АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных
справочников

Российский государственный архив фонодокументов
Перечень "Звуковой архив"
"Жанр оперетты в творчестве русских певцов начала ХХ века"




НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


предыдущий разделсодержаниеследующий раздел

Краткие справки о композиторах

Берте Г. (1858—1924) — австрийский композитор. Автор оперетт «Дом трех девушек», «Красавецгвардеец».

Валентинов Валентин Петрович (1871—1929) — русский либреттист, композитор, режиссер, антрепренер. Валентинов — автор “опереточных мозаик” (оперетт, построенных на музыке из различных современных опер, оперетт, песен). Популярны были его оперетты: «Ночь любви», «Тайны гарема», «Жрицы огня», «Монна Ванна» и др.

Варней Луи (1844—1908) — французский композитор. Он написал для французских театров свыше 30 оперетт, из которых наиболее известны «Мушкетеры в монастыре» (1880), «ФанфанТульпан» (1882), «Фокусники» (1894). Ему принадлежат также 3 балета и ряд произведений танцевальной музыки.

Вейнберг Яков (1897—1956) — американский композитор. Окончил Московскую консерваторию. С 1915 г. преподавал игру на фортепиано в Одесской консерватории. С 1926 г. занимался педагогической деятельностью в Нью‑Йорке. В его наследии — 2 оперы, концерт для фортепиано с оркестром, струнный квартет и др. произведения.

Гризар Альбер (1808—1869) — бельгийский композитор. Композицию проходил в Парижа,  позднее в Неаполе. А.Гризар был известен как оперный композитор. Его произведения по стилю близки комическим операм Ф.Обера и А.Адана. Он написал 25 опер, из которых наибольшей популярностью пользовались «Жиль соблазнитель» (1848), «Любовь дьявола» («Адская любовь») (1853) и «Собака садовника» (1855). Кроме того А.Гризар — автор множества романсов, написанных в салонном стиле.

Джонс Сидни (1861—1946) — английский композитор. Был военным капельмейстером, а позднее театральным дирижером в Англии и Австралии. Он автор 10 оперетт, большая часть которых написана на экзотические сюжеты. Наиболее популярная из них — «Гейша» (1896). Среди других можно отметить «СанТой» (1899), «Персидская принцесса» (1909), «Девушка из Ута» (1913) и др.

Жильбер Жан (настоящие имя и фамилия Макс Винтерфельд) (1879—1942) — немецкий композитор и дирижер. Окончил Берлинскую консерваторию. В 1933 г. покинул Германию, жил в Испании, затем в Париже, с 1939 г. — в БуэносАйресе, где работал на радио. Автор более 50 оперетт, среди которых «Добродетельная Сусанна» («Добродетельная грешница») (1910), «Польское хозяйство» (1910), «Королева кино» (1911), «Пупсик» (1912), «Флирт в моторе» (1912), «Принцесса танго» (1913), «Женщина в пурпурном» («Дама в красном») (1923) и др.

Зуппе Франц фон (1819—1895) — австрийский композитор и дирижер, один из создателей венской оперетты. Юность провел в Италии, с 1835 г. жил в Вене. Под воздействием популярных в Австрии произведений Ж.Оффенбаха написал в 1860 г. одноактную оперетту «Пансионат», постановка которой ознаменовала рождение венской оперетты. Ф. фон Зуппе — автор более 30 оперетт. В своих произведениях тяготел к политической сатире.

Он является автором нескольких опер — «Виргиния» (1837), «Бергамо» (1840) и др. Из оперетт наиболее известны «Пансионат» (1860), «Веселые школяры» (1863), «Прекрасная Галатея» (1865), «Вольнодумцы» (1866), «Донна Жуаниста» (1880), «Погоня за счастьем» (1888), «Парижанка» (1898), «Боккаччо» и др.

