АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Архивные справочники

Перечень архивных справочников

Перечень
Российского государственного архива фонодокументов
"Звуковой архив"
Часть I. Поэзия "Серебрянного века"




предыдущий раздел содержание следующий раздел
ПРЕДИСЛОВИЕ
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Поэзией "Серебряного века" в России принято называть поэзию конца ХIХ - первых десятилетий ХХ веков, когда по силе поэтического творчества, накалу страстей, отечественная литература дала шедевры, не уступающие лучшим образцам "золотого", "пушкинского" века поэзии.

Начатая в едином общероссийском потоке поэзия позднее разделилась на российскую и зарубежную. Кроме того, за рубежом выросло целое поколение русских поэтов, которые продолжили линию, намеченную корифеями "Серебряного века", а в России жизнь и творчество многих, например, Б.Л.Пастернака и А.А.Ахматовой продолжились до середины века, сохраняя все свои специфические черты и не укладываясь в рамки социалистического реализма. Некоторые поэты, например Н.Н.Асеев и, прежде всего, В.В.Маяковский, став по тематике вполне советскими, сохранили достижения поэтической техники, выработанной акмеизмом, символизмом, футуризмом, имажинизмом и др.

Конечно, после революции большая часть поэтов осталась в России и разделила с ней ее трагедию и драму. Но даже если взять только первую волну эмиграции (приблизительно до 1927 года), то уже к ней будет относиться большое число крупных поэтических имен: В.И.Иванов, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, И.А.Бунин, Саша Черный, П.П.Потемкин, В.Ф.Ходасевич, Г.В.Адамович, Н.А.Оцуп, Д.Д.Бурлюк, И.Северянин, М.И.Цветаева. Уже за рубежом засветятся литературные имена: А.В.Набокова, И.В.Одоевцевой, А.И.Несмелова, А.Присмановой, В.Лебедева, В.Смоленского, Б.Поплавского, Л.Червинской и многих других.

Одни оказались за границей еще до революции, другие бежали от ее ужасов, третьи (например, И.Северянин в Эстонии) были отрезаны от России военными границами 1918 года, четвертые, как М.И.Цветаева, уезжали для воссоединения с семьей, пятые были депортированые Большая группа писателей до 1914 года находилась с советскими паспортами в Берлине, но не все захотели или смогли вернуться. Против некоторых в СССР началась клеветническая кампания. В.Ф.Ходасевич, например, не пролонгировал свой заграничный паспорт в декабре 1924 года, а ехать в СССР для прохождения унизительной проверки на лояльность и опровержения нелепых обвинений своих бывших учеников-пролеткультовцев он отказался.

А потом была вторая волна эмиграции (1939 - 1945 гг.), которая в литературном план слилась с русской молодежью зарубежья - с теми, кого увезли детьми или родили уже за границей: А.Штейгер, Б.Нарциссов, И.Кнорринг, И.Чиннов, О.Анстей, И.Елагин, Н.Моршен и др. К 1950 году большинство из них окажутся в США.

Хотя уже к концу 1920-х годов количество русских за пределами России исчислялось несколькими миллионами и жили они большими колониями, писателей-эмигрантов уже в первые годы охватил страх невозможности длительного самостоятельного существования литературы вне Родины. Они не верили, что им удастся вдали от основной массы соотечественников сохранить и развить родную речь, что можно, не видя постоянно быта и природы родной страны, писать на равных с поэтами России. Отсюда их установка на сохранение традиций, чистоты и ясности языка классической литературы, что как культурное достояние можно было бы передать новым поколениям в случае политических перемен. В то время как в России творили новый язык имажинисты, конструктивисты и прочие принципиальные новаторы, даже молодые поэты-эмигранты писали традиционными размерами, используя из новых форм только метры, введенные их кумиром - трагически погибшим в 1921 году Н.С.Гумилевым. Особняком стояла М.И.Цветаева с ее усложненным синтаксисом и звуковыми экспериментами. Тематика стихов русских зарубежных поэтов может показаться узкой. Конечно, очень много стихов о России, ее прошлом и настоящем, о тоске по родине, по русской природе, обычаям. Не меньше стихов о безрадостной жизни на чужбине, об одиночестве, о безбытничестве, отчаянии, безумье. Поэтам старшего поколенья, не утратившим традиционной веры и находившим в ней силу духа, не раз приходилось обращаться к отчаявшимся с призывом сохранять престиж жизни, веру в ее божественный смысл.

Казалось бы, в том положении, которое они избрали или в котором оказались, можно было бы ожидать обилия политических, гражданских стихов. Между тем поэзия русского зарубежья, независимо от демократических, монархических или иных убеждений ее творцов, по преимуществу, поэзия глубоко личная, интимная. По наблюдениям критиков "Лица не общее выраженье" русская зарубежная муза приобрела благодаря таким чертам, как приглушенность тона, антидекларативность, тревога за судьбу человека в корыстном, жестоком, скоростном мире, мечта о милосердии, о любви, о поиске утраченного или нового бога.

Это не значит, конечно, что русские зарубежные поэты были в стороне от политической жизни России и Европы. В их стихах осуждаются фашизм, сталинизм, встречаются отклики на хрущевскую оттепель.

Поэты диаспоры за много десятков лет могли культурно ассимилироваться, перейдя на иной язык, и служить другому народу. Однако в целом русская зарубежная поэзия не только выжила, но и возвращается на родину, обогащенная опытом зарубежной поэзии.

Подлинный синтез, слияние всех течений русской поэзии ХХ века еще впереди, когда до читателей и поэтов дойдут все лучшие образцы как потаенной советской, так и русской зарубежной лирики.

В последние годы явственно обозначился повышенный читательский интерес к русской классической поэзии, особенно к поэзии первой половины 20 века. В РГАФД богато представлены записи стихов поэтов "Серебряного века", и эмиграции, как в чтении самих авторов, так и актерским исполнением. Это побудило сотрудников архива приступить к работе по созданию единого перечня всех фонодокументов по данной теме.

Перечень составлен в порядке алфавита фамилий поэтов, а внутри списков по алфавиту названий произведений. Обзор снабжен научно-справочным аппаратом, куда вошли справки с биографическими данными на большинство поэтов, и на наиболее известных исполнителей (о ряде поэтов, в основном эмигрантов приводятся только даты жизни и смерти), именной указатель и словарь используемых в тексте определений.

предыдущий раздел содержание следующий раздел
по справочнику              
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'