АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Новости отрасли

Перечень новостей отрасли

СПРАВКА
о работе государственных и муниципальных архивов Российской Федерации по исполнению запросов социально-правового характера в 2002-2004 гг.

 Решение Коллегии Росархива от 24.02.2005 г.  Фоторепортаж 
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2994 г. № 290 организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, отнесена к числу основных полномочий Росархива. Задачи государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по предоставлению пользователям архивных справок или копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, определены в статье 26 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 122-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Архивные учреждения провели анализ исполнения запросов граждан социально-правового характера в соответствии с письмом Росархива от 10.03.2003 № 2\1602-К "О планировании работы архивных учреждений Российской Федерации на 2004 г. и отчетности за 2003 г.", а также специально разработанной Росархивом анкетой-вопросником. В настоящей справке рассматриваются две основные группы вопросов: организация и методическое обеспечение справочной работы; практическая деятельность архивов по исполнению социально-правовых запросов.

1.Организация и методическое обеспечение работы по исполнению социально-правовых запросов

Исполнение запросов социально-правового характера в Российской Федерации осуществляют 8 федеральных государственных архивов, 177 государственных архивов субъектов федерации (в т.ч. 34 государственных архива по личному составу) и 2156 муниципальных архивов (в т.ч. 244 муниципальных архива по личному составу). В г. Москве помимо 5 центральных городских архивов действуют 10 специальных архивов кадровой документации административных округов, подчиненных Главархиву г. Москвы.

В государственных архивах, как правило, эту работу осуществляют специальные группы в составе отделов использования и публикации документов, либо отделов информационно-поисковых систем и справочной работы. В муниципальных архивах справочной работой, при необходимости, занимаются все сотрудники. В структуре РГАЭ приказом Росархива от 16.01.2001 г. № 4 создан отдел документации по социально-правовой защите граждан, который должен стать ядром будущего федерального архива документов по личному составу.

Всего в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2005 г. на этом участке занято 4 190 человек, в том числе: 64 специалиста в федеральных государственных архивах, 878 - в государственных архивах субъектов федерации и 3 248 чел. - в муниципальных архивах. На количественный состав работников влияют также факторы, как объем поступающих запросов социально-правового характера, развитость научно-справочного аппарата, сеть архивов, объемы дел по личному составу, хранящиеся в архивах всех уровней.

Вместе с тем, существующая численность работников, исполняющих социально-правовые запросы, явно недостаточна для подготовки возрастающего количества справок. Не случайно и в федеральных архивах (кроме РГВА и РГАЛИ), и в 66 субъектах федерации к исполнению социально-правовых запросов привлекаются сотрудники других подразделений государственных архивов, а также, через центры занятости населения - лица, временно не работающие.

Практически повсеместно отмечается отсутствие текучести кадров в структурах, исполняющих социально-правовые запросы и их хорошая профессиональная подготовка. Незначительная текучесть кадров есть лишь на низших должностях в федеральных архивах. Подавляющее большинство специалистов а государственных архивах имеют высшее гуманитарное образование; в муниципальных архивах и архивах по личному составу нередко работают лица со средним техническим и средним образованием.

В федеральных архивах (кроме РГАНИ и РГАСПИ) и в 36 субъектах федерации осуществляется дополнительное материальное стимулирование сотрудников, исполняющих запросы социально-правового характера. Так, в Национальном архиве Республики Бурятии дополнительное материальное стимулирование осуществляется в случае выполнения справок срочного характера, с большим объемом информации и за сверхурочную работу. В госархивах Татарстана соответствующие работники получают надбавки в размере от 10 до 50% от должностного оклада за сложность и напряженность в работе. Такая же практика существует в госархивах Ставропольского края, Ивановской и ряде других областей. В госархиве Волгоградской области работникам, выполняющим социально-правовые запросы во внеурочное время, ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск до 6 дней.

Во всех федеральных архивах и архивах субъектов федерации в разных формах осуществляется повышение квалификации архивных работников, занимающихся исполнением запросов социально-правового характера.

