АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

"Мы исчезнем, но истина исчезнуть не может…"
Документы Центрального исторического архива Москвы о Циолковском - конструкторе металлического дирижабля.
1910 - 1914 гг.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Константин Эдуардович Циолковский... Учитель физики из маленького провинциального города Калуги. Его научно-техническое наследие многогранно. Он - основоположник теории межпланетных сообщений. По пути, предсказанному ученым, развиваются современная авиация и ракетная техника. Широко известны труды изобретателя по аэродинамике, астрономии и физике.

С его именем неразрывно связана история развития дирижаблестроения. Этими вопросами он начал заниматься в 80-е годы ХIХ в. Первым предложил металлическую оболочку аэростата вместо тканевой. По замыслу Циолковского, оболочка управляемого металлического аэростата (аэроната) должна изготавливаться из гофрированного металла, расширяющегося и сжимающегося благодаря шарнирным креплениям боковин к верхнему и нижнему поясу. Чтобы избавиться от основного недостатка летательных аппаратов прежних конструкций - расхода газа или балласта, - ученый предложил заполненную подъемным газом оболочку нагревать или охлаждать, соответственно изменяя объем последней, а следовательно, и величину аэростатической подъемной силы. Это был совершенно новый принцип дирижаблестроения, который до сих пор не воплощен в жизнь.

Все исследования и издательскую деятельность учителю физики и математики Циолковскому [1] приходилось вести за свой счет. Небольшую материальную помощь оказывала ему лишь передовая калужская общественность. В 1892 г. на собственные средства при содействии друзей ученому удалось в Калуге издать статью "Аэростат металлический управляемый" [2], которая сразу же была переведена на три иностранных языка.

Правительство не оказывало Циолковскому поддержки, пресса замалчивала его изобретение. Передовые русские ученые - А.Г. Столетов [3], И.М. Сеченов [4], Д.И. Менделеев [5], Н.Е. Жуковский [6], высоко оценивавшие работы калужского учителя, старались привлечь к ним внимание научных обществ России.

К.Э. Циолковский со своим изобретением. 28 января 1910 г.
К.Э. Циолковский со своим изобретением.
28 января 1910 г.

Доклад о возможности построения металлического дирижабля впервые сделан Циолковским на заседании Московского общества любителей естествознания в 1887 г. Его рукопись "О возможности построения металлического аэростата" в 1890 г., при содействии Д.И. Менделеева, была направлена на рассмотрение воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Члены общества признали расчеты правильными, но не поверили в практическое осуществление проекта, отказав изобретателю даже в субсидии на постройку модели. Мотивация отказа (дирижабли "вечно будут служить игрушкой ветров" [7]) заставила Циолковского серьезно заняться вопросами сопротивления воздуха. Спустя 8 лет жизнь подтвердила данный Циолковским прогноз развития летательных аппаратов тяжелее воздуха. 2 июля 1900 г. в Германии Фердинанд Цеппелин [8] совершил первый пробный полет на построенном им металлическом дирижабле. Вопреки мнению специалистов, сигарообразное тело "Цеппелина" не переломилось.

Потерпев неудачу в Русском техническом обществе, К.Э. Циолковский обратился в Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х.С. Леденцова [9] (далее - Общество им. Х.С. Леденцова или Общество). Ученый писал туда неоднократно, просил выделить средства на приобретение патентов в нескольких странах и на создание модели дирижабля. Обещал при продаже хотя бы одного из патентов вернуть заимствованную сумму. С просьбой о содействии в получении субсидий Циолковский обращался и к Н.Е. Жуковскому.

В Центральном историческом архиве Москвы в фонде Общества [10] выявлены документы о работе Циолковского над созданием дирижабля в 1910 - 1914 гг. Найдены автографы ученого, фотографии его изобретения.

В заключениях экспертной комиссии Общества постоянно отмечаются заслуги ученого в деле освоения воздушного пространства, оригинальность мысли и точность математических вычислений. В 1909 - 1911 гг. К.Э. Циолковский запатентовал свое изобретение в девяти странах: России, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, США и Великобритании [11]. Патенты ученый приобрел. Но необходимо было выплатить пошлины. Надежды на помощь Общества не оправдались. Ученому было выдано всего 500 рублей на выкуп российского патента и на конструирование модели аэроната. Однако зиму 1911/1912 гг. Циолковской проболел и не смог вовремя представить работу на выставку. Денег не хватало, и патенты на изобретение из-за неуплаты пошлин европейским государствам были потеряны. В этих невероятно тяжелых условиях Циолковский не прекращал трудиться над своим изобретением.

На испытание модели экспертная комиссия Общества пригласила специалистов по технологии и физике. Экспертные комиссии, которые возглавляли Н.Ф. Чарновский [12] и А.С. Бриткин на заседаниях 3 и 28 марта 1914 г., "разбирая модель аэроната с технологической стороны", признали постройку образца больших размеров как "пока еще весьма мало разработанную идею" [13]. В своей брошюре "Отзыв о моем дирижабле эксперной комисссии Общества им. Х.С. Леденцова" (Калуга, 1915) Циолковский на это ответил: "Современная техническая разработанность грандиозного изобретения и не может быть, раз изобретение не введено в жизнь". В статье Константин Эдуардович поставил вопрос, заслуживают ли его "многолетние работы материальной и нравственной поддержки, несмотря даже на неполную техническую разработанность идей" [14].

