АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив". Части I и II.
Выпуски XXVIII-XXIX. "К 200-летию со дня рождения М.И.Глинки"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Введение

В 2003 г. вся мировая музыкальная общественность отмечает 200-летний юбилей великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. К этому сроку Российский государственный архив фонодокументов подготовил перечень звукозаписей, отражающих творчество композитора.

Пожалуй, наиболее ярко о роли М.И.Глинки в формировании русской музыкальной классической традиции высказался выдающийся отечественный композитор Д.Д.Шостакович:

«Имя Глинки начинает замечательный список великих русских композиторов, создателей русской школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет ни одной области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше время в полной мере остается в силе меткое определение значения бессмертной «Камаринской» для русской симфонической музыки («как дуб в жолуде»), сделанное Чайковским. Эту абсолютно верную мысль можно с полным основанием распространить и на русскую оперу, романс, камерную музыку. Разве не из «Ивана Сусанина» тянутся истоки русской классической оперы? И можно ли говорить о русской вокальной лирике,  не имея в качестве высшего образца «Жаворонка», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье».

М.И.Глинка родился 20 мая 1804 г. в семье помещика И.Н.Глинки.

Первые музыкальные впечатления М.И.Глинки связаны с народной песней. Еще в детстве он приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них).

В 1818—1822 гг. М.И.Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. В эти годы он брал музыкальные уроки у Ф.Бёма, Дж.Филда, а затем более систематично — у Ш.Майера.

К 1820-му году относятся первые творческие опыты М.И.Глинки: он пишет два струнных квартета, сонату для альта и фортепиано, ряд романсов на стихи А.С.Пушкина «Не искушай»,  «Грузинская песня».

В 1830—1834 гг. М.И.Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. В Италии он познакомился с Г.Берлиозом, Ф.Мендельсоном-Бартольди, В.Беллини. Зимой 1833—1834 гг. в Берлине М.И.Глинка серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством З.Дена. Весной 1834  г. М.И.Глинка вернулся на родину и приступил к сочинению оперы «Иван Сусанин» (1836 г.).

Она открывает зрелый период творчества композитора. Около шести лет М.И.Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила» (была поставлена в 1842 г.). Произведения высокого мастера создавались им и в иных жанрах. Это романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», музыка к трагедии Н.В.Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.). В 1837—1839 гг. М.И.Глинка служил капельмейстером Придворной певческой капеллы.

В 1844—1847 гг. М.И.Глинка находился во Франции и Испании. Он изучал культуру Испании, записывал испанские мелодии, наблюдал народные празднества. Итогом этих впечатлений были две симфонические увертюры — «Арагонская хота» (1845 г) и «Воспоминание о Кастилии» (1848 г.).

Последние годы жизни М.И.Глинка провел в России (Смоленск, Петербург) и за рубежом (Париж, Берлин). Подолгу жил в Варшаве, где летом 1848 г. было написано «Русское скерцо»  — «Камаринская».

В 1850-х гг. XIX в. вокруг М.И.Глинки объединилась группа единомышленников, в числе которых были А.Н.Серов, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, В.В.Стасов. В 1852 г. М.И.Глинка продиктовал А.Н.Серову «Заметки об инструментовке», в 1854—1855 гг. написал свои «Записки».

Весной 1856 г. М.И.Глинка предпринял последнюю заграничную поездку в Берлин. Во время нее он углубленно работал над наследием Г.Ф.Генделя, И.-С.Баха.

М.И.Глинка умер в Берлине 3 февраля 1857  г.

Значение творчества М.И.Глинки и роль его личности в русской музыкальной культуре трудно переоценить. Его музыкальное наследие огромно, следы его влияния можно с легкостью обнаружить в музыке других композиторов, таких как С.И.Танеев, С.В.Рахманинов.

Материалы, посвященные творчеству М.И.Глинки, представленные в РГАФД, достаточно объемны. Их диапазон крайне широк — от вокально‑камерной музыки до опер и симфонических произведений, от серенад до классических увертюр. Ввиду этого было признано целесообразным сделать данный перечень в двух томах.

Все тома перечня построены по алфавитному принципу и снабжены соответствующим научно‑справочным аппаратом (алфавитным указателем и краткими биографическими справками).


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'