В архивных органах субъектов федерации, в федеральных архивах вопросы работы по исполнению социально-правовых запросов ежегодно рассматриваются на заседаниях коллегий, дирекций.

Исполнение запросов социально-правового характера в основном осуществляется с учетом "Типовых норм времени и выработки на основные виды работ, выполняемых в государственных архивах", утвержденных Госархивом СССР в 1988 г. Вместе с тем, в федеральных архивах и в половине субъектов федерации с учетом специфики запросов, степени развития научно-справочного аппарата, устанавливаются свои нормы на отдельные категории запросов.

Так, имеются свои нормы с 2000 г. в РГАНИ, пересматривались в 2003 г. нормы в РГАСПИ, РГВА, ГАРФ, пересматриваются в настоящее время нормы РГАНТД. В Кабардино-Балкарии в 2002 г. введены "Нормы времени и выработки на виды работ, выполняемых в госархивах Кабардино-Балкарской Республики по исполнении тематических и социально-правовых запросов", где отдельные нормы изменены в сторону увеличения. В частности, сроки исполнения запросов МИДа увеличены до 30 дней. В Национальном архиве Республики Коми на исполнение запросов от иностранных граждан установлена норма - 1,5 запроса в день. В 2004 г. утверждены новые "Нормы выработки для работ по исполнению справок социально-правового характера в Национальном архиве Республики Татарстан на 2004-2010 гг.". В них, например, для исполнения справок о гражданском состоянии на русском языке установлена норма - 10 справок в день, на старотатарском языке - 6 справок; о трудовом стаже - 8 справок, о награждении государственными наградами - 20 справок в день, и т.д.

Все государственные и муниципальные архивы Российской Федерации в работе по исполнению социально-правовых запросов используют различные инструктивные письма Росархива и методические пособия, подготовленные архивными органами и государственными архивами.

В своей работе по исполнению запросов социально-правового характера государственные и муниципальные архивы активно взаимодействуют с местными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Взаимодействие осуществляется как в процессе практической работы по мере поступления запросов из отделений ПФР, так и в виде разнообразных форм совместных действий.

Повсеместно осуществляются взаимные консультации, совместные совещания, семинары, где рассматриваются вопросы конвертации пенсионных прав граждан, выдачи справок социально-правового характера, разъясняются требования пенсионного законодательства. Проводятся совместные семинары и с работниками организаций, в том числе негосударственных структур, по оформлению справок о трудовом стаже и заработной плате. Архивные учреждения согласовывают с отделениями ПФР некоторые формы архивных справок, методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера, отделениям ПФР представляются списки фондов государственных и муниципальных архивов, содержащих документы по личному составу.

В Алтайском крае укреплению взаимных контактов способствует тот факт, что заместитель начальника управления ПФР по Алтайскому краю входит в состав коллегии Управления архивного дела Администрации края. В Орловской области во многих районах руководители отделений ПФР включены в состав комиссий содействия архивному делу; руководители муниципальных архивных органов совместно с работниками отделений ПФР участвуют в проведении выездных приемов граждан в сельских административных районах.

Таким образом, подавляющее большинство архивных органов субъектов федерации в целом охарактеризовали свои взаимоотношения с отделениями ПФР как деловые и конструктивные.

Вместе с тем, некоторые регионы указывают и на определенные трудности и проблемы. Одна из основных проблем - предъявление работниками некоторых отделений ПФР необоснованных требований к архивным справкам, выдаваемым государственным и муниципальными архивами.

Так, в Приморском крае требуют архивные справки о подтверждении трудового стажа за 20-25 лет при наличии правильного оформленных трудовых книжек; справки по документам временного хранения, которые никогда не поступали в госархивы (паспорта оборудования, приказы о закреплении оборудования за рабочими и т.д.), при этом нередко отказываются принимать от архивов официально заверенные в установленном порядке копии архивных документов и т.д. Подобные требования имелись у отделений ПФР Курской, Сахалинской, Тульской, Тюменской областей, г.Москвы. Неправомерные требования к справкам выданных госархивами Сахалинской области, предъявляются и со стороны органов Пенсионного фонда Украины.

