АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Итоги 2010 года: по материалам
расширенного заседания коллегии Росархива
.
 


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2011 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Заседание прошло 15 марта в Москве с участием 320 представителей архивных и других учреждений, федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных в области архивного дела, научных и общественных организаций страны, средств массовой информации. С докладом выступил руководитель Росархива доктор исторических наук А.Н. Артизов.

 

А.Н. Артизов

Объемы бюджетной поддержки федеральных и региональных архивов
в условиях экономического кризиса остаются скромными,
но не сократились

Краткая характеристика современного состояния архивного дела в России выглядит следующим образом. Объем Архивного фонда Российской Федерации составляет 494 млн дел, причем на федеральные архивы приходится примерно 9 %, госархивы субъектов федерации – 29 %, муниципальные архивы – 13 %, музеи и библиотеки, архивы РАН – 3 %, архивы государственных и муниципальных органов и организаций – 46 %. Действуют 2594 архива (15 федеральных, 202 – в субъектах федерации, 2377 – муниципальных), в которых работают 14 562 человека (соответственно 1853, 6838 и 5871).

Одновременно продолжилось формирование «негосударственного архивного сектора», обеспечивающего уже сегодня сохранность документов временного срока хранения частных юридических лиц. Так, в Москве работают около ста частных предпринимателей и архивных компаний, среди которых есть крупные с численностью более 150 человек. Денежный оборот только четырех из них в 2010 г. почти сравнялся с бюджетом всей государственной архивной отрасли страны. По инициативе Росархива состоялись три встречи руководителей этих четырех компаний. В результате завершается работа по созданию некоммерческого партнерства «Национальное архивное объединение», которое в дальнейшем может трансформироваться в саморегулируемую организацию. Ее создание и утверждение современных стандартов работы с архивными документами в частном секторе позволят в перспективе решить вопрос об архивном аутсорсинге для государственных и муниципальных органов и организаций.

В целом современная система управления архивным делом в нашей стране примерно соответствует моделям, которые существуют в западных государствах с развитой рыночной экономикой. Но есть одна важная особенность – исторически так сложилось, что нам в наследство достался огромный объем документов советского периода, когда вся экономика была огосударствлена. Поэтому объем Архивного фонда России даже в сравнении с Францией и Великобританией, которые когда-то являлись колониальными империями, у нас велик. Причем документы эти не могут быть отчуждены и приватизированы. Это, конечно, влечет за собой необходимость серьезных бюджетных расходов.

Объемы бюджетной поддержки федеральных и региональных архивов (эти уровни мы охватываем финансовым мониторингом) в 2009–2011 гг. в условиях мирового экономического кризиса хотя и остаются скромными, но не сократились. Исполнение бюджета в Росархиве и подведомственных учреждениях в 2009 г. составило 98 %, а в прошлом – 99,5 %. Лимиты бюджетных обязательств нынешнего года распределены практически в полном объеме, а более трети их уже законтрактованы.

Начатая в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» реформа бюджетных учреждений и предстоящая оптимизация их сети не приведут к уменьшению количества и штатной численности публичных архивов, поскольку абсолютное большинство из них, в том числе все федеральные, – это казенные учреждения, остающиеся на сметном финансировании. По завершении переходного периода с 2012 г. должны быть закрыты внебюджетные счета федеральных архивов, а бюджет обязан взять на себя ответственность за обеспечение их деятельности. Именно так организована работа архивов в Германии, Франции, Великобритании, других европейских государствах. Мы ждем, что при формировании бюджета на 2012 г. Минфин России выполнит требования законодательства, в том числе в вопросе сохранения нынешнего уровня оплаты труда федеральных архивистов (в 2010 г. это примерно 18,6 тыс. руб. в месяц, из них 2,8 тыс. руб. за счет внебюджетных доплат). Кстати, именно из-за позиции финансового ведомства в свое время застопорилось продвижение законопроекта, предусматривающего передачу полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов федеральной собственности от Российской Федерации ее субъектам. Сейчас мы добились его включения в официальный план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2011 г.

Заканчивается строительство комплекса зданий филиала Российского государственного архива экономики в пос. Вороново Московской области. Пуск намечен на вторую половину нынешнего года. Ввод в эксплуатацию хранилищ примерно на 7 млн ед. хр. позволит решить больную проблему для всех федеральных ведомств – организовать прием на хранение кадровой документации, остающейся там еще с советских времен, а также решить вопрос с архивом бывшего Минвнешторга СССР. В мае 2011 г. пустим в эксплуатацию оснащенный самым современным оборудованием лабораторный корпус Центра хранения страхового фонда в г. Ялуторовске Тюменской области, что позволит не только качественно улучшить обработку микрофильмов страхового фонда, но и открыть новое направление работы ЦХСФ – планомерное создание цифровых копий с микрофильмов, резко ускорив процесс оцифровки документов федеральных архивов. В нынешнем году планируем наконец-то открыть строительство нового здания Государственного архива Российской Федерации на Бережковской набережной и начали подготовку к постройке комплекса зданий для нового федерального архива Великой Отечественной войны в г. Подольске (необходимые нормативные акты находятся на согласовании).

