АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Доклад Заместителя Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова
на заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве

20 октября 2005 г. г. Санкт-Петербург


О заседании Совета  Отчет  Фоторепортаж
Выступление В.В.Тихонова  Выступление В.П.Козлова  Резолюция

О проекте "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН"

Уважаемые коллеги, друзья!
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

На заседании Совета по архивному делу при Росархиве в прошлом году мы обстоятельно обсуждали главный для нынешнего периода развития архивного дела вопрос: что необходимо сделать, чтобы новый Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" заработал в полную силу?

Прежде всего констатировалось, что необходимо внесение корректив в ряд федеральных законов. Могу сообщить, что при непосредственном участии Комитета по культуре Государственной думы это в основном сделано - принят Федеральный Закон от 3 июня 2005 г. № 57-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации".

Отдельный вопрос, опущенный в этом законе, - внесение изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Его статья 129, часть 3 содержит формулировку "конкурсный управляющий вправе передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению, в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами". Эту формулировку необходимо привести в соответствие с частью 10 статьи 23 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" и новой редакцией федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", которые обязывают ликвидационные комиссии или конкурсного управляющего организовывать упорядочение и передачу по договору в архив архивных документов ликвидируемой организации. Проект соответствующего федерального закона внесен Томской областной думой в нижнюю палату парламента. На него Минздравом России был подготовлен проект отрицательного отзыва Правительства РФ, но после нашего вмешательства данный проект отозван и готовится более взвешенный отзыв. Кроме того, весной 2005 г. Государственной думой в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В рамках его подготовки ко второму чтению организовано внесение соответствующей поправки депутатом З.М.Степановой (Комитет по культуре Государственной думы), принятие которой позволит, наконец, решить этот наболевший вопрос.

Следует также сказать о совместном приказе Федеральной налоговой службы России, Минэкономразвития России и Минфина России от 10 марта 2005 г. "О реализации положений постановления Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", зарегистрированном в Минюсте России 18 апреля 2005 г. под № 6516, согласно которому "расходы по передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, оплачиваются в размере фактических расходов", а "квитанция об оплате расходов по передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации" включена в Перечень и порядок представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на компенсацию расходов в связи с осуществлением процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа. Данный приказ разослан по нашей системе.

Весомая работа проведена с целью приведения в соответствие с федеральным архивным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации. По имеющимся в Росархиве сведениям, на данный момент 17 регионов уже внесли изменения в старые законы об архивном фонде субъекта Российской Федерации или приняли новые законы об архивных фондах (архивном деле) региона. В их числе республики Дагестан, Мордовия, Хакасия, Удмуртия, Ставропольский край, Амурская, Волгоградская, Иркутская, Кировская, Московская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Тюменская и Ярославская обл., Ханты-Мансийский автономный округ. Понятно, что деятельность в этом направлении будет продолжена и завершится тогда, когда все субъекты России приведут собственное законодательство в соответствие с Федеральным законом. Со своей стороны, мы готовы оказывать соответствующую консультационную и методическую помощь региональным архивным службам.

Едва ли не важнейшая часть работы по реализации Федерального закона - разработка и принятие шлейфа подзаконных нормативных правовых актов, без которых правовое поле российских архивов будет выглядеть не вспаханным.

Главные среди них:

Поскольку сегодня в стране отсутствует зарегистрированный органами юстиции в установленном порядке нормативный правовой акт, определяющий общий порядок работы государственных и муниципальных архивов, в кадровом составе Минкульта России нет профессиональных опытных архивистов, подготовку проекта Правил руководство Росархива взяло на себя, считая её наиважнейшим делом. Пункт 9.3 Положения о Федеральном архивном агентстве дает руководителю Росархива право "вносить на рассмотрение Министра культуры и массовых коммуникаций РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства".

История отечественного архивного дела знает три образца завершенной работы над Правилами - книги 1962 г., 1984 г. и хорошо всем известное издание 2002 г., ныне активно используемое в качестве методического пособия. Краткость этого списка подтверждает сложность подготовки Правил, являющихся, с одной стороны, воплощением в концентрированной форме действующих нормативных и методических документов по всем основным направлениям архивной работы, с другой - отражением накопленного архивистами опыта и достижений современных технологий.

