огромным артистизмом. Ее декламация и пение отличались большой выразительностью, природным благородством, душевной теплотой и лиричностью.

ТАСКИН Алексей Владимирович (1871—1942 гг.) — пианист, композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940 г.). Знаменитый концертмейстер; аккомпанировал Ф.И.Шаляпину, Н.Н.Фигнеру и др. Постоянный аккомпаниатор, а кроме того, импрессарио А.Д.Вяльцевой. Автор большого количества романсов (около 100), вошедших в репертуар А.Д.Вяльцевой, Н.Н.Фигнера, В.В.Кавецкой, В.Д.Шумского и других певцов. С благословения А.В.Таскина и при его участии состоялся блестящий дебют Изабеллы Юрьевой (1922 г. Петроград). Принадлежал к числу известных деятелей музыкальной культуры г.Ленинграда.

ТИДЕМАН К. (даты жизни неизвестны) — автор ряда романсов.

ТИМОФЕЕВ Алексей Васильевич (1812—1883 гг.) — поэт. Окончил Казанский университет (нравственно-политическое отделение) со званием кандидата юриспруденции. С начала 1830-х гг. до 1839 гг. постоянно печатался в журнале «Библиотека для чтения». Был одним из самых модных поэтов 30-х гг. Его сочинения несут ярко выраженные крайности романтизма. Мрачный байронизм воплощен в красивых стихах, зачастую высокопарных и слащавых. Перу А.В.Тимофеева принадлежит ряд песен в народном духе. Творчество А.В.Тимофеева привлекало многих русских композиторов. Особенное предпочтение его творчеству отдавали А.Е.Варламов и А.С.Даргомыжский.

ТИХОНОВ Павел Ильич (1877—1944 гг.) — певец (бас), педагог. Заслуженный деятель искусств Белоруссии (1940 г.). В 1903—1904 гг. брал уроки пения у С.И.Габеля. В 1918  г. окончил Одесскую консерваторию, в 1923—1924 гг. занимался в оперной студии К.С.Станиславского в Москве. С 1905 г. солист оперы петербургского Народного дома, в 1907—1911 гг. пел в оперных театрах Киева и Одессы, в 1911—1917 гг. и 1919—1928 гг. — в Большом театре в Москве (в 1917—1919 гг. выступал в Одессе). В репертуаре П.И.Тихонова — 93 оперные партии. Был партнером Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой. Выступал как камерный певец. Один из основателей оперной студии Большого театра (1918 г.). Участвовал в научно-методической работе ГИМНа. Педагогическую деятельность начал в 1924 г.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817—1875 гг.) — писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873 г.). Написал баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 г.), драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного» (1866  г.), «Царь Федор Иоаннович» (1868 г.) и «Царь Борис» (1870 г.). Крупный поэт-лирик. Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова. На стихотворения А.К.Толстого написано много романсов.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910 гг.) — писатель, почетный академик Петербургской АН. В своих романах, философско-религиозных, эстетических и публицистических работах отразил противоречия целой эпохи русского общества, поиски нравственных идеалов и попытку разрушить сословную замкнутость.

ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич (1839—1905 гг.) — поэт некрасовской школы. Автор стихов о бедственном положении крестьян (некоторые из них стали народными песнями), политической сатиры.

ТРОЯНОВСКИЙ Борис Сергеевич (1883—1951 гг.) — исполнитель на балалайке, композитор. Основоположник современной виртуозной игры на балалайке. В 1904—1911 гг. солист Великорусского оркестра В.В.Андреева. Один из инициаторов создания в 1919  г. в Москве первого советского профессионального русского народного оркестра. Автор сочинений, обработок и переложений для балалайки.

ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820—1892 гг.) — поэт, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1886  г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Был гвардейским офицером. Литературную деятельность начал в 1840 г. (сборники стихов «Лирический Пантеон»). Поэт-лирик, эстет, его стихи сугубо интимны. Круг тем: созерцание картин природы, окрашенных в светлые, безмятежные тона, тончайшие оттенки любовных переживаний. Большое место в его творчестве занимают оды и послания коронованным особам. Стихи А.А.Фета отличаются большой музыкальностью. Ему принадлежат многочисленные переводы из классической античной и европейской литературы (Гораций, Вергилий, Овидий, И.-В.Гёте, Дж.Байрон и др.).

ФИГНЕР Николай Николаевич (1857—1918 гг.) — певец (лирико-драматический тенор). Родился в с. Никифоровка Казанской губернии. Ученик И.П.Прянишникова. В 1882—1887 гг. выступал в западноевропейских странах и Америке. В 1887—1907 гг. солист Мариинского театра, 1910—1915 гг. — директор оперной труппы Народного дома в Петербурге.

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич (1733—1807 гг.) — писатель. В историю русской литературы вошел как крупнейший представитель русского классицизма. Автор эпических поэм, пьес, прозы и лирических стихотворений.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804—1860 гг.) — поэт, публицист. В 1820-е—начале 1830-х гг. А.С.Хомяков был связан с кругом “любомудров”, участвовал в издании журнала «Московский вестник». Стихи А.С.Хомякова, содержавшие уже в ту пору элементы славянофильства, проникнуты ораторским пафосом. Автор стихотворной трагедии «Ермак» (1827 г.), «Димитрий Самозванец» (1833 г.), стихов: «Прощание с Адрианополем» (1829 г.), «России» (1854 г.) и др.

ЧЕРНЯВСКИЙ (Цимбал) Александр Николаевич (1871—1942 гг.) — пианист, композитор, аранжировщик. После окончания Петербургской консерватории долгие годы работал аккомпаниатором на эстрадах Петербурга и ряда провинциальных городов. Одновременно сочинял множество романсов, песен, куплетов, маршей. Писал классические, “цыганские” романсы и стилизации под русские песни. После Октябрьской революции 1917 г. жил в Ленинграде, писал для эстрады.

ЧУПРЫННИКОВ Митрофан Михайлович (1866—1918 гг.) — певец (тенор). Учился в Московской консерватории. В 1894 г. дебютировал на сцене Михайловского театра в Петербурге, в 1894—1914 гг. солист Мариинского театра. Исполнял как лирические партии, так и характерные. Был известен и как камерный певец. М.М.Чупрынников участвовал в «Петербургском музыкальном вокальном квартете», в составе которого начиная с 1908 г. успешно выступал за рубежом. В 1907—1918 гг. преподавал пение в Петербургской консерватории (с 1913 г. профессор).

ШАЛЯПИН Федор Иванович (1893—1938 гг.) — певец (бас). Народный артист Республики (1918 г.). Родился в бедной семье выходца из крестьян Вятской губернии, писца Казанской земской управы. С 9 лет пел в церковных хорах. В 1890 г. поступил в хор труппы С.Семенова-Самарского в Уфе. С 1891 г. скитался с небольшими театральными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д.А.Усатова. 28 сентября 1893 г. дебютировал на профессиональной оперной сцене, в тбилисском Казенном театре. С лета 1894 г. пел ведущие партии в оперных спектаклях Петербургских театров. В сентябре 1896 г. перешел в Московскую частную русскую оперу, где сразу занял ведущее положение. С триумфальным успехом впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 г. в Миланском театре «Ла Скала» партию Мефистофеля в опере «Мефистофель» А.Бойто. Во время гастролей весною 1922 г. остался за рубежом. В репертуаре было около 70 партий. Благодаря ему стали широко исполняться многие вокальные произведения русских композиторов, а также западноевропейских авторов.

ШАХОВСКОЙ Александр Александрович (1777—1846 гг.) — князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810 г.), почетный член Петербургской АН (1841 г.). Пьесы А.А.Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии.

