АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 1 (2005 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 - 2002. Кн. 1. - 237 с.; Кн. 2. - 527 с.; Кн. 3. - 623 с.; Кн. 4. - 479 с.; Кн. 5. - 479 с.; Кн. 6. - 479 с.; Кн. 7. - 542 с. - 10 000 экз.


Современное научное знание обогатилось уникальным агиографическим[1] трудом игумена Дамаскина (Орловского), который получает все более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на ее пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни. В 1997 г. первые вышедшие в свет книги были удостоены премии Памяти митрополита Макария, а в 2002 г. - литературной премии Союза писателей России.

В.О. Ключевский в своих трудах "Древнерусские жития святых как исторический источник", "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства", оценивая значение житий святых как источников изучения земного пути носителей идеала народной жизни, писал: "Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными спутниками, даже путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила, ими завещанные"[2].

Каждое из 900 житий и жизнеописаний, как и труд игумена Дамаскина в целом - основанные на архивных данных интегрированные исследования, бесценный комплекс документированной информации, раскрывающей феномен народа, личности и государства в русской истории. Представители духовенства, крестьян, дворян, купечества, предпринимателей, других социальных групп, за исключением рабочих, вошли в сонм святых новомучеников ХХ в.

Создание монументальной эпопеи потребовало титанической тридцатилетней работы автора, пришедшего к пониманию, что "народ стоит перед опасностью утраты памяти о своем прошлом, за которой может последовать разрушение самосознания народа и его гибель" (Кн. 3. С. 8). Источниковая база труда весьма обширна: редкие документальные публикации, тысячи свидетельских показаний очевидцев и участников событий, которые еще были живы в 1970-е гг., документы ЧК - ГПУ - НКВД - КГБ - ФСБ, Архива Президента Российской Федерации, бывших партийных и государственных архивов в центре и на местах. Исследован более чем 100-тысячный корпус судебно-следственных дел за 1917 - 1950 гг. Благодаря поддержке руководства ФСБ, Росархива, ГАРФ, РГАДА, РГИА, Мосгорархива и многих других региональных архивных учреждений осуществлена масштабная синтезированная историко-агиографическая работа, в которой также участвовали члены секции личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков-архивистов. Собранный уникальный комплекс материалов о новомучениках ХХ в. стал основанием для принятия Архиерейским собором в 2000 г. решений об их канонизации. В состав книг, наряду с житиями и жизнеописаниями, включены документальные публикации, авторские историко-источниковедческие обзоры, календарь памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской православной церковью на архиерейских соборах 1989, 1997, 2000 гг. Книги снабжены необходимым научно-справочным аппаратом.

В авторском предисловии игумен Дамаскин отмечает, что одним из наиболее важных и ответственных в источниковедении истории России, особенно ХХ в., является вопрос о подлинности источника. Он решался автором на основе принципов христоцентризма, христологического историзма, целостности, духовно ориентированного психологизма, объективности и документальной достоверности фактов с опорой на категориальный аппарат историко-архивоведческих и богословских наук. Сравнительный анализ, критика используемых для написания житий устных и документальных свидетельств обусловили всестороннее изучение исторических условий, установление авторства источников, обстоятельств и мотивации их создания, интерпретацию содержания источников с учетом составляющих влияния: государственной, общественно-религиозной и социокультурной традиций в период их возникновения, источниковедческий синтез информации на основе комплексного территориального подхода к исследованию достоверности полученных данных о человеке, его взаимодействии с внешним миром и др.

Впервые примененный в агиографической практике критерий единого информационного поля взаимодействия субъектов событий в разрезе территориального образования оказался достаточно эффективным для обнаружения и понимания сведений об изучаемой личности. Труд игумена Дамаскина опровергает распространенные утверждения о том, что судебно-следственные дела ХХ в. не могут служить историческим источником ввиду якобы имевшей место "фальсификации" хода следствия. Исследование игумена Дамаскина убеждает, что свидетельства обвиняемых, подписи лиц, другие реквизиты документов в следственных делах всегда подлинны. И тогда, когда обвиняемый ставит подпись, отрицая свою вину, и когда вообще отказывается от подписи, и когда, сломленный муками, признает за собой несуществующую политическую вину. Во всех случаях следователь был обязан строго соблюдать все внешние требования процессуального документирования, в том числе в части объективной фиксации показаний обвиняемого, неукоснительной сохранности документов, и независимо от поведения и показаний подследственного сформулировать обвинение его в контрреволюционной деятельности. И если обвиняемый не признавал своей вины, следователь прибегал к показаниям "штатных" свидетелей. Приговор лицам духовного звания был задан.

Жития современников ХХ в. в книгах о. Дамаскина позволяют исследовать истоки стойкости человеческого духа, духовный смысл истории народа России через образы святости и осуществленного нравственного идеала и дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, богословские воззрения все еще неисследованной эпохи.

