АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

"…Обратить на настроение наших мусульман особое внимание..."
Документы ЦГА Республики Дагестан о борьбе с панисламизмом в России в начале XX в.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 3 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В архивах сохранилось большое количество документов, свидетельствующих о панисламистской пропаганде на Кавказе в первой трети XX в. Тогда Министерство внутренних дел, охранные отделения и губернские жандармские управления рассматривали любое движение кавказских горцев (национально-освободительное, крестьянское, революционное и др.) как проявление панисламизма [1]. Каждого иностранца, прибывшего в Россию из мусульманских стран, охранка подозревала в пропаганде этой идеологии. В агентурном деле того или иного "турецкого эмиссара" описывались все его действия и передвижения по территории Российской империи. Очень часто такие "путешественники" действительно являлись проводниками панисламизма, призывавшими к объединению всех мусульман под эгидой турецкого султана. После низложения последнего (апрель 1909 г.) эту политику продолжали младотурки, пришедшие к власти и выдвинувшие "великодержавную идеологию "османизма". Все население Османской империи они рассматривали, как "единую османскую нацию" без различия религий и национальности" [2].

Накануне Первой мировой войны Кавказ, и в частности Дагестан, был наводнен агентами Турции и Германии. Последняя, выдававшая себя за "выразителя дум и чаяний мусульманских народов", используя пропаганду пантюркизма и панисламизма, которую Турция проводила на Востоке, стремилась вызвать волнения мусульман Кавказа против России. Турция, находясь в союзе с Германией, имела свои планы в отношении Кавказа. В высших турецких кругах "надеялись, что им удастся с помощью пантюркистской и панисламистской пропаганды поднять мусульман России, прежде всего Кавказа, на "священную войну" и добиться присоединения к Турции мусульманских провинций Российской империи. С этой целью глава мусульманского духовенства в Турции Хейри Эфенди 11 ноября 1914 г. в мечети Фатих в Стамбуле в своих пяти фетвах призвал "весь исламский мир подняться на священную войну против государств Антанты". В этих же целях на Кавказ были тайно переправлены 60 турецких офицеров" [3].

Царским властям не давали покоя подобные "внимание" и "интерес" своего соседа к Кавказу. Начало войны и турецкую пропаганду в Дагестане встретили по-разному. Активность проявляли местные пантюркисты, но в целом к их призыву выступить в защиту единоверной Турции отнеслись без особого энтузиазма. Даже власти вынуждены были признать: "В широких мусульманских массах сочувствие к Турции чисто идейное. Среди некоторой части интеллигенции и духовенства сочувствие это практически выражается" [4].

В итоге попытки турецкого командования достичь успехов, подняв мусульманское население Дагестана против России, потерпели неудачу. К тому же в 1915 г. русская армия вела успешные наступательные действия на Кавказском фронте, нанеся ряд поражений турецким войскам. Тем не менее повышенное внимание к настроениям мусульманского населения Дагестана со стороны царской администрации на Кавказе сохранялось. Власти собирали сведения о настроениях мусульман данного региона. Полиция в Дагестанской области постоянно следила за деятельностью местного мусульманского духовенства, религиозных школ, отдельных деятелей.

Документы царской администрации на Кавказе из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан свидетельствуют о непростой политической ситуации и нескрываемой озабоченности со стороны властей положением в области. Для публикации отобрана лишь небольшая их часть. Они представляют интерес не только для специалистов, изучающих обстановку в мусульманской среде Дагестана в канун Февральской революции, но и для широкого круга читателей, освещая важную страницу в истории России.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Х.М. ДОНОГО.

[1] Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX в. В Османской Турции и некоторых других странах, население которых исповедует ислам, правящие феодальные и буржуазные круги использовали панисламизм как орудие своей реакционной политики. См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб., 2002. С. 873; Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 974; Аршаруни А.И., Габидулин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Лондон, 1990. С. 6 - 7.

[2] Новичев А.Д. Турция: Краткая история. М., 1965. С. 122.

[3] История Азербайджана. Баку, 1960. Т. 2. С. 742.

[4] Гаджиев В.Г., Шигабудинов М.Ш. История Дагестана. Махачкала, 1993. С. 128.

вверх

№ 1
Предписание начальника Казикумухского округа Дагестана начальникам Казикумухского и Вицхинского участков об установлении негласного надзора за населением


10 сентября 1911 г.