Я благодарен руководству Минкультуры России и Минэкономразвития России за поддержку Росархива в вопросах выделения субвенций федерального бюджета на укрепление материально-технической базы региональных архивов. Выделенные небольшие (около 55 млн руб.) в нынешнем году деньги тем не менее стимулируют региональные власти вкладывать свои бюджетные средства, и результаты налицо. Реконструировано и уже действует здание Госархива Сахалинской области, построено здание для Госархива Калининградской области; завершается строительство Госархива Смоленской области; строятся здания госархивов Чувашской и Удмуртской республик, Калужской, Новгородской, Томской и Ульяновской областей. При сохранении и хотя бы небольшом увеличении финансовой поддержки регионов через два-три года мы выполним благородное и богоугодное дело – в целом завершим процесс передачи религиозным конфессиям культовых зданий, в которых ранее располагались архивы (после 1991 г. уже возвращено 19 таких зданий).

Новое здание Госархива Калининградской области

Реконструированное здание Госархива Сахалинской области

 
Новое здание Госархива Калининградской области

 
Реконструированное здание Госархива Сахалинской области

Вспоминая «горячее лето» прошлого года, нельзя не сказать несколько слов о ситуации с пожарной безопасностью. Случаи закрытия федеральных архивов по этим основаниям были и, к сожалению, могут повториться, поскольку современные противопожарные нормы требуют крупных инвестиций. Мы продолжали и намерены в ближайшие годы завершить модернизацию всех электросетей в федеральных архивах. Доля площадей, оснащенных электросетями, отвечающими требованиям пожарной безопасности, за год возросла на 8 % и составила 88 % (еще 9 лет назад она не превышала 30 %). В хранилищах установлено более 3,6 тыс. пог. м новых металлических стеллажей. Все федеральные архивы разработали и согласовали декларации пожарной безопасности. Этому направлению работы мы будем и впредь уделять первостепенное внимание.

Стоит остановиться на некоторых вопросах организации делопроизводства в федеральных органах власти и организациях.

В 2010 г. завершилась длительная эпопея по подготовке и утверждению в качестве нормативного акта Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. Он размещен на официальном сайте Росархива, опубликован и разослан во все федеральные органы власти. Но жизнь ставит новые задачи, в особенности в связи с переходом к электронному документообороту. 12 февраля 2011 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 176-р, утвердившее "План мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности". Распоряжение ставит перед Росархивом две крупные задачи. Во-первых, как и другие органы исполнительной власти, мы должны уже в этом году внедрить во всех подразделениях аппарата систему электронного документооборота с подключением ее к межведомственному электронному документообороту (МЭДО), а значит проложить защищенную локальную сеть, приобрести необходимое оборудование, программное обеспечение, обучить кадры. Эти работы уже начаты, и в установленный срок мы их завершим.

Более сложные проблемы стоят при реализации второй задачи – организация методического обеспечения и контроля со стороны Росархива за внедрением электронного документооборота во всех органах исполнительной власти. В сжатые сроки придется подготовить дополнения к Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, разработать рекомендации по подготовке ведомственных перечней документов, создаваемых в электронном виде, организовать ведение классификаторов для МЭДО. В этой связи требуется изменение функций и полномочий Росархива, многие из которых были утрачены в ходе реализации административной реформы 2004 г. Проект соответствующего постановления подготовлен, прошел согласование в Минэкономразвития России, Минфине России и внесен в Правительство РФ, но тормозится из-за необходимости дополнительных штатов для выполнения новых полномочий в условиях сокращения численности чиновников.

Традиционно в центре внимания общественности находятся вопросы доступа к архивным документам и их использования. Они дважды с моим участием рассматривались на заседаниях Межведомственной комиссии (МВК) по защите государственной тайны (в июле прошлого года и феврале нынешнего) и специально 7 сентября 2010 г. на совместном заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и МВК по защите государственной тайны. Эти же вопросы остро ставились в ходе встречи Президента России Д.А. Медведева с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 февраля 2011 г. в г. Екатеринбурге.

В 2010 г. темпы реального рассекречивания (около 11 тыс. дел высших органов КПСС и советского правительства) в сравнении с предшествующим периодом выросли более чем в два раза. Они сохранены в утвержденном 5-летнем плане рассекречивания.

В сфере организации использования документов удалось сделать немало. По итогам общественного мониторинга на предмет информативности и прозрачности сайт Росархива, размещенный на портале «Архивы России», занял 5-е место среди сайтов федеральных органов исполнительной власти. За год число его уникальных посетителей увеличилось в разы, чему в немалой степени способствовало размещение цифровых образов документов по Катыни. А после намеченного во второй половине нынешнего года размещения на портале открытого модуля поисковой общероссийской БД о фондах федеральных, региональных и муниципальных архивов количество посетителей возрастет. Поэтому нами подготовлена ведомственная программа информатизации, предусматривающая расширение доступа к архивам, активизацию роли Росархива в вопросах внедрения электронного документооборота. Она будет финансироваться за счет как текущих расходов, так и программных средств в рамках будущей ФЦП «Культура России» и действующей госпрограммы «Информационное общество. 2011–2020 гг.».

