АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

"…Выдача мне патента могла бы помочь осуществлению дирижабля"
Письма К.Э. Циолковского
в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР.
1929 - 1930 гг.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России


В одной из своих автобиографических статей К.Э. Циолковский писал: "В 1885 г. <…> я твердо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат" [1]. Уже к 1890 г. он подготовил рукопись "О возможности построения металлического аэростата". Хотя в 1909 - 1911 гг. К.Э. Циолковский запатентовал свое изобретение за рубежом [2], из-за отсутствия средств пошлины были уплачены только за российский патент, да и срок патентования закончился. Поэтому у престарелого изобретателя и возникло желание получить патент на свое изобретение в СССР. 19 декабря 1928 г. от К.Э. Циолковского в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР поступила заявка, зарегистрированная под № 37454 [3].

12 января 1929 г. ученый отправил письмо, в котором обосновывал целесообразность выдачи ему советского патента на металлический дирижабль и сообщал об отказе от имущественных прав на изобретение в пользу СССР [4]. 14 января 1929 г. заявителю предложили "предоставить третий экземпляр описания и чертежа, тождественный с ранее присланными" [5]. 28 января 1929 г. требуемый пакет документов Циолковским был послан.

Рассмотрение заявки затянулось. Не дождавшись ответа, 21 декабря 1929 г. Константин Эдуардович подал новое заявление о выдаче патента на "Упрощенный металлический дирижабль", зарегистрированное под № 60988 [6].

Лишь 24 марта 1930 г. 4-я секция Комитета по делам изобретений ВСНХ постановила в выдаче патента на первую заявку "Металлический дирижабль" отказать. Решение мотивировалось содержанием второй статьи "Закона о патентах" от 12 сентября 1924 г., гласившей, что "патент не может быть выдан на изобретение, которое было опубликовано, хотя бы и самим автором, ранее момента заявки изобретения в комитет" [7].

Уведомление об отказе в выдаче патента по заявке № 37454 было отправлено в Калугу 16 апреля 1930 г.

Однако на этом не кончается история с заявками Циолковского на изобретение. Происходят странные и малообъяснимые события. 27 апреля 1930 г. та же 4-я секция Комитета по делам изобретений, рассмотрев все относившиеся к заявке № 60988 документы, приняла решение: выдать ученому патент на "Металлический дирижабль" [8] при условии, что он не будет опубликован. О постановлении автор был извещен 13 мая 1930 г. Видимо, заявку рассматривали другие эксперты, которые не знали всей предыстории событий, не ведали об обнародовании изобретения до революции и думали, что они имеют дело с неизвестным науке открытием.

В свою очередь, получив первое уведомление об отказе, К.Э. Циолковский 30 апреля направил в комитет письмо, где признал "совершенно справедливым" отказ ему в выдаче патента и одновременно просил считать недействительными ранее поданные им заявки № 60988 и 56964 (этой заявки в архиве нет).

Комитет, спохватившись о допущенной ошибке, 14 сентября 1930 г. снял секретность с заявки "Металлический дирижабль" [9]. А двумя неделями позже, 28 сентября 1930 г., военный отдел комитета известил ученого о том, что его "заявки № 60988/3132 и 56964/2864 направлены к прекращению" [10]. Начальник отдела Цырлин 8 октября 1930 г. сообщил изобретателю: "В связи с отказом в выдаче Вам патента на дирижабль по заявке № 37454, посланной Вами 19 декабря 1928 г., и Вашими опасениями о возможности выдачи патента на Ваше изобретение в некоторых странах любому лицу, разъясняется, что, поскольку из специальной и популярной литературы как на русском, так и на иностранных языках широко известно, что Вы являетесь автором первого предложения строить металлические дирижабли, выдача патента на идею такового невозможна даже в странах с явочной системой, тем более, что во всех странах имеется ряд патентов на различные конкретные формы выполнения и приспособления к металлическим дирижаблям" [11].

В XX в. дирижаблям и аэростатам тяжелее воздуха не повезло - они родились преждевременно, когда наука и промышленность были на низком уровне, когда не было еще ни реактивных двигателей, ни компьютеров, ни спутников для обеспечения точной навигации. Да и история распорядилась так, что гибель лучших немецких, американских и английских дирижаблей способствовала распространению мнения, что они опасны для пассажирских перевозок и должны уступить место авиации как более надежной, скоростной, меньше зависящей от погодных условий.

