АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Д О К Л А Д
Руководителя Федеральной архивной службы России В.П.Козлова
на расширенном заседании коллегии Федеральной архивной службы России
"Об итогах работы архивных учреждений в 2002 году и задачах на 2003 год"

Уважаемые коллеги!

НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Каждый день последние 10-12 лет мы не просто ощущали, но испытывали в своей повседневности кардинальные изменения в нашей жизни. Их можно определять и оценивать по разному - и как динамичные, и как стихийно-неорганизованные, и как сознательно продуманные. Но вряд ли кто будет спорить с тем, что общий вектор этих изменений оставался неизменным и был связан со сменой общественно-экономического и политического устройства нашей страны.

Позволю взять на себя смелость утверждать, что архивисты, возможно, не меньше чем кто-либо испытывали в своей работе эти изменения сквозь призму судеб архивов приватизируемых, ликвидируемых, реорганизуемых, банкротящихся организаций, в процессе информационного обеспечения социальных прав граждан, в ходе приспособления к новым, подчас неожиданным, и почти многие годы остававшимся нелегкими, экономическим условиям.

Только сегодня мы можем сказать, что нам удалось решить ряд принципиальных проблем, связанных с сохранением и освоением советского архивного наследия. Решить не полностью, но масштабно, о чем я скажу чуть ниже, решить в значительной степени в авральном, чрезвычайном порядке, особенно на федеральном уровне.

Между тем, логика развития нашей страны создает новые вызовы и перед ее архивным делом. Главный из этих вызовов - грядущая административная реформа, которая, как можно понять, в отличие от предшествующих реорганизаций, будет носить системный характер. Административная реформа перед нами остро поставит две задачи.

Первая связана с обеспечением сохранения архивов ликвидируемых и реорганизуемых в ходе ее проведения организаций, причем, в том числе архивов, созданных уже в истории новой России. И в центре и на местах это неизбежно потребует дополнительных средств на расширение площадей архивохранилищ и на укрепление кадрового состава архивов. Подготовка к этому должна начинаться уже сегодня, с учетом позитивного опыта такой кампании 60-х годов прошлого столетия и негативного - в последнее десятилетие.

Вторая задача, вытекающая из приближающейся административной реформы, связана с нашим четким пониманием места, которое займет в результате ее в государственном организме страны архивная служба. Решение этой задачи может затронуть все звенья и структуры архивной службы в плане перестройки их организационных основ и функций. Многое, очень многое для нас здесь пока еще не совсем ясно, однако, фундаментальными основами в размышлениях о будущем архивной службы должно оставаться следование нескольким принципам.

Принцип первый - функциональная уникальность архивного дела, признаваемая во всем мире и требующая особой осторожности при ее модернизации в силу ее прямой и органичной связи с прошлым и в наиболее отчетливом и концентрированном виде символизирующем это прошлое как один из атрибутов государственности. Мы должны помнить, к каким тяжелым последствиям для архивного дела Казахстана привела ликвидация самостоятельности его органа управления в 1996 г. Ошибку пришлось поправлять спустя несколько лет, но свою негативную роль она успела сыграть.

Второй принцип связан с сохранением единства нормативно-методической базы архивного дела нашей страны - одного из самых блестящих достижений советского архивного строительства, достичь который многие годы пытаются развитые страны мира, взявшие на вооружение идеи интеграции и глобализации. Нельзя, опираясь на идеи федерализма, повторить ошибки германского архивного дела, где каждая земля имеет разные нормы даже в таком конституционно важном для гражданских прав вопросе как доступ к архивной информации.

Третий принцип касается органичности взаимодействия государственных и муниципальных архивов и ведомственных архивных служб. Эта органичность, худо или бедно существовавшая в советские времена и достигавшаяся высоким уровнем кадрового состава архивистов в ведомствах, соблюдением в ведомственных архивах нормативно-методических требований, вниманием руководства к нуждам архивных служб, сегодня постепенно подтачивается. Ее разрушение идет с двух сторон. Государственные и муниципальные архивы, подчас не имея свободных площадей, тормозят прием от ведомств архивных документов в нормативно установленные сроки. В свою очередь, ведомства, вынужденные экономить, экономят прежде всего на самом слабом звене - архивах. Так создаются потенциальные возможности для невосполнимых утрат нашего документального наследия и даже того, которое относится к истории уже новой России. Мы, архивисты, знаем, что даже менее образованные руководители советских ведомств однажды, томимые ностальгией по своей прошлой жизни, идут в архивы и находят многое для утоления своего желания вспомнить, а то и написать о прожитом. Нет никакого сомнения, что и сегодняшние более цивилизованные и образованные руководители рано или поздно проникнутся этим же желанием - таково неизменное свойство человеческой души.

Мы обязаны помочь в будущем реализовать это желание для всех, а потому в пакете документов, связанных с административной реформой, должен быть обязательно отдельный, касающийся судьбы архивов и налаживания эффективной работы ведомственных архивных служб.

Говорю об этом еще и потому, что архивист - это едва ли не последний боец, который должен покинуть поле боя административной реформы. А, значит, при такой реформе архивная служба страны должна остаться последней, которой может быть уготована какая-либо модернизация - в таком здравом подходе содержится определенная гарантия сохранения новейшего информационного ресурса страны.

Исходя из этих принципов, а также руководствуясь иными прагматическими соображениями, Росархив и организовывал свою работу в ушедшем, 2002 г.

В области государственного регулирования архивного дела следует прежде всего остановиться на правоустанавливающей деятельности Росархива. Подготовлен и прошел все стадии согласования проект федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации". Законопроект разработан с учетом положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, содержащихся во внесенных Президентом Российской Федерации в Государственную Думу законопроектах "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых содержатся формулировки, направленные на сохранение и развитие архивных служб регионального и муниципального уровня. Решая на новом уровне ключевые проблемы архивного дела, в т.ч. разграничения права собственности на документы Архивного фонда Российской Федерации, установления порядка передачи этого права, взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления в области архивного дела, порядка делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в архивной сфере, законопроекты обеспечивают совершенствование правовой базы архивного дела. Важные для совершенствования функционирования архивного дела законодательные акты были приняты в Ярославской, Липецкой, Тюменской, Нижегородской, Челябинской, Воронежской, Ивановской, Сахалинской, Тамбовской областях, республиках Коми, Татарстан, Мордовия, Хабаровском крае.

Продолжалась работа архивных учреждений по контролю за соблюдением архивного законодательства, что нашло отражение в создании архивных инспекций в некоторых субъектах Российской Федерации. Наиболее активно они действуют в Томской и Саратовской обл., г.Москве. В целях выполнения функции контроля за соблюдением архивного законодательства организована реализация положений вступившего в силу с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, впервые установившего административную ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Издан и зарегистрирован в установленном порядке в Минюсте России соответствующий приказ Росархива. В ходе этой работы рядом органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации осуществлены организационные мероприятия, предусмотренные данным приказом, начата работа по выявлению организаций - нарушителей правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Особое внимание, как свидетельствует информация архивных органов, уделяется превентивным мерам (составление предписаний, предупреждений). В случаях, когда организации не устраняют выявленные нарушения, к ним применяются меры, предусмотренные названным кодексом - составляются протоколы и направляются на рассмотрение мировых судей. Так, в Алтайском крае за 2002 г. архивным органом было выписано 11 справок-предписаний по устранению нарушений архивного законодательства, которые, в основном, касались соблюдения сроков упорядочения документов и розыска отсутствующих дел. Нужно, однако, отметить, что случаи составления протоколов носят пока единичный характер.

Прошедший и текущий годы закрепили тенденцию предшествующих лет на абсолютный и стабильный рост финансирования федеральных архивных учреждений, что подтверждает таблица 1. Федеральный бюджет 2003 г. почти в 6 раз превышает бюджет 2000 г., причем, в пропорциональном отношении выглядит неплохо соотношение объемов всех трех источников финансирования: текущего, программного и внебюджетного. Важно подчеркнуть и то, что более высокие темпы роста программного финансирования связаны с капитальным строительством. В этом году его объемы превысили соответствующий показатель рубежа 70-х-80-х годов. В этом году только на федеральном уровне мы одновременно ведем строительство трех объектов и приступаем к проектированию и строительству четвертого - нового здания РГИА, а со следующего года - здания для нового федерального архива документов по личному составу.

Таблица 2 дает представление о структуре расходов остальной части средств, выделенных в рамках программных мероприятий в 2001-2003 гг. Как видите, все эти годы их подавляющая часть связана с обеспечением сохранности архивных документов - с помощью этих средств мы лечили оказавшимися наиболее чувствительными раны, именно в этом направлении нашей деятельности. Однако две другие объемные группы расходов - информатизация и использование - говорят уже о том, что программные мероприятия "заработали" по своему прямому назначению - не на лечение ран, а на развитие.

Имеющиеся в Росархиве выборочные данные говорят о том, что тенденция роста объемов финансирования закрепилась как в конкретных субъектах Федерации, так и по России в целом. Это наиболее отчетливо видно по показателям среднемесячной заработной платы в субъектах Федерации, поскольку финансирование по другим статьям расходов менее сопоставимо в связи с разными масштабами деятельности архивных служб. У нас имеются данные о среднемесячной заработной плате по 43 субъектам Федерации. По техническим причинам мы не могли поместить все их в таблицу 3. Однако 50% выборка свидетельствует, что в большинстве субъектов прослеживается ежегодный рост заработной платы. Там же, где этого в 2002 г. не произошло, в ряде случаев говорит о том, что здесь существенный прорыв на уровень среднего по стране был сделан в предшествующие годы. Вместе с тем, выборка показывает наличие очень значительного разрыва не только в объемах роста среднемесячной заработной платы в 2001-2002 гг., но и разрыва в самой заработной плате между субъектами Федерации. Кажется, это соответствует концепции реформирования оплаты бюджетной сферы на основе отраслевых систем, но разрыв в 4-5 раз между субъектами Федерации вряд ли вызывает энтузиазм. Особенно тревожно ситуация с заработной платой выглядит в ряде регионов центральной России.

На общероссийском фоне среднемесячная заработная плата работников федеральных архивов выглядит выше среднестатистической. Дважды, в 2002 и в 2003 годах она увеличивалась, открывая позитивные возможности для аналогичных действий в субъектах Федерации.

Завершая тему финансирования, следует отметить, что четко просматривающаяся тенденция его устойчивого роста сегодня отражает все же в большей степени лишь поддержание жизнедеятельности архивов страны на минимально необходимом и далеком от достаточности уровне.

Уже показатели комплектования государственных и муниципальных архивов, представленные в таблице 4, свидетельствуют, с проблемой какого масштаба мы столкнулись и которую предстоит нам решить в ближайшие годы. На первый взгляд, в 1998-2002 гг. наблюдалось стабильное, без обвалов, комплектование архивов основной категорией документов вечного хранения - управленческой документацией. Таблица 5, кажется, также свидетельствует о том же в отношении аудиовизуальной документации. Но наглядность в данном случае является ложно ориентированной.

Во-первых, таблица 6 и таблица 7 обозначают отчетливую тенденцию роста приема на вечное хранение научно-технической документации. Мы сами инициировали этот процесс через соответствующие поручения и распоряжения Правительства, прекрасно зная, что в противном случае страна может просто лишиться источниковой базы по истории ее научно-технической мысли.

Во-вторых, таблица 8 свидетельствует о внешне незаметном росте утверждения описей дел управленческой документации, подлежащей вечному хранению. Плавная кривая этого роста обманчива, особенно для комплектующихся федеральных архивов. Через два года истекают сроки ведомственного хранения документов федеральных учреждений уже новой России, которые должны поступить в федеральные архивы, а сроки ведомственного хранения в субъектах Федерации в отношении отдельных категорий документации уже истекли. Приближение административной реформы, как показывает опыт двух последних столетий, всегда сопровождается массовым освобождением от архивов. К этому следует добавить находящиеся в ведомственных архивах миллион дел вечного хранения советского периода. Куда все это деть?

Нам следует сегодня вспомнить мудрость Екатерины II и Н.С.Хрущева, концепции административных реформ которых не забывали и судьбы архивов ликвидируемых и реорганизуемых государственных учреждений. При них предусмотрительно строились или приспосабливались архивохранилища.

Какая ситуация складывается у нас с этим делом сегодня? Таблица 9 свидетельствует о некотором росте ввода в эксплуатацию площадей федеральных архивных учреждений - за три последних года - на 2700 кв.м. Это мизер, если мы вспомним, что за эти же годы объем поступлений в федеральные архивы составил 879 тыс. дел.

Таблица 10 показывает динамику роста площадей государственных архивов субъектов Федерации. На первый взгляд, она более позитивная - с 1998 по 2002 годы шел постоянный, хотя и не равномерный рост площадей. Однако, если взять среднюю цифру, то получается, что за пять лет каждый субъект Федерации увеличил площади архивохранилищ чуть более чем на 900 кв.м, приняв при этом на хранение 6,6 млн.дел.

Некоторый оптимизм рождает таблица 11, показывающая неуклонный рост инвестиций на строительство новых зданий архивов. Действительно, в случае, если темпы капитальных вложений сохранятся, мы будем иметь основания говорить о существенном продвижении в разрешении проблемы площадей архивохранилищ. Однако, следует иметь в виду, что на федеральном уровне это не только кардинально, но и сколько-нибудь существенно проблему не решает, ибо масштабный ввод новых площадей произойдет в ближайшие годы за счет изъятия ныне существующих площадей для некомплектующихся архивов - РГАВМФ и РГИА. Если же говорить об архивах субъектов Федерации, то и здесь следует иметь в виду, что рост их площадей, зафиксированный в таблице 10, является точечным, а не повсеместным или хотя бы по большинству субъектов Федерации.

Иначе говоря, ситуация складывается таким образом, что приблизительно к 2007 г., на который придется пик приема документов на вечное хранение, ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Федерации мы окажемся не готовыми к такому приему. И это сегодня - главная болевая точка архивного строительства.

В отличие от проблем, связанных с комплектованием, где ситуацию сегодня можно определить как грозно-тревожную, положение с обеспечением сохранности документов, уже переданных на вечное хранение в государственные и муниципальные архивы, следует охарактеризовать как противоречиво-неустойчивую.

С одной стороны, за три последних года осуществлен очень масштабный комплекс работ по обеспечению безопасности архивных фондов, которые можно определить в сопоставлении с ситуацией 1991-1999 г. как беспрецедентно позитивными. Это и возобновление реставрационных работ, создания страхового фонда, начало возрождения Лаборатории реставрации и микрофильмирования документов федеральных архивов. Это и успешное строительство Лаборатории реставрации и микрофильмирования документов московских архивов, обещающей стать самым современным по своему техническому оснащению в стране уже через пару лет. Обо всем этом подробно сказано в официальном отчете Росархива, находящемся в ваших руках. Например, посмотрите, какой красавец-архив получили рязанские архивисты (табл.12), с радостью покинувшие церковные здания Рязанского Кремля, каким украшением Санкт-Петербурга станут к его юбилею здания РГИА (табл.13) и РГАВМФ (табл.14) или что из себя представляет оснащенный современным оборудованием один из контрольно-реставрационных цехов ЦХСФ (табл.15).

С другой стороны, по себе знаю, с какой тревогой приходится каждое утро отслеживать сообщения СМИ. Понятно, когда стихия грозно угрожает исторической памяти. Здесь героизм архивистов, спасающих документы, как это случилось в прошлом году во время наводнения в Краснодарском крае (табл.16, 17) всего через несколько дней после того как мы успешно провели там всероссийскую конференцию о работе муниципальных архивов "И моя деревня должна принадлежать истории", оправдан и не подлежит комментариям. Но что за стихия бушует многие годы над разрушающимся зданием государственного архива Смоленской области (табл.18) или сползающим в реку зданием государственного архива Калужской области (табл.19)? Эта стихия называется небрежением национальной исторической памятью, и объясняется далеко не всегда только бедностью или какими-то иными высшими духовными соображениями.

В сфере использования архивных документов в 2002 г. кардинальных изменений не произошло - ее основные показатели оставались стабильно высокими как и на протяжении всего последнего десятилетия.

Но все же некоторые тенденции, обозначившиеся в последние годы, мне бы хотелось продемонстрировать присутствующим.

Элитарная часть сферы использования - подготовка сборников архивных документов, выставок, обеспечение работы пользователей в читальных залах, исполнение тематических запросов в 2002 г., как и все последнее десятилетие, должна радовать нас и наше общество. Кажется, нам удается на протяжении нескольких последних лет не допускать делать нашу историю полигоном политологии, но нивой познания, либо инструментом политики, обеспечивающей государственные интересы России.

Таблица 20 свидетельствует об устойчивом росте тематических запросов в государственные архивы России и их исполнении. За этим скрываются очень серьезные вопросы, начиная от разрешения проблем собственности и кончая подтверждением тех или иных юбилейных и памятных дат. Стабильно высоким, как свидетельствует таблица 21, остается и количество посетителей читальных залов государственных архивов, а также динамика выставочной деятельности (табл.22). Табл.22а дает представление об очень высоком уровне профессионализма деятельности Выставочного зала федеральных архивов, для которого подготовка каталогов выставок стала правилом. Однако таблица 23 отразила неблагоприятную тенденцию снижения количества изданных в 2002 г. сборников архивных документов. Это объясняется двумя весьма знаковыми негативными явлениями.

Во-первых, в 2001-2002 гг. по формальной рекомендации Счетной палаты РГНФ был вынужден прекратить или существенно сократить финансирование любых книг, подготовленных в рамках выделяемых им грантов. Во-вторых, снижение количества документальных публикаций отразило процесс "замораживания" рассекречивания архивных документов, изменить который Росархиву никак не удается. Я всегда с некоторым даже страхом читаю очередные тома документальной публикации "Атомный проект СССР", осознавая, что архивисты никогда бы не подпустили пользователей к 90% помещенных в ней документам ввиду их высокой степени секретности. Тем не менее, МВК по защите государственной тайны сочло возможным осуществить их оперативное и масштабное рассекречивание. На этом фонде выглядит странным хотя бы то обстоятельство, что до сих пор, например, не рассекречены основополагающие документы по бесспорно трагической странице нашей истории - раскулачиванию и коллективизации. Проблема рассекречивания таких и подобных документальных комплексов сегодня стала не только проблемой историко-познавательной, но и политической, давая совершенно не нужный повод для обвинений нашей страны в свертывании демократических процессов.

Тем не менее, в 2002 г. нам все же удалось выпустить ряд важных документальных публикаций. Некоторые из них вы можете увидеть в таблице 24. Не лишним здесь будет упомянуть о том, что в 2002 г. одно из серийных изданий госархивов - более чем 30-томная документальная публикация "Небольшевистские партии России" выдвинута на Государственную премию России и успешно прошла все стадии соответствующей экспертизы.

Таблица 25 отразила неуклонный за последние три года рост социально-правовых запросов граждан в архивы страны. При этом, если на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации этот рост стал незначительным, то на муниципальном уровне он оказался впечатляющим. Эта же таблица свидетельствует, что именно муниципальные архивы остаются основным звеном в информационной поддержке социальной защищенности граждан нашей страны.

Таблица 26 свидетельствует о том, что в 2002 г. почти 1,5 млн. человек благодаря архивам смогли улучшить свое материальное положение, причем, в первую очередь за счет муниципальных архивов. Это еще раз подчеркивает их важную роль в архивном хозяйстве страны и должно быть не упущено при грядущей административной реформе, разумеется, прежде всего, с помощью нашей подсказки.

Использование архивных документов немыслимо без качественного научно-справочного и учетного аппарата. Таблица 27 демонстрирует некоторые справочники по составу и содержанию документов ряда архивов, увидевшие свет в 2002 г. В отчетном же году завершено издание 14-томной серии "Архивы России", включившей путеводители по бывшим региональным архивам КПСС. Об этой серии, фотографию которой вы видите в таблице 28, являющейся классической по канонам отечественного архивоведения, обязательно скажет свое восторженное слово российская общественность.

Присутствующие понимают, что сегодня архивное дело не может адекватно реагировать на запросы времени без современных архивных технологий. Таблица 29 дает представление о компьютерном парке архивной службы страны (без ведомственных архивов). В течение двух-трех последних лет он претерпел кардинальные количественные и качественные изменения и насчитывает почти 4 тысячи единиц. Позволю взять на себя смелость утверждать, что с учетом современных экономических реалий и актуальных задач информатизации архивного дела этого на данный момент достаточно, исключая муниципальное звено архивов, где количество компьютеров должно быть доведено хотя бы до 3-4 тысяч в сравнении с сегодняшней тысячью.

Как вы знаете, СССР был единственной страной в мире, сумевшей наладить централизованный государственный учет документов вечного хранения на уровне фонда. Россия первая на постсоветском пространстве приступила к переводу карточного ЦФК в электронный формат (табл.30). Таблица 31 дает представление о масштабах внедрения третьей версии ПК "Архивный фонд" по стране, а таблица 32 - об объеме информационного ресурса, сосредоточенного здесь, в Москве, о составе и содержании архивных фондов государственных и муниципальных архивов. Ничего подобного по масштабам и объемам учетно-справочного архивного информационного ресурса в мире нет. Таблица 33 показывает темпы ведения ЦФК в электронном виде. Прямо скажем, нас они не устраивают, даже на федеральном уровне. Поэтому еще раз хочу напомнить, что любое поощрение руководителей архивных служб, архивов государственными или ведомственными наградами будет всегда и обязательно связано с тем, как тот или иной руководитель обеспечивает автоматизированный государственный учет документов Архивного фонда страны, равно как и ведение ПК "Фондовый каталог", где, по показаниям таблицы 34, у нас дела обстоят далеко не блестяще.

