АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

ДОКЛАД
о результатах и основных направлениях деятельности
Федерального архивного агентства в 2006 г. и на период до 2008 г.


Содержание
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Введение

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

Приложение 1. Основные показатели деятельности Федерального архивного агентства на период до 2008 г.

Приложение 2. Оценка исполняемых расходных обязательств Федерального архивного агентства

Приложение 3. Краткая характеристика бюджетных целевых программ Федерального архивного агентства

Приложение 4. Краткая характеристика непрограммной деятельности Федерального архивного агентства

Приложение 5. Распределение бюджета Федерального архивного агентства по целям, задачам и программам

Приложение 6. Программно-целевая структура Федерального архивного агентства

Введение

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290, Федеральное архивное агентство (далее - Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Свою деятельность Росархив осуществляет как непосредственно, так и через подведомственные ему организации, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 № 5-р и от 27.04.2005 № 489-р.

В настоящее время в 15 федеральных государственных архивах и одном филиале сосредоточено около 41 млн. единиц хранения, составляющих наиболее ценную и информационно насыщенную часть историко-документального наследия. Гарантируя право на доступ к официальной информации и изучение истории, архивы содействуют решению задач социально-экономического развития страны, служат становлению и развитию гражданского общества, эффективному государственному управлению, обеспечивают права российских граждан. Помимо того, что архивы обслуживают различные слои современного российского общества и живущих сегодня граждан России, они служат и будущим поколениям россиян.

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

Исходя из стратегических целей развития страны и с учетом цели Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации[1], а также компетенции и функций Росархива, стратегическая цель деятельности последнего может быть сформулирована следующим образом: Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах граждан, общества и государства.

Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 № 1761-I; Законы РФ: "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 № 4804-I, "О государственной тайне" от 21.07.1993 5485-I; ФЗ: "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ, "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.1996 № 85-ФЗ, "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 № 143-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12. 2001 № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ; Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 № 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 № 170 "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР", от 26.12.95 № 1253-68 "Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации", от 29.01.1999 № 107 "О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации", от 15.03.1999 № 283 "О федеральных государственных архивах", от 14.12.2000 № 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы"), от 16.02.2001 № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", от 17.06.2004 № 290 "О Федеральном архивном агентстве".

Достижение названной цели предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную сферу деятельности Росархива:

Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2008 г. с их разбивкой по годам представлены в Приложении 1.

Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

В отчетном 2004 г. объем расходов федерального бюджета на содержание Росархива и подведомственных ему учреждений вырос на 11 % и составил 317,5 млн. руб. при сохранении в целом существовавшей структуры бюджетных обязательств. Основным направлением их использования оставалось текущее содержание федеральных архивов (288 млн. руб.). Помимо этого, на развитие архивного дела, в т.ч. реализацию подпрограммы "Архивы России" ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" из средств федерального бюджета были выделены ассигнования в объеме 155,87 млн. руб.

По итогам года остатки бюджетных средств составили 2,3 млн. рублей, из которых 1,4 млн. руб. по ст. 110200 (начисления на заработную плату).

В 2005 г. реестр расходных обязательств Росархива значительных изменений не претерпел. В соответствии с Федеральным законом "О бюджете на 2005 г." объем выделенных ассигнований определен в объеме 608,1 млн. руб., что на 27 % больше прошлогоднего. При этом основная часть роста расходов обусловлена увеличением целевых ассигнований на строительство здания Российского государственного архива Военно-Морского Флота.

Объемы средств федерального бюджета, необходимые Росархиву в 2006 г. и на период до 2008 г., рассчитаны исходя из бюджета действующих обязательств, т.е. на уровне 2005 г. с учетом индексов-дефляторов, а также следующих факторов формирования дополнительных затрат:

Оценка исполняемых расходных обязательств Росархива представлена в Приложении 2.

В 2004 г. поступления из внебюджетных источников по подведомственным Росархиву учреждениям составили 158,7 млн. руб., в т.ч. 57 млн. руб. - средства, полученные федеральными архивами в рамках ФЦП "Культура России", 70 млн. руб. - средства за обработку сдаваемых на постоянное хранение документов, полученные от ликвидационных комиссий упраздненных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 федеральных органов исполнительной власти, 31,7 млн. руб. - за счет оказываемых платных работ и услуг.

Помимо этого, в соответствии со ст. 29 Федерального закона "О бюджете на 2005 г." средства от аренды недвижимого имущества, получаемые федеральными архивными учреждениями, направляются в качестве дополнительного источника финансирования из средств федерального бюджета на развитие их материально-технической базы. В 2004 г. объем этих средств составил 8,8 млн. рублей. В 2005 г. они оцениваются в 11,7 млн. рублей, в 2006 г. планируется - 11,9 млн. рублей.

Функции по администрированию платежей в федеральный бюджет на Росархив не возложены.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение намеченной стратегической цели и соответствующих тактических задач Росархив предполагает осуществить посредством участия в одной федеральной целевой программе и реализации трех ведомственных целевых программ, перечень которых по сравнению с 2004 г. претерпел значительные изменения. Проведенные уточнения вызваны, с одной стороны, необходимостью сокращения числа реализуемых Росархивом бюджетных программ в целях комплексного решения тактических задач и упрощения их администрирования, с другой - разработкой Минкультуры России проекта концепции федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 гг.)", отдельные разделы которой и ведомственные целевые программы Росархива стали бы частично дублировать друг друга.

