АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Коляда В.А. "Есть звуки, их значенье…"


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2008 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Коляда В.А. "Есть звуки, их значенье…" М.: РГГУ, 2008. - 237 с. - 300 экз.

Внося эту книгу в каталог домашней библиотеки, я немного озадачился - в какой раздел ее отнести - архивоведение? отечественная история? источниковедение? искусствоведение?.. И все же остановился на первом, потому что все ее историческое, источниковедческое, историко-учрежденческое, историко-культурное содержание в конечном счете направлено на решение главной задачи архива - полноценное комплектование и организация хранения звуковых документов в качестве равноправных исторических источников, по праву занимающих свое достойное место в отечественном архивном достоянии, всестороннее их использование в научных и культурных целях. Потому что, как показал автор, фонодокументы все еще остаются маргинальными для архивоведения, они безжалостно уничтожались самим создавшим их государством по идеологическим, конъюнктурным, меркантильным соображениям и использовались большей частью лишь как удобные иллюстрации того или иного события.

Базируясь на обширном комплексе источников и литературы, В.А. Коляда сумел написать, пожалуй, на сегодняшний день едва ли не самую полную историю отечественного аудиомира в неразрывной связи с историей его институциональной структуры, с обусловленностью идеологией и показал до сих пор по-настоящему неоцененное его источниковое значение для изучения многих сторон общественно-политической и культурной жизни нашего Отечества в XX в.

Избранная автором манера повествования, начиная с заглавия книги и названий ее глав (или разделов), далекая от наукообразия, нетрадиционна для формата обычных научных исследований, но при этом нисколько не мешает серьезному аргументированию мыслей и положений, излагаемых просто и ясно.

Во вводном разделе, названном "На этих страницах", автор говорит о чем пойдет речь (что такое аудиомир, как он создавался, как сберегала или, напротив, не сберегала страна свое звуковое наследие), характеризует источники и литературу, обосновывает периодизацию формирования советского аудиомира.

Раздел "Старт записи" посвящен дореволюционному периоду отечественной грамзаписи, начиная с 1876 г. до конца Первой мировой войны. В нем, в частности, убедительно развенчивается миф о низкопробности ее репертуара.

Советский период истории аудиомира разделен на три части. Первая - "Новой жизни звук" - охватывает годы до Великой Отечественной войны. В ней рассмотрена история зарождения советского аудиомира, подчеркиваются его полностью государственный характер и подчинение идеологическим пропагандистским целям, в результате чего не получила развития возникшая еще перед Первой мировой войной идея создания научного центра по фонографированию живой речи в целях ее научного изучения в разных аспектах культурной жизни, воплощенная в создании недолго просуществовавшего Института живого слова. Автор делает вывод, что несмотря на многие негативные моменты, создание в 1932 г. фоноархива стало заметной вехой в истории отечественного аудиомира - фонодокумент получил официальное признание и статус как часть общего исторического наследия; на декларативном уровне признано его место и значение в политической, культурной и научной сферах, хотя, как указывает автор, практика порой говорила об обратном: в ней господствовал утилитаристский подход к фонодокументам, их безжалостно уничтожали по причинам прежде всего идеологическим.

Вторая часть - "В звуке событий печать" - посвящена десятилетиям середины ХХ в. Автор анализирует изменение стиля радиовещания во время и после Великой Отечественной войны, исследует появление самодеятельных записей "фоносамиздата" сначала "на ребрах", а затем и на магнитофонной ленте, характеризует советскую пропагандистскую политику и плохое сохранение зафиксированных самим государством достижений советской культуры. Им отмечается факт явного проигрыша советской идеологии в бытовой музыке, "невысокий эффект контрпропаганды - чужое радио слушали с растущим интересом" (С. 130); курс на информационную изолированность и псевдоисторическую мифологию.

Последняя, самая большая, часть книги - "Многоголосье" - охватывает период 1960-1980-х гг., когда определились два противоположных, но взаимосвязанных процесса - официальная ветвь средств массовой информации и аудиоиздательств, с одной стороны, и стихийно возникшее и разрастающееся самодеятельное творчество бардовской (авторской) песни и отечественных рок-музыкантов, с другой. Анализируя эти две ветви, автор делает обоснованный вывод о потере эффективности советской аудиопропаганды к 1980-м гг.

Современно звучат его суждения по поводу восстановления фоноархива в 1967 г., организации государственного хранения аудиодокументов, об отсутствии серьезной научной разработки проблемы специфики фонодокументов как исторических источников, их недооценке и иллюстративном подходе к ним, об отрицательных последствиях привязки комплектования архива только к ведомственной системе, недостаточной разработке критериев экспертизы ценности фонодокументов, неоправданных ограничениях допуска к ним.

По поводу некоторых частностей хочется с автором поспорить. В.А. Коляда говорит, что "со временем ушли из памяти" (С. 57) те старые песни, которые по идеологическим причинам не были зафиксированы звукозаписью. Все же это не совсем так - существующая уже 15 лет на "Радио России" передача "В нашу гавань заходили корабли" и такие издания, как "Запрещенные песни" (М., 2002), показывают, что многое из неподцензурного народного творчества предреволюционных и послереволюционных лет сохранилось в народной памяти и сейчас наконец-то подвергается звуковой фиксации, - вопрос в том, как эти записи будут сохранены. Очень спорно утверждение об отсутствии в "фоносамиздате" политической публицистики (С. 202). За что же как не за политическую публицистику был выслан из страны А.А. Галич, вынужден принять псевдоним "Михайлов" Ю.Ким? В творчестве таких бардов, как А.Дулов, А.Ткачев, Ю.Лорес, И.Михалев, Л.Захарченко, Н.Болтянская… и у таких рок-музыкантов, как В.Цой, А.Макаревич, Ю.Шевчук… легко можно найти примеры гражданских песен явно политической направленности, далеких от официальной идеологии. Говоря о "вражеских голосах", автор почему-то называет только "Голос Америки" и Би-би-си, а ведь чуть позже начали вещать на СССР и активно слушались "Немецкая волна", "Свобода", "Кол Исраэль". Есть и другие мелкие неточности: получается, что архивная система передана в НКВД в 1934 г. (С. 78), что песня В.П. Соловьева-Седого "Вася Крючкин" написана не во время, а после войны (С. 91). В качестве упрека редакторам издательства РГГУ хочется сказать, что на с. 103 имеется в виду, конечно, не Л. (Лев?), а П. (Петр) Лещенко, как и немного ранее не Н., а Г. (Георгий) Абрамов, солист Всесоюзного радио; значительную часть примечаний к тексту приходится сдвигать на один номер. Но это частности.

Издание снабжено хорошим справочным аппаратом - помимо ссылок на источники имеются список литературы (свыше 220 названий), архивных справочников и каталогов аудиоизданий.

Книгу с интересом и пользой прочтут те, кто сможет ее достать, так как мизерный тираж явно недостаточен.

А.В. ЕЛПАТЬЕВСКИЙ

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'