Некоторые архивные органы (Приморский край, Сахалинская область и др.) указывают на необоснованно частые проверки территориальными органами ПФР архивных справок, в т.ч., выданных по льготному трудовому стажу. Так, в 1 полугодии 2003 г. отделениями ПФР осуществлено 307 проверок в архивных отделах администраций муниципальных образований Приморского края. В государственном архиве документов по личному составу Республики Татарстан в 2002-2004 гг. осуществлялась 441 проверка.

Архивисты Краснодарского края отмечают, что их работу затрудняет отсутствие со стороны ПФР и его местных отделений разъяснений, касающихся изменений в расчете пенсий, требований к архивным справкам.

В Тюменской, некоторых других регионах, отделениями ПФР не принимаются архивные справки организаций, принявших на хранение документы предшественников, на базе которых они созданы, но юридически правопреемниками которых они не являются.

В связи с этим, в октябре 2004 г. по инициативе Росархива было подготовлено совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации письмо "О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями". Это дало возможность в ряде субъектов федерации смягчить остроту проблемы: территориальные органы ПФР стали принимать к рассмотрению выданные организациями архивные справки и копии документов при наличии в учредительных документах организаций положений об их ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников и о выдаче гражданам архивных справок. Следует отметить, что принятый уже позднее Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" в соответствии со статьей 26 пункт 3 предусматривает уже обязанность организаций при наличии у них соответствующих архивных документов выдавать справки без всяких ограничений, вне зависимости от того, являются ли эти документы собственностью организации, или достались ей от иных организаций.

Архивные органы также принимают определенные меры, в т.ч., по разъяснению существующих правил подготовки архивных справок, информируют о составе документов архива, по которым возможно исполнение запросов. Например, в отделение ПФР по Приморскому краю в августе 2003 г. за подписью руководителя аппарата Администрации края было направлено письмо с разъяснением позиции архивного отдела по ряду конфликтных вопросов. Аналогичное письмо в отделение ПФР г. Москвы было направлено Главархивом г. Москвы в феврале 2004 г. В обоих случаях письма имели положительный результат - отделения ПФР соглашались с мнением архивных органов.

В работе архивов, исполняющих социально-правовые запросы граждан, все более активно используются компьютерные технологии. В настоящее время такие технологии используются во всех федеральных архивах (кроме РГАЛИ) и в государственных и муниципальных архивах 54 субъектов федерации.

Основным направлением использования компьютерных технологий является подготовка и использование в практической работе различных баз данных, обеспечивающих быстрое и качественное исполнение социально-правовых запросов, например: о составе фондов государственных и ведомственных архивов; о местах хранения документов по личному составу; о награждении государственными наградами; о репрессированных; о различных категориях архивных дел (архивно-следственные, фильтрационно-проверочные и т.д.); о ветеранах войны и труда и т.д.

Так, в ГАРФ в 2002-2003 г.г. создана база данных "Именной указатель к опросным листам на граждан СССР, угнанных на работу в Германию"; в РГВА имеется база данных "Поименная книга памяти советских воинов, погибших, умерших, пропавших без вести в период советстко-финляндской войны 1939-1940 г.г." и банк данных "Военнопленные и интернированные".

Внедряются специальные компьютерные программы по учету запросов социально-правового характера, по унификации текстов ответов на запросы. Электронную регистрацию запросов осуществляют федеральные архивы (кроме РГАЛИ, РГАСПИ, РГАНТД), большинство госархивов субъектов федерации и 18% муниципальных архивов.

Компьютерные технологии используются и в целях информирования граждан и организаций о местах хранения документов по личному составу, о порядке обращения граждан с заявлениями в архивы. Такая информация, размещенная на страницах сайта Росархива "Архивы России" и, постоянно пополняющаяся Отделом организации исполнения социально-правовых запросов, широко востребована архивными учреждениями в работе с обращениями граждан. Сведения о местах хранения документов нередко размещаются на сайтах, которые, поданным нашего анкетирования, имеются во всех федеральных архивах (кроме РГАЛИ) и в 44 органах управления архивным делом субъектов федерации. В ряде регионов необходимая информация размещается на сайтах администраций субъектов федерации.

Вместе с тем, компьютерные технологии применяются далеко не во всех субъектах федерации, даже в государственных архивах, особенно недостаточно - в муниципальных архивах. Не везде имеются тематические базы данных на различные категории документов, наиболее часто используемых для справочной работы, базы данных о местах хранения документов по личному составу (в т.ч. ведомственного хранения), каталоги и справочники в электронной форме. Представляется актуальным и вопрос о создании на федеральном уровне единого банка данных о местах хранения документов по личному составу, а также о видах и группах таких документов.

2. Практическая деятельность архивов по исполнению социально-правовых запросов.


В 2002-2004г.г. в государственные и муниципальные архивы продолжали поступать возрастающие объемы как документов по личному составу, так и запросов социально-правового характера. Сведения об этом приведены в таблице.

Таблица 1

Виды архивов Прием документов в архивы (тыс.) Поступление в архивы запросов (тыс.)
2002 2003 I пол. 2004 Всего 2002 2003 I пол. 2004 Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9
федеральные архивы 130,7 53,5 2,9 187,1 41,2 31,1 13,5 85,8
Госархивы субъектов 842,9 952,9 605,6 2401,4 443,7 445,7 28,1 1169,5
Муниципальные архивы 1086,4 1607,6 1058,5 3747,5 1188,1 1382,1 921,8 3492,0
Всего 2270,0 2624,0 1442,0 6336,0 1673,0 1858,9 1215,4 4747,3

Как видно из таблицы, наблюдается рост приема документов по личному составу в государственные архивы субъектов федерации и муниципальные архивы. В федеральных архивах наибольший прием приходится на 2002 г. - в филиал РГАНТД в г. Самаре были приняты сразу 121,0 тыс. дел спецпереселенцев из бывших архивов Чеченской республики.

Можно прогнозировать и в дальнейшем увеличение приема документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 23 пункт 10 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" впервые в архивном законодательстве предусмотрен прием документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы от ликвидированных негосударственных организаций, в т.ч. не состоящих на учете архивов. Как известно, ранее, пункт 10 "Положения об Архивном фонде Российской Федерации" (1994 г.) допускал прием документов по личному составу только от ликвидированных государственных структур.

В связи с возрастанием объемов документов по личному составу, принимаемых на хранение в архивы, и проводимой в стране пенсионной реформой, увеличивается и количество поступающих в эти архивы запросов социально-правового характера. Прямая взаимосвязь этих факторов просматривается и в пропорциях увеличения объемов. Так, если прием документов в архивы всех уровней в 2003 г. возрос по сравнению с 2002 г. на 13% (графы 2,3 таблицы), то и поступление социально-правовых запросов за тот же период увеличилось на 11% (графы 6,7).

Вместе с тем, в федеральных архивах в 2003 г. наблюдалось снижение количества поступивших запросов по сравнению с 2002 г., в основном, за счет ГАРФ и РГВА. Это объясняется, в основном, сокращением поступления запросов от граждан, пострадавших от нацистских преследований в годы Великой Отечественной войны, и завершением работы Фонда взаимопонимания и примирения по приему заявлений на выплату гражданам денежных компенсаций.

Однако, учитывая общую тенденцию роста приема в архивы документов по личному составу, можно предположить и дальнейший рост поступления запросов социально-правового характера. При этом, осуществляемый с 1997 г. Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированный учет граждан пока не привел к снижению поступления в архивы запросов. Более того, увеличение числа запросов может быть связано и с проводимой в стране "монетизацией" льгот населению, т.к. сегодня, нередко, замена льгот денежной компенсацией сопровождается сбором необходимых справок.