Кроме того, подготовка проекта нынешних Правил имеет особенность. В отличие от предшественников, представляющих собой авторские нормативно-методические пособия, Правила (простите за тавтологию) впервые становятся Правилами, т.е. безымянным сводом однозначно трактуемых и при этом не противоречащих Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации" норм и установок. Отсюда - предъявляемое к подобным документам требование "жанра": невозможность предисловия (в законах и других нормативных правовых актах его, как правило, заменяет "преамбула") и исключение из текста любых разъяснений и пояснений, каковыми являются методические рекомендации и примеры.

С подготовленным рабочей группой Росархива проектом Правил большинство присутствующих имели возможность ознакомиться: в августе 2005 г. он был разослан на рецензирование во все федеральные архивы и многие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела. По состоянию на сегодня поступили 33 отзыва с замечаниями и предложениями. Среди них следует отметить коллективные аналитические рецензии, составленные базовыми органами НМС архивных учреждений Поволжского и Сибирского федеральных округов по итогам обсуждения проекта членами Советов, а также глубокие и развернутые отзывы РГАНТД и его филиала в г.Самаре, архивных органов г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г.Москвы, Мурманской области, Томской области.

Чтобы не повторяться, характеристика разделов проекта будет далее совмещена с ответами на поступившие замечания и предложения.

О названии и внутренней структуре проекта Правил. Они вытекают из вышеупомянутой нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", которая к числу полномочий Российской Федерации в области архивного дела относит "установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил".

Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" не предусматривает правил "организации документов Архивного фонда Российской Федерации", правил "организации работы архива" и правил "описания архивных документов и научно-справочного аппарата к ним". Поэтому от подобных самостоятельных разделов в проекте, в отличие от правил 2002 г., пришлось отказаться. Теоретические вопросы классификации документов Архивного фонда Российской Федерации - это все же больше предмет архивоведческой науки, нежели нормативного акта. А вопросы планирования и отчетности, организации труда в архиве - это вообще не область применения архивного законодательства. Что же касается необходимых для практической работы архивистов положений о фондировании и общих требованиях к описанию, то они полностью сохранены, но уже в составе других разделов проекта.

По закону право постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации имеют в стране не только государственные и муниципальные архивы, организации Российской академии наук, но и государственные и муниципальные библиотеки и музеи. Учитывая это обстоятельство, некоторые рецензенты предложили распространить действие единых Правил на государственные и муниципальные библиотеки и музеи. Это пожелание представляется справедливым. При этом, конечно, государственные и муниципальные библиотеки и музеи, как и муниципальные архивы, должны руководствоваться Правилами с учетом своего правового статуса и особенностей деятельности. Соответствующие коррективы будут внесены в раздел I "Общие положения".

Ряд отзывов обоснованно указывают на неясность и непонятность названия раздела II "Организация архивных документов в архиве", фактически посвященного вопросам фондирования. Поэтому при доработке принято решение объединить разделы II и IV под общим названием "Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве", что более четко соответствует предмету Правил.

В объединенном разделе впервые нормативно закреплено положение о том, что сформированные в архивах в архивные фонды и коллекции документы перефондированию не подлежат (оно допускается лишь в исключительных случаях; вообще полагаю, нам давно пора отказаться от извечной русской привычки постоянно переделывать ранее сделанное, - слишком дорого она нам обходится). Также впервые нормативно зафиксирован порядок фондирования документов органов государственной власти и местного самоуправления новой России.

По замечаниям рецензентов уточнены отдельные вопросы фондирования применительно:

Но есть предложение принципиального характера, с которым нельзя согласиться, о том, что ликвидация организации с изменением формы собственности её имущества не приводит к созданию нового фондообразователя. Авторы этого предложения не хотят понять, что приватизация или, наоборот, национализация означают собой не просто смену вывески организации, но и иные отношения (в первом случае - договорные, во втором случае - отказ от них) между архивом и источником его комплектования.