Начальникам Казикумухского и Вицхинского участков

Предлагаю вам собрать негласно, лично и агентурным путем, не имеются ли в каких-либо селениях участка частные и мечетские школы с учителями из лиц, долго живших в Турции, Египте, Персии, Казанской и Оренбургской губерниях и там получивших образование; не изучаются ли в каких-либо школах турецкий язык, турецкая история, география и друг[ие] сведения о Турции; не замечается ли в каких-либо школах на учителях особая форма, например: турецкие фески, куртки. В результате немедленно же донести мне, указав фамилии учителей. Затем предлагаю принять к сведению, что в мечетских школах, медресе, мектебе [1], как конфессиональных, изучаются предпочтительно Коран, шариат, вообще решения, преподавание же других предметов, не относящихся к религии, является уже нарушением характера конфессиональных школ, а потому не должны быть допущаемы в них. Точно так же предлагаю принять все зависящие от вас меры к недопущению к преподаванию в сельских мусульманских школах лиц, получивших образование в Турции, Египте, Персии, Казанской и Оренбургской губерниях, если за их политическую благонадежность и благонамеренность не можете поручиться. В частности, предлагаю начальнику Вицхинского участка отправиться в сел[ение] Хуты и негласно собрать сведения об образе жизни и занятиях Саадулы Гаджи - не занимается ли он обучением детей, чему и как обучает.

Полковник
Начальник Казикумухского округа
Киселев

ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 248. Подлинник.

вверх

№ 2
Из предписания Департамента духовных дел МВД главам и чиновникам местной администрации о необходимости контроля за настроением населения

28 октября 1911 г.

Наместнику, губернатору и далее начальникам округов

<...> Возникшей между Италией и Турцией войне в мусульманских кругах придается общемусульманское значение. <...> В настоящее время ведется агитация среди всех мусульман, в том числе и магометан России, с целью возбуждения религиозного фанатизма против всех "неверных", в частности, в пользу всеобщего поднятия оружия для ведения священной войны (газават) и засим с целью бойкотировать итальянские товары и собирания денежных средств на нужды турецких войск.

По поступившим в Министерство внутренних дел сведениям, среди нашего мусульманского населения начинают образовываться комитеты, цель которых заключается в вовлечении магометан России в религиозно-партийное дело для возбуждения интереса к Турции, для поддержания ее и нравственно, и морально.

Уведомляя об изложенном явлении, могущем получить благодаря агитации широкие размеры и серьезные последствия, предлагаю начальникам округов и полицмейстерам обратить особое внимание на распространяющиеся в пределах вверенной мне области мусульманские журналы и газеты, а равно принять все зависящие меры к безусловному недопущению среди мусульманского населения агитации. Независимо от сего надлежит наблюсти за тем, чтобы между мусульманами отнюдь не производилось каких-либо сборов пожертвований на нужды турецкого правительства в связи с происходящими ныне военными действиями <...>


Генерал-лейтенант(1)


ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 263. Подлинник.

вверх

№ 3
Предписание начальника Бакинского губернского жандармского управления по розыску полковника С.Ф. Северитовского помощнику в Дагестанской области об агентуре

27 октября 1916 г.

№ 6902 Совершенно секретно

Помощнику моему по розыску в Дагестанской области


Вследствие телеграфного предписания министра внутренних дел предписываю напрячь все усилия к самому детальному освещению настроения населения вверенного Вам района во всех сферах общественной жизни, озаботившись немедленным приобретением для сего солидных осведомителей и сотрудников, и о последующем в кратчайший срок мне донести, а затем последовательно доносить о всякого рода отрицательных явлениях, имеющих общественное значение.

Полковник Северитовский


ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 1. Подлинник.

вверх

№ 4
Письмо помощника по гражданской части Кавказского наместника начальнику Бакинского губернского жандармского управления по розыску полковнику С.Ф. Северитовскому о необходимости изучения настроения населения

Ноябрь 1916 г.

№ 5958 Совершенно секретно

Милостивый государь Сергей Фомич!

По дошедшим до меня сведениям, среди кавказских мусульман происходит в настоящее время весьма серьезное брожение. Вследствие этого прошу Вас обратить на настроение наших мусульман особое внимание, направив в этом отношении соответственным образом агентуру и наблюдение.

Вместе с тем прошу Вас командировать в Дагестанскую область одного из опытных офицеров вверенного Вам управления для самого всестороннего изучения настроения и чаяний мусульман в настоящее время. Командировка эта должна быть секретной и для нее должен быть избран благовидный предлог и соответственная обстановка.

О последующем прошу донести мне. Примите уверение в моем уважении и преданности.

Князь В.Орлов


ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 54 - 54 об. Копия.

вверх

№ 5 - 6
Донесения начальника Бакинского губернского жандармского управления по розыску С.Ф. Северитовского помощнику по гражданской части Кавказского наместника о распространении панисламизма в регионе

12 января 1917 г.

№ 5


Совершенно секретно

Записка № 1 по панисламизму

Сведения начальника Бакинского жандармского управления

Агентура "Омар".

Дата получения сведений - 3 января.

Кто принял сведения от агентуры - ротмистр Матегорин [2].

Сущность сведений

По поводу настроения в настоящее время мусульман Кавказа необходимо отметить, что внимание их, главным образом, сосредоточено на вопросе о проведении в жизнь распоряжения о призыве мусульман на военные работы. В этом направлении особенно остро реагируют мусульмане Северного Кавказа, в частности мусульмане Дагестанской и Терской областей. По сведениям, между последними состоялось соглашение, по которому они обязались ни в коем случае людей на работы не давать и в случае насилия со стороны властей оказать вооруженное сопротивление, взаимно поддержав друг друга. Особенно тревожное состояние отмечается в Терской области. На почве призыва на работы среди мусульман Терской области наблюдается особенная ненависть к русским, характерным показателем коей является ходячее среди мусульман выражение, что они готовы даже "сосать кровь русских". По сведениям, в Терской области якобы имеется комитет по организации восстания, который субсидирует всех мусульман деньгами для приобретения оружия. При выдаче этих денег отбирается присяга, что ни на какие другие нужды эти деньги не будут израсходованы. Спокойствие в Терской области, по сведениям агентуры, "висит на волоске".

По тем же сведениям, настроение Дагестана менее острое и таковое могло бы свестись даже к полной лояльности, если бы препятствием к этому не служила местная администрация. Вся почти администрация Дагестана, начиная с низших чинов и кончая самим губернатором, князем Дадешкелиани [3], занимается в самых широких размерах взяточничеством, и широкие поборы в этом направлении, развившиеся за время состояния в должности губернатора князя Дадешкелиани, крайне возбуждают коренное население Дагестана. В связи с этим имя бывшего губернатора генерал-лейтенанта Вольского [4] вспоминается теперь мусульманами с особой любовью и уважением, и управление его областью ставится ныне как пример справедливости и заботливого отношения к нуждам местного населения. Означенное обстоятельство в связи с ожидаемым призывом на военные работы является одним из главных подспорьев к возникновению брожения среди мусульман.

Самыми влиятельными и популярными деятелями мусульманского движения в Дагестане считаются Нажмеддин Эфенди [5] (известный также под фамилией Гоцинский), Таджаддин Эфенди [6] - житель селения Карабудахкент и некий Мулла Али Лау в Акушах(3) [7].

К голосу их прислушивается весь Дагестан, и от решения их, главным образом, зависит то или иное направление политических воззрений местных мусульман.

В настоящее время наиболее назревшими вопросами жизни, в смысле чаяния мусульман, являются следующие:

1) Уравнять мусульман во всех правах гражданства с русскими.

2) Преподавание в школах на родном языке.




3) Открытие среднеучебных заведений на родном языке.


4) Изъятие "вакуфных" [8] сумм (суммы по различного рода завещаниям) из ведения МВД и передача их в руки местных Шейх Уль Ислама [9] и муфтиев [10].

5) Назначение всех духовных мулл, кадиев, муфтиев и Шейх Уль Ислама по выбору.

6) Иметь представителей мусульман в Государственном совете.

7) Иметь депутатов от мусульман Туркестана и киргизов в Государственной думе.

8) Предоставить всем русско-подданным мусульманам приобретать недвижимость в Туркестанском крае.

9) Возвратить все земли, отобранные в пользу русских поселенцев у туркмен, обличенных в минувшем году в мятеже против правительства.

10) Предоставить широко пользоваться разрешениями для поездок на богомолье, т. к. в Коране сказано, что "иннемель муг минуне их увэ тунь", т. е. в переводе: "действительно все правоверные братья".

