АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Аудиовизуальные архивы на рубеже XX - XXI веков
(отечественный и зарубежный опыт)


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 1 (2005 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Аудиовизуальные архивы на рубеже XX - XXI веков (отечественный и зарубежный опыт) / Под ред. В.М. Магидова; Сост.: В.М. Магидов, Е.Л. Иванова. М.: Изд-во Ипполитова, 2003. - 414 с. - 1000 экз.


Аудиовизуальные документы сегодня выступают в качестве и основной формы распространения информации и своеобразной, хотя и односторонней, формы соучастия общества в событиях современной мировой истории. Велика эффективность воздействия на массовое сознание такой информации, представленной в виде изображения (тем более подвижного) и в сопровождении звука. Использование аудиовизуальных документов в сравнении с возможностями восприятия сознанием печатного текста значительно повышает перспективы управления общественными процессами. Казалось бы, поэтому проблематика аудиовизуальных архивов и документов в условиях глобализации должна стать предметом постоянного внимания, дискуссий, научных, философских и прикладных исследований в области гуманитарных наук. Однако налицо странный парадокс: как важнейшая часть культурного наследия и социальная, психологическая, технологическая, образовательная проблема аудиовизуальные документы только начинают осознаваться обществом и государством. Как источник уникальной информации по истории новейшего времени они еще не стали для историков необходимым исследовательским объектом.

Новый коллективный труд, посвященный целому комплексу проблем аудиовизуальной архивистики - философии, культуры, - несомненно имеет большую актуальность. Он охватывает широкий круг вопросов, рассматриваемых в масштабах деятельности Национальной ассоциации аудиовизуальных архивов (НААА), и дает в целом системное представление о составе и содержании кинофотофонодокументов Архивного фонда Российской Федерации и его современных особенностях. Здесь анализируются острые вопросы работы с этими документами, раскрываются их содержательная сторона, художественная и информационная ценность с позиций архивоведения, источниковедения, искусствоведения, новых технологий и, по существу, современной правовой мысли. Это придает изданию междисциплинарную направленность, обеспечивает единство замысла и цельность, а также позволяет рассматривать его как монографическое.

Авторы книги - ученые, практики, преподаватели и аспиранты ряда научных учреждений и организаций, среди них имена известных и более молодых отечественных и зарубежных специалистов в области аудиовизуальной информации, в том числе из Историко-архивного института РГГУ, Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Всероссийского НИИ киноискусства, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного архива фонодокументов, Российского государственного архива научно-технической документации, Гостелерадиофонда, Центрального архива аудиовизуальных документов г. Москвы, Государственного центрального музея кино и др. В разнообразных формах представлен и современный зарубежный опыт. В издание включены научные статьи исследовательского, практически-проблемного, обзорно-информационного характера, а также материалы действующего под эгидой НААА семинара; здесь приведены тексты важных документов, определяющих правовой и организационный статус учреждений и организаций, связанных с аудиовизуальной документацией в международном (ЮНЕСКО) и российском правовом пространстве. Ценным компонентом издания являются информационно-библиографические материалы, среди которых следует выделить удачную инициативу создания Перечня организаций, хранящих аудиовизуальные документы. Его можно рассматривать как прообраз будущего и настоятельно необходимого Путеводителя, тем более что автор (В.М. Магидов) предполагает его продолжение и последующее дополнение.

В целом отметим, что при большом разнообразии жанров, авторского состава и подходов, акцентировании прежде всего проблемных, дискуссионных и неоднозначных аспектов темы читатель получает общую картину современного состояния аудиовизуальной архивистики, ее перспектив и современных сложных и нерешенных проблем. В этом несомненная заслуга редактора рецензируемого труда, ученого и педагога, заведующего кафедрой аудиовизуальных документов и архивов ИАИ РГГУ В.М. Магидова и составителей издания.

В центре внимания авторов материалов, при различии подходов и мнений, - неизменно общие, сквозные вопросы междисциплинарного подхода к архивам и документам, их создания, комплектования, хранения и более широкого использования, расширения доступа к ним в сложной ситуации глобализации, становления новой государственности и подвижности информационного пространства современной культуры. Книгу открывает обобщающая статья о состоянии аудиовизуальных архивов России и перспективах их развития. Справедливо полагая, что аудиовизуальные документы фиксируют практически все виды человеческой деятельности, авторы (В.М. Магидов и В.А. Еремченко) констатируют, что современное общество и информационный обмен немыслимы без повседневного применения фотографии, звукозаписи, кинематографа, телевидения, придавая обсуждаемым проблемам соответствующую научную и практическую масштабность. Главное условие для использования уникального информационного ресурса, адекватного масштабу его значимости, - создание общей картины отечественного наследия в данной сфере, уточнение параметров имеющихся объемов информационного продукта, перспектив его хранения и расширения доступа к нему общества. Эту главную тему развивают другие материалы издания, особенно статьи по конкретным проблемам исследования истории, составу фондов и коллекций ведущих отечественных архивов.