Циолковскому не пришлось увидеть результаты своего труда. Только в советское время ему удалось построить опытную модель дирижабля объемом в 1000 кубических метров. Работу по созданию дирижабля продолжили его коллеги. В газете "Правда", известившей о смерти ученого 19 сентября 1935 г., наряду с другими материалами, посвященными его памяти, опубликована статья под заглавием "Дирижабль Циолковского будет построен" [15].

Переписка ученого с Обществом имени Х.С. Леденцова и доклады экспертных комиссий публикуются впервые. Помимо данного комплекса документов в архиве имеются "Описание гладкого металлического мешка, изменяющего свой объем и форму, в применении к управляемому аэростату и другим целям" с чертежами, а также присланные Циолковским в Общество брошюры, изданные им в г. Калуге на собственные средства и посвященные его изобретениям. Часть текста документов утрачена. Архивом проведена сложнейшая высококвалифицированная их реставрация.

Тексты документов переданы по правилам современной орфографии. Восстановленные части заключены в квадратные, опущенные - в угловые скобки. Подчеркивания набраны курсивом. Бланк заключения экспертной комиссии Общества выделен полужирным шрифтом. Иллюстрации из фонда Общества (ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 161, 18 - 18 об., 19 - 19 об.). Воспроизводятся также автографы ученого, сделанные на оборотной стороне фотографий.

Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации Г.Ю. БОРИСОВОЙ.

Автографы К.Э. Циолковского, сделанные на оборотной стороне фотографий Автографы К.Э. Циолковского, сделанные на оборотной стороне фотографий
Автографы ученого, сделанные на оборотной стороне фотографий

[1] Как свидетельствует сохранившийся в архиве в фонде Канцелярии попечителя Московского учебного округа формулярный список о службе К.Э. Циолковского за 1900 г., его материальные средства были скудны (ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 75. Д. 323. Л. 4 - 6).

[2] Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976. С. 32.

[3] Столетов Александр Григорьевич (1839 - 1896) - ученый, физик. Исследовал газовый разряд, критическое состояние, фотоэффект.

[4] Сеченов Иван Михайлович (1829 - 1905) - ученый, создатель физиологической школы, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН.

[5] Менделеев Дмитрий Иванович (1834 - 1907) - ученый, химик, педагог. Открыл периодический закон химических элементов.

[6] Жуковский Николай Егорович (1847 - 1921) - ученый, "отец русской авиации", основоположник современной гидроаэродинамики, создатель Центрального гидроаэродинамического института (ЦАГИ).

[7] См.: Записки Русского технического общества. 1904. № 7/8. С. 40 - 44.

[8] Цеппелин Фердинанд (1838 - 1917) - граф, немецкий конструктор дирижаблей, генерал. С 1900 г. организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жесткой конструкции "Цеппелин".

[9] Леденцов Христофор Семенович (1842 - 1907) - потомственный почетный гражданин, русский предприниматель из г. Вологды. Основатель Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х.С. Леденцова. Первый неприкосновенный капитал (100 тыс. руб. золотом) Леденцов при жизни внес в кассу Московского университета, второй капитал достался Обществу после смерти жертвователя - по завещанию. Цель заключалась в содействии научным открытиям и исследованиям в области естествознания, изобретений и усовершенствований в науке и технике. На практике интересы Общества были шире, они включали также медицину и другие науки. Деятельность Общества, основанного при Московском университете и Московском техническом училище, началась 24 февраля 1909 г. Издавало "Труды", занималось организацией библиотек, устройством чтений, музеев, выставок. Содействие Общества распространялось на лиц независимо от их звания, национальности и пола. При совете действовали специальные экспертные комиссии по отдельным отраслям науки и техники. В качестве консультантов и экспертов приглашались соответствующие специалисты (не члены Общества). Выходил журнал "Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х.С. Леденцова". Просуществовало Общество до первой половины 1918 г. (ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 2. Д. 568. Л. 93 - 97).

[10] Фонд № 224 содержит 1277 ед. хр. за 1904 - 1918 гг.

[11] Белова Н.Г. Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными // К.Э. Циолковский и научно-технический прогресс. М., 1982. С. 184. В архиве РАН хранятся материалы, подтверждающие, что со своими идеями дирижабля ученый обращался за границу и в дальнейшем (Архив РАН. Ф. 555. Оп. 4).

[12] Чарновский Николай Францевич - инженер-механик, профессор Московского технического и Московского коммерческого училищ.

[13] ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 156, 158 об.

[14] Циолковский К.Э. Отзыв о моем дирижабле эксперной комисссии Общества им. Х.С. Леденцова. Калуга, 1915. С. 3.

[15] Правда. 1935. 20 сентября.