Что сделано

Означенные сведения при совершенно секретном письме донесены помощнику по гражданской части наместника его императорского величества на Кавказе и директору Департамента полиции по особому отделу от 12 января 1917 г. за № 1 - 2.

Сведения препровождены для разработки помощнику начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области от 19 января 1917 г. за № 402.



















<…>(2)



Даргинский округ, 1560 домов. Т.У. Шур. округе Тир <…> уч[ащих]ся 51.

Добровольцы = теперь не идут <…> хор. заработки = Надо [иметь большие льготы] пришел в добровольцы - от казны 300 р., а на руки <…>



Вся <…> их [основывается] на адатах и шариате.

При мечетях и в сельских школах муллы препод[ают] на арабск[ом] языке, а в Самурск[ой] - на местном языке.

Вопрос не возб[уждать], а стремиться таковое дать многим образование [по] желанию.

По вакфу Даг[естан], Тат[ария] и Куб[ань] не подчиняются <…>


Мулл, кадиев - все по [вопросу] назначения, выбирает само общество.

Начальник Бакинского губернского
жандармского управления полковник
Северитовский
Верно: ротмистр Матегорин

ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 71 - 71 об., 72. Заверенная копия.

вверх

№ 6

Совершенно секретно

Записка № 2 по панисламизму

Агентура "Мурад".

Дата получения сведений - 6 января.

Кто принял сведения от агентуры - ротмистр Матегорин.

Сущность сведений

1) В настоящее время настроение мусульман Кавказа следует охарактеризовать выжидательным. Регулируется оно, главным образом, отношением их к набору на военные работы и может быть разграничено на две категории: 1) на настроение мусульман Закавказья, в число коего входит и Бакинская губерния, и 2) настроение мусульман Сев[ерного] Кавказа, в число коего входит Дагестанская область.

Мусульмане 1-й категории, будучи, как и все мусульмане, крайне недовольны призывом на военные работы, склонны тем не менее по своим внутренним мировоззрениям идти чернорабочими на оборону и не оказывать противодействия, лишь бы не быть призванными в действующие войска, мусульмане же 2-й категории, наоборот, предпочитают, в крайнем случае, быть лучше призванными в действующие войска и ни в коем случае не идти чернорабочими.

Эти два мировоззрения, резко разграничившись, существуют и поныне, и хотя со стороны некоторых лиц были сделаны попытки к взаимному соглашению, но таковые ни к каким результатам не привели. По сведениям, одним из самых популярных на Сев[ерном] Кавказе лиц дагестанцем Гаджи Нажмеддином Эфенди, известным под кличкой Гоцинский, были командированы из Дагестана депутаты (личности неизвестны) к проживающему в гор. Баку миллионеру действительному статскому советнику Гаджи Зейнал Абдин Тагиеву [11], влиятельному и популярному среди закавказских мусульман, с целью выяснить намерения закавказских мусульман на случай призыва их на военные работы, а также выказать свою готовность оказать означенному призыву полное противодействие вплоть до общего выступления всего Дагестана и вообще всех мусульман Северного Кавказа. Означенная миссия оказалась неудачной, т. к. со стороны Тагиева последовал ответ, что мусульмане Закавказья, в особенности бакинские, не намерены, хотя и вынужденно, разделять взгляды дагестанцев, что требования правительства о призыве мусульман на работы они признают необходимым выполнить, и что желание дагестанцев оказать в этом направлении противодействие они не считают для себя обязательным. После этого настроение дагестанцев нисколько не изменилось, и по собранным сведениям, в случае призыва на работы они окажут призыву вооруженное сопротивление. Какой-либо планомерной организации к сопротивлению не ведется, т. к. дагестанцы почти сплошь вооружены и едва ли не каждый из них считает сопротивление для себя обязательным.

Обращаясь к общему настроению и чаяниям мусульман Кавказа, необходимо отметить, что симпатии мусульман всецело на стороне Турции и проявляемая ими до сего времени наружная лояльность зависит главным образом от успехов русского оружия, в особенности на турецком фронте. Сознательной частью мусульман ведется пропаганда в целях воспитания общей массы к восприятию понятий о равноправии мусульман с другими гражданами и о необходимости твердого заявления об этом на мирной конференции.

В настоящее время наиболее назревшими вопросами жизни, в смысле чаяния мусульман, являются следующие:(3) <…>.

