АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и публикации
Перечень публикаций

Рисунки партийных деятелей в личных фондах РГАСПИ

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 4 (2006 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Во многих личных фондах и коллекциях деятелей партии и советского государства, хранящихся ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), изредка встречается специфический исторический источник - рисунки. Обычно их находишь в переписке партийных и государственных руководителей СССР. Все они по манере исполнения относятся к жанру политической карикатуры. Хронологические рамки и сюжеты достаточно широки и разнообразны.

Карикатуры и шаржи, возникшие в среде большевистского руководства, известны общественности. Так, на страницах газет в 1903-1904 гг. неоднократно публиковались рисунки Пантелеймона Лепешинского, отражавшие борьбу политических оппонентов - большевиков и меньшевиков после II съезда РСДРП. По завершении Гражданской войны рисунки изменили свою направленность. В начале 1920-х гг. они освободились от политической злобы, превратившись в дружеский шарж, мягкую ироничную карикатуру, в 1930-х гг. - четко отразили позицию и место автора, а также участников событий в развернувшейся внутрипартийной политической борьбе.

Большинство рисунков, сохранившихся в личных фондах руководителей, объединяет актуальность сюжета, его максимальная привязка к конкретной проблеме. Во многих отражены конфликты, возникавшие во время многочисленных и многочасовых заседаний Политбюро ЦК, СНК, СТО, постоянных и временных комиссий, четкая линия размежевания участников, личные симпатии и антипатии художника. "Прозаседавшиеся" партийные, государственные и хозяйственные деятели "расслаблялись", рисуя шаржи на своих выступавших товарищей, грубоватые, карикатурные жанровые сцены, иногда вполне уместные в непритязательной мужской компании, но не всегда пригодные для публикации. Зачастую рисование превращалось в коллективную игру - первый набросок обрастал все новыми деталями и шутливыми подписями, становясь в конце концов подобием современного комикса. Безусловно, такие карикатурные изображения не предназначались к печати.

Выполнены рисунки чаще всего на отрывных листках служебных блокнотов, полях официальных документов, карандашами (простым, а нередко синим и красным, традиционно использовавшимися для правки документов, виз и резолюций) или черными чернилами. Бросается в глаза разная степень их совершенства - от наспех сделанных зарисовок до тщательно выполненных работ, свидетельствующих о немалых художественных способностях автора.

Кроме разрозненных рисунков в РГАСПИ имеется и их коллекция. Она поступила в 1995 г. из Архива Президента РФ в составе фонда К.Е. Ворошилова (Ф. 74). Судя по количеству изображений (532 в трех архивных делах), можно сделать вывод, что для Климента Ефремовича они являлись предметом собирательства.

В коллекции есть несколько уникальных серий произведений, созданных как бы на одном дыхании и имеющих вполне самостоятельный и завершенный характер. Например, 56 шаржей под общим названием: "Весь синклит, военачальники и градоначальники. 1923 г.". Это шаржированные изображения политической элиты и сотрудников аппарата ЦК среднего ранга начала 1920-х гг., впоследствии занявших ключевые посты во властных структурах предвоенного и военного десятилетий. Любопытно, что на чистом листе, открывающем серию, сделана красноречивая надпись: "Для "Генерального" место оставлено. (Пока!)".

Автор надписи еще не установлен, есть предположение, что это И.В. Сталин. Его подписи уже подтверждены на нескольких рисунках, а вот художником, вероятно, является Е.М. Ярославский.

Большинство раритетов коллекции выполнено Н.И. Бухариным и В.И. Межлауком, несколько рисунков - М.Е. Кольцовым. Предположительно среди авторов шаржей и карикатур - Е.М. Ярославский, М.П. Томский, Морис Белоцкий.

Многие рисунки поддаются точной датировке и комментированию. Проставленные даты позволяют соотнести их сюжеты с хроникой политической жизни страны. Здесь нашли свое отражение XIV, XV и XVII съезды ВКП(б), внутрипартийная борьба конца 1920-х гг., история коллективизации и индустриализации страны, внешней политики, борьба с оппозицией в конце 1930-х гг. Действующие лица - В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, Ф.Э. Дзержинский, Н.И. Бухарин, Г.К. Орджоникидзе, Е.М. Ярославский, М.И. Калинин, В.М. Молотов, А.И. Микоян и др.

В отличие от письменных документов (анкет, писем, речей) каждый из рисунков является искренней и спонтанной реакцией авторов на события, своего рода моментальной фотографией. Именно этим они особенно ценны. Наши представления об эпохе великих преобразований наверняка обогатятся, когда вслед за "письмами вождей" будут опубликованы и плоды их "художественного творчества".