Проведен ряд знаковых выставок архивных документов, имевших широкий общественный резонанс, подготовлены и изданы сборники документов по разным сюжетам отечественной и всемирной истории. Назову лишь те, которые готовятся и издаются в рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Например, 1-й том (в двух частях) сборника из серии «Голод в СССР», где собраны документы из более чем 80 архивов разных стран. Вскоре состоится заключительное заседание редколлегии по рассмотрению окончательного текста сборника «Коллаборационизм в украинском национальном движении. 1939–1945 гг.», где впервые публикуется свыше 800 документов из российских, украинских, белорусских, польских и немецких архивов. Начата подготовка сборников документов о Георгиевском трактате 1783 г. и событиях, связанных с присоединением Грузии к Российской империи; об экономических связях Прибалтийских республик с союзным Центром в 1945–1991 гг.; о деятельности коллаборационистов – так называемой Российской освободительной армии и генерала Власова.

Более подробные сведения об итогах работы российских архивов и задачах на будущее изложены в материалах, имеющихся у членов коллегии и участников заседания. Уверен, выступающие в прениях дополнят картину реального состояния отечественного архивного дела и тех проблем, которые стоят перед российскими архивистами.
 

Доклад сопровождался демонстрацией таблиц и других визуальных материалов, характеризующих основные тенденции развития архивного дела в стране.
 

Архивное дело 2010 г. в цифрах и фактах[1]

Федеральное архивное агентство (Росархив), федеральные государственные архивы и другие архивные учреждения Российской Федерации работали под влиянием следующих основных факторов: необходимость проведения комплекса правовых, организационных и практических мероприятий, связанных с реализацией № 83-ФЗ и преобразованием учреждений в казенные или новые бюджетные; усиление внимания со стороны Правительства Российской Федерации к вопросам внедрения информационных технологий, в том числе электронного документооборота, в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, а также возрастание роли Росархива в решении этих вопросов в межотраслевом масштабе; преодоление последствий финансово-экономического кризиса.

Одной из основных задач Росархива, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела стало повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных архивов на основе комплексного подхода к его модернизации. Этой проблеме было посвящено заседание Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве 12 мая 2010 г. в Санкт-Петербурге. Эффективно работали научно-методические советы архивных учреждений федеральных округов, рассмотревшие вопросы не только преодоления финансовых трудностей и сохранения положительного опыта, но и дальнейшего развития архивного дела на основе информационных технологий.

Важное значение для архивной отрасли имело совместное заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и Межведомственной комиссии по защите государственной тайны 7 сентября 2010 г., на котором был заслушан доклад руководителя Росархива А.Н. Артизова о состоянии и перспективах развития архивного дела в Российской Федерации. По итогам даны поручения Росархиву, руководителям субъектов федерации, в частности, о рассмотрении во взаимодействии с Росархивом вопросов деятельности региональных архивных служб. В Росархив от губернаторов и глав администраций регионов поступает информация о принимаемых мерах: решаются вопросы выделения помещений под архивы, оцифровки архивных документов, внедрения информационных технологий.

Практически во всех субъектах федерации определились с организационно-правовой формой государственных архивов: статус казенного учреждения выбрали около 80 % регионов. Активно внедряется 4-я версия ПК «Архивный фонд». Росархивом заключено 74 лицензионных договора с уполномоченными органами исполнительной власти в области архивного дела субъектов федерации о предоставлении им неисключительных прав на использование этого программного продукта.

Вместе с тем продолжается негативная тенденция по снижению статуса и ограничению полномочий органов управления архивным делом: уже четверть регионов не имеет самостоятельных органов управления архивным делом и их функции переданы другим органам, нередко весьма далеким не только от архивного дела, но и от сферы культуры.

В октябре 2010 г. комиссия Общественной палаты Российской Федерации по сохранению и развитию отечественной культуры провела общественные слушания «Состояние архивного дела в России». По итогам слушаний комиссия обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Росархива в прямое подчинение Правительству Российской Федерации с целью осуществления единой государственной политики в сфере информационно-документационного обеспечения системы управления и использования Архивного фонда Российской Федерации.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № СС-П10-26пр подготовлены и направлены в правительство предложения о наделении Минкультуры России и Росархива полномочиями по осуществлению государственной политики и нормативному правовому регулированию в области делопроизводства, в том числе электронного документооборота, с пакетом соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Согласно Плану мероприятий по совершенствованию систем электронного документооборота Администрации Президента Российской Федерации и аппарата Правительства Российской Федерации подготовлен проект Перечня видов документов, обмен которыми осуществляется в бумажном и электронном виде с применением электронной подписи. ВНИИДАД подготовлены и направлены в ФСО России «Технические требования на разработку комплекса единых классификаторов в системе межведомственного электронного документооборота», три классификатора и «Регламент применения классификаторов при обработке электронных сообщений в системе МЭДО».

Проводилась работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» в части электронного документооборота.
 

Научные разработки

Среди приоритетных тем ВНИИДАД – разработка проекта Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (в 2011 г. будет внесен на утверждение в установленном порядке).

Разработаны проект методических рекомендаций «Подготовка перечней документов, образующихся в деятельности федеральных органов государственной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения» и новый «Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации», предусматривающий организацию этой работы на основе информационных технологий.

Модернизирован до версии 4.2 программный комплекс «Архивный фонд». Разработаны прототипы новых версий программных комплексов «Фондовый каталог» и «Центральный фондовый каталог», совместимых с ПК "Архивный фонд" 4-й версии, а также подготовлены тестовые экземпляры этих программных продуктов, руководства для пользователей, администраторов и технологов, детальные инструкции по установке и запуску.

Росархивом подведены итоги отраслевого конкурса научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2007–2008 гг., на который было представлено 115 работ от 9 федеральных архивов, архивных учреждений 43 субъектов Российской Федерации, Российского общества историков-архивистов. Большая часть работ имеет научное и практическое значение для развития отрасли.
 

Обеспечение сохранности и учет архивных документов

Продолжались работы по реконструкции архивохранилищ федеральных архивов на основе модернизации технологического оборудования. Новые стеллажи протяженностью более 3,6 тыс. пог. м установлены в отремонтированных архивохранилищах ГАРФ, РГВИА, РГАЭ. Закуплены металлические шкафы для РГАКФД, РГВА, РГАСПИ, специальные папки для хранения большеформатных картографических документов РГАДА и документов личного происхождения РГАЛИ.

Для лаборатории микрофильмирования и реставрации документов федеральных архивов РГАНТД, выполняющей общеотраслевые функции, приобретены комплексы оборудования для микробиологических исследований поврежденных архивных документов и их очистки, аппарат для ультразвуковой сварки рулонных микропленок. Закуплены сканеры для РГВИА, РГАНИ, РГВА, РГАВМФ, РГАЭ, РГАДА, РГИА ДВ. Приобретены для РГАНТД и ЦХСФ высокопроизводительные сканеры для микропленки, которые планируется использовать для изготовления цифровых копий фонда пользования документов, прошедших страховое копирование.

В 2010 г. только в рамках программных мероприятий отреставрировано более 1,6 тыс. уникальных и особо ценных дел объемом свыше 51 тыс. листов, а также 12 дагеротипов середины XIX в. Лабораториями федеральных архивов осуществлено микрофильмирование свыше 17 тыс. дел, изготовлен страховой фонд объемом около 1,5 млн кадров в комплекте с фондом пользования. Созданы страховой фонд и фонд пользования на 12 особо ценных ед. хр. кинодокументов, в их числе кинолетописи «Первый рейс к звездам» (1961 г.), «Беседа Ю.А. Гагарина с журналистами» (1962 г.) и др. Совершенствованию работы по учету будет способствовать внедрение учебного методического пособия «Учет архивных документов в вопросах и ответах» (2010 г.).

Продолжалось формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, в который за год включено 78 документов федеральных и региональных архивов.
 

Информационная и публикационная деятельность

Росархивом организована работа по подготовке и предоставлению информационных материалов по 5,5 тыс. поручений и запросов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и граждан (количество обращений российских граждан возросло в 5,2 раза по сравнению с 2009 г., в том числе в связи с приемом писем по электронной почте). Федеральными архивами исполнено 14,6 тыс. тематических запросов.

По решению Президента Российской Федерации на сайте Росархива были размещены электронные образы подлинников архивных документов по «проблеме Катыни» из «пакета № 1». В день размещения сайт посетили 2 млн пользователей (при средней ежедневной посещаемости 1,1 тыс.). Также по поручению президента Росархив принимал участие в рассекречивании архивных документов, связанных с катынской трагедией, копии которых впоследствии были переданы польской стороне.

На сайте Росархива размещена коллекция электронных образов архивных документов «Путь к Нюрнбергу»; копии документов федеральных архивов предоставлены для экспозиции «К 65-летию Нюрнбергского процесса 1945–1946 гг. над главными нацистскими военными преступниками» в Государственной думе, а также переданы в Музей Нюрнбергского процесса (ФРГ).

За последние три года в федеральных архивах количество поступающих и исполненных запросов социально-правового характера снижается: 2008 г. – 31,5 тыс., 2009 г. – 28,1 тыс., 2010 г. – 27,2 тыс., из них 10,7 тыс. (39 %) с положительным результатом. Вместе с тем с 42 % в 2008 г. до 60 % в 2010 г. вырос процент запросов, исполненных в установленный срок.

Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации подготовлено Примерное соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации.

В 2010 г. читальные залы федеральных государственных архивов посетили 13,8 тыс. исследователей, зарегистрировано 95,8 тыс. посещений (рост на 19 % по сравнению с 2009 г.). В РГВИА открылся читальный зал по использованию микрофильмов.

