![]() |
![]() ![]() "О подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов" |
![]() ![]() ![]() ![]() |
26 февраля 2004 г.
г. МоскваIV Пленум ЦС РОИА отмечает, что изменения, произошедшие в 90-е годы XX столетия в политическом и государственном устройстве и общественной жизни страны, вызванные этим процессы реформирования архивного дела и изменения в организации делопроизводства потребовали совершенствования подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов, повышения квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб учреждений, организаций и предприятий.
Новое архивное законодательство Российской Федерации отразило многообразие форм собственности на архивные документы, привело к делению Архивного фонда Российской Федерации на государственную и негосударственную части, что коренным образом повлияло на организацию его формирования, начиная от образования документов в делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий, кончая их отбором и передачей на хранение в государственные и муниципальные архивы, учетом и использованием.
В результате демократизации доступа к архивным документам, информатизации архивов, внедрения компьютерных технологий в их работу возросли возможности всестороннего использования и публикации документальных источников. Получили развитие документоведение, теория и практика архивного дела.
На этой основе пересмотрены многие нормативные и правовые документы и научно-методические пособия по архивному делу и делопроизводству. Росархивом совместно с ВНИИДАД подготовлены и изданы "Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации" (М., 2002 г.) и "Основные правила работы архивов организаций" (М., 2002 г.).
В новых условиях возросли требования к подготовке и переподготовке кадров работников архивов и делопроизводственных служб, повышению их квалификации. Однако, сложное экономическое положение в стране, недостаточное финансирование архивных учреждений, сокращение штатной численности работников архивов и делопроизводства, их низкая социальная защищенность - не способствуют укреплению кадрового потенциала архивов.
Свою роль в обострении проблемы сыграла отмена обязательного распределения выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, а также то обстоятельство, что Историко-архивный институт РГГУ в настоящее время практически не готовит кадры для архивных учреждений субъектов Российской Федерации.
В этих условиях, как показало проведенное Правлением ЦС РОИА общероссийское анкетирование состояния подготовки и переподготовки архивных кадров, по инициативе ряда архивных органов и отделений РОИА субъектов Российской Федерации, исторических факультетов региональных вузов, при поддержке Росархива, Министерства образования РФ и местных органов исполнительной власти - в 22 республиках, краях и областях Российской Федерации, подготовка и переподготовка историков-архивистов и документоведов, повышение квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб организованы на учебной базе региональных вузов и средних специальных учебных заведений. Значительную помощь им в налаживании учебно-педагогического процесса по специальным дисциплинам, обеспечении учебными планами и программами, архивоведческой литературой оказали Историко-архивный институт РГГУ и ВНИИДАД.
В настоящее время обучение по специальностям "историко-архивоведение" и "документоведение" ведется в 22 региональных вузах, 4 региональных академиях государственной службы и управления, а также в 23 средних специальных учебных заведениях.
В 2001-2003 гг. только в 15 субъектах РФ (республики Карелия, Марий Эл, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Красноярский и Алтайский края, Нижегородская, Новгородская, Омская, Кировская, Свердловская и др. области), прошли обучение 890 историков-архивистов и документоведов, из них 580 - в региональных вузах и 310 - в средних специальных учебных заведениях; проходят обучение в настоящее время: 790 студентов - в региональных вузах и 529 учащихся - в средних специальных учебных заведениях.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что региональные учебные заведения во многом способствуют укреплению местных архивных учреждений и делопроизводственных служб кадрами историков-архивистов и документоведов.
Вместе с положительными результатами анкетирование выявило в подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов на учебной базе региональных вузов и средних специальных учебных заведений ряд нерешенных проблем, снижающих уровень подготовки кадров.
Преподавание ряда архивоведческих дисциплин ("Теория и методика архивоведения", "Ведомственные архивы" и др.) ведется по устаревшим программам, устаревшим учебникам и пособиям. В разных вузах одной и той же специализации преподаются разные наборы архивоведческих и документоведческих дисциплин с использованием разного количества часов на изучение студентами одних и тех же учебных дисциплин.
Несмотря на то, что среди преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин около половины являются преподавателями по совместительству, не имеющими специального педагогического образования, учебно-методическая помощь им должным образом не организована, или оказывается не всегда и не везде.
