АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Д О К Л А Д
Руководителя Федеральной архивной службы России В.П.Козлова
на расширенном заседании коллегии Федеральной архивной службы России
"Об итогах работы архивных учреждений в 2003 году и задачах на 2004 год"

Уважаемые коллеги!

НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Каждый год подводя итоги и строя планы на будущее, на расширенных заседаниях коллегий, мы пытаемся придать им новые форматы, чтобы было не только интересно слушать, но и лучше понимать происходящее.

Вот и на этот раз попробуем внести элементы новизны в наше заседание. Сводные данные о выполнении основных направлений развития архивного дела в Российской Федерации находятся у Вас на руках и Вы легко можете представить, что нам удалось и не удалось сделать в ушедшем году. В прениях по моему докладу предложено выступить председателям всех наших научно-методических советов федеральных округов с их видением состояния архивного дела в каждом из них. Два этих обстоятельства, таким образом, избавляют меня от необходимости останавливаться на конкретных наших делах как на уровне всей Федерации, так и на уровне ее регионов, давая возможность уделить больше внимания концептуальным вопросам стратегии развития архивного дела в нашей стране, хотя бы на ближайшее время, не впадая в фантазии, и учитывая реалии сегодняшнего времени, просматриваемые на фоне векторов общего движения страны в ближайшие годы.

Ушедший год едва ли не по всем параметрам состояния в нем архивного дела подтвердил все то, о чем мы говорили три-четыре последних года, а именно обозначившиеся и закрепившиеся тенденции как позитивных, так и негативных явлений. Таблица №1 показывает медленный, но неуклонный рост финансирования федеральных архивов, прежде всего за счет бюджетных средств. Таблица №2 свидетельствует об очень высокой динамике роста объемов документов вечного хранения в государственных и муниципальных архивах. Таблица №3 подтверждает это на примере управленческой документации и особенно - документации по личному составу. Таблица №4 подтверждает то же самое в отношении поступления научно-технической документации. Рваные, хаотические столбики таблицы №5 говорят о том, что прием аудиовизуальной документации нам по-прежнему не удается упорядочить по всем известным причинам, связанным, прежде всего с тем, что закон об обязательном экземпляре документа еще не работает в должной мере.

Тем не менее, в целом пополнение государственных и муниципальных архивов документами вечного хранения идет очень быстрыми темпами, создавая одну из самых острых проблем современного архивного дела страны - становящуюся катастрофической нехватку помещений, архивохранилищ. Таблица №6, несмотря на ее внешний оптимизм, показывает, что на федеральном уровне за четыре последних года введено в строй всего лишь 3 тыс. кв.м., из которых не больше 1 тыс. кв.м. и есть те самые собственно архивохранилища, потребность в которых сегодня остра как никогда. Таблица №7 также не внушает оптимизма в отношении обеспеченности площадями государственных архивов субъектов Федерации. В силу указанного обстоятельства государственные и муниципальные архивы вынуждены сдерживать прием документов вечного хранения. В результате на ведомственном хранении увеличивается объем документов, сроки ведомственного хранения которых истекли. По состоянию на 2004 г. этот объем равен почти 5 млн. дел, а к 2010 г. по прогнозным оценкам он составит не менее 14 млн. дел, даже если электронное документирование к этому времени можно будет считать уже состоявшимся фактом.

Из таблицы №8 видно, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста социально-правовых запросов. При этом если на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации количество таких запросов остается более или менее стабильным, то основной рост приходится на муниципальные архивы, подчеркивая их важную роль сегодня в социальной защите граждан.

Таблица №9 свидетельствует о том, что в 2003 г. сохранились основные тенденции в динамике количества пользователей в читальных залах архивов. На фоне того, что их количество на муниципальном и федеральном уровнях стабилизировалось, приятно видеть рост пользователей на уровне архивов субъектов Федерации.