Структура запросов социально-правового характера, поступивших в архивы всех уровней в 2002 - I полугодие 2004 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2.
Виды архивов всего поступило запросов (тыс.) в том числе (%)
При личном обращении граждан О заработной плате О трудовом стаже Прочие виды запросов Непрофильные
1 2 3 4 5 6 7
федеральные архивы 85,8 13% 5% 7% 72% 16%
Госархивы субъектов РФ 1169,5 75% 23% 36% 32% 9%
Муниципальные архивы 3492,0 73% 28% 46% 23% 3%

В таблице видно, что значительную роль в работе по наведению справок социально-правового характера играет непосредственный прием граждан, особенно в госархивах субъектов федерации и муниципальных архивах (графа 3).

Специальные помещения для приема граждан, в т.ч., по запросам социально-правового характера имеются в ГАРФ и РГАЭ (объединенная приемная) РГВА, в архивных учреждениях 63 субъектов федерации, в основном, в государственных архивах. В остальных архивах прием заявителей ведется сотрудниками архивов в рабочих комнатах.

В приемных архивов имеются различные справочно-информационные материалы в виде путеводителей, справочников, каталогов (именные, по истории учреждений и т.д.), картотек, указателей, прейскурантов, базы данных и т.д.

Значительно более низкие проценты непрофильных запросов в государственных и муниципальных архивах субъектов федерации по сравнению с федеральными архивами (графа 7), также во многом объясняются соответствующей разницей в количестве запросов, поступивших при личном обращении граждан (графа3).

В соответствии с рекомендациями Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и в целях совершенствования работы по повышению уровня защиты их конституционных прав в современных условиях, Росархивом проводится работа по созданию "справочно-информационного центра государственных архивов" и обеспечению на его базе приема посетителей в здании РГАСПИ. Начата разработка технического задания по созданию БД "Сведения о документах по личному составу, находящихся на хранении в государственных и ведомственных архивах" на базе которой предполагается создание межархивного электронного справочника о местах хранения документов по личному составу в государственных, муниципальных и ведомственных архивах. Вместе с тем, работа по созданию центра существенно затянулась.

Таблица 2 также показывает, как велики различия между видами архивов в объемах запросов о трудовом стаже, заработной плате, прочими запросами (графы 4, 5, 6). К прочим (иным) относятся запросы о награждениях, о репрессиях, пребывании в плену, о гражданском состоянии, об имущественных правах и т.д. Именно эта категория запросов, в основном, является ориентиром для совершенствования научно-справочного аппарата для создания электронных справочников.

Велики различия между конкретными федеральными архивами: если в ГАРФ процентное соотношение составляет 2%, 3% и 82%, то, например, в РГАСПИ - 38%, 41% и 6%. В основном, такие различия объясняются спецификой состава документов федеральных архивов.

Практически во всех государственных и муниципальных архивах ведется проверка на повторность запросов, как правило, от года до 5 лет. В ряде регионов по отдельным категориям запросов практикуются проверки и за более длительные сроки. Так, в Чувашской Республике, запросы о раскулачивании проверяются на повторность в пределах 15 лет; в Марийской Республике - в пределах 10 лет проверяются запросы о фактах применения репрессий.

Сведения о количестве и результатах исполнения запросов социально-правового характера государственными и муниципальными архивами Российской Федерации представлены в приведенной ниже таблице 3.


Таблица 3

Название архива 2002 г. 2003 г. 2004 г.* Всего
Исполнено (тыс.) В т.ч. пол. % Исполнено (тыс.) В т.ч. пол. % Исполнено (тыс.) В т.ч. пол. % Исполнено (тыс.) В т.ч. пол. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ГАРФ 23,3 14% 9,1 15% 10,9 12% 43,4 14%
РГВА 15,3 23% 10,4 34% 9,4 30% 35,2 29%
РГАЭ 4,6 58% 4,5 49% 6,2 37% 15,3 47%
РГАНТД (с филиал) 0,8 79% 0,6 75% 0,7 72% 2,0 76%
РГАСПИ 1,2 86% 1,2 83% 1,1 81% 3,6 84%
РГАНИ 0,2 93% 0,1 91% 0,1 73% 0,5 87%
РГАЛИ 0,1 58% 0,1 60% 0,2 60% 0,4 59%
ИТОГО 45,7 25% 26,2 33% 28,6 25% 100,5 27%
Госархивы субъектов 410,7 69% 307,3 71% 201,3 70% 919,3 70%
муницип. архивы 1148,2 86% 1336,7 92% 973,8 81% 3458,7 87%
ВСЕГО 1604,6 77% 1670,2 87% 1203,7 78% 4478,5 82%