Кальман Имре (1882—1953) — венгерский композитор. Окончил Будапештскую музыкальную академию. Творческий путь начал с сочинения фортепианной и оркестровой музыки. В 1908 г. И.Кальман пишет свою первую оперетту «Осенние маневры». С 1909 г. он жил, в основном, в Вене. В 1915 г. с триумфом была поставлена в Вене его оперетта «Княгиня Чардаш» («Сильва»). Огромный успех сопровождал и постановки его оперетт «Баядерка», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра». С 1940 г. он проживал в США, где написал еще две оперетты и музыку к нескольким кинофильмам.

Куликов Николай Иванович (1812—1891) (псевдоним — Н.Крестовский)   — русский драматург, актер и режиссер. Окончив Московское театральное училище (1830), поступил в театральный оркестр в качестве виолончелиста. Вскоре перешел в московскую драматическую труппу. В 1837 г. был переведен в Александрийский театр, в 1838  г. занял должность режиссера. В 1852 г. ушел из театра.

Ему принадлежат драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки пьес. Среди его лучших произведений — водевили «Скандал в благородном семействе» и «Ворона в павлиньих перьях».

Легар Ференц ; (1879—1948) — венгерский композитор и дирижер. Окончил Пражскую консерваторию. С 1888 г. работал скрипачом в театральном оркестре, а вскоре стал военным капельмейстером. В 1895 г. написал оперу «Кукушка». В 1899 г. оставил военную службу и начал работать дирижером венского театра «Ан дер Вин». В течение 30 лет он написал свыше 30 оперетт. Широкое признание получила его пятая оперетта «Веселая вдова» (поставлена 1905 г.). В 1909 г. Легар написал и поставил оперетту «Граф Люксембург», а в 1910 г. — «Цыганская любовь», в которой широко использовал венгерские народные мелодии и ритмы. В 1912 году приехавший в Петербург Легар дирижировал премьерой своей оперетты «Ева». В его творческом наследии помимо оперетт, две оперы «Кукушка» и «Татьяна», поэма для голоса с оркестром, два концерта для скрипки с оркестром, марши и танцы для духового оркестра, музыка к кинофильмам.

Лекок Шарль (1832—1918) — французский композитор. Учился в Парижской консерватории. В 1856 г. на конкурсе, организованном Ж.Оффенбахом, получил первую премию за оперетту «Чудесный доктор», написанную вместе с Ж.Бизе. Успех этого произведения, побудил Лекока посвятить себе всецело опереточному жанру. Он написал несколько оперетт в стиле Ж.Оффенбаха, но они проходят незамеченными. Лишь после постановки оперетты «Чайный цветок» (1868) имя Ш.Лекока стало широко известным во Франции. В 1872—1874 г. на сцене парижских и брюссельских театров были поставлены его новые оперетты, сделавшие их автора любимейшим французским опереточным композитором наравне с Ж.Оффенбахом. Это были — «Сто дев», «Дочь мадам Анго» и «ЖирофлеЖирофля».

В его наследии, кроме многочисленных опереттбалеты «Синяя Борода» (1898), «Лебедь» (1899), пьесы для оркестра, мелкие фортепианные произведения, романы, хоры.

Линке Пауль (1866—1946) — немецкий композитор. Играл в оркестре на скрипке и фаготе, затем работал театральным дирижером в Берлине и Париже. В числе его произведений — оперетта «Лисистрата» (1902), «Госпожа Лула» (1899), «Григри» (1911), «Казанова» (1914), музыкальные ревю, музыка к кинофильмам.

Миллёкер Карл (1842—1899) — австрийский композитор. Образование получил в Венской консерватории. В 1858 г. начинается его музыкальная карьера в амплуа флейтиста театрального оркестра. Благодаря поддержке Ф.Зуппе получает место театрального капельмейстера в Граце. Там же впервые обращается к оперетте, создав две одноактные пьесы «Мертвый гость» и «Две вязальщицы», не получившие успеха. С 1866 г. он — дирижер театра «Ан дер Вин». Написанные в эти годы оперетты так же не имели успеха, что заставляет К.Миллёкера оставит этот жанр. Только в конце 70х годов он вновь обращается к оперетте. Его произведения — «Нищий студент» ставит К.Миллёкера в ряды выдающихся творцов оперетты. Эта оперетта с большим успехом шла и на русской сцене. В своих дальнейших опереттах К.Миллёкер продолжил традиции основоположников венской классической оперетты Ф.Зуппе и И.Штрауса. В его наследии — 20 оперетт, балеты, фортепианные пьесы и большое количество музыки к водевилям и комедиям.