От дирижаблей отказались, но их не забыли! До сих пор не утихают споры вокруг них. Оказалось, что дирижабли наряду с хорошо известными недостатками (большие габариты, тихоходность) обладают целым рядом завидных качеств. По дальности и полезной нагрузке даже современные самолеты не могут пока конкурировать с лучшими дирижаблями первого поколения. До сих пор недостижимы некоторые их рекорды шестидесятилетней давности по продолжительности полета.

До настоящего времени ни один дирижабль в мире не приблизился к требованиям, сформулированным К.Э. Циолковским: быть прочным, безбалластным, удобным в эксплуатации, экономичным, а главное, безопасным. Лишь в 1970-е гг. работы по строительству дирижаблей возобновились. В 1980-е гг. специалисты английской фирмы "Эйршип индастриз", к удивлению многих скептиков, сделали однозначный вывод: дирижабли более безопасны (почти на 100 %!), нежели любой другой воздушный транспорт. С точки зрения экономики использование дирижаблей на расстояниях более 1000 км, несмотря на их небольшую скорость (порядка 100 км/час), гораздо выгоднее использования вертолетов и самолетов [12]. Однако принцип, предложенный К.Э. Циолковским, - изменение величины аэростатической подъемной силы, - до сих пор не воплощен в жизнь. Заслуженный деятель науки профессор В.А. Семенов в 1975 г. писал: "Конструктор найдет в существе его научных работ много того ценного, что определяет превосходство его научно-технической мысли над всем тем, что достигнуто в дирижаблестроении" [13]. Вполне возможно, что металлические дирижабли станут транспортом будущего, подтверждая гениальную прозорливость калужского мечтателя. Может быть, идеи К.Э. Циолковского наконец найдут свое воплощение?

При подготовке писем к публикации сохранены все авторские особенности стиля, орфографии и оформления. Подчеркивание и выделение текста передано курсивом и разрядкой. Все введенные археографом части слов заключены в квадратные скобки.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии О.С. МАКСАКОВОЙ.

[1] Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976. С. 31.

[2] Белова Н.Г. Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными // В сб.: К.Э. Циолковский и научно-технический прогресс. М., 1982. С. 184.

[3] Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1 - 5. Д. 13157.

[4] Там же. Л. 17 - 18 об.

[5] Там же. Л. 16.

[6] Там же. Д. 35176. Л. 1.

[7] Там же. Д. 13157. Л. 35.

[8] Там же. Д. 35176. Л. 17.

[9] Там же. Л. 20.

[10] Там же. Л. 21.

[11] Там же. Л. 38.

[12] См.: Вяткин Л. Трагедии воздушного океана. М., 1999. С. 93.

[13] Труды IX чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. М., 1975. С. 81.

вверх

Письма К.Э. Циолковского в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР
№ 1

12 января 1929 г.

В Ленинградский ВСНХ СССР
Комитет по делам изобретений (1)
от К.Циолковского
(Калуга, ул. Брyтa, 3)


Осенью 1890 г. сделан был в Ленинграде доклад в Техническое общество (в VII воздухоплав[ания] отдел[е]) о моем металлическом дирижабле. Копия доклада, с сохранившеюся датoю, и сейчас у меня хранится. Есть она и в архиве VII отдела. Да и в газетах о том писали (у меня газетные выписки). После этого (например, в 1895 г.) натиск на VII отдел несколько раз еще повторялся, хотя и исходил не от меня.

В 1892 г. издано описание моего проекта. Он помещался в кратком изложении во многих журналах. Затем сам я издавал ряд книжек, в журналах и отдельно, с целью распространить изобретение и осуществить его. Даже в последнее время наши и иностранные органы печати повторяли описание устройства моего дирижабля. Одним словом, он теперь известен всему миру.

Нo, в общем, проект и отвергался. Доказательством служит то, что его до сих пор не осуществили. Лишь теперь СССР обратил внимание и дал средства на предварительные исследования.

Я, правда, не знал, что обнародование изобретения в большинстве буржуазных государств лишает изобретателя всех прав собственника. Скоро я это узнал, но не жалел о том, так как главной моей целью было дать людям полезное. Я предполагал, что и без меня дело сделается.