Прошедший год подтвердил неблагоприятную тенденцию снижения количества документальных публикаций на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, о чем свидетельствует таблица №10. Между тем, потенциал федеральных архивов по подготовке документальных публикаций очень значителен. Об этом свидетельствует тот факт, что впервые в истории архивного дела в нашей стране 30-томное межархивное издание документального наследия политических партий России (таблица №11) именно в 2003 г. было отмечено Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники.

Таблица №12 показывает сохранившуюся в 2003 г. тенденцию роста объемов централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации в базе данных "Архивный фонд" по государственным и муниципальным архивам. Это объясняется не только тем, что централизованному государственному учету стали уделять больше внимания, но и тем, что в последние три года, как свидетельствует таблица №13, компьютерный парк архивов страны резко увеличился и ныне составляет около 4,5 тыс. единиц.

Прошедший год не изменил общие неблагоприятные тенденции в кадровом обеспечении отрасли, особенно на федеральном уровне. Таблица №14 показывает высокий процент работников архивов старше 50 лет, а таблица №15 - невысокий процент работников cо специальным историко-архивным образованием.

Кадровая проблема отрасли для нас сегодня вторая по значимости после проблемы площадей. Одна из ее причин очевидна - это низкая заработная плата. На федеральном уровне она составляет около 5,8 тыс., в среднем по субъектам Федерации около 5-ти тыс.руб. По существу в архивном деле страны уже сложилась отраслевая система оплаты труда, но признать ее достаточной вряд ли возможно. Однако есть и иные причины сегодняшней кадровой проблемы. Одна из них - это отсутствие обязательного распределения для студентов вузов, обучающихся за государственный счет.

Таковы некоторые из итогов ушедшего года.

Но сегодня нам важно хотя бы в самых общих и приблизительных чертах представить для себя каковы должны быть цели, задачи, принципы наших действий на ближайшую перспективу и механизмы их реализации. На этом мне и хотелось бы остановиться более подробно.

Развитие архивного дела в России в ближайшие годы будет характеризоваться сочетанием различных факторов и тенденций, связанных с одной стороны, с укреплением российского государства и его финансово-экономических возможностей, с другой - с развитием в стране гражданского общества со свободными информационными потоками.

Поскольку документы Архивного фонда Российской Федерации являются важным элементом российской государственности и глобальным информационным ресурсом, государство должно сохранить преимущественно патерналистское отношение к архивному делу, реализуя это отношение через совокупность правовых, организационных, финансовых и иных мер поддержки и развития архивов.

При этом за федеральным центром должны сохраниться функции установления единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и контроль за их соблюдением, а также управления федеральными архивными учреждениями. Учитывая сложившееся разграничение полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, сеть государственных и муниципальных архивов в ближайшее время вряд ли претерпит существенные изменения. В силу субъективных причин на региональном и муниципальном уровнях будет сохраняться тенденция к созданию архивов по личному составу и архивов документов на специальных носителях. Однако, из-за их небольших штатов, это не приведет к заметному росту числа работников архивов. В рамках намечаемой реструктуризации бюджетного сектора архивы по своему статусу должны остаться государственными учреждениями без преобразования их в специализированные некоммерческие организации.

С учетом того, что хранилища многих архивов уже загружены или приближаются к предельной загруженности, должно активизироваться строительство и реконструкция зданий архивов, укрепление их материально-технической базы.

В области капитального строительства и развития материально-технической базы архивов предстоит:

  1. построить новые здания для Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) (табл. №16, №17, №18, №19), Российского государственного архива военно-морского флота (г. Санкт-Петербург) (табл. №20), Российского государственного архива научно-технической документации (г. Москва), Российского государственного архива экономики (п. Вороново Московской обл.);

  2. начать работы по строительству нового архивохранилища для Государственного архива Российской Федерации (г. Москва);

  3. реконструировать здания Российского государственного военно-исторического архива Российской Федерации (г. Москва) и Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (г. Владивосток);

  4. завершить капитальный ремонт или переоснащение федеральных архивов современными системами теплоснабжения, электрооборудования, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения и кондиционирования;

  5. восстановить отраслевые федеральные лаборатории микрофильмирования и реставрации архивных документов в гг. Москве и Санкт-Петербурге как самостоятельные организации в инфраструктуре архивной отрасли, завершив их техническое переоснащение;

  6. разработать и реализовать единую техническую политику в отрасли, включая подготовку основных требований и типовых рекомендаций по техническому переоснащению лабораторий архивных учреждений на основе передовых технологий;

на уровне субъектов Российской Федерации необходимо по крайней мере:

  1. ввести в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции здания государственных архивов Республик Марий Эл (табл. №21) и Удмуртская (табл. №22), Вологодской в г. Череповце Иркутской, Калужской, Новгородской, Пермской, Псковской в г. Великие Луки, Саратовской, Томской, Тульской областей, г. Москвы (табл. №№23, 24);

  2. начать строительство зданий государственных архивов Республики Карелия, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Ингушетия, Красноярского края, Смоленской области;

  3. продолжить капитальный ремонт и модернизацию основных систем жизнеобеспечения и охраны архивов;

В области обеспечения сохранности и учета предстоит:

  1. сосредоточить усилия не на увеличении объемов реставоации, а на повышении качества и сложности реставрационных работ, что дало бы возможность подвергнуть реставрации наиболее ценные и потенциально менее долговечные документы;

  2. увеличить сегодняшние объемы работ по микрофильмированию не менее чем в 3,5 раз с тем, чтобы к 2010 г. хотя бы восстановить общероссийский уровень производства микроформ 1995 г. - 15,0 млн. кадров, 100,2 тыс. дел. Это позволит к 2011 г. изготовить страховые копии и копии фонда пользования на более чем 370,0 тыс. дел и увеличит процент скопированных документов (по состоянию на 01.01.2001) до 2,5% от общего объема и 25% от числа особо ценных дел. Дальнейшее развитие должно получить создание оцифрованных копий архивных документов, которые вместе с фондом пользования на пленочных носителях постепенно будут становиться основным объектом выдачи пользователям взамен подлинников;

  3. пересмотреть и уточнить ведомственные нормативные документы, регламентирующие создание, хранение и учет страхового фонда в рамках стандартизации работ по созданию Единого российского страхового фонда документации;

  4. провести ревизию созданного и хранимого в архивах субъектов Российской Федерации страхового фонда, оптимизировать его состав;

  5. осуществить оптимизацию состава дел, отнесенных к категории особо ценных, оценку их физического состояния на основе современных методик;

  6. создать автоматизированную систему государственного централизованного учета документов Архивного фонда Российской Федерации по принципу единой информационной сети, обеспечивающую сохранение и развитие единого общегосударственного информационного архивного пространства;

  7. сформировать Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и соответствующие региональные реестры.

В области комплектования архивов предстоит:

  1. кардинально изменить негативные тенденции в организации деятельности ведомственных архивных служб, все более и более приходящих в упадок по всем параметрам оценки их состояния;

  2. проработать вопрос об организации хранения документов современных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

  3. оптимизировать состав источников комплектования государственных и муниципальных архивов с учетом совершенствования базовых критериев отнесения организаций к источникам комплектования, а для организаций, создающих научно-техническую документацию, с учетом сочетания принципов территориального и экстерриториального комплектования;

  4. оптимизировать состав документов, отбираемых на постоянное хранение путем совершенствования критериев отбора. Для научно-технической документации акцент будет сделан на отбор уникальной и особо ценной документации, подтверждающей приоритеты и достижения российской науки и техники (процесс комплектования этим видом документации должен сопровождаться расширением отраслевого охвата, с выравниванием видовых, хронологических и предметно-тематических дисбалансов в составе конкретных фондов);

  5. разработать и утвердить перечни документов с указанием сроков их хранения по всем основным отраслевым системам управления;

  6. обеспечить прием на постоянное хранение документов, образовавшихся в деятельности организаций - источников комплектования периода СССР и РСФСР, хранящихся в настоящее время в ряде федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им органов и организаций, а также в негосударственных структурах;

  7. завершить упорядочение архивных документов ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации (по 2005 г. включительно);

  8. создать федеральный архив по личному составу;

  9. активизировать работу по выявлению документов российского происхождения в разное время оказавшихся за пределами России, а также документов российской эмиграции.