вверх

№ 1
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова [1]


23 января 1910 г.

(Весьма спешное)
В Москву. В совет Леденцовского общества содействия
успехам опытных наук и их практическим применениям
от учителя физики в Калужском женском епархиальном
училище Константина Циолковского
(Адрес: Калуга, Коровинская. К.Э. Циолковскому)


Посылая описание своего изобретения с чертежами, прежде всего покорнейше прошу о сохранении, по возможности, тайны изобретения. Нарушение ее, как известно, лишает изобретателя права на получение патента в большинстве государств.

В течение 30 лет, терпя великую нужду, при самых неблагоприятных условиях, [я] работал над вопросами воздухоплавания, изобретая и печатая [свои] труды, и тем лишил себя возможности получить привилегии.

Насколько оправдались мои расчеты и исследования, видно из следующего. 14 - 15 лет тому назад (в 1895 г.), еще до первых неудачных полетов Адера [2] и вычислений полк[овника] Ренара [3], в журнале "Наука и жизнь" появилась моя работа "Аэроплан". Описанный там авиационный прибор по своему строению и размерам близко подходит к новейшему типу моноплана. Вот извлечения из параграфов 100 и 99 моего труда (1)<…>

Отсутствие в тогдашней индустрии легких двигателей, неудачи авиаторов, наконец, полное равнодушие общества к моим трудам, оттолкнули меня от этого дела и направили в другую сторону. И покамест я работал над металлическим аэронатом, мои авиационные идеалы осуществились. Управляемость аэростатов я защищал тогда, когда большинство ее отрицало. В России я был совершенно одинок. О возможности построения металлического аэроната я писал и сообщал за 10 лет до первого летавшего алюминиевого аэростата Шварца [4]. Впрочем, многое, писанное мною относительно металлических воздушных кораблей, еще ждет своего подтверждения от жизни… Мы исчезнем, но истина исчезнуть не может…

Осуществить что-либо, достать денег на реализацию изобретения легче при наличии патентов. Капиталист, заручившийся патентом, начавший новое дело и потративший уйму денег на предварительные опыты и попытки, не боится, что плодами его трудов и материальных жертв воспользуются другие. Исходя из этого, а также по другим причинам, я решаюсь теперь привилегировать мое новое изобретение. Мне обещали в Калуге помощь и, заручившись надеждой, я начал хлопотать на свои скудные средства о патентах. Получив охранительное свидетельство в России от 26 июня 1909 г. за № 39958 (2) и в Германии от 26 окт[ября] (3) за № (4).

Начал хлопоты и дальше, но вдруг - стоп-машина: лицо, обещавшее мне денежное содействие, под благовидным предлогом от него уклонилось. Пройдет еще несколько месяцев и мои права на получение патентов, по известным европейским законам, будут потеряны или же мне придется мои права уступить за ничто другим лицам. Посему я прошу Общество, если мое изобретение того заслуживает, оказать мне немедленное пособие в 1000 (тысячу) рублей для приобретения патентов в главнейших странах [5].

При продаже хотя бы одного патента я с благодарностью возвращу заимствованную сумму.

С совершенным уважением к Обществу.

К.Циолковский


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 1 - 3. Автограф.

вверх

№ 2
Заключение экспертной комиссии первого отдела Общества им. Х.С. Леденцова об изобретении К.Э. Циолковского "Модель металлической оболочки аэростата" (5)


3 марта 1910 г.

г. Москва


Дело К.Э. Циолковского поступило 23 января 1910 г. и было рассмотрено в экспертной комиссии, состоящей из председателя проф[ессора] Н.Е. Жуковского и Б.М. Бубекина [6] 3 марта 1910 г.

Предмет исследования или изобретения: металлический деформируемый мешок для газа для дирижаблей и газгольдеров. Основой мешка служат две полосы снизу и сверху, к которым на шарнирах присоединены боковые пояса. Утечка газа по швам устраняется полосами прорезиненной материи, прикрепляемой особым образом изнутри. Толщина листов 0,15 мм.

Сущность просьбы: просит (1000 р.) - одну тысячу рублей на исхлопотание заграничных привилегий и патентов, которую изобретатель имеет намерение вернуть при продаже патентов.

Соображения: хотя до сих пор не удавалось выполнить металлические аэростаты, осуществление их представляет многие ценные преимущества перед матерчатыми оболочками (меньшая утечка газа, меньший коэф[фициент] трения воздуха, большая жесткость, меньшая опасность взрыва и возможность подогревания газа для изменения подъемной силы). Весьма опасная хрупкость металлических аэростатов устраняется в изобретении Циолковского деформируемостью [аэростата] (6) <...>

Заключение экспертной комиссии: предлагаемые изобретателем способы соединений [листов аэро]стата при надлежащей технической разработ[ке могут при]вести к осуществлению металлического аэро[стата, что имеет] большую ценность для воздухоплавания.

В случае поддержки со стороны [Общества] г. Циолковский обещает извещать его о ходе своих работ и впоследствии представить модель аппарата, фотографии уже выполненной модели Циолковский уже представил. Вообще г-н Циолковский является давнишним работником в области воздухоплавания; его сочинения и исследования над сопротивлением воздуха отличаются оригинальностью мысли, точностью измерений и правильной математической обработкой. Все свои ценные исследования г. Циолковский производил на личные средства и лишь один раз получил небольшую субсидию от Академии наук.

Комиссия находит желательным, сколь возможно, удовлетворить ходатайство г. Циолковского.

Постановление cовета Общества: предложить изобретателю изготовить более крупных размеров модель предлагаемого мешка и прислать ее для надлежащих испытаний в (7) cовет О[бщест]ва имени Леденцова, на что совет ассигнует пособие в размере до 400 руб. (8)


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 22 - 22 об. Черновик. Рукопись.

вверх

№ 3
Уведомление Общества им. Х.С. Леденцова К.Э. Циолковскому


10 мая 1910 г.

№ 243 г. Москва


Имею честь уведомить, что совет Общества, в заседании своем 27-го минувшего апреля, рассмотрев заявление Ваше,

Постановил: ввиду значительного интереса, который представляло бы осуществление идеи применения металлического деформируемого мешка в случае возможности практического выполнения и достаточной надежности прибора, предложить Вам построить модель более крупных размеров, чем представленная Вами на фотографии, и предоставить эту модель в распоряжение Общества для надлежащего ее испытания, ассигновав на изготовление модели пособие в размере 400 рублей. До испытания же этой модели патентование ее совет Общества считает преждевременным.

Председатель Сем. Федоров [7]
Секретарь Н.Чарновский

ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 24. Копия. Машинопись.

вверх

№ 4
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


13 мая 1910 г.

В Общество содействия успехам опытных наук
имени Х.С. Леденцова
от К.Э. Циолковского


В ответ на отношение Ваше от 10 мая 1910 г. за № 243 имею честь уведомить многоуважаемый совет Общества, что на предложение его я согласен. Я построю металлическую модель складывающегося мешка возможно больших размеров и представлю ее на испытание совета. За пособие благодарю. Если можно, то очень бы желал получить его без замедления. Работы начну при первой возможности и не дожидаясь пособия. Когда мне выяснится количество времени, потребного на постройку модели, уведомлю Общество.

Адрес мой: Калуга, Коровинская, собств[енный] дом. К.Э. Циолковскому.

Прошу принять уверение в моем искреннем к Вам уважении.

К.Циолковский

Помета: "Выдано согласно постанов[лению] 19 мая [1]910".


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 25 - 25 об. Автограф.

вверх

№ 5
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


27 сентября 1910 г.

В Леденцовское общество
от К.Э. Циолковского
(Калуга, Коровинская)


Честь имею уведомить Общество о работах, произведенных мною на средства Общества.

Во-первых, мною была исправлена модель, фотография с которой была доставлена Обществу в начале 1910 г. (посылаю 5 фотогр[афий] (9); см. фотогр[афии] 1 и 2, внизу). При этом пришлось почти половину модели заменить новой. Эта модель, как старая, известная Вам по фотографии, была проницаема, так как прорезиненные ленты не были в нее вправлены. Во-вторых, я решил сделать новую модель таких же размеров, но непроницаемую.

Пазы я решил, ради прочности, сделать более мелкими (см. фотогр[афии] 1 и 2 сверху, без прорезиненной ленты, в нераздутом состоянии. Затем вставил в них ленты (фото 3, сверху) и мешок раздул воздушным насосом (фот[ография] 4)).

Это первый опыт (10) устройства непроницаемого металлического мешка. Моделью этой я остался недоволен, и потому не хочу ее давать Обществу.

Я сделаю другую, более совершенную, и представлю ее Обществу не позже осени следующего года. На описанные работы, оставив все другие занятия, я употребил не менее 80 рабочих дней. Прилагаю еще фотогр[афию] 5, которая показывает общий вид половины металлич[еского] мешка сверху, с закрытыми металлом пазами (фотогр[афию], вам известную), и еще - фотогр[афию] 6, показывающую металлические части мешка (кроме концов) в разложенном на плоскости виде (немного они изогнуты).

С совершенным уважением.

К.Циолковский

Не секретно. Фотографии можно поместить в журнале (11) Адрес: Калуга, Коровинская, К.Э. Циолковскому.


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 26 - 27 об. Автограф.

вверх

№ 6
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


19 сентября 1911 г.

В Общество имени Х.С. Леденцова
Из Калуги, от К. Циолковского
(Коровинская, д. № 61)


Честь имею одновременно послать Обществу две брошюры. Одна содержит описание моего изобретения с чертежами и фотографиями; другая, между прочим, на последней стр[анице] обертки, указывает на полученные мною и разрешенные для меня патенты того же моего изобретения. Как видно, все девять стран, к которым я обращался, выдали или разрешили мне патенты. Но впал я, впал в долги, и сейчас мне нечем платить пошлины. Итальянский патент уже утерян. Германский пропадает в начале октября 1911 г. Французский и бельгийский патенты - в декабре и т. п.

Я опять прошу у Общества имени Х.С. Леденцова тысячу (1000) рублей, чтобы заплатить долги и удержать патенты до продажи одного из них, для чего, конечно, нужно своевременно платить пошлины. Могу лично выслать квитанции внесенных уже пошлин, выданные патенты, бумаги о разрешении патентов и т. д. Подтверждение можно найти также у моего русского поверенного А.П. Скородинского (Адр[ес]: (12) С.-Петербург. Серпуховская, 2. А.П. Скородинскому). Если Общество не может или не желает сейчас дать 1000 рублей, то прошу пока хоть 200 р. (13) на уплату ближайших пошлин и расходы по продаже изобретения в трех странах. Очень прошу, по возможности, сейчас же уведомить, могу ли я надеяться на получение какой-либо суммы.

Модели моего изобретения, согласно желанию Общества, доставлю к весеннему съезду деятелей по воздухоплаванию.

С полным уважением остаюсь.

Конст. Циолковский
Коровинская, д. № 61.

Помета: "Н.Е. Жуковскому" (14).


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 35 - 36 об. Автограф.

вверх

№ 7
Заключение экспертной комиссии Общества им. Х.С. Леденцова об изобретении К.Э. Циолковского [8]


Не ранее 8 октября 1911 г. (15)

г. Москва


Дело К.Э. Циолковского поступило 19 сентября 1911 г. и было рассмотрено в экспертной комиссии, состоящей из председателя проф[ессора] Н.Е. Жуковского и члена эксп[ертной] комиссии Б.М. Бубекина 8 окт[ября] 1911 г.

Предмет исследования или изобретения: металлический складной мешок для оболочки управляемых и других целей.

Сущность просьбы: выдать 1000 р. немедленно для уплаты пошлин по иностранным патентам. В крайнем же случае 200 р. для немедленного внесения по патентам, срок которых истекает.

Соображения: дело Циолковского уже не раз рассматривалось в О[бщест]ве, и ему было выдано 400 р. как пособие для устройства модели. Вопрос же о патентах, особенно иностранных, комиссия считает менее важным, чем поддержка на устройство, которую изобретатель уже получил.

Заключение экспертной комиссии: комиссия, однако, находит желательным, чтобы изобретатель имел русский патент, на исхлопотание которого и может быть выдана соответственная сумма.

Комиссия полагает, что на предстоящем в 1912 [г.] II Всероссийском съезде изобретение будет по достоинству оценено. За присылку брошюр желательно выразить автору благодарность.

Постановление cовета Общества: (16)

1) Принимая во внимание, что изобретателю уже выдано 400 р. в виде пособия на устр[ойст]во модели, а с другой стороны, придерживаясь уже не раз подтвержденного cоветом мнения о том, что вопрос о патентовании - в особенности в других государствах - представляется менее важным по сравнению с поддержкой на устройство, которую в данном случае изобретатель уже имел, предложить изобретателю оплатить стоимость лишь русского патента, буде такового еще не имеется.

2) Сообщить изобретателю мнение экспертизы, что на предстоящем в 1912 г. II Всероссийском съезде воздухоплавания изобретение будет по достоинству оценено.

3) (17) За присылку в О[бщест]во брошюр выразить автору благодарность.


ЦИАМ. Ф. 224. Оп.1. Д. 874. Л. 49 - 49 об. Черновик. Рукопись.

вверх

№ 8
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


17 сентября 1912 г.

В Москву, Леденцовскому обществу
от Конст. Циолковского
(Калуга, Коровинская, К.Э. Циолковскому)


Зиму 1911 - 1912 гг. я прохворал и потому не смог исполнить свое обещание доставить модель металлич[еского] аэроната к весенней (1912 г.) выставке воздухоплавания в Москве. Таких моделей у меня несколько, как известно Обществу из доставленных мною фотографий.

Но все они с мягкими сгораемыми лентами и потому не так совершенны, как чисто металлические (18), из гофрированного металла. Теперь я нашел возможность построить и такую в небольших размерах, длиною в два-три метра. Этим я сейчас и занят. Нет ничего легче, при соответствующих приспособлениях и материальных средствах, построить складывающуюся чисто металлическую абсолютно непроницаемую оболочку аэростата больших размеров, но сделать то же в сравнительно микроскопических размерах - задача очень трудная. Надеюсь, если не помешает болезнь, показать наиболее интересные модели многоуважаемому Леденцовскому обществу. О времени этого уведомлю особо. Что мои идеи новы, видно из полученных мною в девяти (Россия, Германия и т. д.) странах патентов.

На (19) [патенты] <…> более 1000 руб. (20), надеясь на своевременную помощь Леденц[овского] общества. Сейчас эти патенты, кроме Соединенных Штатов Сев[ерной] Ам[ерики], утеряны за невзнос ежегодно прогрессирующих пошлин. Чтобы напомнить о себе и своем изобретении, посылаю несколько брошюр.

Прошу принять уверение в моем совершенном к Вам уважении.

