![]() |
![]() ![]() Российский государственный архив фонодокументов Перечень "Звуковой архив". Части I и II. Выпуски XXVIII-XXIX. "К 200-летию со дня рождения М.И.Глинки" ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
содержание Введение
В 2003 г. вся мировая музыкальная общественность отмечает 200-летний юбилей великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. К этому сроку Российский государственный архив фонодокументов подготовил перечень звукозаписей, отражающих творчество композитора.
Пожалуй, наиболее ярко о роли М.И.Глинки в формировании русской музыкальной классической традиции высказался выдающийся отечественный композитор Д.Д.Шостакович:
«Имя Глинки начинает замечательный список великих русских композиторов, создателей русской школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет ни одной области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше время в полной мере остается в силе меткое определение значения бессмертной «Камаринской» для русской симфонической музыки («как дуб в жолуде»), сделанное Чайковским. Эту абсолютно верную мысль можно с полным основанием распространить и на русскую оперу, романс, камерную музыку. Разве не из «Ивана Сусанина» тянутся истоки русской классической оперы? И можно ли говорить о русской вокальной лирике, не имея в качестве высшего образца «Жаворонка», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье».
М.И.Глинка родился 20 мая 1804 г. в семье помещика И.Н.Глинки.
Первые музыкальные впечатления М.И.Глинки связаны с народной песней. Еще в детстве он приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них).
В 1818—1822 гг. М.И.Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. В эти годы он брал музыкальные уроки у Ф.Бёма, Дж.Филда, а затем более систематично — у Ш.Майера.
К 1820-му году относятся первые творческие опыты М.И.Глинки: он пишет два струнных квартета, сонату для альта и фортепиано, ряд романсов на стихи А.С.Пушкина «Не искушай», «Грузинская песня».
В 1830—1834 гг. М.И.Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. В Италии он познакомился с Г.Берлиозом, Ф.Мендельсоном-Бартольди, В.Беллини. Зимой 1833—1834 гг. в Берлине М.И.Глинка серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством З.Дена. Весной 1834 г. М.И.Глинка вернулся на родину и приступил к сочинению оперы «Иван Сусанин» (1836 г.).
Она открывает зрелый период творчества композитора. Около шести лет М.И.Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила» (была поставлена в 1842 г.). Произведения высокого мастера создавались им и в иных жанрах. Это романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», музыка к трагедии Н.В.Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.). В 1837—1839 гг. М.И.Глинка служил капельмейстером Придворной певческой капеллы.
В 1844—1847 гг. М.И.Глинка находился во Франции и Испании. Он изучал культуру Испании, записывал испанские мелодии, наблюдал народные празднества. Итогом этих впечатлений были две симфонические увертюры — «Арагонская хота» (1845 г) и «Воспоминание о Кастилии» (1848 г.).
Последние годы жизни М.И.Глинка провел в России (Смоленск, Петербург) и за рубежом (Париж, Берлин). Подолгу жил в Варшаве, где летом 1848 г. было написано «Русское скерцо» — «Камаринская».
В 1850-х гг. XIX в. вокруг М.И.Глинки объединилась группа единомышленников, в числе которых были А.Н.Серов, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, В.В.Стасов. В 1852 г. М.И.Глинка продиктовал А.Н.Серову «Заметки об инструментовке», в 1854—1855 гг. написал свои «Записки».
Весной 1856 г. М.И.Глинка предпринял последнюю заграничную поездку в Берлин. Во время нее он углубленно работал над наследием Г.Ф.Генделя, И.-С.Баха.
М.И.Глинка умер в Берлине 3 февраля 1857 г.
Значение творчества М.И.Глинки и роль его личности в русской музыкальной культуре трудно переоценить. Его музыкальное наследие огромно, следы его влияния можно с легкостью обнаружить в музыке других композиторов, таких как С.И.Танеев, С.В.Рахманинов.
Материалы, посвященные творчеству М.И.Глинки, представленные в РГАФД, достаточно объемны. Их диапазон крайне широк — от вокально‑камерной музыки до опер и симфонических произведений, от серенад до классических увертюр. Ввиду этого было признано целесообразным сделать данный перечень в двух томах.
Первый том посвящен вокально-камерной музыке.
Второй том включает в себя симфонические произведения М.И.Глинки, его оперы.
Все тома перечня построены по алфавитному принципу и снабжены соответствующим научно‑справочным аппаратом (алфавитным указателем и краткими биографическими справками).
содержание
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта