АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Административная реформа и российские архивы: факты, мнения

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 3 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Начало масштабной административной реформы было положено Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г., в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями), агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Руководителем Федерального архивного агентства распоряжением правительства 13 марта назначен В.П. Козлов. 25 марта он был приглашен для беседы с председателем правительства М.Е. Фрадковым. В ее ходе В.П. Козлов доложил о состоянии архивного дела в стране и работе агентства по обеспечению сохранности архивов ликвидированных и преобразованных в результате административной реформы федеральных министерств и ведомств. 7 апреля архивный городок (ул. Б. Пироговская, 17) посетил министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, который встретился с руководителями ряда федеральных архивных учреждений, ознакомился с работой федеральных архивов.

Основные направления деятельности Федерального архивного агентства, его структура и штаты были определены правительством 7 апреля соответствующим постановлением, в котором сказано, что "агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела".

Правительство возложило на архивное агентство: а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела; б) государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации; в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Руководитель Федерального архивного агентства может иметь до двух заместителей, в структуре центрального аппарата предусмотрено два управления по основным направлениям деятельности агентства, предельная численность работников центрального аппарата агентства не должна превышать 68 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Пока же сотрудники бывшего Росархива находятся за штатом, а положение об агентстве не утверждено.

Сегодня сложно прогнозировать последствия этих преобразований. Руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов в интервью "Российской газете" 17 марта уже высказал опасения, что при реформировании архивная система может разрушиться или утратит оперативность и действенность, поскольку многое из того, что раньше рассматривалось архивной службой самостоятельно (например, вопросы нормативно-законодательного обеспечения деятельности архивов), теперь придется решать вместе с министерством. Беспокоятся и архивные службы субъектов федерации: там возможны аналогичные изменения. Но как бы ни складывались обстоятельства, архивам в очередной раз предстоит позаботиться об огромном массиве документации уже ликвидированных учреждений и организаций.

За комментариями редакция обратилась к авторитетным архивистам.


А.В. Елпатьевский, заслуженный работник культуры России, проработавший в системе архивных учреждений 45 лет: Впервые созданная в России в 1918 г. государственная система управления архивным делом существовала в составе Наркомпроса четыре года, затем 17 лет - в ведении ВЦИК (ЦИК СССР), около 22 лет - в составе союзного Наркомата (Министерства) внутренних дел, и с 1961 г. до недавних дней, более сорока лет, представляла собой самостоятельное ведомство, непосредственно подчиненное правительству.

Если учесть не всегда осознаваемый факт, что МВД СССР по существу было своеобразным надведомственным "государством в государстве" (в него входил целый ряд государственных служб, никак не связанных с осуществлением силовых и карательных функций: помимо архивной - геодезия и картография, ЗАГСы и др.), то можно сказать, что архивная служба в полном соответствии с общегосударственным, надведомственным характером своей деятельности не входила в состав какого-либо отраслевого ведомства 80 из 85 лет своего существования. Находясь в составе НКВД-МВД, она завершила консолидацию архивов, их общее описание, добилась создания в масштабах страны порядка, исключающего самовольное уничтожение архивных документов, а перейдя в 1961 г. в ведение правительства, сформировала действенную систему регулярного поступления в архивы ценных документов государственных и общественных организаций, установила деловые связи с международными архивными организациями и архивными службами других стран, что способствовало пополнению российских архивов документами по истории России и повышению престижа страны; реализовывала (правда, не без недостатков, свойственных советскому государству) обеспечение интересов населения, государственных и общественных организаций ретроспективной информацией. К этому надо прибавить и осуществленное строительство архивных зданий, не сравнимое по масштабам со строительством зданий для музеев.

Реформа марта 2004 г., объединившая "под одной крышей" все информационные службы (библиотеки, музеи, архивы, а также СМИ), внешне может выглядеть логичной. Однако нельзя забывать о принципиально различном характере, направленности деятельности, общественном предназначении архивов, с одной стороны, и библиотек и музеев - с другой. Если относительно последних можно считать, что общественно-культурная ипостась в них преобладает и их главной функцией является оказание государственных услуг и управление соответствующим государственным имуществом, то архивная служба (мы предпочитаем употреблять именно эту формулу) не только хранит культурное достояние страны (государственное имущество - государственные архивы) и оказывает государственные услуги, но до недавнего времени осуществляла и определенные функции менеджмента, контроля и надзора за работой архивов государственных и иных организаций, ведения в них документальной части делопроизводства (документационного обеспечения управления), а также и определенное нормативно-правовое регулирование в профессиональной области и в сфере деятельности государственных архивов.

Лишение федерального архивного агентства этих функций чревато, по нашему мнению, в недалеком будущем существенным регрессом в формировании Архивного фонда Российской Федерации современными документами, ухудшением состояния архивов и делопроизводственных служб государственных организаций.

Разумеется, мы не за возвращение к тоталитарным нормам советского государства, но надо помнить, что работа с документами, начиная от их создания и до превращения в исторический источник или до полной утраты ими своего значения, тем успешнее и полезнее человеку, обществу, государству, чем она более унифицирована на основе единых научных принципов и норм, достигнутый уровень которых хотелось бы сохранить и развивать дальше.

Мы очень хотели бы ошибиться в нашем пессимизме относительно происходящей реформы управления архивным делом России.


Е.А. Козлова, заместитель директора Государственного архива Российской Федерации: Указом Президента Российской Федерации, ознаменовавшим начало административной реформы, о которой так много говорилось в средствах массовой информации, упразднено 24 федеральных органа исполнительной власти (22 из них - источники комплектования Государственного архива Российской Федерации), преобразовано шестнадцать (четырнадцать - источники комплектования ГАРФ), переименовано три. Указом определены новая структура федеральных органов исполнительной власти и их правовая форма: министерства, службы, агентства.

На сотрудников ГАРФ легла ответственность за работу с ликвидационными комиссиями, одной из задач которых является приведение в порядок текущего делопроизводства и сдача дел в архив. Первое, что потребовалось сделать, - это рассчитать предварительные объемы документов, подлежащих упорядочению, продумать комплекс мероприятий по обеспечению сохранности, определить возможности их приема в ГАРФ.

Сотрудниками архива в кратчайшие сроки подготовлены сведения по каждому ликвидированному ведомству с указанием объемов дел, находящихся на хранении, денежных средств, необходимых для упорядочения, и потребности в свободной площади для организации приема. Затем эти данные уточнялись и корректировались, так как достаточно сложно подсчитать точный объем документов, находящихся еще в структурных подразделениях упраздненных и реорганизованных ведомств. По предварительным подсчетам, в ходе работы ликвидационных комиссий упорядочению подлежит более 1 109 349 дел (в том числе 316 249 - постоянного хранения, 243 400 - по личному составу, 549 700 - долговременного и временного сроков хранения), причем в самые сжатые сроки. Несколько облегчает задачу то, что значительные объемы документов упраздненных ныне министерств и ведомств уже были нами упорядочены. Прошли научно-техническую обработку и полностью подготовлены к передаче в архив 68 906 ед. хр. Упорядочены 87 660 ед. хр. по личному составу, описи на них утверждены и согласованы ЭПК ГАРФ. Всего же для приема дел только постоянного хранения от ликвидированных министерств и ведомств потребуется не менее 9516 пог. м стеллажей. На момент опубликования указа резерв свободных полок в ГАРФ составлял не более 100 пог. м. Осложняет ситуацию то, что ликвидированные ведомства не имеют правопреемников, поэтому вопрос о приеме документов по личному составу и документации временного срока хранения также может встать перед архивом. На территории архивного городка уже готовятся хранилища с современными передвижными стеллажами на 200 тыс. ед. хр.

В короткие сроки ГАРФ подготовил договоры и сметы на упорядочение документов ликвидированных министерств и ведомств, формирует временные трудовые коллективы из сотрудников архива и внештатных работников.

Административная реформа коснулась практически всех федеральных органов исполнительной власти; если ведомство не упразднено или не преобразовано, то оно в соответствии с указом передает свои функции новым службам и агентствам, как, например, Минприроды, Минфин или Минэкономразвития России. А это значит, что необходимо усилить контроль за сохранностью документов и таких организаций, особенно за документами постоянного хранения.

По результатам проведения административной реформы предстоит уточнить список источников комплектования ГАРФ, пополнив его новыми федеральными органами исполнительной власти, перестроить работу кураторов отдела комплектования.

Административная реформа - это не первое преобразование системы органов управления за годы существования Российской Федерации. Архивисты ГАРФ уже успели привыкнуть к постоянным реорганизациям, требующим упорядочения дел и приема их на постоянное хранение в архив.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'