В ближайшие годы следует ожидать возрастания потребностей юридических и физических лиц в архивной информации. В первую очередь это относится к обращениям граждан по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением и подтверждением фактов, необходимых для получения компенсаций и льгот, а также с установлением биографических и генеалогических сведений. Продолжится активное использование документов архивов через читальные залы и в других традиционных формах.

В условиях глобализации мировых информационных потоков и опережающего развития средств электронных коммуникаций пользователи архивной информации будут все более отдавать предпочтение электронным технологиям. Глобальные информационные сети позволят расширить доступ к открытым документам государственных и муниципальных архивов. Это неизбежно поставит вопрос об адаптации архивов к новым навыкам и потребностям.

Учитывая тенденцию расширения электронных систем связи между государственными и общественными организациями и населением, а также перспективу наделения отдельных групп электронных документов юридическим статусом, потребуется разработка соответствующей нормативной и методической базы и специальных технологий для хранения и использования подобной документации.

В более отдаленной перспективе в рамках сохранения национального цифрового наследия можно ожидать постепенного осознания интернет-сообществом, общественными и, возможно, государственными организациями потребности в создании особого хранилища для значимой информации российского национального домена Интернета, особенно той ее части, которая не имеет бумажных эквивалентов. Безусловно, понадобиться создавать специальные архивные серверы, занятые исключительно консервацией ретроспективной электронной информации и предоставлением доступа к ней.

В области использования архивных документов и научно-справочного аппарата к ним предстоит:

  1. улучшить состав и качество научно-справочного аппарата к архивным документам, завершить в основном усовершенствование описей, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов, не имеющих справочников типа путеводителя (прежде всего бывших партийных архивов);

  2. создать электронные аналоги наиболее важной и используемой части научно-справочного аппарата (каталоги, указатели, описи к главным фондам и др.), предоставив их пользователям в читальных залах архивов и на архивных сайтах, внедрить новые стандартизированные по отрасли формы описания архивных документов;

  3. разработать специализированное программное обеспечение, которое позволит автоматизировать заказ архивных дел, учет их движения, фиксировать их местонахождение в любой момент времени (хранилище, читальный зал, лаборатория реставрации и т.д.);

  4. организовать предоставление научно-справочного аппарата к архивным документам в режиме удаленного доступа с использованием современных средств телекоммуникаций;

  5. представить в Интернет отдельные массивы оцифрованных копий актуальных архивных документов, доступ к которым будет организован на платной основе;

  6. в целях полного и эффективного удовлетворения запросов создать базы данных, в том числе по г. Москве, о местах архивного хранения документов по личному составу, которые будут размещены во всех государственных архивах и на архивных сайтах;

  7. сократить не менее чем на неделю сроки исполнения запросов пользователей, в том числе социально-правового характера, генеалогических, имущественных и иных тематических запросов;

  8. расширить публикацию в традиционной форме сборников документов по актуальным вопросам истории России, а также организацию выставок архивных документов в России и за рубежом.

В целом, в прогнозируемый период архивам придется сочетать дорогостоящее решение традиционных задач (развитие новой и поддержание в должном порядке старой материально-технической базы, прием на хранение документов в условиях нехватки площадей, реставрация и страховое копирование архивных документов и т.д.) с не менее затратным развитием электронной архивной инфраструктуры, созданием работающих моделей новых технологий и соответствующей переподготовкой кадров.

Каковы должны быть механизмы реализации поставленных задач?

Первое. Правовое и научно-методическое обеспечение.

Приведение правовой и научно-методической базы архивного дела в соответствие с требованиями современного гражданского общества потребует переработать все виды правил работы государственных и муниципальных архивов и архивов организаций, а также разработать состыкованное с законодательством об архивном деле новое законодательство о документообороте, в том числе электронном. Потребуется также разработка соответствующих национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления.

