Долгие годы в РГАЛИ вынашивались планы по созданию проекта, посвященного художественной части коллекции архива. Дело в том, что специфика личных фондов из собрания РГАЛИ ломает традиционное представление о том, что произведения искусства хранятся в музеях, а документы в архивах. Особенности личных архивов деятелей культуры, хранящихся в РГАЛИ таковы, что в них трудно отделить произведения искусства от документов, не разрушая логики собрания. Кроме того, в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений запрещенного авангарда и нонконформистского искусства. Произведения из собрания РГАЛИ с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, публикация которых может изменить наши представления об этом периоде искусства. Публикация и знакомство исследователей с этими материалами были необходимы, поскольку многие из изобразительных источников РГАЛИ были неизвестны или невостребованны.
Именно поэтому основной целью проекта "Изобразительные источники РГАЛИ" являлось расширение доступа к уникальным документам и сохранение культурного и духовного наследия с помощью обновления материально-технической базы и автоматизации деятельности основных служб РГАЛИ.
Уникальность проекта заключается в комплексном подходе к созданию архивной многофункциональной информационной системы для расширения доступа к малоизученным и неизвестным изобразительным источникам РГАЛИ.
Работа над проектом была начата в мае 2003 года и все еще продолжается, однако основные намеченные цели были достигнуты. Продолжительность проекта объясняется его многоаспектностью и системностью, делением на несколько подпроектов:
создание и монтаж локальной сети
установка программного обеспечения
формирование базы данных "Изобразительные источники РГАЛИ. Русский авангард"
создание CD-диска "Художники русского авангарда"
подготовка и проведение выставки в Государственной Третьяковской галерее "Русский авангард из собрания РГАЛИ"
видеофильм "Архив муз".
И по объему, и по широте поставленных проблем данный проект оставляет далеко позади все предшествующие, поскольку ставит перед собой, с одной стороны, информационно-технические и базовые задачи, с другой стороны, позволяет реализовать РГАЛИ в новом качестве архива-музея, способного на полноценные выставочные проекты, высоко научные и современные по организации и исполнению.
Информационно-технический подпроект
При содействии ОАО "Альт-Софт" создана базовая конфигурация технического комплекса архива: смонтирована и введена в эксплуатацию локальная компьютерная сеть, адаптированная на 50 рабочих мест. К сети подключен сервер базы данных КАИСА-архив под управлением СУБД Oracle и две рабочих станции, которые позволяют обеспечить реализацию основных функций по наполнению и использованию базы данных.
В базу данных КАИСА-архив были конвертированы:
описание 2500 фондов, изданных на компакт-диске и снабженных более 500 изображений выдающихся деятелей культуры;
база данных по документам "Серебряного века", созданная при содействии Фонда "Открытое общество", содержащая более 4500 описаний единиц хранения;
база данных описаний документов из художественного наследия, снабженных оцифрованными изображениями листов с высоким качеством сканирования.
Информационная система КАИСА-архив обеспечивает:
введение единой для всех подразделений РГАЛИ базы данных описаний и изображений единиц хранения; базы данных документов и сопровождающих их справочников. Все базы данных располагаются на одном компьютере-сервере системы;
введение картотеки изображений с возможностью доступа к ним с любого рабочего места;
быстрый поиск по многим условиям в базе данных и выдачу информации;
просмотр и вывод распечаток выходных форм с изображениями на любой сетевой принтер;
выполнение услуг по предоставлению оцифрованных копий единиц хранения и их частей.
Система построена по технологии клиент-сервер. Она состоит из базы данных, размещенной на внутреннем сервере РГАЛИ и автоматизированных рабочих мест (АРМ), связанных локальной сетью. Кроме АРМов в сеть включены другие компьютеры. Это позволяет специалистам иметь доступ к необходимым им документам, порождаемым в системе.
Структура информации в системе такова: фонд-опись-единица хранения-документ.
Фонд характеризуется следующими основными параметрами:
В соответствие с данными параметрами в электронном каталоге можно производить поиск для объектов и справочников всех типов по всем атрибутам и их логическим сочетаниям ("И", "ИЛИ", "НЕ равно", "НЕ содержит"). Для числовых атрибутов (например, точная датировка) поддержаны также условия "больше, меньше, больше или равно, меньше или равно". Для подготовки тематической подборки единицам хранения приписывается тема. Принадлежность единицы хранения к той или иной теме не является ее собственным атрибутом - это связь интерпретационная. Одна единица хранения может быть связана с произвольным количеством тем, каждой теме ставится в соответствие произвольное количество единиц хранения.
Основным достоинством и преимуществом системы КАИСА-архив является возможность просмотра изображений, относящихся к единицам хранения. Изображения - это электронные копии единиц хранения, листов или их частей. Файлы записаны в формате jpg на любом жестком диске компьютеров, работающих в локальной сети. К каждой единице хранения или персоне можно "привязать" произвольное количество изображений. Одно изображение можно отнести к произвольному числу единиц хранения и персон. Система поддерживает формат "пирамидальный JPG", позволяющий представлять изображение документов, снятое с высоким разрешением, в любом заданном масштабе. Это дает возможность рассматривать мельчайшие детали изображения практически без потери качества.
В ходе работы по выявлению художественных произведений для ввода в систему, было просмотрено 42 архивных фонда, 51 270 ед.хр. В программу электронного каталога было введено 1703 описания. Это рисунки, эскизы и графика художников Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере, С.В.Малютина, К.Ф.Богаевского, А.Н.Бенуа, С.Ю.Судейкина, Н.П.Феоктистова, В.Г.Бехтеева и др. Понятно, что художественная часть собрания РГАЛИ велика и пока нельзя говорить о полном архивно-археографическом освоении всех художественных объектов. Архив намерен продолжить эту работу для фронтального выявления и организации использования изобразительных источников.
Мультимедийный подпроект
В процессе работы над каталогом были отобраны материалы, представляющие основные авангардные течения: конструктивизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, футуризм. В диск вошли 420 работ 58 художников. Страницы, посвященные художникам, снабжены фотографиями и автографами. В каталог вошли ранее не публиковавшиеся работы В.С.Барта, В.Бехтеева, Д.Д.Бурлюка, Е.Г.Гуро, И.М.Зданевича, В.П.Комарденкова, Эль Лисицкого, В.Е.Татлина, С.Я.Сенькина и др. Кроме того, интерес представляют включенные в каталог работы режиссеров С.Эйзенштейна и М.Чехова.
Возможность самостоятельного копирования позволяет распространение
диска по музеям, библиотекам и учебным заведениям. Вот лишь некоторые
художники, чьи работы вошли в каталог:

