АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования:
Учеб. пособие для сред. проф. образования


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова. Под ред. В.П. Козлова. М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 272 с. - 30 000 экз.


Изменения политической и экономической организации российского общества, пробуждение потребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.

В этой связи обострилась потребность в специалистах, сочетающих глубокие гуманитарные знания с практическими навыками архивной работы. Проблема, безусловно, не нова, ведь еще в 80-е гг. XIX в. с ней столкнулся выдающийся теоретик и практик архивного дела Н.В. Калачов.

Современное профессиональное архивное сообщество России неоднократно выражало тревогу по поводу подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов. Серьезно озабочен этой проблемой и руководитель Федеральной архивной службы России В.П. Козлов: "Всем известно, что и в советские времена не больше 20 % выпускников вузов шли работать по "ведомственной специализации", даже после срока отработки по обязательному распределению. Статистика выпускников моего курса МГИАИ 1972 г. подтверждает это. И это нормальное явление, потому что каждый человек должен иметь право на выбор и реализовывать его в меру своих способностей и возможностей. Но вуз должен создавать такую среду, которая могла бы помочь человеку в его выборе" [1].

Выход в свет пособия "Архивоведение", подготовленного преподавателями кафедры архивоведения и археографии ИАИ РГГУ, показал широкому кругу российских архивистов, что Историко-архивный институт по-прежнему остается ведущим вузом в сфере архивного образования. Книга адресована студентам учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по специальности 0611 "Документационное обеспечение управления и архивоведение" (с 2003 г.), и содержит систематизированное изложение всех компонентов современного отечественного архивоведения.

Во введении авторы четко выстраивают систему научного знания, определяя архивоведение как комплексную научную дисциплину, тесно связанную с источниковедением, историей государственных учреждений и общественных организаций России, вспомогательными историческими дисциплинами, документоведением, информатикой, некоторыми естественными науками. Предложенные студентам методы системного, функционального, ретроспективного и информационного анализа архивных документов вполне оправданны и отвечают особенностям архивоведения, отмеченным В.Н. Автократовым.

Глава 1 содержит очерк архивной деятельности в России с древнейших времен до конца XX в. Материал в нем изложен согласно принятой современной наукой периодизации истории. Здесь дается представление об организации архивного дела в Древнерусском государстве, феодальной монархии, Российской империи, советский и постсоветский периоды российской государственности. Подобная подача фактического материала существенно облегчает его усвоение учащимися, формируя устойчивую взаимосвязь специальных архивоведческих и полученных ими исторических знаний. Достаточно наглядна сравнительная таблица данных о сети союзных и федеральных государственных архивов (центров документации), утвержденной Правительством СССР - Российской Федерации.

В главе 2 рассматриваются правовые основы регулирования архивной сферы. Сведения из области архивного права дают целостное представление об особенностях правового воздействия на архивное дело страны. Полезен для обучения использованный здесь прием "архивной летописи", когда принятые в последнее десятилетие XX в. законодательные акты по архивному делу расположены в хронологическом порядке.

Главы 3 - 7 посвящены вопросам организации, экспертизы ценности, учета, обеспечения сохранности и использования документов, комплектования архивов и создания научно-справочного аппарата Архивного фонда Российской Федерации. Авторы учебного пособия изложили их на высоком теоретическом уровне, тщательно проработав понятия "архив", "архивный фонд", "документ". Им удалось найти ту тонкую грань, которая отделяет многочисленные сегодняшние архивоведческие дискуссии [2] от общепринятых понятий и апробированных методик. Пособие в первую очередь ориентировано на передачу учащимся традиционных архивоведческих знаний. Несмотря на то что учебник появился раньше Основных правил работы государственных архивов Российской Федерации (М., 2002), он в достаточной степени отражает современную методику архивного дела.

Глава 8 "Менеджмент в архивах" знакомит учащихся с основными принципами теории управления, примененными в практике управления современными архивными учреждениями России. Основное внимание уделено планированию и работе с персоналом архивов. Однако не забыты и появившиеся в начале 1990-х гг. механизмы внебюджетного финансирования. За эти годы различные архивные учреждения методом проб и ошибок накопили собственный опыт выполнения платных работ и услуг, закрепленный в Основных правилах работы государственных архивов Российской Федерации. Крайне важно, что в учебник вошел раздел, посвященный маркетинговой политике архивов.

Практический интерес для архивиста представляет глава 9 "Информатизация архивного дела". В ней дана периодизация информатизации архивного дела в России с конца XIX в. до наших дней, названы ее основные объекты и цели. На примере конкретных архивных учреждений страны (Москва, С.-Петербург) представлены информационные технологии, используемые архивными учреждениями. Не оставлены без внимания и современные электронные документы и архивы.

В целом можно высоко оценить труд Е.В. Алексеевой, Л.П. Афанасьевой, Е.М. Буровой и отметить его большую практическую значимость. Появление учебника значительно облегчит начальное овладение основами российского архивоведения.

Хочется надеяться, что кафедра архивоведения и археографии Историко-архивного института РГГУ на этом не остановится и в самое ближайшее время подготовит учебник по специальности "историко-архивоведение" (020800) для высших учебных заведений страны, основа для него уже создана.


[1] Козлов В.П. Историко-архивный институт: хроника развала и точка бифуркации // Вестник архивиста. 2003. № 1 (73). С. 90 - 91.