* По государственным и муниципальным архивам субъектов федерации сведения даны за I полугодие 2004 г. по федеральным архивам - за весь 2004 г.

Как видно из таблицы, несмотря на рост общего количества исполненных запросов, процент положительных ответов не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к увеличению.

Традиционно выше процент положительных ответов в муниципальных архивах, что во многом связано с более однородным составом запросов (трудовой стаж, заработная плата), значительная часть которых касается недавнего времени (таблица 2, графы 4, 5).

В федеральных архивах наибольшее количество запросов было исполнено ГАРФ, РГВА (графа 8). Однако здесь же - ниже всего процент положительных ответов, особенно за 2004 г. В частности, это во многом объясняется тем, что в истекшем году в ГАРФ вновь поступило более 4,0 тыс., а в РГВА - более 3,0 тыс. запросов от граждан, пострадавших от нацистских преследований, хотя Фонд взаимопонимания и примирения уже прекратил работу. Практически по всем таким запросам давались отрицательные ответы из-за отсутствия необходимой информации - вся имеющаяся информация по этой теме была реализована ранее. Кроме того, понятие "отрицательный ответ" часто носит условный характер, т.к. на все запросы даются исчерпывающие ответы, заявителям сообщаются адреса архивов, где они могут получить нужную информацию.

В государственных и муниципальных архивах социально-правовые запросы исполняются, в основном, в установленные законодательством сроки: при осуществлении поиска документов 0 до 30 дней, при наведении справок по данным научно-справочного аппарата - 7-10 дней. Срочные запросы, а также пересылка непрофильных запросов, исполняются, как правило, в течение 3-5 дней. Вместе с тем, во многих архивах, в т.ч. в ГАРФ, РГВА, нередко допускается значительное превышение установленных сроков исполнения запросов. Основные причины этого: неточные поисковые данные, содержащиеся в запросе, массовое поступление запросов по той или иной тематике, нехватка кадров для выполнения данной работы.

Работа по исполнению социально-правовых запросов, поступающих в архивные учреждения из-за рубежа, организована в соответствии с нормативными документами Росархива. Эти запросы поступают из Росархива (за 2002-2004 г.г. организовано исполнение 6,7 тыс. запросов, поступивших, в основном, из Консульского департамента МИД России, Минобороны России, посольств иностранных государств), территориальных органов ГИЦ МВД России, Центра розыска и информации Российского Красного Креста, а также непосредственно от граждан из-за рубежа.

За 2002 - 1-ю половину 2004 гг. государственными и муниципальными архивами Российской Федерации было исполнено 55,8 тыс. социально-правовых запросов поступивших из-за рубежа (1% от общего количества), в т.ч. 15,8 тыс. - исполнено федеральными архивами (в основном ГАРФ и РГВА). Подавляющее большинство запросов поступило из стран СНГ и Балтии.

Государственными архивами Российской Федерации за этот период было переоформлено свыше 3,1 тыс. справок, исполненных ведомственными архивами (в т.ч. 1,2 тыс. - федеральными архивами). Росархивом было проставлено 1068 "апостилей" на справки, переоформленные федеральными архивами.

Отдельная регистрация социально-правовых запросов, поступающих из-за рубежа, осуществляется в государственных архивах 63 субъектов федерации.