ШЕВЕЛЕВ Николай Артемович (1869 г. по другим данным 1874—1929 гг.) — певец (баритон). В конце 1880-х годов поступил в хор, организованный Т.И.Филипповым, на его средства обучался пению в Милане у Синьоретти (1889—1896 гг.). В 1896—1903 гг. солист Московской частной русской оперы, в оперной антрепризе Гвиди (1906—1908 гг.) и Оперном театре С.И.Зимина (1908—1913 гг. 1922—1924 гг. Москва). В 1913—1919 гг. выступал на провинциальных сценах, а также в Москве. В 1919—1922 гг. солист Оперного театра в Тбилиси. В 1919—1922 гг. профессор Тбилисской консерватории. Гастролировал в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

ШПАЧЕК Вильгельм И. (даты жизни неизвестны) — дирижер и композитор конца XIX — начала XX веков. Автор оперетт «Змейка», «Их невинность», ряда романсов.

ШТЕЙНБЕРГ Михаил Карлович (даты жизни неизвестны) — автор множества романсов.

ШУВАЛОВА (настоящее фамилия — Корвин-Козановская) Вера (Вероника) Михайловна (1885— год смерти неизвестен) — артистка оперетты (сопрано). Училась в Петербургской консерватории. С 1905 года выступала в петербургском театре «Буфф» (исполняла каскадные роли), в 1914—1918 гг. в московском театре «Зон». После 1918 года эмигрировала за границу.

ЭККЕРТ Фердинанд Фердинандович (1865—1941 гг.) — валторнист, композитор, дирижер и педагог. Заслуженный деятель искусств России (1931 г.). В 1882 г. окончил Пражскую консерваторию по классам валторны и литавр. Выступал с оперными и симфоническими оркестрами Праги, Цюриха, Дрездена, Берлина. С 1885 г. жил в России. В 1886—1887 гг. солист оркестра оперы И.П.Прянишникова, в 1892—1895 гг. — симфонического оркестра В.И.Главача, затем до 1912 г. — оркестра Большого театра. Был военным капельмейстером в Ашхабаде (1887—1892 гг.) и Москве (1918—1922 гг.). В 1922—1934 гг. дирижер Московского театра оперетты. Преподавал в Московской консерватории. Автор 3 опер, 2 балетов, 10 музыкальных комедий, военных маршей и др.

ЭМСКАЯ Мария Александровна (даты рождения и смерти неизвестны) — концертная певица начала XX века (сопрано). Репертуар от оперных арий до цыганских романсов. Очень много записывалась на грампластинки.

ЮРЬЕВ Евгений Дмитриевич (даты жизни неизвестны) — автор ряда романсов.

ЮХОВ Иван Иванович (1871—1943 гг.) — хоровой дирижер. Родился в семье крестьян-любителей пения. В 1908 г. окончил Московское Синодальное училище, получил звание регента. До 1900  г. пел в различных хорах. В 1900 г. организовал любительский хор в Щелкове, под Москвой; в 1903 г. хор был переведен в Москву. Хор под его руководством вел большую музыкально-просветительскую работу. С 1919 г. хор под руководством И.И.Юхова был преобразован в Первый государственный хор (с 1925 г. — им. М.И.Глинки). в 1942 г. на его основе И.И.Юховым была создана Республиканская русская хоровая капелла.

ЯЗЫКОВ Николай Михайлович (1803—1846 гг.) — поэт. Учился в Горном кадетском корпусе, Институте инженеров путей сообщения (Петербург), на философском факультете Дерптского университета. Друг А.С.Пушкина, был также близок к К.Ф.Рылееву, А.А.Бестужеву. Печатался в «Полярной звезде». Завоевал репутацию поэта, отразившего вольнолюбие и оппозиционность передовой дворянской молодежи. В 1830-е годы переходит к покаянно религиозным настроениям, славянофильству. Один из зачинателей собирания памятников народного творчества. В своей поэзии много внимания уделяет разработке фольклорных тем.


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'