[2] См. напр., дискуссию по вопросам экспертизы ценности документов, уже принятых в государственные архивы // Там же. 2002. № 4 - 5 (70 - 71). С. 8 - 13.

И.Е. РОМАШИН


* * *

Авторам учебного пособия удалось компактно, доступно и четко изложить вопросы развития архивного дела и архивоведения в нашей стране, показать новые направления в архивоведении, представить современные технологии работы с архивными документами. Не случайно Отраслевым центром повышения квалификации по архивоведению и документационному обеспечению управления ВНИИДАД пособие выбрано в качестве базового по специальности "архивоведение" для годичных курсов повышения квалификации работников архивных учреждений России. Между тем книга не лишена недостатков, устранение которых при переиздании повысит ее качество, и будет способствовать более правильному пониманию учащимися современного состояния отечественного архивного дела.

Обратим внимание, прежде всего, на главу 2 "Правовые основы регулирования архивной сферы", где много неточностей, недопустимых для учебной литературы. В начале главы дано определение термина "архивное право", которого, говоря юридическим языком, в России не существует, оно отсутствует в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 119). Здесь четко не разграничены законодательные и иные правовые акты, что является обязательным при профессиональном изложении этих вопросов. Раздел 2.2 называется "Основные законодательные акты в архивной сфере в 90-е гг. ХХ в.", хотя речь в нем идет в основном о нормативно-правовых актах, издаваемых органами исполнительной власти (указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации) и ведомствами. Положения об Архивном фонде Российской Федерации и о Федеральной архивной службе России, напротив, отнесены к законодательным актам (С. 47).

В главе 3 "Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации" недостаточно четко и в ряде случаев неверно документы классифицированы по формам собственности. Авторы в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах выделяют государственную и негосударственную его части, однако не поясняют вообще или поясняют неправильно, какие формы собственности их составляют. Так, к негосударственной части АФ РФ неправомерно отнесены архивные фонды "государственных объединений и организаций".

Текст главы 4 "Комплектование и экспертиза ценности документов" в ряде случаев противоречит положениям Основных правил работы государственных архивов Российской Федерации. Это касается форм приема документов. Например, групповой выборочный прием, по мнению авторов учебника, предполагает отбор на хранение "лучшего", "худшего" и "среднего" фондов (С. 77), критериев определения источников комплектования, передачи документов личного происхождения на временное хранение ("депонент"), экспертизы научной ценности документов и экспертизы посредством перечней, системы экспертных органов, различий в задачах экспертизы ценности документов (С. 85).

Главу 5 "Учет и обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации" авторы открывают организацией учета документов Архивного фонда, тогда как стоит начать с характеристики системы учетных документов, не деля их на документы внутренние и централизованного государственного учета (С. 101), а затем указать, что учету подлежат все хранящиеся в архивах документы (в том числе неописанные и непрофильные), копии страховые и фонда пользования, описи дел и документов. Это позволило бы говорить о назначении каждого основного учетного документа, методике его ведения и круге вспомогательных учетных документов.

Столь же неправомерно выбраны приоритеты в главе 6 "Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Российской Федерации". Она открывается характеристикой системы научно-справочного аппарата к архивным документам, хотя лучше начать с подраздела "Описание архивной документной информации". Это дало бы четкое представление об описании как процесса, с одной стороны, и как результата этого процесса - с другой, а также показало бы значение дифференцированного описания архивной информации, строгого упорядочения описания в границах отдельных реквизитов описания, способствовало выявлению интеллектуальных и идентификационных реквизитов описания, выделению среди них обязательных и дополнительных.

Говоря об архивных справочниках, следовало выделить их типы и основные виды во избежание ошибки, допущенной авторами, которые отнесли к системе НСА справочники по учету (С. 120), а к обязательным справочникам - обзоры документов. Незаслуженно обойдены вниманием указатели, им отведена лишь треть страницы (С. 174), тогда как этот тип архивного справочника имеет несомненные достоинства: компактность, гибкость, динамичность и хорошие перспективы развития в архивной отрасли.

К сожалению, в учебнике не отражены весьма важные вопросы классификации архивной документной информации. Авторы лишь обозначили эту проблему как стержневую для современной организации архивного информационного пространства, но никак не раскрыли этот тезис.

Глава 8 "Менеджмент в архивах" содержит ряд неточных положений, в том числе о разработке государственными архивами перспективных планов (5, 10, 15 лет), которые сегодня не составляются. Подраздел "Работа с кадрами" не отражает вопросы аттестации, составления должностных инструкций, повышения квалификации работников. Устарело положение о том, что архивы имеют право заключать лицензионные договора. Они лишились его по Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. Архивы составляют договор об использовании архивной информации. Вероятно, следовало оговорить, что льготная категория граждан устанавливается на основании действующих законов ("Закон о статусе военнослужащих", "О социальной защите инвалидов" и др.). Желательно было бы отметить, что перечень бесплатных услуг, предоставляемых архивами Российской Федерации пользователям государственных информационных ресурсов, устанавливается согласно приказу руководителя Росархива № 33 от 28.04.2001 г.

Текст учебного пособия нуждается в дополнительном редактировании и уточнении. В целом же, при условии устранения принципиальных замечаний, пособие окажет несомненную пользу учащимся и поможет им усвоить основные направления практической деятельности государственных архивов.

И.В. ВОЛКОВА

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'