АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Постановление IV Пленума Центрального совета РОИА
"О подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов"
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

26 февраля 2004 г.
г. Москва

IV Пленум ЦС РОИА отмечает, что изменения, произошедшие в 90-е годы XX столетия в политическом и государственном устройстве и общественной жизни страны, вызванные этим процессы реформирования архивного дела и изменения в организации делопроизводства потребовали совершенствования подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов, повышения квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб учреждений, организаций и предприятий.

Новое архивное законодательство Российской Федерации отразило многообразие форм собственности на архивные документы, привело к делению Архивного фонда Российской Федерации на государственную и негосударственную части, что коренным образом повлияло на организацию его формирования, начиная от образования документов в делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий, кончая их отбором и передачей на хранение в государственные и муниципальные архивы, учетом и использованием.

В результате демократизации доступа к архивным документам, информатизации архивов, внедрения компьютерных технологий в их работу возросли возможности всестороннего использования и публикации документальных источников. Получили развитие документоведение, теория и практика архивного дела.

На этой основе пересмотрены многие нормативные и правовые документы и научно-методические пособия по архивному делу и делопроизводству. Росархивом совместно с ВНИИДАД подготовлены и изданы "Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации" (М., 2002 г.) и "Основные правила работы архивов организаций" (М., 2002 г.).

В новых условиях возросли требования к подготовке и переподготовке кадров работников архивов и делопроизводственных служб, повышению их квалификации. Однако, сложное экономическое положение в стране, недостаточное финансирование архивных учреждений, сокращение штатной численности работников архивов и делопроизводства, их низкая социальная защищенность - не способствуют укреплению кадрового потенциала архивов.

Свою роль в обострении проблемы сыграла отмена обязательного распределения выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, а также то обстоятельство, что Историко-архивный институт РГГУ в настоящее время практически не готовит кадры для архивных учреждений субъектов Российской Федерации.

В этих условиях, как показало проведенное Правлением ЦС РОИА общероссийское анкетирование состояния подготовки и переподготовки архивных кадров, по инициативе ряда архивных органов и отделений РОИА субъектов Российской Федерации, исторических факультетов региональных вузов, при поддержке Росархива, Министерства образования РФ и местных органов исполнительной власти - в 22 республиках, краях и областях Российской Федерации, подготовка и переподготовка историков-архивистов и документоведов, повышение квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб организованы на учебной базе региональных вузов и средних специальных учебных заведений. Значительную помощь им в налаживании учебно-педагогического процесса по специальным дисциплинам, обеспечении учебными планами и программами, архивоведческой литературой оказали Историко-архивный институт РГГУ и ВНИИДАД.

В настоящее время обучение по специальностям "историко-архивоведение" и "документоведение" ведется в 22 региональных вузах, 4 региональных академиях государственной службы и управления, а также в 23 средних специальных учебных заведениях.

В 2001-2003 гг. только в 15 субъектах РФ (республики Карелия, Марий Эл, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Красноярский и Алтайский края, Нижегородская, Новгородская, Омская, Кировская, Свердловская и др. области), прошли обучение 890 историков-архивистов и документоведов, из них 580 - в региональных вузах и 310 - в средних специальных учебных заведениях; проходят обучение в настоящее время: 790 студентов - в региональных вузах и 529 учащихся - в средних специальных учебных заведениях.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что региональные учебные заведения во многом способствуют укреплению местных архивных учреждений и делопроизводственных служб кадрами историков-архивистов и документоведов.

Вместе с положительными результатами анкетирование выявило в подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов на учебной базе региональных вузов и средних специальных учебных заведений ряд нерешенных проблем, снижающих уровень подготовки кадров.

Преподавание ряда архивоведческих дисциплин ("Теория и методика архивоведения", "Ведомственные архивы" и др.) ведется по устаревшим программам, устаревшим учебникам и пособиям. В разных вузах одной и той же специализации преподаются разные наборы архивоведческих и документоведческих дисциплин с использованием разного количества часов на изучение студентами одних и тех же учебных дисциплин.

Несмотря на то, что среди преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин около половины являются преподавателями по совместительству, не имеющими специального педагогического образования, учебно-методическая помощь им должным образом не организована, или оказывается не всегда и не везде.

Итоги анкетирования свидетельствуют о том, что многие из недостатков, которые отмечались в 2000 году на организованной Росархивом и ИАИ РГГУ всероссийской конференции "Проблемы преподавания архивоведческих и документоведческих дисциплин: современная практика и перспективы" - продолжают иметь место.

Участники Пленума особо подчеркивают необходимость решения вопросов подготовки историков-архивистов и документоведов в неразрывной связи с практическими мерами повышения их престижа в обществе и улучшения их социальной защищенности.

Пленум постановляет:

  1. Одобрить координацию усилий и взаимодействие архивных органов субъектов РФ и региональных отделений РОИА с историческими факультетами, архивоведческими и документоведческими кафедрами региональных вузов и средних специальных учебных заведений республик Карелия, Марий Эл, Татарстан и Удмуртия, Алтайского и Красноярского краев, Новгородской, Нижегородской, Омской, Кировской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тверской и ряда других областей, краев и республик - в области подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов, повышении квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб организаций и предприятий.

    Рекомендовать архивным органам и региональным отделениям РОИА в субъектах РФ, региональным вузам по образованию в области историко-архивоведения и средним специальным учебным заведениям - активно использовать накопленный опыт в своей практической деятельности по дальнейшему совершенствованию подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов.

  2. Рекомендовать коллегиям архивных органов субъектов Российской Федерации и Правлениям региональных отделений РОИА рассмотреть на своих заседаниях с участием представителей органов образования и исторических факультетов региональных вузов - состояние работы по подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов и меры по их дальнейшему совершенствованию, с учетом итогов обсуждения данного вопроса на IV Пленуме ЦС РОИА.

    Практиковать проведение среди будущих абитуриентов вузов олимпиад и конкурсов по профессии "историко-архивоведение" и "документоведение", победители которых могли бы иметь льготы при зачислении в вуз.

  3. Рекомендовать Росархиву провести Круглый стол с участием представителей Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, ИАИ РГГУ, ВНИИДАД, федеральных государственных архивов и РОИА, на котором рассмотреть вопросы о путях дальнейшего совершенствования подготовки историков-архивистов в ИАИ РГГУ и закрепления их на работе в трудовых коллективах федеральных государственных архивов.

  4. Учитывая, что к преподаванию архивоведческих и документоведческих дисциплин в региональных вузах и средних специальных учебных заведениях привлекается значительное число преподавателей по совместительству, которые не имеют специального образования, рекомендовать Министерству образования Российской Федерации с участием Росархива и УМО вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, разработать систему повышения квалификации преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин.

    Обратить особое внимание на развитие таких форм переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, как всероссийские школы и семинары, позволяющие использовать высокую квалификацию преподавателей центральных вузов и опыт сотрудников региональных архивных учреждений.

    Практиковать организацию при базовых вузах федеральных округов РФ, при ИАИ РГГУ и ВНИИДАД краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей архивоведческих и документоведческих дисциплин; проводить межвузовские научно-практические конференции преподавателей по обмену опытом.

  5. Просить Министерство образования РФ, Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, РГГУ ускорить обновление устаревших учебных программ, учебников и учебных пособий по ряду архивоведческих и документоведческих дисциплин, приведение их в соответствие с потребностями личности, общества, основным тенденциям развития науки, культуры, техники и технологий.

  6. Рекомендовать Министерству образования РФ и Федеральной архивной службе России объявить совместно всероссийский конкурс на лучший учебник по архивоведению и лучший учебник по документоведению.

  7. Войти с предложением в Министерство образования Российской Федерации и ректорат Российского государственного гуманитарного университета о восстановлении в наименовании Историко-архивного института РГГУ названия государственной награды "Ордена Знак Почета", которого он был ранее удостоен.

  8. Рекомендовать редакциям журналов "Вестник архивиста" и "Отечественные архивы" усилить внимание к освещению работы архивных органов субъектов РФ и региональных отделений РОИА по координации усилий и взаимодействию с архивоведческими и документоведческими кафедрами региональных вузов и средних специальных учебных заведений, на учебной базе которых осуществляется подготовка и переподготовка кадров историков-архивистов и документоведов, проводятся мероприятия по повышению квалификации работников архивных учреждений и делопроизводственных служб учреждений, организаций и предприятий.

  9. Поручить Правлению Центрального Совета РОИА изучить критические замечания и предложения участников Пленума по обсуждавшимся вопросам, разработать и осуществить меры по их реализации.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'