Одран Эдмон (1842—1901) — французский композитор. Композицию проходил в Парижском институте церковной музыки у К.СенСанса. С 1861 г — церковный регент и органист в Марселе. Здесь же была поставлена его первая оперетта «Медведь и паша» (1862). С 1879 г. он жил в Париже, где создал ряд произведений в стиле Ш.Лекока. Э.Одрана называли во Франции “создателем парижского вальса”. Всего им написано 38 оперетт. Первый успех имела его оперетта «Великий Могол» (1877). Лучшим его произведением является оперетта «Амулет» («Красное солнышко) (1880), сохранившаяся в репертуаре до наших дней.

Оффенбах Жак (настоящая фамилия — Эбершт) (1819—1880) — французский композитор. Родился в Кёльне, в 1833 г. переселился в Париж, где занимался в консерватории по классу виолончели. В 1849 г. Ж.Оффенбах стал дирижером театра «Комеди Франсез». В 1853  г. была поставлена первая одноактная оперетта Оффенбаха «Пепито», имевшая большой успех. В 1855 г. он организовал свой собственный театр «БуффПаризьен», где в     1858 г. с огромным успехом была поставлена его первая трехактная оперетта «Орфей в аду».

1860е годы — период расцвета его творчества. Лучшие оперетты  были написаны в эти годы — «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Парижская жизнь», «Перикола», «Разбойники» и др.

В 1872  г. Ж.Оффенбах снова организовал театр. Но вкусы публики изменились, и в 1876 г. он потерпел банкротство. Желая поправить дела он в 1877 г. отправился в США, но и это не спасло композитора от материальных невзгод. Он написал ещё несколько оперетт, но они не имели успеха. В последние годы жизни Ж.Оффенбах работал над сочинением романтической оперы «Сказки Гофмана».

Он написал свыше 100 оперетт и музыкальных интермедий. С конца 1860го его оперетты с огромным успехом шли и на русской сцене.

Планкетт Робер (1848—1903) — французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории. Свою композиторскую деятельность начал с сочинения песен и шансонеток для кафеконцертов. Первые его две оперетты провалились. Но в 1877 г. была поставлена новая «Корневильские колокола», ставшая одним из лучших произведений классической оперетты.

Всего Р.Планкетт написал 16 оперетт, в том числе «Рип ВанВинкль», «Маркитантка», «Коломбина», «Панург» и др.

Рейнгардт Г. (1866—1922) — австрийский композитор, последователь творчества Легара. Автор танцевальных оперетт: «Милашка», «Генеральный консул», «Принцесса Гретль», «Первая жена» и др.

Самарас Спиро (1861—1917) — греческий композитор. Композицию проходил в Афинской консерватории и в Париже. Его оперы и оперетты написаны в стиле итальянской музыки, шли в Италии и Греции. Наиболее известны — оперы «Чудесная флора», «Лионелла», «Мученик», оперетты — «Саксонская принцесса», «Дочь Крита», «Певец из Палермо».

Фалль Лео (1873—1925) — австрийский композитор. Окончил Венскую консерваторию. Работал театральным дирижером в Берлине, Гамбурге, Кёльне и Вене. Известен как опереточный композитор. В 1902 г. Л.Фалль написал свою первую оперетту «Госпожа Дениза». Всего им сочинено 25 оперетт, среди которых наиболее известны «Принцесса долларов», «Бунтовщик», «Ночной экспресс», «Роза Стамбула», «Мадам Помпадур».

Холлендер Виктор (1866—1940) — немецкий композитор. Работал театральным дирижером в Берлине. В 1934 г. он эмигрировал в США, где поселился в Голливуде. Оперетты В.Холлендера с успехом шли на немецкой сцене. Ему принадлежат — балет «Сумурун», оперетты «Марокканский бей» (1894), «Господа от Максима» («Максимисты») (1905), «Феликс» (1907) и др.