Итоги анкетирования свидетельствуют о том, что многие из недостатков, которые отмечались в 2000 году на организованной Росархивом и ИАИ РГГУ всероссийской конференции "Проблемы преподавания архивоведческих и документоведческих дисциплин: современная практика и перспективы" - продолжают иметь место.
Участники Пленума особо подчеркивают необходимость решения вопросов подготовки историков-архивистов и документоведов в неразрывной связи с практическими мерами повышения их престижа в обществе и улучшения их социальной защищенности.
Пленум постановляет:
Одобрить координацию усилий и взаимодействие архивных органов субъектов РФ и региональных отделений РОИА с историческими факультетами, архивоведческими и документоведческими кафедрами региональных вузов и средних специальных учебных заведений республик Карелия, Марий Эл, Татарстан и Удмуртия, Алтайского и Красноярского краев, Новгородской, Нижегородской, Омской, Кировской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тверской и ряда других областей, краев и республик - в области подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов, повышении квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб организаций и предприятий.
Рекомендовать архивным органам и региональным отделениям РОИА в субъектах РФ, региональным вузам по образованию в области историко-архивоведения и средним специальным учебным заведениям - активно использовать накопленный опыт в своей практической деятельности по дальнейшему совершенствованию подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов.
Рекомендовать коллегиям архивных органов субъектов Российской Федерации и Правлениям региональных отделений РОИА рассмотреть на своих заседаниях с участием представителей органов образования и исторических факультетов региональных вузов - состояние работы по подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов и меры по их дальнейшему совершенствованию, с учетом итогов обсуждения данного вопроса на IV Пленуме ЦС РОИА.
Практиковать проведение среди будущих абитуриентов вузов олимпиад и конкурсов по профессии "историко-архивоведение" и "документоведение", победители которых могли бы иметь льготы при зачислении в вуз.
Рекомендовать Росархиву провести Круглый стол с участием представителей Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, ИАИ РГГУ, ВНИИДАД, федеральных государственных архивов и РОИА, на котором рассмотреть вопросы о путях дальнейшего совершенствования подготовки историков-архивистов в ИАИ РГГУ и закрепления их на работе в трудовых коллективах федеральных государственных архивов.
Учитывая, что к преподаванию архивоведческих и документоведческих дисциплин в региональных вузах и средних специальных учебных заведениях привлекается значительное число преподавателей по совместительству, которые не имеют специального образования, рекомендовать Министерству образования Российской Федерации с участием Росархива и УМО вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, разработать систему повышения квалификации преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин.
Обратить особое внимание на развитие таких форм переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, как всероссийские школы и семинары, позволяющие использовать высокую квалификацию преподавателей центральных вузов и опыт сотрудников региональных архивных учреждений.
Практиковать организацию при базовых вузах федеральных округов РФ, при ИАИ РГГУ и ВНИИДАД краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин; проводить межвузовские научно-практические конференции преподавателей по обмену опытом.
Просить Министерство образования РФ, Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, РГГУ ускорить обновление устаревших учебных программ, учебников и учебных пособий по ряду архивоведческих и документоведческих дисциплин, приведение их в соответствие с потребностями личности, общества, основным тенденциям развития науки, культуры, техники и технологий.
Рекомендовать Министерству образования РФ и Федеральной архивной службе России объявить совместно всероссийский конкурс на лучший учебник по архивоведению и лучший учебник по документоведению.
Войти с предложением в Министерство образования Российской Федерации и ректорат Российского государственного гуманитарного университета о восстановлении в наименовании Историко-архивного института РГГУ названия государственной награды "Ордена Знак Почета", которого он был ранее удостоен.
Рекомендовать редакциям журналов "Вестник архивиста" и "Отечественные архивы" усилить внимание к освещению работы архивных органов субъектов РФ и региональных отделений РОИА по координации усилий и взаимодействию с архивоведческими и документоведческими кафедрами региональных вузов и средних специальных учебных заведений, на учебной базе которых осуществляется подготовка и переподготовка кадров историков-архивистов и документоведов, проводятся мероприятия по повышению квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб учреждений, организаций и предприятий.
Поручить Правлению Центрального Совета РОИА изучить критические замечания и предложения участников Пленума по обсуждавшимся вопросам, разработать и осуществить меры по их реализации.
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта