АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Расширенное заседание Коллегии Федерального архивного агентства
(16 февраля 2006 г., Москва)

 Пресс-релиз  Доклад А.Н.Артизова  Фоторепортаж 


Доклад Руководителя Федерального архивного агентства В.П.Козлова

Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2006 г.
и задачах федеральных архивных учреждений на 2007 г.

Уважаемые коллеги!

НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Свой доклад я хотел бы начать с замечания о том, что в последние два года экономические рычаги хозяйствования, организации работы все больше и больше внедряются в сферу архивного дела. Федеральное архивное агентство в числе нескольких других федеральных ведомств в 2006 г. приняло участие в проекте "Институциональная реформа государственного сектора". Отголоском этого участия, многим из присутствующих хорошо известном, стало изменение системы планирования нашей работы и идея бюджетирования, ориентированного на результат, а также проведенный Росархивом в 2006 г. международный семинар "Управление по результатам и финансовый менеджмент в государственных архивах". Как бы каждый из нас не относился к уже начавшейся реформе бюджетного сектора страны, все же было бы интересно посмотреть на то, как она проявила себя в 2006 г. в отношении федеральных архивных учреждений.

В 2006 г. начала действовать новая ФЦП "Культура России". Благодаря ей и текущему финансированию общий объем бюджетного финансирования Росархива, как и в 2005 г., перешел границу одного миллиарда рублей и составил 1 миллиард 336 миллионов рублей. Дополнительно к этим финансовым ресурсам 189,9 млн. рублей составили внебюджетные поступления. Таким образом, общий бюджет Росархива в 2006 г. определялся объемом в 1 миллиард 525 с небольшим миллионов рублей. Из этой суммы бюджетный фонд заработной платы составил 185,8 миллиона рублей или приблизительно 17,8 процента от бюджетного финансирования. Приблизительно 75 процентов внебюджетных поступлений, т.е. около 130 миллионов рублей, также пошли на социальную защиту работников федеральных архивных учреждений. Таким образом, общий фонд заработной платы (без начислений, но с социальными выплатами) в 2006 г. у нас составил около 315 миллионов рублей, т.е. приблизительно 20 процентов от бюджетного и внебюджетного финансирования. Экономисты, социологи, специалисты в области управления, вероятно, могут более квалифицированно сказать, достаточно ли такое соотношение для эффективного функционирования такого гуманитарного механизма, каким являются архивы. Если общую сумму бюджета Росархива поделить на всю штатную численность федеральных архивных учреждений, то получается, что общая стоимость содержания одной штатной единицы составит около 500 тысяч рублей в год, из которых 100 тысяч рублей пошли на заработную плату и социальные выплаты одного архивиста. Если же теперь общий бюджет Росархива 2006 г. мы поделим на общий объем дел, хранящихся в федеральных архивах, а это чуть больше 41 миллиона, то получится, что стоимость хранения одного дела в них составила около 17 рублей в год. Это намного меньше, чем в развитых странах, какие бы показатели за расчет такой стоимости мы не брали. Например, если такие расчеты мы будем проводить, исходя из затрат на содержание федеральных архивных учреждений на душу населения страны, как это делают английские архивисты, получится еще дешевле - десять рублей в год на единицу хранения. Для сравнения - в национальном архиве Англии, с его современнейшей инфраструктурой, такие затраты на единицу хранения составляют 69 пенсов или приблизительно 35,5 рублей.

И еще немного цифр. Готовясь к сегодняшнему заседанию, мы провели расчет соотношения стоимости содержания одного сотрудника федерального архивного учреждения к стоимости дел, приходящихся на такого сотрудника - приблизительно 14 800 дел,- с учетом минимальной страховой оценки каждого из таких дел в 1 тыс. рублей. Получилась цифра в ноль целых, 687 тысячных процента. Если же взять за основу расчетов реальную страховую оценку документов, выставляемых нами на зарубежных выставках, соотношение вообще будет составлять миллионные части процента

Какие выводы можно сделать из этого немудреного экономического анализа состояния федеральной архивной экономики в 2006 г.?

Во-первых, она лукава. Приблизительно 200 миллионов рублей - это средства на капитальное строительство, являющиеся ничем иным как средствами с отложенным эффектом разрешения насущных проблем. К этому нужно добавить, что около 400 млн. руб. было затрачено на перемещение фондов и имущества РГИА в новое здание. Получается, что подавляющая часть федеральных архивных учреждений в развитии своей инфраструктуры не столь уж и значительно продвинулась вперед. Это развитие, конечно, идет годовыми хоть и нарастающими, но пунктирами.

Во-вторых, низкая стоимость хранения одной единицы хранения при той финансовой политике, которая существует в стране, не стимулирует увеличение объемов финансирования развития инфраструктуры федеральных архивных учреждений. Зачем это делать, если увеличение финансовых вложений в развитие инфраструктуры приводит к новым дополнительным затратам, как это произошло с новым зданием РГИА? В начале административной реформы Правительственной комиссией по ее проведению, вопреки нашему сопротивлению, основанному на знании жизненных реалий, было принято решение о ликвидации Объединения по эксплуатации и техническому обслуживанию федеральных архивов. Теперь нам предложено его оставить и понятно, почему: содержание объединения дешевле, чем обслуживание федеральных архивов на принципах аутсорсинга, т.е. коммерческими структурами. Такая финансовая политика в отношении федеральных архивных учреждений исходит из ограниченного понимания их места в государственном механизме страны. Можно приватизировать театр, можно передать в собственность субъекта федерации или в мощное муниципальное образование библиотеку, можно сделать унитарным государственным учреждением, а то и просто приватизировать какое-то иное учреждение культуры федерального уровня. Можно и вовсе ликвидировать такое учреждение. Исходя из такой логики, можно тогда и не наращивать финансирование этих намеченных к реорганизации учреждений культуры. Федеральные архивы - вещь совсем иная. Они были, есть и будут хотя бы как один из важнейших символов тысячелетней истории российской государственности, не говоря про их информационный потенциал. Государственные архивы не подлежат приватизации и потому не входят в зону макроэкономических преобразований, что подтверждено соответствующими решениями Правительства страны 2005-2006 гг., а потому все же требуют достойных финансовых вложений и в первую очередь со стороны государства.

В третьих, оказалось, что оценка работы одного сотрудника федеральных архивов, выраженная в оплате его труда государством по отношению к ценности обслуживающих им документов ничтожно мала - чуть более половины процента.

В четвертых, несмотря на недостаточные финансовые вложения в развитие инфраструктуры федеральных архивных учреждений, оценка работы одного сотрудника архивов, повторю - чуть более половины процента от стоимости обслуживающих им документов - свидетельствует о недопустимом разрыве, своеобразных "ножницах", раздвигающихся все шире и шире. Это подтверждается и ростом соотношения между балансовой стоимостью нематериальных активов федеральных архивных учреждений и заработной платой. Если сравнить, скажем, ситуацию 2006 г. с ситуацией 2000 г., то эти "ножницы" не могут не тревожить, поскольку определяют очень многое, начиная от конкретных результатов нашей работы, и кончая главной на сегодня проблемы - воспроизводства кадров историков-архивистов.

На федеральном уровне мы уже практически находимся у той критической черты, переход за которую означает прекращение воспроизводства кадров архивистов и дестабилизацию работы федеральных архивов. На протяжении двух-трех последних лет объем вакансий стремительно расширялся и ныне составляет почти треть от штатной численности федеральных архивов. Дефицит кадров при расширяющемся с каждым годом объеме работы негативно отражается на ее качестве, особенно в сфере исполнения социально-правовых запросов.

Причина этого дефицита всем давно хорошо известна - это низкий уровень заработной платы. Номинальная среднемесячная заработная плата из средств федерального бюджета в 2006 г. составила 5250 руб. Благодаря наличию вакантных должностей для реально работающих она была поднята до 6887 руб. С учетом выплат стимулирующего характера из внебюджетных источников она была увеличена до 10713 руб. Формально среднемесячная заработная плата работников федеральных архивных учреждений в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 144 %. Фактически же это произошло за счет повышения заработной платы работников, труд которых оплачивается по ЕТС, и выплат стимулирующего характера из образовавшейся экономии фонда оплаты труда. Этот фонд возник в связи с тем, что Правительство в 2006 г. не выпустило постановление о повышении оплаты труда работников федеральных архивов, хотя средства на это в бюджете Росархива имелись и были в конце года отданы работникам архивов.

Низкий уровень заработной платы не позволяет должным образом повысить ответственность работников за порученные участки работы. Архивисты перестали бояться потерять работу, некоторые из них стали грубо нарушать действующие правила. Крупная кража в РГАЛИ - наиболее показательный пример этого. Но даже и эта кража не раскрывает в полной мере всю остроту проблем, возникших в связи с социальной незащищенностью работников федеральных архивов.

Несмотря на обозначенные выше трудности, федеральные архивные учреждения продолжили в 2006 г. свою уставную деятельность.

В области предоставления информационных услуг и использования архивных документов сохранялись тенденции роста числа пользователей и объема выдачи дел.

Росархив, ГАРФ, РГИА, РГАКФД, архивные учреждения Санкт-Петербурга приняли активное участие в престижном проекте - подготовке электронной энциклопедии "Государственная Дума в России: 1906-2006 гг. Стенограммы заседаний и другие документы", 1-го тома энциклопедии "Государственная Дума Российской империи. 1906-1917 гг." и выставок, приуроченных к 100-летию Думы.

Продолжалась работа по исполнению запросов органов государственной власти и организаций по выявлению правоустанавливающих документов на недвижимость в Российской Федерации и ха рубежом. Тенденции к увеличению количества таких запросов явно обозначились в 2006 г.

Обеспечено выполнение Плана Межведомственной комиссии (МВК) по защите государственной тайны по рассекречиванию документов Правительства СССР и КПСС на 2006 г., а также рассмотрение во внеплановом порядке обращений граждан, органов государственной власти и организаций по вопросам рассекречивания архивных документов. В целом, по инициативе Росархива МВК по защите государственной тайны в 2006 г. рассекретила 2055 дел и 3414 документов и 414 комплектов документов РГАНИ, РГАСПИ, ГАРФ. В установленные сроки предоставлены в МВК перечни дел и документов, рассекречивание которых планируется в 2007 г.

Продолжилось рассекречивание документов, находящихся на депозитарном хранении. Так, по информации ФСБ России, в 2006 г. рассекречены материалы секретного делопроизводства ряда подразделений советских органов безопасности за 1932-1975 гг., нормативные документы МГБ - МВД - КГБ СССР за 1953-1954 гг., а также несколько тематических комплексов документов в общем объеме 96,421 документ на 385738 листах.

Работали и межведомственные экспертные комиссии в регионах. Так, например, МЭК по рассекречиванию документов при губернаторе г. Санкт-Петербурга рассекретила 1353 дела, хранящихся в ЦГАЛИ и ЦГАИПД г. Санкт-Петербурга, МЭК Калининградской области - 261 дело. Однако научная общественность страны справедливо считает, что темпы рассекречиванию недостаточны.

В соответствии с решением МВК по защите государственной тайны совместно с ФСБ России проведена работа по сбору информации об объемах, местах, условиях хранения и использования архивных документов ликвидированных министерств и ведомств, не имеющих правопреемников, о результатах которой МВК проинформирована.

В 2006 г. в Выставочном зале федеральных архивов организовано 7 плановых и 1 внеплановая выставки, которые посетило более 11 тыс. человек. РГАНТД разместил на своем сайте историко-документальную выставку "Космос как судьба. К столетию С.П.Королева". Эта Интернет-выставка - первый удачный опыт подобного масштаба федеральных архивов и его следует развивать.

Публикационная работа архивных учреждений осуществлялась в соответствии со Сводным планом подготовки документальных публикаций и архивных справочников на 2006-2010 гг., Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.", договорами и соглашениями с архивными службами и научными центрами зарубежных стран. По неполным данным вышло в свет 9 сборников, подготовленных с участием федеральных архивов. В специальном выпуске журнала "Исторический архив" опубликованы архивные документы, приуроченные к проведению Года России в Китае.

Продолжалась работа над серией сборников по истории оборонно-промышленного производства в СССР, сборником "Власть и Церковь на защите Отечества. 1941-1945 гг.". При содействии и участии Архива Республики Словения подготовлен сборник документов "Русско-словенские отношения в документах. XII век - 1914 г.". Проведена подготовительная работа по сборнику "Голод в СССР. 1932-1933 гг.", основные работы по которому планируется осуществить в 2007-2008 гг. при участии архивных учреждений Украины и Белоруссии.

В области подготовки справочно-информационных изданий о составе и содержании документов Архивного Фонда Российской Федерации вышли в свет путеводители по фондам РГИА (т.2), РГВИА (т.1), РГАЭ (вып.4), каталог славяно-русских рукописных книг XVI века т.2 (РГАДА), биографический справочник "Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов" (РГВИА), аннотированная опись "Отдел науки ЦК КПСС. 1953-1966 гг." (РГАНИ).

Исполнено около 40,0 тыс. запросов социально-правового характера. Вместе с тем из-за нехватки кадров в федеральных архивах около 20% всех запросов исполнялись с нарушением положенных сроков.

Для более эффективного исполнения социально-правовых запросов граждан, проживающих за границей, Росархив совместно с МИД России приступил к разработке соответствующего "Административного регламента", работу над которым планируется завершить в 1-м полугодии 2007 г. Всего же нам в 2007 г. предстоит разработать ряд административных регламентов деятельности Росархива.

Работа по организации обеспечения сохранности Архивного фонда Российской Федерации была сопряжена со значительными трудностями, обусловленными острым дефицитом площадей для хранения архивных документов. В связи с этим принимались меры по изысканию внутренних резервов для дополнительных площадей. Так, в архивном городке на ул.Б.Пироговская осуществлено переоборудование помещений общей площадью 626 кв.м., что позволило получить новые хранилища РГАЭ и ГАРФ. Практически это был наш последний резерв.

Осуществлены уникальные по масштабам и сложности работы по перемещению архивных фондов в объеме 7,2 млн.ед.хр. и имущества Российского государственного исторического архива в комплекс новых зданий в Санкт-Петербурге, а также 15 млн. карточек и шкафов наградной картотеки Администрации Президента Российской Федерации.

Успешная реализация подобных мероприятий стала возможна благодаря целенаправленным действиям по организации и руководству процессами переезда и размещения архивных фондов РГИА и наградной картотеки, ответственному отношению трудовых коллективов архивов к работам по перемещению.

В 2006 г. завершено строительство нового 22-этажного здания для еще одного федерального архива, расположенного в Санкт-Петербурге - Российского государственного архива Военно-Морского Флота. Предстоит работа по перемещению в указанное здание свыше 800,0 тыс. ед. хр. В 3-этажном подземном хранилище Российского государственного архива экономики в пос. Вороново Московской области завершены строительно-монтажные работы на двух этажах сооружения, на 80% выполнен монтаж стеллажного оборудования. Разработана рабочая проектно-сметная документация реконструкции существующего и строительства нового архивохранилища для Государственного архива Российской Федерации (г. Москва). Однако следует подчеркнуть, что ввод в строй новых зданий РГИА и РГАВМФ не привел к увеличению площадей для архивохранилищ, поскольку он сопровождался передачей старых площадей в ведение других организаций.

Продолжалась работа по внедрению в деятельность государственных и муниципальных архивов централизованного государственного учета в автоматическом режиме на базе отраслевого ПК "Архивный фонд". По состоянию на 01.01.2007 г. в ПК "Архивный фонд", "Фондовый каталог" включены сведения, содержащие описания 57,0 тыс. фондов 14 федеральных архивов, что составляет 84% от числа хранящихся в них фондов, 336,0 тыс. фондов 172 госархивов (73%), 101.) тыс. фондов 875 муниципальных архивов (49,5).

Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение с безопасностью архивов и архивных фондов остается серьезным. Наблюдается значительный физический и моральный износ технических средств защиты и контроля за безопасностью фондов, инженерных коммуникаций архивных объектов.

Росархив подготовил и направил в установленном порядке в Минкультуры России ведомственную целевую программу "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007-2009 годы)" с общим объемом финансирования 97,7 млн. рублей, в том числе 70,2 млн. рублей на модернизацию противопожарного оборудования.

Продолжалось комплектование федеральных государственных архивов. В течение 2006 г. по предварительным данным принято более 170,0 тыс. ед. хр. Многие федеральные архивы пополнились документами личного происхождения. Так РГАЛИ принял на хранение большой массив документов из личных архивов Н.М.Коржавина, К.С.Лучко, Ю.В.Катина-Ярцева, Э.М.Климова. Событием в культурной жизни страны стала передача в РГАЛИ документов из личного архива М.М.Плисецкой и Р.К.Щедрина.

В рамках программы "Архивной Россики" продолжена работы по передаче в ГАРФ библиотеки и фондов Музея русской культуры в г. Сан-Франциско (США).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.06.2006 № Пр-1107 утвержден новый, третий по счету, график передачи дел из Архива Президента Российской Федерации, который позволит федеральным архивам пополниться ценнейшими документами.

Большой проблемой остается прием и обеспечение сохранности документов по личному составу, образовавшихся в деятельности ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации. Особую остроту они приобрела после административной реформы 2004 г. Общий объем подобных дел составляет более 2 млн. ед. хр. Концентрация такого большого объема дел по личному составу в федеральных органах исполнительной власти привела к предельной загруженности ведомственных архивов и поставила под угрозу их дальнейшее комплектование профильными документами. Решить проблему мог бы Российский государственный архив документов по личному составу, создание которого постоянно откладывается в связи с нерешенностью вопроса о выделении для него помещений.

В рамках оказания методической и практической помощи продолжалась работа по согласованию инструкций по делопроизводству, положений о ЦЭК и центральных архивах федеральных органов исполнительной власти. Согласованы 21 инструкция по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти, а также 13 положений о центральных архивах и ЦЭК ведомств.

Центральной экспертно-проверочной комиссией при Росархиве рассмотрены и согласованы Перечень типовых документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, Перечень документов, образующихся в процессе деятельности ФСКН России, Примерная номенклатура дел территориального органа ФАС России, а также ряд других нормативных и методических документов по архивному делу. В этой связи хотелось бы призвать архивные и делопроизводственные службы министерств и ведомств более активно поработать над обновлением или созданием предусмотренных Законом "Об архивном деле в Российской Федерации" ведомственных нормативных актов. Помимо названных - это инструкции по делопроизводству на основе подготовленной нами в прошлом году "Типовой инструкции", перечни документов с указанием сроков их хранения.

Важно отметить, что в 2006 г. был наконец-то услышан голос архивистов об упорядочении процессов электронного документирования в органах государственной власти. Соответствующие правительственные поручения создали возможности для консолидации специалистов в этой области, в том числе из Росархива, вокруг разрешения этой проблемы. Они же в очередной раз продемонстрировали необходимость восстановления органа, ответственного за организацию управления документацией в нашей стране.

По-прежнему одной из самых острых проблем в области формирования Архивного фонда Российской Федерации является проблема комплектования документами федеральных структур, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, определение порядка их взаимоотношений с архивными органами и учреждениями субъектов Российской Федерации.

В большинстве субъектов Российской Федерации проводится определенная работа по установлению деловых контактов с федеральными органами и организациями; вновь созданные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти включаются в состав источников комплектования, заключаются соглашения о взаимоотношениях и сотрудничестве, проводится работа по отнесению образовавшихся в их деятельности документов к составу Архивного фонда Российской Федерации, ведется работа по оказанию методической помощи вновь созданным федеральным структурам в становлении архивных и делопроизводственных служб (по отдельным организациям осуществляется прием документов на постоянное хранение).

Вместе с тем, в отдельных регионах имеют место факты исключения федеральных структур из списков источников комплектования и нежелание работать с федеральными структурами. Такая позиция подрывает созданное поколениями архивистов единое информационное пространство на базе принципов комплектования Архивного фонда Российской Федерации и может нанести существенный ущерб информационным ресурсам региона.

С учетом выводов, которые были нами сделаны в ходе работы по реализации Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", мы посчитали необходимым подготовить поправки к этому закону, а также к Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) и к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Суть поправок к Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации" сводится к уточнению полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела в части комплектования, хранения, учета и использования архивных документов и архивных фондов федеральных органов и федеральных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. В прохождении этого закона мы очень надеемся на помощь Министерства культуры.

В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленный Росархивом Перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, что позволит в 2007 г. завершить работу по заключению договоров о сроках и условиях депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и их использования.

Совместно с Комитетом Государственной Думы по собственности велась и ведется до сих пор нелегкая работа по согласованию законопроекта "О внесении изменений в статью 129 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)". Поправки предполагают установить обязанность конкурсного управляющего передать на хранение документы должника.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы использования архивных документов Росархивом подготовлен совместный приказ Минкультуры России, МВД и ФСБ России "Об утверждении "Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел" (зарегистрирован Минюстом России 15 сентября 2006 г. за № 8296).

В Минкультуры России направлены дополнения в "Положение о национальном фильме", утвержденное приказом Минкультуры России от 27.09.2004 № 60. Подготовлен проект "Положения о порядке учета архивных документов при приватизации федерального, государственного и муниципального имущества".

В течение года продолжались работы над проектом "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и организациях РАН". Проект прошел согласование в Минпромэнерго России, МЧС России и МВД России и в настоящее время вновь находится на регистрации в Минюсте России.

Завершена работа по приведению учредительных документов подведомственных федеральных архивных учреждений в соответствие с действующим законодательством и Генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Минфином России согласованы уставы ВНИИДАД и ОЭТО.

Заметную роль в рассмотрении актуальных вопросов развития архивного дела играли Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве и Научно-методические совета архивных учреждений федеральных округов. В течение года состоялись очередное заседание Совета (г. Нижний Новгород, сентябрь), в работе которого приняли участие 171 человек, и 7 заседаний НМС по архивному делу федеральных округов.

В марте 2006 г. в Росархиве состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по культуре, на котором были рассмотрены актуальные вопросы развития архивного дела в России. В сентябре 2006 г. состоялись общественные слушания на тему "Современные проблемы сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации", проведенные по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. Материалы слушаний размещены на сайте Росархива и сайте Общественной палаты. По итогам слушаний их участниками приняты рекомендации, которые, будем надеяться, помогут решению стоящих перед архивистами России проблем.

Изменений в сети подведомственных Росархиву федеральных учреждений в 2006 г. не произошло. В то же время в регионах в рамках административной реформы постоянно происходят преобразования, в т.ч. связанные с ликвидацией самостоятельности органов управления архивным делом. Так, в 2006 г. Управление по делам архивов Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики преобразовано в отдел архивов. Комитет по делам архивов Пермской области - в Агентство по делам архивов Пермского края, Архивное управление Курской области перестало быть Главным.

К государственным наградам Российской Федерации представлено 14 архивистов, Почетной грамотой Росархива награждено 311 чел., объявлена благодарность руководителя Росархива 204 чел., благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации - 69 чел., 26 чел. награждены Почетной Грамотой Министерства культуры и массовых коммуникации Российской Федерации "За заслуги".

Благодаря сотрудничеству Росархива и ИАИ РГГУ федеральные архивы своевременно информируются о наборе в ИАИ РГГУ на заочное отделение по специальности "историко-архивоведение" на бюджетную (бесплатную) и договорную форы обучения, о сроках и условиях приема. В результате ежегодно несколько работников федеральных архивов становятся студентами-заочниками ИАИ РГГУ.

Отраслевые НИОКР были подчинены обеспечению наиболее актуальных направлений практической деятельности архивных учреждений.

Подготовлена к изданию "Летопись архивного дела Российской Федерации. 1990-2004 гг." и завершена работа по подготовке "Единого классификатора документной информации Архивного фонда Российской Федерации".

Продолжалась работа над 6 книгой словаря-справочника "Государственность России. Виды документации (конец XV в. - февраль 1917 г.)". Подготовлена первая редакций научного доклада "Документационное обеспечение управления в федеральных органах исполнительной власти в условиях административной реформы".

Завершена работа по подготовке проекта национального стандарта ГОСТ РИСО 15489-2006 "Информация и документация. Управление документами", окончательная редакция которого представлена на утверждение в Ростехрегулирование.

В рамках международного сотрудничества делегация Росархива приняла участие в 7-й Общей конференции "Евразики" и заседании Консультативного совета руководителей архивных служб государств - участников СНГ, состоявшейся в октябре 2006 г. в г.Ереване. Помимо этого представители Росархива приняли активное участие в 7-й Европейской конференции архивов и 39-й Международной конференции Круглого стола архивов, проходивших в мае 2006 г. в Варшаве, и, соответственно, в ноябре в г.Виллемстаде на острове Кюрасао, а также в очередных заседаниях Исполкома МСА (май 2006 г., г.Токио) и редколлегии международного журнала архивов "КОМА" (сентябрь 2006 г., г.Шанхай).

Прошли заседания ряда совместных комиссий и рабочих групп по сотрудничеству с архивистами Венгрии, Китая и Монголии.

В июне 2006 г. в г. Самаре состоялась очередная встреча директоров федеральных архивов России и центральных государственных архивов Украины.

Продолжалась работа по урегулированию проблемы перемещенных архивных документов Австрии, Германии, Польши. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2006 № 658 РГВА подготовлен к передаче Австрии 51 фонд архивных документов австрийского происхождения, перемещенных в результате второй мировой войны. Одновременно в целях совершенствования данной работы при Федеральном архивном агентстве создан Экспертный совет по перемещенным архивным документам.

Уважаемые коллеги! Вы, вероятно, заметили, что по своей тональности мой доклад состоял как бы из двух частей - минорной и в определенной степени мажорной. С этим ничего не поделаешь - такова жизнь. Но! Никакого Апокалипсиса! 2006 г. наши люди честно и профессионально отрабатывали свою заработную плату и выполняли свой гражданский долг перед Отечеством. Я хочу всем им низко поклониться и поблагодарить за работу. Особая благодарность - коллективу РГИА, совершившему, не побоюсь этих слов, в 2006 г. настоящий подвиг. Надеюсь, что пусть не материальную, то моральную оценку этому подвигу государство нам скоро продемонстрирует.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'