АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Мультикультурная и многонациональная Россия:
Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции,
посвященной памяти заслуженного деятеля науки,
почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ
Тамары Васильевны Батаевой.
4 апреля 2008. Москва


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2009 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Мультикультурная и многонациональная Россия: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой. 4 апреля 2008. Москва: В 2 ч. М., 2009. Ч. I. - 198 c.; Ч. II. - 235 с. - 500 экз.


В 1990-2000-е гг. с профессиональной историографией как одним из основных занятий историков успешно конкурирует ранее слабо выраженная, вернее, в советский период вовсе не приветствовавшаяся мемуарная литература самих историков, а также их учеников, рассказывающих о своих учителях. Сегодня развитие новых технологий дает возможность донести эти работы до потребителя в электронном виде. Важно, что такого рода исследования появились впервые в высших учебных заведениях, готовящих молодых историков. Приведем наиболее известные примеры: "Советская повседневность 1920-1960-х годов: мифология и социальные практики" - с видеомемуарами известного историка культуры Г.С. Кнабе "…Слышать шепот времени", "Культурная элита в советском идеологическом проекте 1920-80-е гг." - с видеомемуарами академика Вяч. Вс. Иванова "Мы были странным исключением", подготовленные в РГГУ, а также ""Они сохраняли традиции старой университетской дореволюционной школы…" Из воспоминаний выпускников и преподавателей ИАИ. Конец 1940-х - 1960-е гг." (Отечественные архивы. 2009. № 3. С. 94-103). Этот ряд пополняют материалы указанной конференции, опубликованные кафедрой истории и гуманитарных наук Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.

Появление таких изданий проще объяснить тем, что среди историков продолжаются ожесточенные сражения, приведшие к расколу по проблемам как профессиональным (методологическим), так и отражающим политическое размежевание общества. Реалии политической жизни и сопровождающие ее реформы и кризисы втянули историков в острые дискуссии о путях развития страны, о понимании настоящего через прошлое, иногда совершенно мифическое. В трудных дискуссиях историческая наука демонополизировалась, внедрялись новые методологические подходы, развивались междисциплинарные исследования.

Но есть и более тонкий мотив. Подобные издания выходят в университетах и вводятся в учебный процесс, свидетельствуя об осознании педагогами необходимости понимания студентом, готовящимся к профессиональной деятельности, следующего: историку важны индивидуальность интонации, авторское восприятие времени и его общественной атмосферы. Историк, несмотря на то что власть и господствующая идеология тенью следуют за ним (а иногда и открыто преследуют), в разные времена и в разных формах - оппонент и той, и другой. Речь идет о важном аспекте социально-политической и идеологической истории, в которой на первый план выходит ранее воспринимавшееся как второстепенное: человеческое, индивидуальное, своеобразное, частное и повседневное. В советские времена - неважное, субъективное. То, что является предметом внимания не только микроистории, необходимой и важной части современного исторического образования, но и истории исторической науки. Для последней историк - главный предмет анализа. Историография ставит профессиональную задачу: научить увязывать понимание проблем, возникавших в разные исторические периоды, в частности в процессе реализации советского идеологического проекта, как с общими социальными и ментальными процессами, протекавшими в различных общественных средах, так и их взаимодействие с личностно-психологическим, человеческим фактором. Эти процессы связаны со сменой общественно-политического строя, изменениями государственного устройства страны, жизни общества, возникновением новых общественных слоев в сфере повседневности: быта, привычек, идентификационных тяготений и межличностных отношений. Но они сугубо индивидуальны, и особенно интересно, каковы они у историка. Читатель прочитает об этом в воспоминаниях Т.В. Батаевой о ее детстве, взрослении, выборе профессии.

В рецензируемое издание вошли воспоминания не только самой Тамары Васильевны (начиная с раннего детства до окончания МГИАИ), но и ее благодарных учеников и коллег. Это оценка и научной ценности творчества ученого, и историка как личности. Снятый видеофильм позволяет увидеть Т.В. Батаеву. Воссоздан многогранный образ ученого, раскрывающий ее деполитизированное, истинно научное наследие, которое останется вкладом в развитие отечественной науки.

Единство материалов конференции как научного издания обеспечивается редакторскими предисловиями к первому и третьему разделам первой, а также ко второй частям сборника, благодаря чему достигнута организационная и содержательная целостность опубликованных документов и статей; публикация материалов в двух частях отражает логику их структурного построения.

В первой части материалов конференции объединены ранее не издававшиеся статьи, воспоминания и интервью Тамары Васильевны; информационные материалы, характеризующие ее научно-издательскую и научно-педагогическую деятельность; воспоминания 14 учеников и коллег. В научной автобиографии и мемуарах Т.В. Батаева описывает свой жизненный путь, профессиональное становление, историю семьи. Статьи коллег и учеников содержат заметки мемуарного характера, сюжеты из истории ряда научных дисциплин, в том числе архивоведения, археографии, историографии в свете оценки творчества профессора Т.В. Батаевой. Построение этой части сборника похоже на диалог: живому голосу Тамары Васильевны отвечают живые голоса участников конференции, что создает неповторимый эффект совместного проживания и осмысления прошлых лет и сегодняшнего дня.

Во второй части представлено 25 статей участников конференции, учеников, коллег и единомышленников Т.В. Батаевой. Эти статьи вписываются в широкие рамки темы конференции и в совокупности отражают влияние исторической школы кафедры отечественной истории УДН-РУДН периода заведования ею Т.В. Батаевой. Отметим их хронологические рамки: от исследований лексики Киевской Руси в IX-XV в. до изучения реконструкции текстов на основе оптико-электронной экспертизы в XXI в.

Нельзя не упомянуть и большую работу Т.В. Батаевой по подготовке ученых для многих стран, уже один только географический разброс которых поражает: аспиранты из Бангладеш, Индии, Кипра, Конго, Кот-д'Ивуара, Сьерра-Леоне, Шри-Ланки, ЮАР и др. Они успешно защитили диссертации. Подготовка специалистов высочайшей квалификации из стран с разными интеллектуальными традициями и ментальностью - факт, дополняющий и умножающий важность внимания к творчеству и педагогическому мастерству ученого.

В заключение отметим, что мы находимся все еще в начале понимания и оценки того, "что же стало с Родиной и с нами" в сложнейшем XX в. Рецензируемое издание - важный вклад в это понимание, а личность историка - Т.В. Батаевой - достойное профессиональное поле этого понимания.

Т.Ю. КРАСОВИЦКАЯ

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'