Бурлюк Д.Д. Фотография |

Якулов Г.Б. Фотография |

Татлин В.Е. Фотография |

Ходасевич В.М. Фотография |

Фальк Р.Р. Фотография |
Выставочный подпроект
Кульминацией проекта "Изобразительные источники РГАЛИ", осуществляемого при поддержке Фонда Форда, являлась выставка русского авангарда в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (8 июня-16 августа 2004 г.). Эта выставка стала подлинным открытием не только для публики, но и для специалистов, поскольку подавляющее большинство художественных работ было обнародовано впервые. С подробностями о проведении выставки можно познакомиться на сайте РГАЛИ в разделе "Выставки".
Аудиовизуальный проект
Видеофильм "Архив муз" снят по сценарию Т.М.Горяевой режиссером М.А.Худиной и оператором О.Буреевым (27 минут). В фильме рассказывается об истории архива, его материалах, связанных с художественной средой XIX-XX вв. Показ живописи и графики, принадлежащих перу выдающихся художников, сопровождается комментариями режиссера театра "Эрмитаж" М.З.Левитина и художницы Т.Г.Назаренко.
Издательский подпроект
Альбом "Русский авангард в собрании Российского государственногго архива литературы и искусства издан на английском и русском языках. Авторы вступительной статьи альбома - известный искусствовед А.И.Сарабьянов и директор РГАЛИ Т.М.Горяева. В альбом вошли картины 32 художников (портреты художников) и 170 иллюстраций живописи и графики.
Проект "Изобразительные источники РГАЛИ" имеет огромное значение как для архива, так и для исследователей. Самой важной частью проекта является создание электронного каталога, во многом упрощающего поиск документов для исследователя и ставящего РГАЛИ в ряд наиболее современных архивных учреждений. Этот каталог уникален тем, что дает возможность ознакомиться с изобразительными материалами фондов РГАЛИ, более того, во многих случаях, с материалами ранее не опубликованными. Каталог отличается гибкой системой и простотой поиска, фундаментальностью подачи информации, а главное, новизной и даже сенсационностью этой информации.
Между тем проект важен не только тем, что в его рамках была разработана программно-информационная система (КАИСА-архив). Главное преимущество заключается в комплексном подходе к вопросу о расширении доступа к уникальным материалам РГАЛИ. Создание электронного каталога, мультимедийный проект, проведение выставки в Государственной Третьяковской галерее, видеофильм "Архив муз" - вся эта огромная работа была проведена всего лишь за год, но это далеко не все. Продолжается создание страхового фонда пользования документов на цифровых носителях и пополнение базы данных и банка изображений оцифрованными изображениями, идет дальнейшая работа по пополнению электронного архивного каталога-путеводителя по фондам.
В настоящее время архив продолжает свою работу в рамках полученного от фонда Форда гранта на 2004-2006 гг.