В целом государственные архивы субъектов федерации обеспечивают исполнение запросов, поступающих из-за рубежа, на достаточно высоком качественном уровне. Вместе с тем, в деятельности некоторых архивных учреждений имеется ряд недостатков, в частности, имело место небрежное оформление справок и сопроводительных писем, отсутствие указаний на разночтения в фамилиях, именах, отчествах, датах рождения лиц, сведения на которых истребуются и т.д. Остается нерешенной и проблема об отмене существующего порядка переоформления государственными архивами архивных справок, исполненных органами Минобороны России, МВД России, в том числе, требующих проставления "апостиля".

В государственных и муниципальных архивах субъектов федерации за 2002-2004 г.г. существенно возросли объемы работ по копированию документов по запросам социально-правового характера. Если в 2002 г. было скопировано 470,0 тыс. листов документов, в 2003 г. уже 800,0 тыс., то только за первую половину 2004 г. - более 420,0 тыс. листов копий. Большинство копий документов изготовлено для физических лиц. Увеличение объемов связано, прежде всего, с начавшейся в 2002 г. пенсионной реформой.

Объем изготовленных копий документов в федеральных архивах крайне не велик и составляет 6,2 тыс. листов. Это объясняется тем, что большинство заявителей просят предоставлять необходимую им информацию в виде архивных справок.

Среди копируемых документов значительную часть составляют лицевые счета, штатные расписания, приказы по личному составу, расчетные ведомости, трудовые договора, тарификационные списки, похозяйственные книги, документы о награждениях, получении образования и др.

Платные услуги, связанные с исполнением социально-правовых запросов, в настоящее время оказывают государственные и муниципальные архивы 68 субъектов федерации. За 2002 - первую половину 2004 гг. на платной основе исполнено 250,0 тыс. социально-правовых запросов, что составляет 11% от общего числа.

В федеральных архивах платные работы и услуги за тот же период в крайне небольших объемах оказывались только в ГАРФ - (42 запроса) и в РГАНТД - (71 запрос).

Основную часть платных запросов составляют запросы о подтверждении зарплаты и трудового стажа свыше 5 лет - 80 % от общего числа исполненных на платной основе; 14% срочные запросы (в течении 1-5 дней с момента обращения).

Платные услуги осуществляются в соответствии с "Перечнем информационных услуг, предоставляемых государственными архивами Российской Федерации пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги", утвержденным приказом Росархива от 28.04.2001 №33 и на основании прейскурантов, утвержденных администрациями или архивными органами субъектов Российской Федерации. Средняя цена за исполнение запроса социально-правового характера колеблется от 15 р. (Республика Дагестан) до 150 р. (Тюменская обл).

В архивные органы 47 субъектов федерации поступали письменные или устные жалобы граждан на работу государственных или муниципальных архивов по исполнению запросов социально-правового характера. В федеральных архивах о письменных жалобах сообщил лишь ГАРФ, об устных - РГАЭ, РГАСПИ и РГАЛИ. Основными причинами таких жалоб являются: недовольство граждан отрицательными ответами, что, как правило, связано с отсутствием на хранении в том или ином архиве соответствующих документов по личному составу; недовольство сроками исполнения запросов.

Во всех случаях архивные органы ведут тщательное изучение письменных и устных жалоб граждан; в необходимых случаях организуют дополнительный поиск нужных сведений, разъясняют гражданам причины отрицательных ответов, дают консультации относительно возможного местонахождения документов.

Таким образом, анализ работы государственных и муниципальных архивов Российской Федерации по исполнению запросов социально-правового характера свидетельствует об усилении социальной роли и ответственности архивов перед обществом и государством, их значительном вкладе в дело социальной защиты граждан.

Отвечая на общественные потребности, в целом, архивы всех уровней успешно справляются с возрастающим объемом справочной работы. Приведенная в справке динамика количественных показателей последних лет позволяет предположить, что и в будущем поступление в архивы социально-правовых запросов не только не снизится, но существенно увеличится. Это предъявляет и более высокие требования к материально-техническому, нормативному, организационно- методическому и кадровому обеспечению справочной работы. Предложения по совершенствованию этого направления деятельности изложены в проекте решения коллегии Росархива.


Отдел организации
исполнения социально-правовых
запросов

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'