АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

"Учил молиться и непрестанно памятовать о Боге..."
Миссионерская деятельность иеромонаха Дионисия
в Якутском крае. 1882 г.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 1 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

С началом христианизации Якутского края ведущая роль в духовном просвещении местного населения принадлежала миссионерам. Активная проповедническая деятельность началась с учреждением в 1663 - 1664 гг. в Якутске Спасского монастыря [1]. Приходы Якутской епархии резко отличались от приходов Центральной России и даже Западной Сибири, где в ведении приходского священника находилось село с 3 - 4 деревнями, расположенными неподалеку. Приход в Якутском крае - это огромная территория, особенно в северной части епархии, малочисленное население, проживавшее на больших расстояниях друг от друга. Чтобы исполнить свои обязанности, священнику необходимо было совершать длительные поездки в глубь прихода, оставляя его на месяц и более. Такие своеобразные условия пастырского служения в Якутии требовали и особой пастырской практики, которая нашла выражение в создании походных церквей и станов. Благодаря ходатайствам архиепископа Иркутского Нила [2] в 1844 г. в Якутске были учреждены две походные церкви - Николаевская и Благовещенская со штатами по два священника и причетника в каждой [3]. Священники Никольской церкви совершали поездки в северо-восточную часть Якутской области, а Благовещенской - в северо-западную [4].

Представители походного духовенства были нацелены на распространение и утверждение православной веры, совершение православных обрядов - треб. В обязанность входили ведение журналов наблюдений и ежегодное предоставление их на рассмотрение архиепископа, а затем Синода. Сюда вносились сведения о поездках с указанием расстояний, трудностей и удобства путевых сообщений, количества совершенных треб, описание мест проживания и численности населения, его обычаев и состояния нравственности. Священнослужители зачастую выступали в качестве первых исследователей Якутского края. Их знания и наблюдения, опыт общения с местным населением становились достоянием российской науки. Так, священник Чукотской Чаунской миссионерской церкви А.Аргентов в 1853 г. был избран членом-сотрудником Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, а священник Благовещенской походной церкви Н.Попов в 1862 г. "за собранные им этнографические сведения" - членом Императорского Русского географического общества [5].

В предписаниях Якутскому духовному правлению, а затем в донесениях Синоду архиепископ Иркутский Нил наставлял, "чтобы духовенство походных церквей не вмешивалось в те требоисправления, кои удобно могут быть совершены приходским духовенством. И поэтому походному духовенству не должно избирать для себя таких путей, кои часто посещаемы бывают от местного духовенства. Напротив, чем отдаленнее от приходской церкви какой-либо пункт, чем менее посещается он приходским духовенством, тем ближе к нему должны быть походные церкви" [6].

В 1852 г. Якутская область вошла в состав Камчатской епархии, а в 1870 г. образована самостоятельная Якутская епархия. В это же время на севере области действовала Чукотская миссия. О ее успехах говорит тот факт, что священник А.Аргентов в августе 1854 г. представил архиепископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Иннокентию (Вениаминову) список из 1355 человек Чукотского прихода [7].

В 1870 г. Православный миссионерский комитет в г. Якутске решил ходатайствовать перед Синодом о назначении на миссионерские посты Чукотки двух или трех человек из монашествующих, открытии стана в Эломбале, расширении прав и увеличении содержания миссионеров. Ходатайство было удовлетворено, и в 1873 г. в Якутск прибыли из монастырей Вологодской епархии три иеромонаха: Дионисий, Анатолий и Агафангел.

В 1879 г. Чукотская миссия была разделена на три стана: 1) Чаунский - территория от устья р. Колымы к востоку по берегу Ледовитого океана до Шелаевского мыса и далее к Берингову проливу по р. Болькой и вверх от Чаунской губы. Здесь располагалась единственная в миссии Чауно-Чукотская церковь, построенная в 1848 - 1849 гг. [8]; 2) Эломбальский - к юго-западу от Нижне-Колымска по р. Большому и Малому Анюю и кочевья на р. Омолон. Заведование этим станом было поручено иеромонаху Дионисию; 3) Алазейский (Сень-Кельский) - территория всей западной тундры от Колымы до устья Алазеи и далее к западу до Индигирки. Им ведал иеромонах Анатолий, поселившийся и построивший часовню в местечке Сенкель [9].

Ниже публикуется фрагмент путевого дневника иеромонаха Дионисия о пастырской деятельности с 25 марта по 7 апреля 1882 г., хранящегося в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Купюры отмечаются заключенным в угловые скобки отточием. Восстановленные части слов (слова) помещены в квадратные скобки.

Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации И.И. ЮРГАНОВОЙ.


[1] Жукова Л.И. Г.А. Попов и его рукопись "Миссионерство в Якутском крае" // Полярная звезда. 1997. № 5. С. 87.

[2] Нил (в миру Николай Федорович Исакович) (1799 - 1874) - духовный писатель. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле. Труды: "О буддизме" (СПб., 1858), "Путевые записки о путешествии по Сибири" (Ярославль, 1874) и др. Издано собрание проповедей. Богатейший минералогический кабинет завещан Санкт-Петербургскому университету.

[3] Национальный архив Республики Саха (Якутия) (Далее - НА РС (Я). Ф. 226-и. Оп. 2. Д. 170. Л. 53.

[4] Попов Г. Миссионерство в Якутском крае // Илин. 2000. № 2. С. 37 - 47.

[5] НА РС (Я). Ф. 267-и. Оп. 1. Д. 2. Л. 1 об.; Земля Иркутская. 2000. № 14. С. 50.

[6] НА РС(Я). Ф. 267-и. Оп. 1. Д. 2. Л. 1 об.

[7] Якутские епархиальные ведомости. 1910. № 5.

[8] Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного вероисповедания за 1888 - 1889 гг. СПб., 1891. С. 244.

[9] Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода… за 1894 - 1895 гг. СПб., 1898. С. 15.

вверх

Из путевого журнала иеромонаха Дионисия


25 марта - 7 апреля 1882 г.

Марта, 25 - 28-е число.

Из Н[ижне]-Колымска выехал в островную крепость 25-го ч[исла] и был в уверенности, что в крепость попаду вовремя, т. е. к Пасхе, но не так случилось. В первый день выхода нашего погода была хорошая, весь второй день шла пурга с ветром и замела дорогу совершенно, так что пришлось нам снова прокладывать (на лыжах) себе дорогу. <…> Поэтому мы едва могли вчера к вечеру добраться до Усть-Виськи, где и ночевали и встретили светлый праздник Воскресения Христова служением Пасхальной утрени и обедницы. Несмотря на пустынность и безлюдность места, однако мы (нас было 7 человек) радостно встретили праздник... а затем выехали и прибыли сюда - в крепость около 4 ч[асов] за полудень. По прибытии в крепость тотчас же была отправлена Великая Вечерня [1]. Инородцы почти все прикочевали. <...>

29-е число, понедельник.

Служили утреню и обедницу. По выходе моем из часовни стали приходить ко мне чукчи и ламуты [2], в том числе и чуванцы [3], и с ними весь день, до самого вечера провел я в беседах: частию о предметах религиозного содержания, а частию о предметах обыкновенных - житейских, удовлетворяя их любопытству: о приезде купцов, скоро ли они будут сюда, много ли купцы навезли товаров, какая на них цена, что делается в Якутске и проч.

[30-е число], вторник.

По окончании обедницы окрестил четверых детей, <...> исповедал 9 ч[еловек] чукчей <…> отпел 5 ч[еловек] умерших в прошлом годе. Затем остальное время провел по обыкновению в беседах с чукчами и ламутами, которые приходили ко мне.

[31-е число], среда.

Просвещено Св[ятым] крещением четыре младенца ламутских. Повенчал два брака: один чукотский, а другой чуванский. Исповедал 20 ч[еловек] обоего пола ламутов. По исправлению сих треб ездили <…> в лагерь со Св[ятым] Крестом и там прославили воскресение Христа. Оттуда заезжали в два лагеря - в одном из них оглашение мужу с женою, у коих двое детей. <...> Чукча этот постоянно кочует в анадырскую сторону, сюда в крепость пришел в первый раз, по его заявлению, с единственным намерением окреститься со своим семейством.