В отчетном году оставались стабильными наши международные связи, устойчиво отражая тенденцию к их расширению. Число соглашений, подписанных Росархивом с архивными службами зарубежных государств, достигло 40. В прошлом году такие соглашения были заключены с Румынией и КНДР, в этом году прорабатываются аналогичные документы с архивными службами Ирана, Турции и Узбекистана. В 2002 г. Росархив посетили 50 официальных делегаций зарубежных стран - историков, архивистов, представителей дипломатических миссий. Проблематика переговоров с ними существенно не изменилась. Это проекты освоения архивов России, перемещенные архивы, копирование или обмен копиями архивных документов. Кажется, общественность и архивные службы таких стран как Бельгия, Голландия, Германия, Польша, Япония, Монголия, Украина, Белоруссия, а также члены МСА в прошлом году могли не раз убедиться в нашей высокой степени ответственности за взятые международные обязательства, в наших способностях к реальным делам, когда отстаивая национальные интересы России, мы демонстрируем миру здоровую и прагматичную открытость российских архивов на основе общепринятых международных норм. Показателем укрепления авторитета архивной службы России на международной арене мы вправе считать тот факт, что впервые за более чем 20 последних лет именно в России, в Санкт-Петербурге в июне этого года состоится заседание Исполнительного комитета МСА - Главного организационно-интеллектуального центра мирового архивного сообщества, одним из членов которого впервые в новейшей истории является представитель России.

Как свидетельствует таблица 35, в 2002 г. нам не удалось переломить тревожную тенденцию в состоянии кадров архивных учреждений, особенно на федеральном уровне. Причины этого хорошо известны и их устранение, между прочим, будет напрямую связано и с экономической ситуацией в стране, и с административной реформой.

Таблица 36 и таблица 37 показывают оценку работы архивистов в виде государственных и ведомственных наград. Если исключить точку отсчета - 1998 год, когда мы праздновали 80-летний юбилей создания архивной службы страны, то можно сказать, что все эти годы поощрения работников архивов оставались стабильными, сбалансированными и в количественном измерении очень высокими в пропорции к штатной численности архивистов. Как говорится, грех жаловаться, когда видишь, что на приблизительно 24 тысячи работников архивов страны за последние 5 лет пришлось 138 государственных наград (каждый двухсотый архивист) и 2595 ведомственных наград (каждый десятый).

В системе морального поощрения мы не можем не учитывать пожелания архивной общественности иметь свой профессиональный праздник. Как вам известно, на государственном уровне процесс введения профессиональных дней остановлен уже в течение нескольких лет. Это, однако, не препятствует принятию ведомственного акта, вводящего День архивиста - 10 марта. Поэтому есть предложение сделать это сегодняшним решением нашего расширенного заседания коллегии.

Уважаемые коллеги! И в отчете за прошлый год, и в докладе трудно очертить весь круг профессиональных и других проблем, которые пришлось нам решать или которые, несмотря на все наши усилия, остались нерешенными. Это и судьба архивов организаций-банкротов, и комплектование обязательным экземпляром аудиовизуальной продукции, и создание федерального архива документов по личному составу, и еще десятки других. Дополнительную информацию о наших делах можно получить на сайте Росархива, который в 2002 г. начал полнокровное функционирование и приобрел широкую известность (табл. 38). В решении многих этих проблем Росархив встречал понимание и поддержку со стороны нашего куратора в Правительстве - В.И.Матвиенко - и квалифицированную помощь соответствующих департаментов. В общении с ними мы не чувствовали себя ни ненужными, ни излишне назойливыми, за что разрешите их поблагодарить в вашем присутствии.

Не меньшая наша благодарность и всем архивистам России, которые, воспрянув в последние несколько лет, самоотверженно выполняют свой профессиональный долг, видя в этом более широкое предназначение, цель которого, говоря словами Карамзина, одна: да цветет Россия долго долго, да слава России будет славою человечества.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'