В целом создается впечатляющая, хотя и довольно тревожная картина. Мироощущение архивистики, как известно, по существу философское. Документ есть интеллектуальный продукт, результат осознанной и целенаправленной человеческой деятельности, преобразующий подвижную и преходящую действительность в непреходящую историческую, общечеловеческую информационную ценность и целостность, поэтому архивистика воспринимает как нечто целостное и мировоззренческие вопросы практической повседневности, связанные с проблемами создания документа, его архивного хранения, использования и обеспечения доступа общества к зафиксированной в нем исторической информации. Все это относится и к аудиовизуальным документам. Не случайно одна из статей раздела "Зарубежный опыт работы с аудиовизуальным наследием" так и называется - "Философия аудиовизуального архивирования" (Р.Эдмондсон, Париж). Судя по содержанию издания, в котором каждый автор исходит из своего интеллектуального опыта, все проблемы философии архивирования и ее практические трудности в нашем обществе, находящемся в процессе становления, актуальны и ощутимы и для специалистов в области аудиовизуальной документации. Таковы, в частности, проблемы архивного или авторского права. В то же время аудиовизуальная проблематика отзывается на эти трудности еще более специфично. Ведь документация на бумажном носителе в какой-то мере защищена существующим в массовом сознании уважением к документу, если не в его культурном, то хотя бы делопроизводственно-бюрократическом понимании. Что касается рассматриваемой в издании документации, то вопросы и ее создания, и хранения, и использования оказываются в существующем в массовом сознании правовом вакууме. Авторы пишут о конкретных практических проблемах, но ситуация в целом вырисовывается сложная. Она не оставляет другого выхода, как наметить ключевые первоочередные аспекты деятельности немногочисленных специалистов, объединить материальные и интеллектуальные ресурсы, поэтому в центре издания - деятельность Национальной ассоциации аудиовизуальных архивов. Понятно, что при таком обилии проблем следует прежде всего позаботиться об объединении усилий, координации, взаимной информированности в выведении правовых, культурных, практических вопросов на общенациональный уровень. Тогда появится возможность и более направленного международного общения, использования мирового опыта.

НААА, некоммерческой организации, которая объединяет архивные и другие организации России, заинтересованные в обеспечении сохранности аудиовизуальных документов и их эффективном использовании в интересах общества, посвящен особый раздел. Здесь помещены ее учредительные документы, прежде всего устав, утвержденный собранием учредителей в мае 2000 г. Представлены правила приема, учредительный договор и др.

Ключевой проблемой выступает аудиовизуальное наследие страны, архивы как основной и неразделимый объект и непосредственный предмет деятельности Национальной ассоциации. В том, что это важно и возможно, убеждает ряд публикаций, и в частности дискуссионные материалы действующего семинара "Аудиовизуальные архивы и гуманитарное знание". Они вполне конкурентны, ведь дискуссии посвящены, например, проблемам идентификации документального фильма, без которой, как справедливо отмечают ученые и практики, весь информационный ресурс оказывается неопределенным и безадресным. Правда, речь идет прежде всего о понимании деятельности НААА как части отечественной культуры (об этом, в частности, говорит С.О. Шмидт), и эта деятельность выступает как конкретное проявление становления гражданского общества, сознающего ценность своего исторического, зримого, подвижного и такого технологически хрупкого наследия. В этой связи в общенациональном масштабе материалы данного вполне конкретного и даже специализированного издания впечатляют.

Статей, рассматривающих источниковедческую специфику аудиовизуального документа, в издании не так много, но их уровень достаточно высок. Имеется в виду тот раздел издания, который носит название "Логика чувств, приглашение к диалогу". Здесь идет речь о специфике образного восприятия жизни и образном контексте исторического факта, о его метафоричности (Л.М. Рошаль). На уровне своего создания (как искусства), а также восприятия и использования (как исторического источника) аудиовизуальный документ обладает собственной уникальностью и неповторимостью. Авторы рассматривают его как на этапе создания, когда информация преобразуется в продукт, так и использования, когда историческая, фиксированная информация вновь оживает. Интересна и постановка вопроса о том, как вербальная и невербальная части информации формируют новый познавательный уровень и, возможно, новое живое восприятие истории и культуры.

Относительно небольшое место в издании отведено проблемам подготовки кадров для работы в пространстве аудиовизуальной архивистики, визуальной антропологии, устной истории. Однако несомненно, что такая отечественная школа существует. В частности, это проявляется при анализе зарубежного опыта, например в аналитических обзорах наследия устной истории в архивах Франции, да и в других материалах издания. Будем надеяться, что проблематике подготовки кадров наше общество и Национальная ассоциация посвятят новые проблемные издания. Ценный опыт РГГУ, где существует соответствующая специализация, а также ее несомненные успехи и не менее очевидные трудности заслуживают заинтересованного участия и поддержки со стороны российского общества в перспективе культурного развития в новом тысячелетии.

О.М. Медушевская

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'