К 65-летию Победы осуществлен виртуальный проект «Закаленные Великой Отечественной…», в котором представлено более 900 образов архивных документов, отражающих процессы создания и применения различных типов вооружений, предметов снаряжения Красной армии и Военно-Морского флота в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны (размещен на сайте Росархива). Проведены выставки «Советское общество и война. 1941–1945 гг.» (демонстрировалась также в Республике Беларусь и Украине), «Архив и архивисты в годы Великой Отечественной войны», «Великой Победе посвящается…», «В объективе война 1941–1945 гг. в фотографиях советских и иностранных фотокорреспондентов», а также экспозиция в «Мемориале мира» (г. Кан, Франция) в рамках Года России во Франции. Организованы научные конференции «Экономика Победы», «Знать, чтобы помнить», «Проблемы изучения военной истории», архивные чтения в РГАКФД. Продолжена работа по пополнению сайта «Победа» отраслевого портала «Архивы России». В 2010 г. его посетили 407,4 тыс. пользователей 543,8 тыс. раз, было загружено 11 млн страниц.

Экспонировались подготовленные федеральными архивами историко-документальные выставки: «Пять колец под кремлевскими звездами» (к 30-летию ХХII Олимпийских игр в Москве); «Хранить в Государственном архиве» (к 90-летию ГАРФ); «Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю» (к 150-летию основания Русской Палестины); «Я ступал в тот след горячий. Я там был. Я жил тогда...» (к 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского) и др.

В 2010 г. изданы сборники документов: «Русско-словенские отношения в документах (XII в. – 1914 г.)», «Записные вотчинные книги Поместного приказа 1626–1657 гг.« (РГАДА); «Дневник Патрика Гордона». Т. 4 (РГВИА); «Из истории заселения Пожарского района», «Россия – Франция: место встречи Дальний Восток» (РГИА ДВ); «Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР: Документы и комментарии». Т. 1: 1925 – июнь 1941 г., «Анри Труайя. Любовь длиною в жизнь» (РГАЛИ); «Голод в СССР. 1929–1934 гг.» в 3 т. Т. 1: 1929 – июль 1932", вторая часть 3-го тома документальной серии «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР в 1901–1963 годах» (РГАЭ); «Бунд: документы и материалы. 1894–1921», «Самый памятный день войны. Письма-исповеди», «Ялта-45. Начертания нового мира», «Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви. 1945–1970». Т. 2 (ГАРФ); «Чехословацкий кризис 1967–1969 гг. в документах» (РГАСПИ); «ЦК КПСС», «Пражская весна и международный кризис 1968 года» в 2 т. (РГАНИ) и др.

Начата реализация электронного проекта «Преодоление Смуты (конец XVI – начало XVII в.) и укрепление российской государственности» Государственным архивом Костромской области совместно с РГАДА, государственными архивами и музеями Костромской, Нижегородской областей.

Рассекречено полностью 10 998 дел и 4598 документов, частично 210 дел, хранящихся в ГАРФ, РГАЭ, РГАСПИ, РГАНИ, РГВА, РГАНТД и его филиале. Подготовлен и издан одиннадцатый выпуск Бюллетеня рассекреченных документов федеральных государственных архивов.
 

Формирование Архивного фонда Российской Федерации

В 2010 г. в федеральные архивы на постоянное хранение от организаций принято 108,6 тыс. ед. хр., в том числе управленческой документации – 46,1 тыс. ед. хр., научно-технической – 57,9 тыс. ед. хр., фотодокументов – 1,4 тыс. ед. хр., кинодокументов – 0,8 тыс. ед. хр., фонодокументов – 1,2 тыс. ед. хр., видеодокументов – 1 тыс. ед. хр. От ликвидированных организаций принято 23,5 тыс. ед. хр. документов по личному составу. В качестве обязательного экземпляра в РГАКФД поступила 1,1 тыс. ед. хр. Кроме того, в федеральные архивы принято 33,9 тыс. документов личного происхождения.

В РГАНИ и РГАСПИ из Архива Президента Российской Федерации передано 2,8 тыс. ед. хр., среди которых протоколы заседаний Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б), заседаний Президиума ЦК КПСС, личный фонд Л.И. Брежнева. В рамках программы «Возвращение архивной Россики&eaquo; поступили документы в ГАРФ и РГАЛИ. Всего в 2010 г. принято меньше, чем в 2009 г. (тогда объем поступлений составил 146,5 тыс. ед. хр., в том числе управленческой документации – 75,1 тыс. ед. хр.).

Росархив принял участие в подготовке постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 г.» и разработке Перечня документов, образовавшихся в ходе проведения Всероссийской переписи населения, со сроками хранения.

ЦЭПК при Росархиве согласован проект Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", подведомственных предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения; согласованы изменения и дополнения в ряд статей Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения. В 25 федеральных органах разработаны и согласованы с Росархивом инструкции по делопроизводству.

В 2010 г. подведены итоги паспортизации архивов организаций, осуществляющих временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации: там находится 229,6 млн ед. хр. По сравнению с предыдущей паспортизацией количество организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов управленческой документацией уменьшилось на 3,5 тыс. и составило 106,9 тыс. организаций.

В целом по Российской Федерации отмечается рост ежегодного документообразования в организациях. По сравнению с 2006 г. он возрос на 202,4 тыс. дел (или 18 %) и составил 1,3 млн дел. Объем дел (документов), подготовленных к передаче на постоянное хранение, по сравнению с 2006 г. практически не изменился: по управленческой документации – 73 %, по научно-технической – 1,1 %, по аудиовизуальной – 41 %. Объем управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока, по сравнению с 2006 г. уменьшился на 436,4 тыс. дел и составил 4,2 млн дел. Итоги паспортизации показали, что, несмотря на трудности, удалось избежать ухудшения основных показателей состояния ведомственного хранения документов, а по некоторым из них добиться улучшения.
 

Кадровая работа

В течение последних трех лет повышалась укомплектованность кадрами в федеральных государственных архивах (с 65 % в 2007 г. до 73 % в 2010 г.). Однако в основном эта положительная тенденция обеспечивается притоком работников старших возрастов; доля руководителей и специалистов в возрасте старше 50 лет по-прежнему растет (54 %), а архивистов 30–40 лет уменьшается (28 %). В некоторых федеральных архивах пенсионеры составляют более 67 %. При увеличении доли специалистов с высшим образованием (71 %) работников с профильным образованием становится все меньше (34 %).

Представляет трудность повышение квалификации работников федеральных архивов. В 2010 г. на бюджетную форму обучения в ИАИ РГГУ по специальности «Историко-архивоведение» принималось по конкурсу всего лишь четыре человека. Далеко не все архивы могут себе позволить обучение сотрудников за счет внебюджетных средств. То же касается и мероприятий по повышению квалификации на краткосрочных курсах и по программам переподготовки.

Государственными, ведомственными наградами Росархива и Минкультуры России отмечен 691 архивист России, почетной грамотой Федерального архивного агентства – 391, благодарностью руководителя Росархива – 198. К государственным и правительственным наградам Российской Федерации представлены восемь человек, ведомственные награды Минкультуры России получили 94 архивиста.
 

* * *

В прениях по отчетному докладу Росархива выступили руководители уполномоченных в области архивного дела органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Е.И. Долгова, председатель Комитета по делам архивов Ставропольского края; А.А. Капустин, начальник Управления архивами Свердловской области; А.И. Костанов, руководитель Архивного агентства Сахалинской области), В.С. Христофоров, начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России; С.М. Круппо, начальник административного управления государственной корпорации «Росатом» Е.И. Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), председатель правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА); А.С. Шапошников, директор Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД).

Первоочередное внимание архивисты направляли на осуществление мероприятий по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Правовой статус краевых и областных архивных учреждений приводился в соответствие с законодательством (большинство государственных архивов стали казенными учреждениями), разрабатывались необходимые нормативные акты, вносились поправки в действующие законы, уточнялись показатели оценки результатов деятельности архивов, принимались необходимые меры по включению средств на оплату труда работников и обеспечение сохранности архивных фондов в бюджет 2012 г. (Е.И. Долгова, А.А. Капустин, А.И. Костанов). В Свердловской области эту работу предстоит завершить к июлю 2011 г. Здесь перешли на отраслевую систему оплаты труда, что дало маневренность, но вместе с тем выявило угрозу сокращения штатов в целях увеличения средней оплаты труда, поскольку от этого зависит зарплата руководителя. Архивистам данного субъекта федерации удалось не только выполнить все плановые задания прошлого года и достичь докризисного уровня по объему финансирования деятельности, но и сохранить архивную службу без понижения статуса органа управления (А.А. Капустин). В Сахалинской области 2010 г. был отмечен завершением реконструкции здания областного госархива (в течение двух лет на это затрачено около 240 млн руб. из местного бюджета), что позволило увеличить почти на 60 % емкость архивохранилищ и выделить помещения для архива документов по личному составу. Реализован также масштабный проект по обмену цифровыми копиями кинодокументов с японской телевещательной компанией NHК (А.И. Костанов).

Весьма значимыми оказались для архивистов и вопросы, связанные с переходом органов исполнительной власти и организаций страны на электронный документооборот. Активная подготовка к его введению с 2011 г. идет в Комитете по делам архивов Ставропольского края (Е.И. Долгова), ощутимых результатов удалось добиться специалистам госкорпорации «Росатом» (в ее составе на правах самостоятельного учреждения действует Центратомархив, осуществляющий депозитарное хранение документов, согласно подписанному в 2010 г. между Росархивом и корпорацией договору). Здесь разработан и частично реализуется (некоторые его блоки, например финансовый, еще разрабатываются) проект единой отраслевой системы электронного документооборота (С.М. Круппо).

На новый этап информатизации вышли федеральные архивы, исчерпав возможности эволюционного развития этого направления деятельности (с 1970 г. они копили опыт электронной обработки и хранения данных, внедрения интернет-технологий). В рамках Программы информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему федеральных архивов на 2011–2020 гг. прорабатывается решение о создании центра хранения электронных документов на базе РГАНТД, для реализации которого потребуются не только соответствующая нормативная база, современное оборудование, но и квалифицированный высокооплачиваемый персонал (А.С. Шапошников).

