АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
Федерального архивного агентства в 2006 г. и на период до 2009 г.
(Москва, 2006)


НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государство обеспечивает развитие архивного дела в стране на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой политики, а также обязано создавать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Архивы играют важную роль в формировании информационного общества, в то же время составляя существенную и незаменимую часть историко-культурного наследия народов России. Гарантируя право на доступ к официальной информации и изучение истории, архивы содействуют решению задач социально-экономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.

Важной особенностью работы архивов является то, что они служат не только нынешнему, но и будущим поколениям россиян.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290, является Федеральное архивное агентство (далее - Росархив). Свою деятельность Росархив осуществляет как непосредственно, так и через подведомственные ему организации, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 № 5-р и от 27.04.2005 № 489-р.

В настоящее время в 15 федеральных государственных архивах и одном филиале сосредоточено около 41 млн. единиц хранения, составляющих наиболее ценную и информационно насыщенную часть историко-документального наследия.

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

В среднесрочной перспективе стратегическая цель деятельности Росархива - "Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущих поколений российских граждан" - останется неизменной, поскольку она соответствует приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и программами социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, и направлена на реализацию следующих стратегических целей Правительства:

1.3.2. расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию;

1.3.4. развитие и удовлетворение потребностей в информации;

4.5.2 повышение качества государственных услуг и 1.1.8 повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг;

4.8.3 развитие культурных и иных гуманитарных связей с зарубежными странами.

Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 № 1761-I; Законы РФ: "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 № 4804-I, "О государственной тайне" от 21.07.1993 5485-I; ФЗ: "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ, "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.1996 № 85-ФЗ, "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 № 143-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ; Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 № 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 № 170 "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР", от 26.12.1995 № 1253-68 "Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации", от 29.01.1999 № 107 "О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации", от 15.03.1999 № 283 "О федеральных государственных архивах", от 17.06.2004 № 290 "О Федеральном архивном агентстве", от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы"), от 11.07.2005 № 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".

Достижение названной цели, соответствующей основным функциям государства, выполняемым на постоянной основе, и относящейся исключительно к компетенции Росархива, предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную сферу деятельности агентства:

1.1. Создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, а также распространение лучшего опыта и стандартов хранения.

1.2. Удовлетворение потребностей в услугах архивов и реализация прав пользователей на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации.

Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6. Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2009 г. с их разбивкой по годам даны в Приложении 1.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

В 2005 г. объем расходов федерального бюджета на текущее содержание Росархива и подведомственных ему учреждений по сравнению с 2004 г. несколько снизился, составляя соответственно 320, 72 млн. руб. против 325,12 млн. руб., при сохранении в целом существовавшей структуры бюджетных обязательств. Помимо этого, на развитие архивного дела, в т.ч. реализацию подпрограммы "Архивы России" ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" из средств федерального бюджета в 2005 г. были выделены ассигнования в объеме 290,0 млн. руб.

В 2006 г. реестр расходных обязательств Росархива значительных изменений не претерпел, но в то же время в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" объем его финансирования увеличился до 1021,77 млн. руб., что значительно больше прошлогоднего. При этом на реализацию мероприятий ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)", по которым Росархив выступает государственным заказчиком федеральным бюджетом, выделено 280,0 млн. руб.

Значительное увеличение затрат федерального бюджета в 2006 г. обусловлено в первую очередь необходимостью финансового обеспечения перемещения документов Российского государственного исторического архива (далее - РГИА) и Российского государственного архива Военно-Морского Флота (далее - РГАВМФ) в новые здания, включением затрат на содержание вводимых в эксплуатацию новых зданий этих архивов и обеспечение их обслуживания соответствующим техническим персоналом, а также учитывая проводимые в течение года в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации увеличения заработной платы штатным работникам бюджетных организаций, в т.ч. и федеральных государственных архивов.

В планируемом 2007 г. бюджет Росархива составит общую сумму 1038,43 млн. руб., в т.ч. по федеральным целевым программам:

"Культура России (2006 - 2010 годы)" - 362,7 млн. руб.,

"Развитие Калининградской области на период до 2010 г." - 6,35 млн. руб.,

"Жилище на 2002 - 2010 гг." - 3,35 млн. руб.,

"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" -1,0 млн. руб.

