АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

Организационное заседание
Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве

 Доклад В.П.Козлова  Фоторепортаж 

О реализации Федерального Закона
"Об архивном деле в Российской Федерации"

(Доклад А.Н.Артизова)


Уважаемые коллеги, друзья!

НА ГЛАВНУё
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Как уже отметил в своем докладе В.П.Козлов, для всех нас праздничным событием стало принятие долгожданного Федерального закона № 125 от 22 октября 2004 г. "Об архивном деле в Российской Федерации".

О содержании и отличительных особенностях нового закона в сравнении с его предшественником - Основами законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах - опубликована статья в журнале "Отечественные архивы", подробно говорилось на прошедших в этом году заседаниях научно-методических советов архивных учреждений Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного и Южного федеральных округов. Поэтому останавливаться на этой теме надобности сегодня нет.

Актуальным сейчас является другой вопрос: что необходимо сделать в сфере правового и научно-методического обеспечения архивного дела, чтобы новый закон заработал в полную силу?

Как представляется, для этого едва ли не главным делом архивистов на ближайшие годы должны стать пересмотр и приведение в соответствие с требованиями закона и формирующегося гражданского общества существующей нормативно-правовой и методической базы архивного дела. Предстоит провести своего рода её кодификацию, в ходе которой придется проверить действующие акты на предмет их соответствия новому закону, в целях устранения правовых лакун и противоречий разработать новые подзаконные акты, вытекающие из положений Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации".

Эта непростая, кропотливая работа ложится на плечи не только федерального центра (я здесь имею в виду и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, которое согласно своему статусу утверждает нормативные правовые акты, и Росархив, которой не собирается устраняться от данной работы, т.к. вправе вносить в Министерство предложения или проекты актов), но и субъектов Российской Федерации, которые обязаны привести собственное законодательство об Архивных фондах субъектов Российской Федерации и архивах, имеющееся сегодня в 85 регионах страны, в строгое соответствие с федеральным законом.

Параметры предстоящей работы федерального центра выглядят следующим образом.

Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (конкретно статьи 6, часть 3; 10, часть 1; 14, часть 5; 17, часть 4; 18, часть 2; 19, часть 1; 23, части 2 и 3; 25, часть 2 и 26, части 4 и 5) предусматривает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах следующих норм и порядков:

Во-первых, определение перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное (т.е. долговременное, на условиях договора) хранение документов Архивного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности (этот перечень будет определен постановлением Правительства России, подготовка проекта этого акта планируется на следующий год).

Кстати говоря, в этой связи требует отмены известный Указ Президента России об утверждении Положения об Архивном фонде РФ. Указом определен перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право депозитарного хранения документов Архивного фонда России. После недавних решений о системе федеральных органов исполнительной власти и об административной реформе этот перечень устарел, да и нормы Положения полностью перекрываются нормами нового закона. Проект Указа Президента России "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" с пояснительной запиской Росархивом уже подготовлен и в ближайшие дни будет внесен в Минкультуры России);

Во-вторых, разработку порядка возмещения негосударственным организациям расходов, произведенных ими для отбора и передачи в государственные архивы находящихся во владении этих организаций архивных документов федеральной собственности (этот порядок должен быть разработан совместно с Минфином России и утвержден Правительством России; подготовку проекта соответствующего постановления планируется завершить в 2006 г.);

В-третьих, установление специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (т.е. Минкультуры России) правил, которые должны регулировать следующие вопросы:

Все данные порядки должны найти отражение в новых Основных правилах работы государственных и муниципальных архивов (подготовку их проекта руководство Росархива считает наиважнейшим делом в 2005 - 2006 гг.; причем Правила как свод норм, а не методик, должны быть после их утверждения приказом Министра культуры РФ зарегистрированы Минюстом России). За "главными" правилами последуют Правила работы архивов организаций, Правила работы с научно-технической документацией в организациях, Правила работы с аудиовизуальной документацией в организациях (подготовка их проектов будет завершена после работы над текстом Основных правилах работы государственных и муниципальных архивов, т.е. в 2007-2008 гг.). Потребуется также переработка Регламента государственного учета документов Архивного фонда России и разработка Регламента Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда России (планируются на 2006 г.). Новые нормативные акты в случае необходимости могут сопровождаться соответствующими методическими разработками и комментариями.