До настоящего времени они использовались главным образом как иллюстративный материал к научным трудам. Но уже появилось несколько тематических журнальных публикаций рисунков в России и Германии*. Скоро увидит свет книга-альбом, выпускаемая одновременно двумя издательствами - РОССПЭН и Йельского университета США. Тем не менее предстоит еще большая работа по их атрибутированию, уточнению обстоятельств появления. Порой непросто установить конкретный политический или хозяйственный казус, послуживший поводом для того или иного сюжета; не всегда узнаваемы персонажи и их действия. Хотелось бы узнать и об истории формирования коллекции Ворошилова: дарились ли рисунки самими авторами или они попадали иным путем? (На оборотной стороне, видимо, последних рисунков В.И. Межлаука, запечатлевших некоторых участников февральско-мартовского (1937 г.) пленума ЦК ВКП(б), имеются надписи М.-Д. А. Багирова и Л.П. Берии.)

В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что политические шаржи и карикатуры из фондов РГАСПИ являются уникальными изобразительными документами, у которых есть будущее в качестве самостоятельного источника, позволяющего исследователю открывать новые, доселе скрытые горизонты истории.

Ниже публикуются рисунки начальника Главметалла, заместителя председателя ВСНХ В.И. Межлаука и начальника учебно-строевого управления главного управления РККА Л.Б. Малиновского, созданные на разного рода заседаниях в 1920-х гг.

Вступительная статья, подготовка рисунков к публикации и комментарии Л.Н. МАЛАШЕНКО.


Малашенко Л.Н., Экштут С.А. Весь синклит // Родина. 1997. № 7. С. 79-83; Vatlin A. Malashenko L. Fuhrergalerie. Nnbekannte Srizzen Bucharin // Forum. 2. Jahrgang 1998. Heft 2; Iidem. Portrats der Fuhrungsriege (Teil II): Die Кarikaturen von Valerij Mezlauk // Ibid. 3. Jahrgang 1999. Heft 1; Iidem. Portrats der Fuhrungsriege (Teil III): Innerparteilicher Кampfin Кarikaturen // Ibid. Heft 2.

Портрет С.М. Буденного. Автор Л.Б. Малиновский. 14 января 1927 г. Черный и синий карандаш. Помета К.Е. Ворошилова: "РВС. 14/I.27". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 77
Портрет С.М. Буденного.
Автор Л.Б. Малиновский.
14 января 1927 г.
Черный и синий карандаш.
Помета К.Е. Ворошилова:
"РВС. 14/I.27".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 77


Работа штаба дивизии II корпуса. Автор Л.Б. Малиновский. 14 января 1927 г. Черный, синий, красный карандаш. Авторские инициалы: "Л.М.". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 79
Работа штаба дивизии II корпуса.
Автор Л.Б. Малиновский.
14 января 1927 г.
Черный, синий, красный карандаш.
Авторские инициалы: "Л.М.".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 79
Прения по вопросу о чернилах и сургуче. Автор Л.Б. Малиновский. 14-16 февраля 1927 г. Черный, синий, красный карандаш. Авторские инициалы: "Л.М.". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 81
Прения по вопросу о чернилах и сургуче.
Автор Л.Б. Малиновский.
14-16 февраля 1927 г.
Черный, синий, красный карандаш.
Авторские инициалы: "Л.М.".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 81
Сон прокурора. Автор Л.Б. Малиновский. 14-16 февраля 1927 г. Черный, синий, красный карандаш. Вероятно, приписано К.Е. Ворошиловым: "имевшего чины в старой армии". Авторские инициалы: "Л.М.". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 83
Сон прокурора.
Автор Л.Б. Малиновский.
14-16 февраля 1927 г.
Черный, синий, красный карандаш.
Вероятно, приписано К.Е. Ворошиловым:
"имевшего чины в старой армии".
Авторские инициалы: "Л.М.".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 83


Бедная тетка ГУГВФ. Автор В.И. Межлаук. Без даты. Черный карандаш. Авторская надпись: "Нет, 50 штук не могу, лопни мои глаза; у меня всего-то было три штуки, одна упала, другая пропала, третьей и раньше не было, дайте хоть 100 штук". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 170. Л. 130
Бедная тетка ГУГВФ.
Автор В.И. Межлаук.
Без даты. Черный карандаш.
Авторская надпись:
"Нет, 50 штук не могу, лопни мои глаза;
у меня всего-то было три штуки,
одна упала, другая пропала,
третьей и раньше не было,
дайте хоть 100 штук".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 170. Л. 130
Проект диаграммы к съезду металлистов. Автор В.И. Межлаук. 3 февраля [год неизвестен]. Фиолетовые чернила, синий карандаш. Авторская надпись: "Четыре варианта плана металлопромышленности (380 м.р.) Вариант Главметалла, (260) Вариант ПЭУ, (333,5) Вариант Куйбышева, (280) Вариант СНК и СТО". РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 169. Л. 6
Проект диаграммы к съезду металлистов.
Автор В.И. Межлаук.
3 февраля [год неизвестен]. Фиолетовые чернила, синий карандаш.
Авторская надпись:
"Четыре варианта плана металлопромышленности (380 м.р.)
Вариант Главметалла, (260) Вариант ПЭУ,
(333,5) Вариант Куйбышева, (280) Вариант СНК и СТО".
РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 169. Л. 6
вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'