К.Циолковский

Занятия ради насущного куска хлеба позволяют мне заниматься моделями только по праздникам и на учит[ельские] (21) каникулы. Вы меня не торопите, и я очень благодарю Вас за это. К.Ц. (22)

Помета: "Отослано 23 сент[ября]".


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 52 - 53. Автограф.

вверх

№ 9

Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


23 апреля 1913 г.

В Общество имени Х.С. Леденцова
от К.Циолковского
Адрес: Калуга, Коровинская, д. № 61, К.Э. Циолковскому


Я тот, которому Общество дало 400 рублей на постройку металлической оболочки для дирижабля. При сем имею честь препроводить три экземпл[яра] сейчас изданной брошюры, в которой излагается ход моих работ и достигнутые результаты. Одна из брошюр имеет приклеенную к ней подлинную фотографию с трех чисто металлических (23) моделей в разных фазисах раздутия.

Моделей очень много, чуть ли не десяток их имеет по два метра длины каждая, устройство нежное. Укупорка и перевозка их меня немало затрудняет. Между тем я страшно занят постройкою новых моделей, технически более совершенных. Поездку мою с моделями поэтому желал бы еще отложить. Но и достигнутые результаты так важны, так очевидны, что было очень хорошо, если бы Общество соблаговолило уполномочить какое-либо лицо ((24) из Москвы или (25) из Калуги), которое осмотрело бы эти модели у меня на дому и сообщило свои впечатления Обществу. О времени моего посещения этим почтенным лицом я желал бы быть заранее уведомленным.

У меня так мало орудий [для] работы! Нет порядочных (26) [шлифо]вальных машин, плохая фальцовочная машина, нет самых простых машин для жестянников… (27)

Не соблаговолит ли глубокоуважаемое Общество прийти мне на помощь, хотя бы после осмотра моделей. Если же этот осмотр состояться уполномоченным лицом не может, то очень прошу назначить время и место, куда я могу привезти главнейшие из моих моделей. Я свободен с 1 июня по 1 сент[ября]; затем - с 18 по 25 ноября; далее - от 18 дек[абря] до 9 янв[аря]. Свободен на масляную и первую неделю Велик[ого] поста; наконец, седьмую нед[елю] Вел[икого] поста и Светлая не[деля] (28).

Мне кажется, в моих работах не только должны быть заинтересованы строители дирижаблей, но еще более металлургические заводы и заводы химич[еские], не знающие, куда девать водород (содовые зав[оды]).

Как бы хорошо, если бы после личной и скорой оценки моделей, поддержали бы мое дело! Я всегда дома с четырех часов дня, но лучше меня предупредить. На извозчике нужно ехать по Спасской за Верхом ул[ице]; через Смоленскую заставу; спросить учителя Циолковского (29), против Коровинских Ясель, угол Коровинской и Черкасской ул[иц], д. № 61 (по Спасской за Верхом ул[ице]).

Прошу принять искреннее уверение в моем совершенном почтении и благодарности.

К.Циолковский


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 96 - 97 об. Автограф.

вверх

№ 10
Заключение экспертной комиссии Общества им. Х.С. Леденцова об изобретении К.Э. Циолковского "Металлический аэростат"


Не ранее 14 мая 1913 г.

г. Москва


Дело К.Э. Циолковского поступило 26 апреля 1913 г. и было рассмотрено в экспертной комиссии, состоящей из председателя засл[уженного] пр[офессора] Н.Е. Жуковского и члена экcп[ертной] ком[иссии] Б.М. Бубекина 14 мая 1913 г.

Предмет исследования и изобретения: аэростат металлический.

Сущность просьбы: командировать лицо от О[бщест]ва для осмотра модели, выполненной на средства О[бщест]ва, или дать средства для привоза модели в Москву.

Соображения: ввиду того, что суждение о достоинствах аэростата по модели требует внимательного и всестороннего обсуждения, весьма желательно, чтобы модели были привезены и представлены cовету О[бщест]ва.

Заключение экспертной комиссии: экспертная комиссия ходатайствует о выдаче К.Э. Циолковскому денег на приезд и привоз моделей в Москву в помещение О[бщест]ва к будущей осени.

Постановление cовета Общества:

Постановили: поручить бюро подсчитать стоимость проезда г. Циолковского до Москвы, стоимость погрузки, выгрузки и провоза аппарата г[осподина] Циолковского и ассигновать необходимую сумму на проезд и привоз для того, чтобы дать возможность г[осподину] Циолковскому самому лично демонстрировать свою модель в Москве (30).


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 118. Черновик. Рукопись.

вверх

№ 11
Уведомление Общества Х.С. Леденцова К.Э. Циолковскому


18 октября 1913 г.

№ 544 г. Москва


Вследствие письма Вашего от 9 сего октября имею честь уведомить, что президиум Общества ассигновал до 100 руб. на расходы связанные с доставкой Ваших моделей в Москву и их испытаний.

Причем из ассигнованной суммы одновременно с сим Вам переводятся 50 руб. на расходы по упаковке и отправке моделей на жел[езно]дор[ожную] станцию. Оплата же стоимости провоза модели по железной дороге будет произведена Обществом в Москве по дубликату накладной, каковую благоволите пометить "на предъявителя". Остальная сумма назначается на расходы, связанные с доставкой моделей в лабораторию и их испытанием.

Если бы переводимая Вам сумма 50 руб. оказалась недостаточной, то излишек произведенных Вами расходов (в пределах ассигнования) может быть возмещен Вам по приезде в Москву. При сем прилагается квитанция, какую по подписании благоволите переслать в Общество.

Товарищ председателя,
заслуженный профессор
Н.Умов [9]
Делопроизводитель П.Бринк

ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 134 - 134 об. Копия. Машинопись.

вверх

№ 12
Письмо К.Э. Циолковского в Общество им. Х.С. Леденцова


28 ноября 1913 г.

(Заказное)
В Москву, в Общество имени Х.С. Леденцова
от К.Циолковского из Калуги (Коровинская, 61)


Высокоуважаемые милостивые государи!

При этом письме прилагаю квитанцию в получении 50 рублей и дубликат накладной для получения ящика с моделями. Укупорка очень тщательная, но надо внутри ящика вынуть все гвозди, и тогда уже вынимать модели.

В ящике находятся:

1) Модель оболочки (31) аэроната в два метра длины.

2) Насос для накачивания ее воздухом. Довольно для этого сделать 50 полных взмахов поршнем. Модель (1) имеет нежные трубы, боковины толщиною в 1/6 миллиметра и их легко испортить. Модель непроницаема, но вентиль выпускает в секунду около 0,2 куб[ических] сант[иметров] воз[духа] (32). Выпустить нагнетенный (33) воздух можно, отвернув слегка винт на одном конце оболочки.

3) Модель поперечного сечения оболочки. Видны (34) шарнирные соединения стенок, трубы и изменяемость сечения.

4) Плоская боковая стенка оболочки аэроната - из волнистой жести. Такие стенки имела модель (1) до ее раздутия; после же ее раздувания боковые стенки деформировались, как видно из мод[ели] (1).

5) Несколько образчиков прямой и складчатой волнистой жести.

6) Строительная труба (как элемент многих сооружений) будущего.

7) Несколько (5) брошюр, относящихся к делу.

Посылаемая модель (1) есть четвертая по счету. Пятая еще не доделана. Отправляю Вам лучшую, но, кажется, очень далекую от совершенства модель. Размеры ее так малы, радиусы кривизны так незначительны, что предел упругости металла нарушается. Самая слабая часть - трубы, но они были бы сносны, если бы я мог каждую сделать из одной (целой) ленты. Поэтому с течением времени, при частом повторении надувания, неизбежно ожидать появления трещин (в трубах) и утечки газов. Но стоит только размеры модели (1) увеличить раз в 5 (пять), чтобы достигнуть полной и неизменной (со временем) непроницаемости и упругости, так как тогда предел упругости материалов не будет превзойден. Мой аэронат нельзя причислить ни к жесткой, ни к мягкой системе, хотя посылаемая модель кажется весьма жесткой, мало эластичной - это зависит от ее микроскопич[еских] размеров. Эла[сти]чность возрастет вместе с (35) [размерами]. Как видно из пос[лед]них печальных известий, у Цепеллина погибли один от [потери газа (мо]рской (дириж[абль]) (36), другой - от огня, ни того, ни другого метал[лические] (37) оболочки не могут бо (38). Мой дальнейший план - выработать орудия и средства для быстрого фабричного производства очень несложных и немногочисленных (39) деталей металлической оболочки аэроната. Маленькое издание в 16 черт[ежей] будет подготовлено к этому плану (издание на оставшиеся от 50 рублей средства).

После этого следует приступить к постройке оболочки вполне упругой и непроницаемой, хотя бы и не летающей. Что делать потом, покажет добытый опыт.

Благоугодно ли Обществу посодействовать моим планам - не знаю, но очень прошу (40). Примите уверение в моем совершенном уважении и благодарности.

К.Циолковский

Калуга. Коровинская, 61. К.Циолковскому


ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 135 - 136 об. Автограф.


[1] С просьбой о содействии в получении субсидий от Общества им. Х.С. Леденцова К.Э. Циолковский обратился 28 января 1910 г. к Н.Е. Жуковскому (ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 16 - 17 об.) и вторично в Общество 31 марта 1910 г. (там же. Л. 14 - 15).

[2] Адер Клеман (1841 - 1925) - французский конструктор, один из пионеров авиации. Самоучка-механик, занимавшийся разработками телефонной связи и участвовавший в строительстве первой в Париже телефонной станции. В 1882 г. в обстановке секретности приступил к созданию самолета с паровым двигателем. В 1890 г. построил самолет "Эол", или "Авьон 1". Его крылья были сделаны из бамбуковых шестов, обтянутых плотной тканью, и настолько копировали крылья летучей мыши, что даже складывались вдоль корпуса. Самолет пролетел по прямой над парижским велотреком 50 м. В 1897 г. усовершенствованная модель продержалась около трехсот метров, но упала и разбилась. Военное министерство, израсходовав на опыты двести тысяч франков, отказалось от планов создания "воздушной армии", а Адер - от своих опытов.