В сфере законодательства сохраняет актуальность вопрос внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Его статья 129, часть 3 содержит формулировку "конкурсный управляющий вправе передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению, в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами". Эту формулировку необходимо привести в соответствие с частью 10 статьи 23 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" и новой только что принятой редакцией федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", которые обязывают ликвидационные комиссии или конкурсного управляющего организовывать упорядочение и передачу по договору в архив архивных документов ликвидируемой организации. Проект соответствующего федерального закона внесен Томской областной думой в нижнюю палату парламента. Хотелось бы надеяться, что результаты его рассмотрения будут положительными.

Наконец, архивисты не могут устраниться от участия в начавшейся под эгидой Минсвязи России разработке проекта федерального закона об электронном документообороте, создание которого предусмотрено утвержденной в 2004 г. Правительством России Концепцией информационной политики. Этот законопроект должен быть состыкован с законодательством об архивном деле.

Иными словами, в ближайшие годы у аппарата Минкультуры России, у коллективов Росархива, ВНИИДАД, впереди громадный объем работы по подготовке и утверждению подзаконных нормативных актов и методических пособий по архивному делу.

Теперь несколько слов о приведении в соответствие с федеральным законом правовых актов субъектов Российской Федерации. Об опыте подобной деятельности собирается сегодня рассказать на заседании Совета начальник архивной службы Московской области Борис Константинович Абрамов. Но все же поделюсь некоторыми соображениями и рекомендациями на сей счет.

Какими могли бы быть форма и содержание правового акта субъекта Российской Федерации? Из некоторых регионов к нам уже поступили сообщения, что попытки дословного переписывания федерального закона оказались безрезультатными, встретив негативную оценку правовиков. В самом деле, зачем нужен акт субъекта, на 90% повторяющий федеральный закон прямого действия? Кое-где юристы пошли дальше и задают вопрос: а нужно ли само понятие "архивный фонд субъекта Российской Федерации", если таковое отсутствует в Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации"?

В этой связи следует напомнить, что статья 26.3 часть 2, пункт 3 конституционного закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" прямо предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта России относится решение вопросов "формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации". Если легитимны архивные фонды субъектов России, находящиеся в их собственности, то почему эти фонды не могут быть объединены общим нормативным понятием "Архивный фонд субъекта Российской Федерации, как составная часть Архивного фонда Российской Федерации"? Тем более что действующие законы и положения регионов это понятие уже ввели в законодательство нашей страны?

Поэтому ни в коем случае не надо слепо копировать новый федеральный закон. Его нормы о сохранности, учете, комплектовании и использовании архивных документов, а также об обязанностях организаций и граждан в вопросах архивного дела не нуждаются в повторении. Эти нормы имеют - подчеркиваю - прямое действие на территории всей нашей страны. Лучше пойти по другому пути - внесения изменений и дополнений в действующие законы субъектов РФ об Архивных фондах субъектов РФ и архивах, изъять из них те нормы, которые противоречат новому федеральному закону, напротив, сохранить оправдавшие себя на практике положения, дополнить их при необходимости не противоречащими федеральному закону новациями.

Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (статья 8, часть 2) определяет, что вопросы разграничения собственности между муниципальными образованиями и субъектом РФ на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, регулируются региональным законодательством. Отсюда следует, что при внесении изменений и дополнений в свои акты субъекты России обязательно должны определиться в принципиальном вопросе: к какой собственности - муниципальной или государственной субъекта России - относятся архивные документы, созданные до момента возникновения муниципальных образований, т.е. до 1995 г., и хранящиеся в муниципальных архивах. Если эти документы - муниципальная собственность, то нет необходимости передачи органам местного самоуправления соответствующих государственных полномочий по их хранению, учету и использованию. Если это государственная собственность субъекта России - то надо предусмотреть и прописать в законе соответствующую процедуру передачи органам местного самоуправления полномочий с соответствующими финансовыми и материальными ресурсами. Данный вопрос каждому субъекту России придется решать самостоятельно, руководствуясь при этом проверенным принципом архивной политики: сохранность архивов превыше всего! Право собственности на архивные документы до 1995 г. должны получить те муниципальные образования, архивы которых имеют нормальные условия сохранности документов.

Акты субъектов РФ вправе регулировать также такие отсутствующие в Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации" вопросы, как:

Конкретная практика нормотворчества в регионах уже в ближайшее время покажет, какими будут новые законы и положения об Архивных фондах субъектов РФ и архивах. Со своей стороны, мы готовы рецензировать предлагаемые проекты, в целях вашего оперативного информирования регулярно размещать принятые акты в информационно-справочной системе архивной отрасли.

Заканчивая выступление, еще раз хочу подчеркнуть: впереди нас ждет многолетняя масштабная работа по реализации Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", которую осилить мы сможем только сообща.

Заместитель Руководителя
Федерального архивного агентства
А.Н.Артизов

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'