На выполнение первой тактической задачи нацелены программы "Снижение угроз утраты архивных документов федеральной собственности и/или содержащейся в них информации" (подразделы 4.5 и частично подразделы 4.1, 4.2, 4.4, 4.6 проекта ФЦП "Культура России (2006 - 2010 гг.)"), а также две ведомственные целевые (аналитические) программы: "Обеспечение качественного комплектования федеральных архивов и сохранности хранящихся в них архивных фондов" и "Организация перемещения Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива Военно-Морского Флота в новые здания".

Необходимость их реализации обусловлена слабостью материально-технической базы, значительным физическим и моральным износом технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов, не позволяющих в полной мере гарантировать безопасность документов Архивного фонда Российской Федерации. Прежде всего, тревогу внушает состояние пожарной безопасности федеральных архивов. В целом на площадях, не оснащенных современными средствами защиты, хранится почти 25 млн. дел или более 60 % от общего объема их фондов.

В реставрации различной степени сложности нуждаются более 1,5 млн. единиц хранения, четверть которых относятся к категории уникальных и особо ценных. Более 60 % особо ценных дел не имеют страховых копий.

Имеющийся парк компьютерной техники не позволяет осуществить широкое внедрение современных технологий учета и движения архивных дел, а также совершенствовать систему государственного централизованного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

В связи с завершением г. Санкт-Петербурге строительств новых зданий РГИА и РГАВМФ в расходах федерального бюджета необходимо предусмотреть финансовые средства в общей сумме не менее 350 млн. рублей, требуемые для подготовки и перемещения документов этих архивов.

В целях выполнения задачи по сохранению свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам как через читальные залы федеральных архивов, так и путем организации историко-документальных выставок, подготовки сборников архивных документов, а также по обеспечению предоставления ретроспективной документной информации органам государственной власти и местного самоуправления будут реализовываться программы "Совершенствование системы использования ретроспективной архивной информации" (подраздел 4.3 и частично подразделы 4.1, 4.4, 4.6 проекта ФЦП "Культура России (2006 - 2010 гг.)") и "Организация оказания информационных услуг на основе документов Архивного фонда Российской Федерации" (аналитическая).

В непрограммную деятельность вошли в основном косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и, частично, услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров и т.п.

Краткая характеристика бюджетных целевых программ приведена в Приложении 3, краткая характеристика непрограммной деятельности Росархива - в приложении 4.[2]

Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6.

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам представлено в Приложении 5.

Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности - денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.

В плановом периоде сложившаяся в настоящее время структура расходов Росархива в целом существенных изменений не претерпит. Главными факторами, определяющими изменение (увеличение) объемов затрат, будут:

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

Оценивая результативность работы в отчетном периоде, можно констатировать определенные позитивные сдвиги в достижении стратегической цели и решении тактических задач Росархива. За счет проведенной модернизации охранно-пожарной сигнализации и систем кондиционирования в зданиях федеральных архивов улучшены условия хранения почти 6 млн. единиц документов, что позволило довести долю документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в полном соответствии с нормативными требованиями, до планируемых 15,5 % от их общего объема.

На уровне первой тактической задачи получены запланированные показатели по увеличению числа архивных фондов, включенных в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, увеличению процента обновляемости основных средств федеральных архивов. Принятие в течение 2004 г. в федеральные архивы 280,0 тыс. единиц хранения обеспечило достижение еще одного показателя по этой тактической задаче.

К сожалению, в отчетном году не удалось исключить случаев утраты документов из федеральных архивов. Если до начала нынешнего века основными причинами утрат было, в первую очередь, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, то сейчас из-за низкой оплаты труда и непрестижности профессии архивиста на первый план выходят угрозы, связанные с хищением, продажей и вывозом за пределы страны ценных архивных документов.

По второй тактической задаче сокращение доли положительных ответов на запросы, поступившие в федеральные архивы, обусловлено возросшим процентом поступления обращений от граждан, угнанных в фашистскую неволю, подтвердить которым факт нахождения на принудительных работах в Германии и Австрии весьма затруднительно вследствие ограниченного числа сохранившихся архивных документов по этому вопросу. В то же время все остальные запланированные показатели выполнения по этой тактической задаче были достигнуты.

В плановом периоде при условии выделения предлагаемых объемов финансирования по большинству основных показателей деятельности Росархива ожидается достижение позитивных результатов, приближающих к целевых значениям.

С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена как удовлетворительная - полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).

Объем остатков незавершенного строительства по федеральным объектам архивной инфраструктуры сократился на 9,5 %.

При оценке общественно-экономической эффективности следует учитывать, что бюджетные расходы на содержание Росархива и подведомственных ему организаций при сопоставимом объеме хранящихся документов почти в 15 раз меньше ассигнований на содержание выполняющего аналогичные государственные функции Управления национальными архивами и документацией США (NARA), которые в 2003 г. составили 268,8 млн. долларов, а в 2004 г. возросли до 314,5 млн. долларов[3].

Вместе с тем, достигнутые результаты могли быть более весомыми. Основными объективными факторами, препятствующими их росту, продолжают оставаться значительное поступление в федеральные архивы социально-правовых запросов граждан и необходимость проведения внепланового приема документов ликвидируемых в ходе административной реформы федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также значительный некомплект штатной численности работников федеральных архивов, вызванный низкой оплатой их труда.


[1] "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям"

[2] Помимо собственных бюджетных программ в 2006 - 2008 гг. Росархив предполагает в целях решения соответствующих тактических задач принять участие в реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы") и в разрабатываемой в настоящее время ГП "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.".

[3] Источник: www.nara.gov

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'