АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
Федерального архивного агентства в 2009 г. и на период до 2012 г.
(Москва, 2009)


НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Введение

Федеральное архивное агентство (далее - Росархив) в соответствии с действующим законодательством является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области архивного дела и управлению федеральным имуществом, включая около 42,0 млн. единиц хранения архивных документов.

Подведомственные Росархиву федеральные архивные учреждения, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 № 5-р и от 27.04.2005 № 489-р), играют важную роль в формировании информационного общества, в то же время составляя существенную и незаменимую часть историко-культурного наследия народов России. Предоставляя доступ к официальной информации федеральных органов власти и организаций, они содействуют решению задач социально-экономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению. Ежегодно их услугами, в том числе и в режиме удаленного доступа, пользуются сотни тысяч российских и иностранных граждан. Сохраняя и приумножая свои собрания, федеральные архивы также служат и будущим поколениям россиян.


Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

В среднесрочной перспективе стратегическая цель деятельности Росархива - "Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущих поколений российских граждан" - останется неизменной, в полной мере соответствуя основным функциям государства, выполняемым на постоянной основе, и приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и программой социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В частности, она направлена на реализацию следующих стратегических целей Правительства Российской Федерации:

1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развития;

4.6. Развитие культурного и духовного потенциала (как основы целостности, устойчивости и динамичного развития страны).

Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 № 1761-I; Законы РФ: "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 № 4804-I, "О государственной тайне" от 21.07.1993 5485-I; федеральные законы: "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 № 143-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ, "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 № 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 № 170 "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР", от 26.12.1995 № 1253-68 "Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации", от 29.01.1999 № 107 "О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации", от 15.03.1999 № 283 "О федеральных государственных архивах", от 17.06.2004 № 290 "О Федеральном архивном агентстве", от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы") (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2009 № 23), от 11.07.2005 № 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"".

Достижение названной цели, относящейся исключительно к компетенции Росархива, предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную для агентства сферу деятельности.

Первая из них - Создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, а также распространения лучшего опыта и стандартов хранения - обеспечивает достижение цели Правительства Российской Федерации 1.3.4. "Развитие и удовлетворение потребностей в информации" в части сохранения информационных носителей, создания автоматизированных информационно-поисковых систем и непосредственного поиска по заявкам потребителей ретроспективной архивной информации.

Вторая - Удовлетворение потребностей всех категорий пользователей в услугах архивов и реализация прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации - обеспечивает достижение целей Правительства Российской Федерации 1.3.2. "Расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию" (в части обеспечения доступа всех заинтересованных юридических и физических лиц к архивным документам через читальные залы федеральных архивов и посредством представления их оцифрованных образов в информационных сетях), 4.5.2 "Повышение качества государственных услуг" и 1.1.8 "Повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг" (в части предоставления доступных для всех категорий граждан и отвечающих их потребностям архивных услуг, прежде всего связанных с обеспечением конституционных прав и свобод).

Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6. Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2012 г. с их разбивкой по годам даны в Приложении 1.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

Финансирование Росархива в 2008 г. осуществлялось в полном объеме средств федерального бюджета, предусмотренных действующими на его начало нормативными правовыми актами, перечень которых представлен в Приложении 2. Дополнительно к этому в течение отчетного года первоначальные лимиты бюджетных обязательств были увеличены соответствующими федеральными законами на 39,1138 млн. руб. и еще на 8,9765 млн. руб. на повышение оплаты труда работников подведомственных федеральных архивных учреждений, оплату земельного налога, а также переподготовку кадров.

В соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет поступили сборы в сумме 300 руб., взысканные с граждан при их непосредственном обращении в Росархив, за проставление заверительной подписи особого образца (апостиля) на направляемые в установленном порядке за рубеж архивные справки и копии архивных документов.

В 2009 г. лимиты бюджетных обязательств доведены с сокращением на 15 % относительно первоначальных бюджетных ассигнований Росархива.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

В 2008 и текущем 2009 гг. достижение намеченной стратегической цели и направленных на это тактических задач осуществляется посредством реализации 5-и аналитических ведомственных программ.

Выполнение 1-ой тактической задачи обеспечивается тремя аналитическими программами:

Первая из них представляет собой группировку мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" (далее - ФЦП "Культура России"), направленных на повышение уровня безопасности документальных фондов федеральных архивов, и предполагает возведение ряда объектов архивной инфраструктуры федеральной собственности, оснащение зданий федеральных архивов современными системами охранной сигнализации, реставрацию и изготовление страховых копий уникальных и особо ценных единиц хранения архивных документов федеральной собственности, модернизацию технологического, лабораторного и компьютерного оборудования федеральных архивов, упорядочение архивных документов негосударственных организаций и приобретение в собственность государства особо ценных документальных коллекций во избежание их гибели или вывоза за рубеж, а также обеспечивающие это направление программные НИОКР.

Во вторую программу условно сконцентрированы затраты на текущее содержание федеральных архивных учреждений, включая расходы на комплектование федеральных архивов, обеспечение сохранности хранящихся в них документов, поддержание в архивохранилищах нормативных условий хранения и т.п. В целом ее реализация позволяет обеспечить постоянное (вечное) хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, сконцентрированных в федеральных архивах, а также возможность предоставления государственных услуг в области архивного дела сегодняшнему и последующим поколениям российских граждан.

Мероприятия последней из названных программ носят комплексный характер, позволяя, с одной стороны, снизить угрозу возникновения пожара путем реконструкции выработавших свой ресурс электросетей и оборудования зданий федеральных архивов, замены деревянных стеллажей на металлические, проведения специальной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных и других помещений федеральных государственных архивов, организации пожарно-профилактического обслуживания архивных объектов федеральной собственности сотрудниками ГПС МЧС России, с другой - минимизировать ущерб в случае возникновения пожара за счет установки современных систем пожарной сигнализации и автоматики, а также оснащения федеральных государственных архивов нормативным комплектом первичных средств пожаротушения и защитным снаряжением. В целом их реализация должна свести до минимума возможности возгорания архивных объектов и как следствие - исключить утраты и повреждения архивных документов и имущества, находящихся в федеральной собственности, а также обеспечить гарантированные Конституцией права граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации и выполнение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в соответствии с принятыми ЮНЕСКО Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и Рекомендациями об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г., согласно которым каждое государство несет моральную ответственность за охрану и сохранение движимых культурных ценностей, включая архивные документы, перед всем мировым сообществом.

На решение 2-ой тактической задачи Росархива направлены аналитические программы:

Первая из них включает мероприятия ФЦП "Культура России", связанные с одной стороны с использованием архивных документов (проведение историко-документальных выставок, подготовка к изданию сборников архивных документов), с другой - с обеспечением свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам и поисковым средствам, в том числе в режиме удаленного доступа посредством сети Интернет (рассекречивание архивных документов, поддержка Интернет-сайта "Архивы России", создание электронных каталогов и баз данных архивных описей, а также обеспечивающие это направление программные НИОКР).

Вторая аналитическая программа включает в себя затраты на информационное обслуживание Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов власти всех уровней на основе документов, хранящихся в федеральных архивах, а также исполнение тематических и социально-правовых запросов, поступающих в федеральные архивы от юридических и физических лиц. Кроме того, в рамках данной программы учитываются расходы по обеспечению работы читальных залов федеральных архивов и созданию научно-справочного аппарата к архивным фондам.

В непрограммную деятельность Росархива входят мероприятия ФЦП "Культура России" по укреплению корпоративных связей российских и зарубежных архивистов, проведению конкурсов научных работ в области архивоведения, информационное обеспечение названной ФЦП, средства, выделяемые по ФЦП "Жилище", и косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и частично услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров для нужд аппарата Росархива, оплату независимых экспертов, а также взносы в международные организации и т.п.

Фактические и целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, распределенные по тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам, а также краткая характеристика непрограммной деятельности представлены в приложении № 4.

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам представлено в Приложении 5.

Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности - денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

Вследствие необходимости выполнение решения Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов (протокол от 17.07.2007 № 3), касающегося повышения приоритетности задачи по оцифровке архивных и музейных фондов, повлекшее определенное перераспределение бюджетных средств на финансирование соответствующих работ, в 2008 г. не удалось достигнуть намеченного значения по главному целевому показателю деятельности Росархива - "Доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение". Это, соответственно, стало причиной определенной корректировки в сторону уменьшения значений данного показателя и на плановый период.

Помимо этого, достижение запланированного результата по показателю 2.1. по прежнему затрудняется остающимся на высоком уровне количеством социально-правовых запросов граждан, поступающих в федеральные архивы, а также значительным (27 %) некомплектом штатной численности федеральных архивов, вызванным низкой оплатой труда их работников. В связи с этим в конце 2008 г. Росархивом приняты дополнительные организационные и финансовые меры по исправлению данной ситуации.

По остальным показателям в течение года получены либо запланированные, либо несколько превышающие результаты. При этом пересмотрены в сторону увеличения плановые значения показателя 1.1. в связи со значительным его перевыполнением в 2008 г. Вместе с тем, низкая динамика их роста объясняется недостаточным текущим и программным финансированием Росархива, что тем самым ведет к увеличению рисков утери архивных документов федеральной собственности и/или имеющейся в них информации как непосредственно в федеральных архивах, так и федеральных организациях - источниках их комплектования.

Планируемый в 2011 г. значимый рост основного целевого показателя, а также показателя 1.3 обусловлен намечаемым на это время вводом в эксплуатацию архивохранилища Российского государственного архива экономики (РГАЭ). До этого же момента отсутствие свободных площадей для приема документации из федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждений - источников комплектования федеральных архивов обуславливает тенденцию к снижению показателя 1.3.

Ключевыми рисками деятельности Росархива в среднесрочном периоде будут оставаться:

С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена, в целом, как удовлетворительная - полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).


Приложения к докладу


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'