В выступлениях затрагивались проблемы доступа и организации использования документов, весьма острые для Центрального архива ФСБ России. Ежегодно на рассмотрение ее центральной экспертной комиссии, принимающей решение о рассекречивании, выносится от 150 до 200 тыс. документов (рассекречивается 50–80 %). В 2011 г. стали доступными 81 тыс. документов секретного делопроизводства и распорядительной документации 1970–1979 гг., а также отобранных для издания (в рамках внепланового рассекречивания) о событиях 1920-х гг. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Силами специалистов ЦА ФСБ России нaчaта кpaйнe необходимая работа по повышению квалификации экспертов: в 2010 г. обучение прошли пять потоков (В.С. Христофоров).

Участники прений высоко оценили усилия Росархива и его руководства в оказании помощи архивистам на местах (Е.И. Долгова), а также в налаживании связей с другими организациями, от которых зависит успешная работа архивных учреждений. Одним из постоянных и надежных партнеров Росархива в деле подготовки квалифицированных кадров стал РГГУ, а РОИА активно пропагандировало деятельность архивов, содействуя решению вопросов в сфере архивного дела. Эти плодотворные связи необходимо усиливать и укреплять, используя как советский, так и зарубежный опыт (Е.И. Пивовар).

Отвечая на вопросы, возникшие в ходе обсуждения отчетного доклада, А.Н. Артизов сообщил о том, что предложения о наделении Росархива полномочиями нормативно-правового регулирования в сфере архивного дела и делопроизводства Российской Федерации продолжают поступать с мест, но по объективным причинам решение замедлилось. Он пояснил состояние подготовки Правил работы архивов организаций (существующий проект должен быть дополнен требованиями по части электронного документооборота и введен в действие после наделения Росархива соответствующими полномочиями), перечня документов кредитных организаций, с указанием сроков хранения (дорабатывается по замечаниям рецензентов), а также перечня документов, существующих исключительно в электронной форме (его подготовка начнется после утверждения и внедрения в практику методических рекомендаций ВНИИДАД по разработке ведомственных перечней).

 

Решение коллегии Федерального архивного агентства

Рассмотрев итоги деятельности Федерального архивного агентства и находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений, а также выполнения федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» в части мероприятий по развитию архивного дела, руководствуясь приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, коллегия решила:

  1. С учетом высказанных предложений признать работу Федерального архивного агентства и находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений в 2010 г. удовлетворительной.

  2. Определить основными приоритетами деятельности в 2011 г.:

    • продвижение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства культуры Российской Федерации и Федерального архивного агентства», наделяющего Росархив полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, контролю за соблюдением правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;

    • реализацию плана мероприятий Росархива по повышению эффективности бюджетных расходов, а также переход к организации работы федеральных архивов в соответствии с их новым правовым статусом казенных учреждений;

    • выполнение решений совместного заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 7 сентября 2010 г.;

    • совершенствование организации предоставляемых Росархивом и подведомственными федеральными государственными учреждениями государственных услуг в установленной сфере деятельности, в том числе в электронной форме;

    • реализацию мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности и внедрению системы межведомственного электронного документооборота в части, относящейся к компетенции Росархива;

    • организацию выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о создании Российского государственного архива Великой Отечественной войны и строительства для него комплекса зданий в г. Подольске Московской области;

    • ввод в эксплуатацию загородного хранилища РГАЭ (пос. Вороново Подольского района Московской области) и лабораторного корпуса ЦХСФ (г. Ялуторовск Тюменской области), а также развертывание строительства нового корпуса ГАРФ (г. Москва).

  3. Директорам подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений при участии структурных подразделений Росархива:

  4. 3.1. осуществить мероприятия, связанные с изменениями правого статуса и системы финансирования федеральных государственных учреждений;

    3.2. обеспечить выполнение годовых государственных заданий, планов работы и профильных мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)»;

    3.3. принять меры по сохранению устойчивой работы возглавляемых учреждений в переходный период и обеспечению социальной стабильности в трудовых коллективах.

 

V Всероссийский съезд Российского общества историков-архивистов

Он проходил 16 марта в Москве в зале ученого совета РГГУ с участием более ста делегатов из почти 70 региональных отделений и представительств РОИА в субъектах Российской Федерации, членов его Центрального совета (ЦС) и подготовительного комитета съезда, а также представителей российских и зарубежных общественных организаций, архивных и научных учреждений, музеев, библиотек, высших учебных заведений, краеведческих и поисковых объединений, средств массовой информации. Сегодня в РОИА, созданном в ноябре 1990 г., свыше шести тысяч коллективных и индивидуальных членов.

