АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Общественные слушания
«Состояние архивного дела в России»


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2010 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России
Президиум общественных слушаний
Президиум общественных слушаний.
Фото Н.А.Буравченко

Они проходили 20 октября в комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты (ОП) Российской Федерации с участием представителей ОП РФ, Росархива, федеральных архивных учреждений, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, высших учебных заведений, Российской академии наук, общественных организаций и средств массовой информации.

Слушания открыла З.Г. Медоева, член комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры ОП РФ, вице-президент Межрегионального общественного фонда содействия укреплению национального самосознания народа «Центр национальной славы», член Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА). Подчеркнув значимость архивной службы в современной общественной жизни, важную просветительную и образовательную роль архивов в воспитании молодого поколения граждан нашей страны, Залина Григорьевна отметила нарастание негативных тенденций в архивном деле (старение кадров, слабый приток молодежи и др.), обусловленное его недостаточной государственной поддержкой. Обозначив цель заседания – выработка предложений по улучшению архивного дела в стране и способствование их переводу в русло практических мероприятий, – З.Г. Медоева предоставила слово председателю правления Центрального совета РОИА, ректору РГГУ Е.И. Пивовару.

В своем выступлении он заострил внимание на необходимости осознания самим обществом важнейших функций архивов: научной (это исследовательские центры для разработки истории) и социальной (удовлетворение прав граждан на информацию), подчеркнул значимость архивов как хранителей национального достояния и одного из символов государства, отметил постоянство испытываемых ими проблем в исторической ретроспективе. Обобщенные сведения, характеризующие реальное положение дел в архивной сфере, в первую очередь по проблемным вопросам, содержались в предоставленных участникам слушаний материалах (основные параметры и предложения из них приводятся ниже).

Организация хранения архивных документов

В Архивном фонде России по состоянию на 1 января 2010 г. около 464 млн дел постоянного хранения, причем на долю государственного и муниципального секторов приходится 99% от общего объема (федеральные архивы – 9%, госархивы субъектов федерации – 30%, муниципальные архивы – 13%, государственные и муниципальные музеи и библиотеки, а также архивы Российской академии наук, имеющие по закону право постоянного хранения, – около 3%, ведомственные архивы государственных и муниципальных органов и организаций, в том числе наделенные правом депозитарного хранения архивы 21 федерального органа исполнительной власти, – почти 44%). Менее 1% документов хранится в архивах негосударственных организаций.

Из общего числа функционирующих в Российской Федерации организаций (их более 4 млн) 110 тыс. (в том числе все органы государственной власти и местного самоуправления) передают свои документы в государственные и муниципальные архивы. Остальные хранят документы самостоятельно (в примерно 126 тыс. ведомственных архивах) или у частных компаний, оказывающих услуги в сфере архивного дела и делопроизводства.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области архивного дела являются Министерство культуры Российской Федерации (нормативно-правовое регулирование), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия (контрольные функции) и Федеральное архивное агентство – Росархив (функции управления и оказания государственных услуг). Росархиву подчинены 16 федеральных архивов (шесть из них включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации), а также ВНИИ документоведения и архивного дела и обслуживающие организации. По состоянию на 1 января 2010 г. в стране действуют также 233 государственных архива и центра хранения документации субъектов Российской Федерации и 2357 муниципальных архивов. Ежегодно читальные залы архивов принимают примерно 95 тыс. пользователей, в том числе около 2 тыс. из зарубежных стран.

Рассекречивание архивных документов

В государственных и муниципальных архивах страны хранится (без учета находящихся в архивах организаций) около 246 млн дел, из которых примерно 2% (по федеральным архивам – 4,3%) – это секретные материалы ограниченного доступа. После 1991 г. рассекречено около 10 млн дел. В большинстве субъектов федерации эту работу ведут межведомственные экспертные комиссии при региональных органах исполнительной власти, на федеральном уровне – Межведомственная комиссия (МВК) по защите государственной тайны. В настоящее время в федеральных архивах на секретном хранении остается свыше 1 млн 100 тыс. дел (документы КПСС, Правительства СССР, ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников), в спецчастях и ведомственных архивах ряда федеральных органов государственной власти хранится свыше 450 тыс. секретных дел ликвидированных союзных и республиканских (т.е. еще РСФСР) министерств и ведомств.

Современная технология рассекречивания чрезвычайно трудоемка и не позволяет организовать масштабное и массовое рассекречивание документов, закрытых еще в советское время. В 2006 г. эта проблема обсуждалась на слушаниях в ОП РФ, в октябре 2008 г. – на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ. Обсуждения еще раз подтвердили, что ни Росархив, ни федеральные архивы в современной ситуации не могут принципиально влиять на масштабы и темпы рассекречивания. Попытки Росархива получить полномочия по организации рассекречивания документов КПСС даже в сфере культуры, пропаганды, идеологии, просвещения, спорта не получили соответствующей поддержки.

Современная ситуация с рассекречиванием документов советского периода нуждается в кардинальных изменениях. Внушают оптимизм результаты совместного заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и МВК по защите государственной тайны, состоявшегося 7 сентября этого года, на котором в том числе рассматривался вопрос о мерах по ускорению темпов и масштабов рассекречивания архивных документов, улучшению координации этой работы.

Материально-техническая база

Несмотря на положительную динамику (ввод здания РГАВМФ и корпуса РГАНТД в Москве, завершающееся строительство здания филиала РГАЭ в п. Вороново Московской области), состояние с сохранностью документов Архивного фонда Российской Федерации остается серьезным. Причинами этого являются финансирование архивов по остаточному принципу в советское время, острая нехватка денежных средств на их содержание в 1990-е гг. и ограниченность финансовых ассигнований в настоящее время.

Ввиду недостаточности текущего бюджетного финансирования обновление основных фондов в федеральных архивных учреждениях происходит преимущественно за счет средств, выделяемых в рамках ФЦП «Культура России (2006–2011 гг.)». В целом изношенность основных средств, приобретенных за счет бюджетных ассигнований, составляет 54,2%, а их обновляемость за 2009 г. достигла лишь 5,8%. В полном объеме не решены проблемы с пожарной безопасностью архивных объектов. Более 2,5 млн архивных дел размещено в хранилищах, не оснащенных пожарной сигнализацией. Свыше 4 млн дел хранится на деревянных стеллажах, что не соответствует противопожарным нормам. В нарушение нормативных требований не оснащены системой автоматического пожаротушения пять федеральных архивов (РГВИА, РГАЛИ, РГАФД, РГИА ДВ, ЦХСФ), еще восемь оснащены указанной системой лишь частично. Не удалось также решить в полном объеме проблему модернизации электросетей федеральных архивов (процент оснащенности современным электрооборудованием РГВИА – 11%, ЦХСФ – 44%, ГАРФ – 47,0%). Из-за отсутствия современных систем кондиционирования воздуха только менее чем в трети архивов полностью обеспечиваются нормативные параметры температуры и влажности воздуха в хранилищах.

Серьезной проблемой является отсутствие свободных площадей архивохранилищ: шесть (37%) из 16 федеральных архивов имеют коэффициент загруженности 100% и более, семь (44%) – свыше 90%. По этой причине невозможен прием свыше 800 тыс. дел управленческой документации постоянного срока хранения, остающихся на ведомственном хранении сверх нормативно установленных сроков, и около 2 млн дел по личному составу, образовавшихся в деятельности ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, а также обанкротившихся организаций федерального подчинения.

Кадры

Исключительно серьезной проблемой остается обеспечение стабильности кадрового состава архивных учреждений, привлечение и сохранение квалифицированных кадров, повышение профессионализма трудовых коллективов. Сегодня в архивах страны работает около 13,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. – в федеральных архивах, где ввиду низкой заработной платы более четверти рабочих мест остаются вакантными.

В течение многих лет, с 1990-х гг., происходит неуклонное старение коллективов архивных учреждений. Особенно острая ситуация сложилась в федеральных архивах, расположенных преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге с относительно высоким уровнем средней заработной платы, что делает федеральные архивы неконкурентоспособными на рынке труда (в 2009 г. среднемесячная заработная плата в них составила 18,7 тыс. руб., в том числе из бюджетных средств 14,7 тыс. руб.).

Больше половины работников федеральных архивов старше 50 лет, а в некоторых архивах пенсионеров почти 70%. Все меньше профессионалов с высшим образованием (их 26% от общей численности руководителей и специалистов). Практически отсутствует приток молодых специалистов – выпускников вузов архивоведческих и документоведческих специальностей, так как они востребованы другими, в том числе коммерческими организациями, где заработная плата неизмеримо выше, чем в федеральных архивных учреждениях.

Предложения

Эффективным механизмом консолидации российских архивов в единую систему могло бы стать наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, с выделением необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Согласно действующему законодательству эти документы (в год в этих органах образуется примерно 470 тыс. дел постоянного хранения, а всего там хранится 6,2 млн дел) – собственность Российской Федерации и ими должны комплектоваться федеральные архивы. Однако Росархив не имеет материально-технических и финансовых возможностей для осуществления их постоянного хранения.

До принятия Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы комплектовались документами федеральных органов и организаций, расположенных на их территории. Данный территориальный порядок комплектования целесообразно сохранить в дальнейшем и не везти огромные объемы документов в Москву, где расположено большинство комплектующихся федеральных архивов.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в области архивного дела» подготовлен. Необходимо его рассмотрение и принятие. В условиях широкого внедрения информационных технологий, увеличения объемов документов (в том числе электронных), осуществления мероприятий по формированию электронного правительства и электронного документооборота, реализации федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронной цифровой подписи» отсутствует федеральный орган, осуществляющий государственную политику в сфере документационного обеспечения управления и внедрения единых правил и методик в системе электронного и бумажного документооборота. Учитывая предшествующий опыт, эту важную функцию мог бы выполнять Росархив, что безусловно потребует изменения его правового статуса.

 

* * *

Эти и другие проблемы проиллюстрированы многочисленными примерами и цифрами в выступлениях 23 участников слушаний. Среди них были представители общественности – В.П. Галицкий, зам. председателя правления ЦС РОИА; А.А. Зданович, зам. председателя ВГТРК, зав. кафедрой Академии ФСБ РФ; З.П. Иноземцева, заслуженный работник культуры РФ; Н.В. Петров, зам. председателя общества «Мемориал»; В.А. Тюнеев, заслуженный работник культуры РФ; М.О. Чудакова, сотрудник Литературного института им. А.М. Горького; академической (акад. В.С. Мясников) и отраслевой (М.В. Ларин, ВНИИДАД) науки; вузов – профессора РГГУ А.Б. Безбородов, В.П. Козлов, В.М. Магидов, Е.В. Старостин, акад. РАО С.О. Шмидт, а также руководители архивных учреждений – В.Ю. Афиани (Архив РАН), В.А. Белорусцев (Управление государственной архивной службы Самарской области, председатель НМС Приволжского ФО), Л.И. Будченко (Комитет по управлению архивами администрации Волгоградской области), Д.А. Ефремов (Архивный отдел Тверской области), Н.А. Калантарова (РГАКФД), В.В. Малинко (Архивный комитет Ленинградской области), С.В. Мироненко (ГАРФ), О.А. Наумова (Управление по делам архивов Вологодской области), П.М. Петров (Главное архивное управление Московской области), Е.А. Тюрина (РГАЭ). В их выступлениях говорилось о нехватке помещений для хранения архивных документов и трудностях строительства новых архивных зданий (ГАРФ 3,5 года не может получить соответствующее разрешение от Правительства Москвы, причем на федеральной земле и за федеральные деньги), низкой оплате труда сотрудников федеральных государственных архивов при постоянном повышении к ним профессиональных требований, текучести архивных кадров и отсутствии у них смены в лице молодых специалистов, слабом техническом оснащении архивов технотронных документов и медленной информатизации архивных технологий, бедственном положении академических архивов (С.В. Мироненко, Е.А. Тюрина, Н.А. Калантарова, В.М. Магидов, В.Ю. Афиани, В.С. Мясников), о кадровых и финансовых трудностях в работе региональных архивов, сложностях взаимоотношений с местными отделениями ПФР при исполнении социально-правовых запросов, проблемах сохранения документов обанкротившихся, ликвидированных и действующих организаций, а также о понижении статуса научно-методических советов федеральных округов, в которые после административной реформы практически не входят чиновники высокого ранга, принимающие решения (Д.А. Ефремов, В.А. Белорусцев, В.В. Малинко, Л.И. Будченко, О.А. Наумова). Говоря о потере влияния архивистов на постановку делопроизводства в организациях, М.В. Ларин отметил факт расстройства прежнего государственного порядка управления документами в стране. Столь же неблагополучно, по мнению выступавших, выглядит сфера доступа к архивным документам (необоснованно высокая плата за копирование, медленное и процессуально сложное рассекречивание фондов и необъяснимое закрытие прежде доступных фондов, депозитарное хранение значительных документных комплексов рядом ведомств, завышенные сроки ограничения выдачи документов личного происхождения, субъективизм в допуске пользователей к фондам). Некоторые даже усмотрели в этом ущемление конституционных прав граждан на свободу доступа к информации, ставящее отечественных ученых в невыгодное по сравнению с пользователями зарубежных архивов положение (М.О. Чудакова, Н.В. Петров, А.А. Зданович, В.П. Галицкий, Е.В. Старостин, З.П. Иноземцева).

Участники слушаний не ограничились изложением недостатков в работе архивной службы страны, а попытались разобраться в их причинах. Значительная часть выступивших в прениях объясняла уже существующие и прогнозируемые в связи с предстоящей реформой бюджетных учреждений проблемы несовершенством системы управления архивным делом в стране. По сути речь шла о понижении статуса Росархива, а также органов управления архивным делом на местах, вызвавшем потерю возможности централизованного руководства ими (С.В. Мироненко, Е.А. Тюрина, В.М. Магидов, В.А. Белорусцев, Д.А. Ефремов, В.В. Малинко, О.А. Наумова). Более того, прозвучало достаточно резкое суждение бывшего руководителя Росархива В.П. Козлова о последовательном разрушении архивного дела самим государством: в результате принятых решений Росархив уже лишился контроля за архивами и делопроизводством организаций, архивными учреждениями в регионах, растет количество ведомственных депозитариев, а реформа бюджетных учреждений довершит начатое, отбросив архивное дело в XIX в. – времена архивного «нестроения». Эти действия он счел противоречащими современным задачам модернизации страны, осуществлять которую в архивной сфере при существующем финансировании будет просто некому. Реальность прогнозов о грозящей архивам кадровой катастрофе подтвердили выступления архивистов и представителей высшей школы, в которых говорилось об уже проявившихся последствиях упадка системы архивного образования в стране (Е.А. Тюрина, С.О. Шмидт, А.А. Зданович, О.А. Наумова). М.О. Чудакова заявила, что в архивах нет преемственности поколений специалистов, ибо в результате государственной политики архивы – прежде очаг культуры – низвели до сферы услуг, и они потеряли привлекательность для молодежи.

Другой помехой эффективной работе архивов называли пробелы и неточности российского законодательства, что заметно затрудняет сохранение документов в организациях (в Вологде мировой судья за утрату документов постоянного хранения наложил на виновного руководителя штраф всего в 1 тыс. руб.), комплектование и организацию использования архивных фондов, наносит урон престижу архивистов и осложняет воспитание молодых специалистов (Н.В. Петров, Л.И. Будченко, О.А. Наумова, З.П. Иноземцева).

Вполне закономерно, что большинство высказанных предложений по улучшению архивного дела в стране касалось изменения правового статуса Росархива: реорганизация в федеральную службу, состоящую в подчинении Правительству (Е.А. Тюрина, В.В. Малинко, В.Ю. Афиани и др.) и даже Президенту Российской Федерации (А.Б. Безбородов). Некоторые допускают подчинение архивных служб субъектов федерации исключительно местным властям или возврат к централизации в управлении архивами (В.М. Магидов). В более широком плане речь шла о коренном изменении отношения государства и общества к архивам, признании их деятельности значимой. Участники слушаний прямо заявили о том, что архивы вправе рассчитывать на поддержку государства и общества. Она должна быть достаточной для надлежащего исполнения архивами своих задач в условиях постоянно растущих требований модернизации, подготовки высококвалифицированных молодых специалистов для государственных, муниципальных и ведомственных архивов (Е.А. Тюрина, В.С. Мясников, А.Б. Безбородов, С.О. Шмидт и др.). Наиболее опытные архивисты предложили в дополнение к общественным слушаниям обратиться в Правительство Российской Федерации для рассмотрения состояния архивного дела в стране, что даст финансовые гарантии для осуществления желаемых изменений (В.А. Тюнеев, З.П. Иноземцева).

Состоявшееся обсуждение в целом положительно оценил руководитель Росархива А.Н. Артизов, подчеркнув, что здесь прозвучало реальное и важное мнение общественности и профессионалов о состоянии архивного дела в России и перспективах его улучшения. Он напомнил присутствующим о том, что взгляд Росархива на данную проблему уже обнародован в материалах, размещенных на официальном сайте Федерального архивного агентства. (Он занимает пятое место в рейтинге восьми десятков сайтов органов управления.)

В заключение были приняты с учетом прозвучавших предложений рекомендации по итогам слушаний. Они будут доработаны и вместе с другими материалами размещены на сайтах Общественной палаты Российской Федерации (www.oprf.ru) и Росархива (www.rusarchives.ru).

Подготовила Л.А. Кобелькова,
кандидат исторических наук


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'