Что сделано

Означенные сведения при совершенно секретном письме донесены помощнику по гражданской части наместника его императорского величества на Кавказе и директору Департамента полиции по особому отделу от 12 января 1917 г. за № 1 и 2.

Сведения препровождены для разработки помощнику начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области от 19 января 1917 г. за № 402.

Начальник Бакинского губернского
жандармского управления
полковник
Северитовский
Верно: ротмистр Матегорин
Пометы(5): к п. 2 - "Не возникает желания", к п. 3 - "вакуфных. Ген[ерал] Са[ер]луев <…>", к п. 5 - "Чл[ены] Гос[ударственного] с[овета] - татары от Дарг[инского] округа <…> Владикавказе".


ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 69 - 69 об., 70. Заверенная копия.


[1] Мектеб - с VII в. начальная мусульманская школа церковно-приходского типа.

[2] Матегорин - ротмистр, жандармский офицер, терский казак, служил в Дагестане. После Гражданской войны эвакуировался с Добровольческой армией в Константинополь, откуда переправился в США. Его имя выбито на памятной доске перед православным храмом в Лейквуде.

[3] Дадешкелиани Г.Т. - князь, военный губернатор Дагестанской области в 1916 г. Покинул должность 28 декабря 1916 г.

[4] Вольский - генерал-лейтенант, военный губернатор Дагестанской области в 1909 - 1916 гг.

[5] Правильно: Гоцинский Нажмутдин (1859 - 1925) - уроженец селения Гоцо Аварского округа Дагестанской области. Один из известных религиозных деятелей на Кавказе конца XIX - начала XX в. В мае 1917 г. на Первом съезде горцев Северного Кавказа и Дагестана избран муфтием Северного Кавказа, а на Втором съезде в августе 1917 г. в селении Анди - имамом. Состоял кандидатом во Всероссийское учредительное собрание. В марте 1919 г. главноуправляющий шариатскими делами в правительстве Горской Республики. В 1920 - 1921 гг. организатор и руководитель повстанческого движения народов Нагорного Дагестана против советской власти, после подавления которого скрывался. В 1925 г. арестован и приговорен советским судом к высшей мере наказания.

[6] Правильно: Джамалутдин Хаджи Мамаев (? - 1947) - уроженец селения Карабудахкент. Один из влиятельных религиозных деятелей Дагестана и Северного Кавказа периода революции и Гражданской войны. Состоял кандидатом во Всероссийское учредительное собрание. В мае 1917 г. во Владикавказе на Первом съезде горцев Северного Кавказа и Дагестана избран членом совета алимов при ЦК Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана.

[7] Правильно: Акушинский Али Хаджи (1847 - 1930) - уроженец селения Акуша. Один из известных религиозных деятелей Дагестана периода Гражданской войны. После Февральской революции на Третьем съезде горских народов (январь 1918 г.) при поддержке представителей дагестанской социалистической группы в противовес имаму Гоцинскому был провозглашен Шейх Уль Исламом Дагестана. В период борьбы с Добровольческой армией избран почетным председателем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана. Сторонник политики соглашения с большевиками для совместной борьбы против внутренней и внешней контрреволюции. После установления советской власти в Дагестане отказался от сотрудничества с ней.

[8] Вакуф (вакф) - неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей. В более узком и общеупотребительном смысле - имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакуфа ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта.

[9] Шейх Уль Ислам - "старейшина ислама", высший религиозный авторитет.

[10] Муфтий - знаток шариата, дающий разъяснения его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах шариата.

[11] Тагиев Гаджи Зейнал Абдин (1823 - 1924) - известный азербайджанский миллионер, крупный промышленник, предприниматель, общественно-политический и государственный деятель, основатель Бакинского женского Александрийского русско-мусульманского училища.


Редакция выражает благодарность главному специалисту РГВИА
И.В. Карпееву за помощь в подготовке публикаций.


(1) Подпись неразборчива.

(2) Здесь и далее написанное карандашом выделено курсивом. Почерк неразборчив, не поддается прочтению. Видимо, это реакция на полученную записку.

(3) Абзац отчеркнут карандашом.

(4) Далее следует перечень требований, изложенных в записке № 1, без п. 1, 6, 10.

(5) Пометы написаны карандашом, почерк неразборчив, не поддается прочтению. Видимо, это реакция на полученную записку.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'