[3] Ренар Шарль Александр (1847 - 1905) - французский воздухоплаватель, один из пионеров дирижаблестроения. С 1871 г. член комиссии военного министерства Франции по воздухоплаванию. Совместно с А.Кребсом на средства министерства в 1884 г. разработал и построил дирижабль "Франция". Совершил на нем удачный полет, позже повторенный шесть раз. Создал конструкцию привязных аэростатов наблюдения, применявшихся во французской армии, построил модель планера-полиплана с закрытым корпусом и шасси.

[4] Шварц Давид - австрийский инженер, изобретатель. В 1892 - 1894 гг. осуществил попытку строительства на средства русского правительства управляемого алюминиевого аэростата, наполненного газом. Попытка закончилась неудачей. Главное инженерное управление, располагавшее большими возможностями, с недоверием относилось к "доморощенным" изобретателям, предпочитая иметь дело с иностранцами. При полном игнорировании предложения К.Э. Циолковского русское военное ведомство заключило договор с австрийцем Д.Шварцем на постройку цельнометаллического дирижабля.

[5] 31 марта 1910 г. К.Э. Циолковский повторно обратился в Общество с просьбой (ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 14 - 15).

[6] Бубекин Борис Михайлович (1882 - 1916) - изобретатель, активный член Общества воздухоплавания, экспертной комиссии Общества им. Х.С. Леденцова, заведующий Аэродинамическим институтом Д.П. Рябушинского в Кучино. Окончил физико-математический факультет Московского университета. За изобретение гидравлического тарана получил золотую медаль. С 1908 г. хранитель механического кабинета на физико-математическом факультете Московского университета (с 1914 г. старший ассистент). С 1911 г. приват-доцент Московского университета. Преподавал также в Московском техническом училище. Наряду с научной и преподавательской деятельностью занимался инженерной работой. В 1910 - 1914 гг. строил в имениях различные технические сооружения - насосы, мельницы, сушилки, плотины, водонапорные башни, заводы. В Первую мировую войну прапорщик пехоты. Выполнял поручения, связанные с фортификационным строительством. 6 августа 1916 г. трагически погиб во время испытания своего изобретения - пневматического бомбомета.

[7] Федоров Семен Андреевич - инженер-механик, профессор Московского технического училища.

[8] 15 ноября 1911 г. К.Э. Циолковскому направлено уведомление, содержавшее постановление совета Общества (ЦИАМ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 874. Л. 51 - 51 об.).

[9] Умов Николай Алексеевич (1846 - 1915) - физик, философ, популяризатор науки, общественный деятель, основатель учения о локализации и движении энергии. Окончил физико-математический факультет Московского университета. С 1871 г. работал в Новороссийском университете, сотрудничая с И.И. Мечниковым и И.М. Сеченовым, с 1891 г. профессор Московского университета.


(1) Далее опущен текст извлечения из параграфов 99 и 100 труда с расчетами, касающийся аэропланов (самолетов).

(2) Номер написан карандашом.

(3) Исчисление по григорианскому календарю, введенному в Европе в 1582 г.

(4) Далее зачеркнуто.

(5) Здесь и далее заключение на бланке Общества им. Х.С. Леденцова. Документ поврежден.

(6) Далее текст не сохранился.

(7) Далее зачеркнуто: "лабора".

(8) Далее зачеркнуто: "в". Постановление написано карандашом.

(9) Публикуется только три фотографии.

(10) Подчеркнуто автором два раза.

(11) Фраза написана карандашом.

(12) Далее автором зачеркнуто: "СПВ)".

(13) Подчеркнуто два раза.

(14) Написано карандашом.

(15) Датируется по содержанию.

(16) Текст постановления написан карандашом.

(17) Далее зачеркнута фраза: "Выразить благодарность автору".

(18) Подчеркнуто два раза.

(19) Далее текст утрачен.

(20) Подчеркнуто карандашом при чтении в Обществе.

(21) Слово вписано над строкой.

(22) Текст абзаца написан карандашом.

(23) Подчеркнуто автором два раза.

(24) Далее зачеркнуто "от", "из" вписано над строкой.

(25) Далее зачеркнуто "от", "из" вписано над строкой.

(26) Далее начало слова неразборчиво.

(27) Так в документе.

(28) Так в документе.

(29) Подчеркнуто автором два раза.

(30) Далее текст документа обрывается.

(31) Слово вписано над строкой.

(32) Далее зачеркнуто: "в сек.".

(33) Слово вписано над строкой.

(34) Далее зачеркнуто: "р".

(35) Далее слово неразборчиво, сверху вписано слово, видимо, "размерами".

(36) Документ испорчен, сохранились лишь фрагменты слов.

(37) Часть текста не сохранилась, возможно другое прочтение слова.

(38) Далее часть текста не сохранилась.

(39) Слова "несложных и немногочисленных" подчеркнуты два раза.

(40) Далее текст зачеркнут.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'