Оценка исполняемых расходных обязательств Росархива представлена в Приложении 2.

Функции по администрированию платежей в федеральный бюджет на Росархив не возложены.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение намеченной стратегической цели и направленных на это тактических задач в 2005 г. Росархив осуществлял посредством реализации 4-х аналитических ведомственных программ, две из которых включали профильные мероприятия федеральной целевой программы "Культура России". В 2006 г. начата и в 2007 г. закончится реализация еще одной аналитической ведомственной программы. связанной с перемещением архивных документов и имущества РГИА и РГАВМФ в новые здания.

Необходимость реализации программ "Снижение угроз утраты архивных документов федеральной собственности и/или содержащейся в них информации" и "Обеспечение качественного комплектования федеральных архивов и сохранности хранящихся в них архивных фондов", нацеленных на выполнение первой задачи Росархива, обусловлена следующим.

Несмотря на определенные положительные сдвиги, прежде всего связанные с реализацией федеральной целевой программы "Культура России", результаты проведенного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 504 мониторинга состояния и использования документов Архивного фонда Российской Федерации свидетельствуют, что положение с сохранностью архивных фондов продолжает оставаться крайне серьезным. Это связано с копившейся десятилетиями слабостью материально-технической базы, значительным физическим и моральным износом технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов, что не позволяет в полной мере гарантировать безопасность документов Архивного фонда Российской Федерации. Серьезность проблем с сохранностью документов была подчеркнута в резолюции парламентских слушаний "Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России" в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (октябрь 2003 г.), а также в рекомендациях по итогам общественных слушаний на тему: "Современные проблемы сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации", проведенных Комиссией Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия (октябрь 2006 г.).

На обеспечение свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам, как через читальные залы федеральных архивов, так путем организации историко-документальных выставок в Выставочном зале федеральных архивов, подготовки сборников архивных документов, а также представления архивной информации через глобальные информационные сети направлены программы "Совершенствование системы использования ретроспективной архивной информации" и "Организация оказания информационных услуг на основе документов Архивного фонда Российской Федерации".

В связи с выделением целевых средств начиная с 2007 г., наряду с выполнением уже действующих ранее программ, Росархив начинает реализацию ведомственной целевой программы "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007-2009 годы)", направленной на выполнение его первой тактической задачи.

В непрограммную деятельность Росархива вошли в основном косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и, частично, услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров на нужды аппарата Росархива, а также взносы в международные организации, оплату независимых экспертов и т.п.

Фактические и целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, распределенные по тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам, а также краткая характеристика непрограммной деятельности представлены в приложении № 4.

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам, включая ВЦП "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007- 2009 годы)", представлено в Приложении 5.

Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности - денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

По большинству показателей, включая главный целевой ("доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение"), в 2005 г. получены запланированные или несколько превышающие их результаты.

Однако, вследствие имеющегося недостатка в компьютерной технике, используемой в федеральных архивах, а также сложной кадровой ситуации, связанной со слабой социальной защищенностью их работников, не удалось обеспечить запланированного роста доли архивных фондов, включенных в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

По последней причине также не достигнут намеченный показатель по доле пользователей читальными залами федеральных архивов, получивших документы в установленные сроки.

К сожалению, как и в предыдущих годах в 2006 г. выявлены факты краж документов в процессе их использования в читальных залах федеральных архивов.

В то же время, за счет подготовки и размещения в сети Интернет справочника по документам Российского государственного архива фонодокументов удалось довести долю федеральных архивов, имеющих электронные версии справочников о составе и содержании хранящихся в них документов, до 50 %.

С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена как удовлетворительная - полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).

Объем остатков незавершенного строительства по федеральным объектам архивной инфраструктуры сократился на 10 %.

Вместе с тем, достигнутые результаты могли быть более весомыми. Основными объективными факторами, препятствующими их росту, продолжают оставаться значительное поступление в федеральные архивы социально-правовых запросов граждан, а также значительный некомплект штатной численности работников федеральных архивов, вызванный низкой оплатой их труда.

С учетом намеченной на 2007 - 2009 гг. реализации ВЦП "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов" скорректирован в сторону увеличения по сравнению с докладом за предыдущий год основной показатель деятельности Росархива - доля документов федеральных государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение.


Приложения к докладу (файл в формате MS WORD)


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'