Труд игумена Дамаскина как нарративный источник позволяет воссоздавать биографию конкретного человека, воплотившего в своей судьбе духовно-нравственные основы личности, традиции общественно-религиозной жизни народа, культурологические основы организации жизни, естественно-географические, социально-бытовые факторы среды, исторические факты и события в их объективной данности, поскольку в житиях все они как бы "втягиваются" в канву биографии человека и создают ее естественный внешний фон, не претерпевая субъективизма автора.

Агиографический труд игумена Дамаскина сохранил для исторической науки объективную информацию о многих важных фактах и событиях ХХ в. Жития развеивают, к примеру, миф о "триумфальном шествии советской власти", сообщая неизвестные данные о повсеместных массовых выступлениях крестьян против разрушающих традиции и основы народной жизни порядков. Они раскрывают духовно-нравственную суть многих фактов общественной жизни; некоторые из них и поныне искаженно освещаются в историко-философской литературе. Так, в современной педагогической печати без ссылки на источники пропагандируется "феномен" помещика Н.Н. Неплюева, который якобы "проявился в деле истинно народного просвещения". Сам Неплюев причисляется к когорте "выдающихся соотечественников", "без знания деяний которого невозможно понимание своеобразия и цельности нашей русской национальной культуры и национальной духовности"[3].

Истинный свет на деятельность Крестовоздвиженского братства и его организатора помещика Н.Н. Неплюева проливает житие священноисповедника Романа (Медведя), в 1901 г. служившего в храме этого братства священником. В обстоятельном докладе епархиальному архиерею, включенном игуменом Дамаскиным в повествование жития, отец Роман обличает принципиально нехристианские установления братства, "отсутствие усвоения православного научения в начальной и низших сельскохозяйственных школах". Экономическую организацию братства он характеризует "как жесткую форму капиталистического строя без всякого приражения не только христианских, но и просто человеческих чувств", показав, что в основу его деятельности "были положены скорее духовный деспотизм, коммунистические идеалы, нежели христианские" (Кн. 4. С. 289 - 295).

Использование автором труда проложного метода, отказ от творческого субъективизма в изложении фактов объясняют то, что некоторые жизнеописания за отсутствием источников предельно кратки. Они исчерпываются констатацией засвидетельствованного в следственном деле высшего подвига человека, претерпевшего мучения и принявшего кончину как венец служения Богу и Отечеству. Жития сопровождаются уникальными фотографиями, в том числе сделанными в тюрьме после вынесения приговора для опознания лица, ведомого на расстрел. В них запечатлен взгляд человека, уходящего в вечность…

Творческая лаборатория игумена Дамаскина раскрывает неисчерпаемые возможности применения в науке духовно ориентированной методологии. По существу, и это не преувеличение, отечественная, да и мировая наука получила первое целостное в своей безмерной многогранности научное исследование неизведанной до сего времени духовно-нравственной стороны истории народа России, сохранившего живую душу в лихолетьях и страданиях ХХ в. Для отечественной исторической науки агиографический труд игумена Дамаскина исключительно ценен как фундаментальное произведение, феномен историографии, научно подтверждающий возможность объективного познания прошлого.

Особо важно, что в научном плане работа игумена Дамаскина есть открытие в области гуманитарных наук, противостоящее новейшим представлениям об исследовании человеческой истории на иной эмпирической базе источников, нежели та, которой ныне располагает историческая наука. Такую базу ученые-модернисты связывают с развитием информационных технологий и созданием виртуальной информационной среды, активизируя поиск методов, позволяющих выстраивать концепции глобальной истории и всеобщей науки о человеке без обращения к источникам информации о реальном человеке. В качестве предмета и объекта исследования эти ученые выдвигают не человека, а функции его взаимодействия с природой, людей между собой.

Введение в научное знание житий святых ХХ в. - исторически востребованный акт возрождения национального самосознания русского народа. Труд игумена Дамаскина - масштабное явление в научной, социокультурной и общественно-религиозной жизни новой России, возрождающейся на традиционно-национальных основах бытия.

В заключение отметим, что специфика агиографического жанра поставила автора перед необходимостью поиска адекватного археографического оформления архивной информации, используемой в тексте жития или жизнеописания. И если в первых двух книгах автор строго следует традиции, не сопровождая текст ссылками на источник, то в третьей - применяются археографические правила оформления, в том числе приводятся полные шифры каждого привлеченного источника. Однако такой подход затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, - простым читателям. В последующих книгах автор нашел, на наш взгляд, достаточно приемлемую форму для такого вида издания, как жития, ограничив состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов. Правда, это следовало бы оговорить в предисловиях к книгам.

З.П. ИНОЗЕМЦЕВА


[1] Агиография - научная историко-богословская дисциплина. Объект ее исследования - человек, воплотивший в своем земном пути высший нравственный идеал человеческого бытия. Предмет исследования - феномен мученичества и святости как высшего проявления человеческого духа.

[2] Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. С. 310.

[3] Малышевский А.Ф. Школа Н.Н. Неплюева // Мир человека. № 2 - 3. С. 36 - 40.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'