Особое внимание в условиях глобализации следует уделить принципам коммерческого использования информационных ресурсов, создаваемых архивами в ходе сотрудничества с разнообразными пользователями; вопросам собственности на эти ресурсы; регламентам публичного доступа к информации, предназначенной для использования в государственных информационных сетях.

Второе. Финансовые ресурсы.

Основными источниками финансирования архивных учреждений останутся бюджеты всех уровней и внебюджетные (в случае сохранения права архивов на распоряжение ими) средства, получаемые архивами от оказания платных работ и услуг, а также договорной деятельности.

Государственные и муниципальные архивы как и в цивилизованных странах, останутся по форме хозяйствования бюджетными. В связи с этим особого внимания потребует намечаемое в прогнозируемый период внедрение новых методов финансирования государственных учреждений, в т.ч. поэтапный отказ от сметного финансирования с переходом на финансирование по нормативам, ориентированным на конкретный результат, внедрение контрактных отношений между государством в лице уполномоченного органа в области архивного дела и руководителями подведомственных организаций.

Расширится практика программно-целевого финансирования, обеспечивающая развитие и решение системных проблем архивной отрасли, в т.ч. совершенствование инфраструктуры, модернизацию материально-технической базы, информатизацию архивных учреждений и укрепление их кадрового потенциала. Важное значение будут иметь успешное завершение реализации подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", а также принятие очередной федеральной целевой программы поддержки культуры на период 2006-2010 гг., включающей подпрограмму развития архивного дела. В ее финансовом обеспечении, помимо средств федерального бюджета, более весомую роль должны играть региональные и муниципальные бюджеты. Полноценное программное финансирование из бюджетов всех уровней позволит обеспечить качественное обновление основных фондов архивных учреждений, повысить эффективность работы архивов.

Третье. Кадровое обеспечение.

Ожидается незначительное (в сравнении с ростом количества дел Архивного фонда Российской Федерации и числом обращений пользователей) увеличение численности работников архивов. Возросшие объемы архивных работ будут главным образом компенсироваться не за счет дополнительных штатных единиц, а путем повышения производительности труда архивистов, а также подготовки новых и переобучения старых специалистов, способных работать в условиях современных информационных технологий. В этой связи потребуется внести существенные коррективы в вузовские и иные программы обучения и переподготовки архивистов.

Важное значение для закрепления в архивах профессионалов и притока нового более молодого поколения работников по-прежнему будут играть вопросы социальной защищенности архивистов, в особенности решение проблемы отнесения архивистов к числу государственных служащих, а также обязательное распределение для определенных категорий студентов, обучающихся по специальностям, связанным с архивным делом.

Административное обеспечение. В условиях уже начавшейся административной реформы, одним из принципов которой является уход государства из определенных сфер своего традиционно привычного для нас ведения, в условиях разработки отраслевых систем оплаты труда нам нужно быть готовыми к изменению некоторых функций государственных архивов и органов управления архивным делом. При этом мы должны сегодня отчетливо представлять для себя возможность самых неожиданных в ближайшие годы вариантов организации архивного дела в стране. Самое главное, чтобы они были обоснованы здравым смыслом, учетом богатых и оправдавших себя на практике традиций российского архивного дела, не были торопливыми и обязательно завершали административную реформу, а не осуществлялись параллельно с ней.

Реализация представленных предложений позволит повысить безопасность и эффективность работы архивов, обеспечит удовлетворение растущего спроса населения, государства и субъектов хозяйствования в получении архивной информации, окажет позитивное влияние на процесс интеграции информационного потенциала российских архивов в мировое информационное пространство.

В соответствии с этим научно-производственную деятельность архивов необходимо переориентировать на получение количественно измеримых, социально значимых результатов, что должно сопровождаться совершенствованием планирования и изменением системы планово-отчетной документации архивов. Критериями эффективности работы архивов должны стать:

В заключение поздравляю Вас с Днем защитника Отечества. К этому празднику на сайте "Архивы России" открыт раздел "Победа", где помещены 475 документальных фотографий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из фондов государственных архивов.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'