Целлер Карл (1842—1898) — австрийский композитор. Сочинял только оперетты, следуя традициям венской классической оперетты. Особенно широко известны «Продавец птиц» и «Мартин — рудокоп», исполняющиеся до сих пор на мировой сцене. Из менее известных — «Джоконда», «Карбонарии», «Бродяга», «Хозяин погребка».

Цирер К.–М. (1843—1922) — австрийский композитор и дирижер. В 1863 г. организовал танцевальный оркестр, с которым концертировал в городах Германии и Австрии. С 1907 года дирижер придворных балов. Цирер писал произведения легкой музыки — оперетты, вальсы и т.п. Из его оперетт наиболее известны были «Бродяги», «Посыльный 6666», «Три желания». Из вальсов — «Старовенский»,  «Дунайский», «Свечение моря» и др.

Написано свыше 20 оперетт: «Король Джером», «Венские дети», «Красавец Риго», «Гид», «Казначей», «Вальс любви», «Фигляр», «Князь Казимир», «Глупое сердце» и др.

Штраус Иоганн (1825—1899) — австрийский композитор и дирижер.

Он вошел в историю как “король вальсов”, создатель классического венского вальса. Всего им написано около 500 танцевальных пьес и вальсов.

В 1870 г. он обращается к жанру оперетты. Его лучшая оперетта «Летучая мышь» — была холодно встречена публикой. В 1885 г. была поставлена другая оперетта «Цыганский барон», которая затмила произведения Ж.Оффенбаха, царившие тогда на венской сцене. Другие оперетты И.Штрауса не удержались в современном репертуаре.

В 1880 г. «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русский сцене и имели ошеломительный успех.

Штраус О. (1870—1954) — австрийский композитор. Свою композиторскую деятельность начал с сочинения опер, которые не имели успеха на сцене. В 1904 г. написал первую оперетту «Веселые нибелунги». В 1907 г. сочиняет оперетту «Грезы вальса», конкурировавшию с легаровскими произведениями. О.Штраус широко использует в своих опереттах городской венский фольклор и особенно вальс. Первым начал вводить в оперетту появившиеся в начале 20х г.г. фокстрот и шимми. Наиболее популярны его оперетты: «Храбрый солдат», «Последний вальс», «Жемчуга Клеопатры»,  «Терезина», «Три вальса», «Ее первый вальс».

Эйслер Эдмунд (1874—1949) — австрийский композитор. Известен как автор около 60 оперетт, написанных в традиционном венском стиле. Большим успехом пользовались такие оперетты, как «Братья Штраубингер», «Кровь художника», «Бессмертный бродяга», «Пожиратель женщин», «Дитя цирка», «Золотая мастерица». Ему принадлежат 3 оперы, балет, танцевальная музыка, песни.

Эрве Флоримон  XE "Эрве"  (настоящая фамилия Ронже) (1825—1892) — французский композитор, вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперетты. Для его творчества характерны пародийность, высмеивание бытующих оперных форм. Музыкальную карьеру начал с 17 лет. В 1947 году исполняется его первое произведение — музыкальная интермедия «Дон Кихот и Санчо Пансо». Много концертировал в качестве дирижера, а с 1870 г. являлся дирижером Эмпайртеатр в Лондоне. Ф.Эрве — автор более восьмидесяти оперетт, из которых наиболее известны «Мадемуазель Нитуш» (1883), «Простреленный глаз» (1867), «Маленький Фауст» (1869). Ему принадлежат пять балетов, симфониякантата, мессы, множество песен и музыкальных миниатюр.

Якоби Виктор (1883—1921) — венгерский композитор. Окончил Будапештскую консерваторию. В.Якоби — представитель нововенской школы оперетты. Его оперетты ставились во многих странах Европы, США и России. Наиболее популярны — «Ярмарка невест», «Сибилла», «Купленная жена», «Цветущие яблони».



предыдущий разделсодержаниеследующий раздел
по
справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'