Но вот прошло уже почти 39 лет со времени его обнародования, "воз и ныне там". Через 11 лет, по известным буржуазным законам (всего через 50), всякий будет вправе взять патент на это изобретение, так как истечет 50 лет со времени его обнародования. Справедливо ли это!

Мне 71 год, я болен и скоро сойду со сцены. Мне ничего не нужно. Старухе жене и дочери довольно моей персональной пенсии. Оставлять капиталы своим родственникам я считаю безнравственным и губительным для них. Но выдача мне патента могла бы помочь осуществлению дирижабля. Люди таковы, что патент, бумажка как аттестат имеет магическую силу.

Возможно, что я ошибаюсь, и "воз" останется на прежнем месте. Но почему не попытаться. Я заранее отрекаюсь от своих прав на патент после моей смерти и предоставляю их СССР.

Наша Республика могла бы получить через это некоторые преимущества, так как могла бы патентовать металлический дирижабль в других странах. Я лично ничего из этого не выгадаю, так как наверное исчезну ранее достижения каких-либо материальных выгод.

Выдача мне патента - не только акт справедливости и пользы (не мне), но и ничего нелегального не представляет. В Англии, напр[имер], выдается патент на всякое изобретение, не ввезенное в страну. Также в Швейцарии, в Швеции, Норвегии и других странах изобретение не пропадает для изобретателя.

12 янв[аря] 1929 г. (2) К.Циолковский

См[отри]те на обороте.

Около 19 дек[абря] 1928 г. мною послано Вам прошение (с чертежами, описанием и проч[им]) о выдаче мне патента на металлический дирижабль. Пока я не получил явочного (3) свидетельства. Дошли ли бумаги?

Для уяснения вопроса о пат[енте] на мой дирижабл[ь] прилагаю при сем несколько моих книжек с указанием на обложке страниц, на которые прошу обратить внимание [1].

К.Циолковский


Филиал РГАНТД в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1 - 5. Д. 13157. Л. 17 - 18 об. Подлинник. Машинопись с авторской правкой.

вверх

№ 2


30 апреля 1930 г.

В Комитет по делам изобретений
от К.Э. Циолковского
Калуга, Брут[а], 81.


В ответ на отношение за № 37454/1833

(заявка от 28 д[екабря] [19]28)


Отказ мне в патенте совершенно справедлив. Но все же я Вас ПРЕДУПРЕЖДАЛ подробно и ранее о том, что изобретение мое описано мною самим в печати за много лет до заявки (см. прил[ожение] 1 (4)).

Надежду на получение патента я получил благодаря чтению журн[ала] "Изобретатель", где обещались всякие льготы патентующим. Теперь, узнав, что их нет и что закон исполняется без уклона, считаю долгом предупредить, что и изобретения мои по заявкам № 60988/3132 (от 24 янв[аря] [19]30 г.) и № 59964/2867 от 27 н[оября] [19]29 г. (см. пр[иложения] 2, 3 и 4 (5), они посланы особою бандеролью) также прежде заявок описаны мною в печати, когда я еще не думал их патентовать.

Посему прошу считать эти заявки недействительными или отказать мне в выдаче патентов. Первое - скорее.

Благоволите уведомить и извинить за мою ошибку.

К.Циолковский (6)


[PS] Это ответ и на Ваше отношение от 13 мая 1930 г. за № 60 988/3132.

К.Циолковский


Филиал РГАНТД в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1 - 5. Д. 35176. Л. 18. Подлинник. Машинопись с авторской правкой.


[1] Имеются в виду четыре брошюры К.Циолковского: "Общечеловеческая азбука, правописание и язык" (Калуга, 1927); "Изданные труды К.Э. Циолковского" (Калуга, 1927); "Отклики литературные" (Калуга, 1928); "Моя пишущая машина. Двигатели прогресса. Новое о моем дирижабле и последние о нем отзывы. Мелочи" (Калуга, 1928).


(1) Далее рукой К.Э. Циолковского вписан чернилами текст: "К моему прошению о патенте на дирижабль, посланному 19 дек[абря] 1928 г.".

(2) Дата, приписка: "См-те на обороте" и текст на оборотной стороне листа написаны К.Э. Циолковским чернилами.

(3) Так в документе.

(4) Приложение не публикуется.

(5) Приложения не публикуются.

(6) Далее К.Э. Циолковским сделана приписка чернилами.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'