Апрель, 1-го числа, четверг.

После обедницы, окрестив двух младенцев чуванского рода, исповедал 29 чел[овек] обоего пола ламутов Средне-Колымского прихода; отпел 9 чел[овек] умерших ламутов. Перед вечером, когда чукчи разъезжаются из крепости по своим лагерям, ходил к <...> чукчам в их лагерь, стоящий не более версты от крепости и обошел все юрты, в которых хозяева были дома. В одной юрте некрещеные чукчи, изъявившие свое согласие, по моему предложению, послушать учения о христианской вере. Говорил я о сотворении мира и человека, о нарушении прародителями нашими заповеди Божьей и о последовавших преслушаниях, о всемирном потопе как о наказании людей за их грехи, о милосердии Божьем к людям грешным, которое низвело на землю Сына Божьего для спасения людей от вечной погибели, о земной жизни И[исуса] Христа, его учении, чудесах, страданиях, смерти, воскресении и вознесении Его на небо, о втором пришествии И[исуса] Христа и о будущей жизни праведных и грешных, о необходимости для каждого веры в И[исуса] Христа как Спасителя и крещении и проч. Слушателей было человек до десяти и, по-видимому, слушали внимательно. Кроме этой юрты вел беседу еще в двух других юртах, но уже с крещеными, которые утвердились в вере, учил молиться и непрестанно памятовать о Боге и проч. В крепость возвратился я уже около десяти часов вечера.

2-е число, пятница.

Сегодня приводил к присяге на верность службы, утвержденного областным начальством в звании чукотского эрома, Афанасия Андреевича, сына покойного эрома Амбравурина. При сем в часовне присутствовали: г[осподин] окружной исправник, н[ижне]колымский частный командир - оба были при форме, <...> чукчи и все здешнее купечество. Тоэн [4] (1) был в своем почетном <...> кафтане, полученном им года три тому назад, и при трех золотых медалях отцовских. По окончании присяги все бывшие в часовне были приглашены тоэном в дом одного из купцов, где и предложено было им тоэном для всех приличное угощение, туда же заявились для поздравления и ламутские старосты и другие почетные инородцы.

3-е число, суббота.

Просвещено Св[ятым] крещением чукотское семейство, состоящее из пяти душ, исповедовал 4 чел[овек] чукчей. <...> Сегодня приехали анадырщики всего до десяти нарт.

4-е число, четверг.

Из островной крепости выехали в 5 ч[асов], а сегодня [в] 7 ч[асов] прибыли в Н[ижне]-Колымск, слава Богу, благополучно. В эту поездку в островной крепости, во-первых, мною окрещено: чукчей 8 ч[еловек], детей чуванского и ламутского родов 7, <...> а всего окрещено 15 чел[овек] - 6 муж[чин] и 9 жен[щин]; во-вторых, повенчано 2 брака - 1 чукотский и 1 чуванский; в-третьих, исповедано: чукчей 16 ч[еловек], ламутов 49 ч[еловек] - всего исповедано разных родов 65 ч[еловек] обоего пола; и, наконец, в-четвертых, отпето умерших за прошлый год: чукчей 3 чел[овека], чуванцев 2[человека], ламутов 8 ч[еловек] - всего отпето умерших разных родов 13 чел[овек] обоего пола. Расстояния проехали в оба пути 500 верст.


Чукотской миссии Эломбальского Николаевского стана миссионер иеромонах Дионисий


НА РС (Я). Ф. 226-и. Оп. 2. Д. 1065. Л. 5 - 8. Автограф.


[1] Торжественная вечерняя служба, посвященная празднику Пасхи.

[2] Ламуты - название эвенов, употреблявшееся до 1930-х гг.

[3] Чуванцы - почти исчезнувшее как самостоятельная народность племя, жившее на территории Анадыря. Его остатки слились с чукчами, другими народами Севера и русскими. В 1862 г. насчитывалось 259 человек, в 1890-х гг. - 143 представителя этой народности.

[4] Тойон - титул князька - главы отдельного племени у северных народов. Во второй половине XIX в. из тойонов формировалась торговая буржуазия.


(1) Так в документе. Правильно - тойон.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'