В проекте сохранены традиционные подходы к изложению норм организации хранения архивных документов. Вместе с тем, с учетом современного законодательства о культурных ценностях, недавних случаев хищений в архивах, ужесточены требования к порядку выдачи дел из архивохранилищ, нормативно закреплен порядок хранения ключей, сформулирован порядок оформления временного вывоза документов за пределы Российской Федерации. Введены новые подразделы "Контроль за сохранностью выданных документов. Возвращение документов в архивохранилища", "Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях".

Особое внимание уделено проблемам сохранности уникальных документов. В соответствии с Регламентом Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации установлен порядок их выявления и учета, для уникальных документов введено понятие "сейфовое хранение". В тоже время решено отказаться от нормативного закрепления порядка почти не реализуемого на практике изолированного хранения особо ценных документов. Архивные органы субъектов Российской Федерации и архивы, имея различные условия хранения документов, вправе решать этот вопрос самостоятельно.

Уточнено, что плановая цикличная проверка наличия архивных документов, не отнесенных к уникальным и особо ценным документам, проводится в государственных архивах и архивах РАН один раз в 25 (а не в 20) лет. Введено новое положение о сроках проверки наличия в муниципальных архивах - раз в 10 лет.

Расширено содержание подраздела о контроле физико-химического состояния документов, в том числе аудиовизуальных, проведении их специальной обработки, закреплена обязательность оценки и классификации дефектов носителя и текста документов на бумажной основе в соответствии с методикой буквенно-цифровой индексации.

Впервые определен порядок признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии, что очень важно, поскольку Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" ограничивает доступ к таким документам.

К разделу III "Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве" замечания хотя и многочисленны, но в силу стабильности и консервативности технологии учета носят уточняющий характер. В этом разделе:

К разделу IV "Организация комплектования архива документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами" замечания и предложения в большинстве также носят технический характер. В этом разделе:

К разделу V "Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве" поступили многочисленные замечания и предложения. В большинстве - это просьбы более подробно изложить вопросы доступа к тем или иным категориям архивных документов.

По нашему мнению, сделать это в проекте Правил невозможно и нецелесообразно, т.к. вопросы доступа к различным категориям информационных сведений являются предметом не столько архивного законодательства, сколько законодательства о государственной и иных охраняемых законом тайнах, а также законодательства об информации и защите информации.

Для подтверждения сложности темы приведу перечень тех нормативных правовых актов, которые уже подготовлены или должны быть разработаны и регулируют различные аспекты доступа к архивным документам и их использования. Это:

Кроме того, до сего дня не решен вопрос о статусе нормативного документа, на основании которого архивы предоставляют платные услуги гражданам и организациям: должна ли это быть новая "Номенклатура платных работ и услуг, выполняемых архивными учреждениями" или Положение о порядке предоставления архивами услуг в области информационного обеспечения граждан и организаций?

Вместе с тем, в новом V разделе:

В целом, результаты рецензирования свидетельствуют, что при разработке проекта Правил избран правильный путь. Практически все рецензенты отмечают, что проект Правил соответствует Федеральному Закону "Об архивном деле в Российской Федерации" и желают ему скорейшего утверждения.

В процессе дальнейшей работы над проектом предстоит юридико-техническая доработка текста, должен быть решен вопрос о судьбе многочисленных приложений (стоит ли их сохранять как часть нормативного акта, или они могут утверждаться и, соответственно, в случае необходимости переутверждаться Росархивом как формы оперативного отраслевого учета и отчетности). Опыт прохождения Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" свидетельствует, что процесс создания нормативного акта - дело неспешное, времена, когда такие документы писались буквально на коленке, миновали. В лучшем случае можно ожидать юридического утверждения Правил во второй половине следующего года.

Позвольте от имени руководства Росархива поблагодарить рецензентов за поддержку и помощь в подготовке Правил и выразить надежду, что после принятия они станут исполнительно-распорядительным документом, незаменимым в каждодневной работе архивистов.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'