Участников съезда приветствовал заслуженный проф. РГГУ, академик РАО, почетный председатель Союза краеведов России С.О. Шмидт, обративший внимание на превращение Историко-архивного института и созданного на его основе РГГУ в центр международных творческих связей с общественными и научными организациями, которые должны всемерно поддерживаться в условиях роста уважения и интереса граждан России (и особенно молодежи) к прошлому страны. Затем к собравшимся обратились коллеги из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Приднестровской Молдавской Республики, напомнив о важной социальной миссии архивов как хранителей истории, принадлежности работающих в них историков-архивистов к единой учебно-научной школе и необходимости укрепления международного архивного содружества.

С отчетным докладом ЦС РОИА за период работы с апреля 2006 г. по март 2011 г. выступил председатель правления ЦС, член-корр. РАН Е.И. Пивовар. Подчеркнув значение и огромные масштабы достижений РОИА в деле укрепления взаимодействия с государственными (в первую очередь Росархивом) и общественными (прежде всего Общественной палатой Российской Федерации) структурами, а также в просвещении и воспитании молодого поколения, рассекречивании и обнародовании ценных исторических документов, он выдвинул в качестве перспективной задачи превращение РОИА в полноценный институт развития гражданского общества в России. Ее решение предполагает более активное участие организации в повышении статуса архивиста и значимости архивов, воспитательной работе с молодежью, укреплении контактов с архивистами СНГ и близкими общественными организациями, а также формирование системы морального поощрения активистов РОИА.

В отчетном докладе контрольно-ревизионной комиссии РОИА (председатель О.Р. Отводная) были раскрыты основные источники поступлений денежных средств (членские взносы от организаций и частных лиц, бюджетные ассигнования по линии ФЦП «Культура России») и статьи расходов (в основном на оплату труда сотрудникам аппарата общества и редакции журнала «Вестник архивиста»); никаких серьезных нарушений не выявлено. Вместе с тем докладчик назвала препятствующие дальнейшему развитию РОИА обстоятельства: слабая материально-техническая база и прекращение поступлений коллективных взносов, обусловленное переходом архивных и других учреждений в статус казенных.

Изменения и дополнения в устав общероссийской общественной организации «Российское общество историков-архивистов» представил и прокомментировал член правления ЦС, проф. Е.В. Старостин. Отчет о проверке полномочий делегатов съезда (с ним выступил член ЦС, проф. В.П. Галицкий), подтвердивший их правомочность в полном объеме, позволил перейти к обсуждению отчетных докладов и поправок в устав РОИА.

В прениях прозвучало 15 сообщений, семь из которых сделали представители региональных отделений РОИА (Удмуртской Республики – Н.К. Коробейникова, Республики Татарстан – И.Р. Шакиров; Краснодарского края – В.В. Горковенко; областей: Волгоградской – Л.И. Будченко, Вологодской – А.В. Камкин, Воронежской – Т.Г. Воротилина, Курской – Н.Н. Коротеева), остальные – члены ЦС и его правления, руководители секций и ассоциаций (В.Ю. Афиани, А.Б. Безбородов, С.Р. Долгова, Н.С. Зелов, З.Г. Медоева, И.М. Нагаев, В.П. Тарасов), а также рядовые члены общества (президент Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиков). Выступления свидетельствовали о значительной работе по активизации деятельности РОИА, разнообразии мероприятий, проведенных совместно с государственными и общественными организациями (общественные слушания, конференции, семинары, конкурсы профессионального мастерства и научных работ; издательские и выставочные проекты и др.), пополнении его рядов и совершенствовании организационной структуры.

Наряду с многочисленными фактами бесспорных достижений членов и актива РОИА участники дискуссии обнародовали важные предложения по совершенствованию его деятельности. Они касались налаживания непрерывной совместной работы с Общественной палатой Российской Федерации; повышения престижа РОИА с помощью СМИ, а также мер морального поощрения активистов и системы льгот для его членов; поиска и эффективного использования резервов организационного и финансового укрепления, информационной поддержки со стороны других общественных организаций; усиления внимания к ветеранам архивного дела, в том числе с помощью публикаций в журнале «Вестник архивиста», оказания методической помощи региональным отделениям и представительствам; реализации воспитательной роли РОИА в условиях происходящей в стране реформы высшего профессионального образования.

Съезд принял постановления по отчетным докладам ЦС и контрольно-ревизионной комиссии РОИА за период 2006–2011 гг., обязавшие его изучить критические замечания и предложения делегатов, разработать и провести мероприятия по их претворению в жизнь; обсудил и утвердил поправки и дополнения в устав РОИА. Прошли выборы ЦС (151 представитель от субъектов федерации, федеральных архивов, вузов, РАН, библиотек, музеев и СМИ) и его правления (25 человек, в том числе: председатель – Е.И. Пивовар, его заместители – А.Т. Жадобин, А.Б. Безбородов, В.П. Галицкий, В.П. Тарасов, ответственный секретарь – Л.А. Роговская), контрольно-ревизионной комиссии (9 человек, в том числе председатель – О.Р. Отводная), а также заявителя – ответственного за оформление и подачу документов на регистрацию изменений в учредительных документах (Е.И. Пивовар, А.Т. Жадобин).

Вновь избранный председатель правления ЦС РОИА Е.И. Пивовар в своем заключительном слове поблагодарил делегатов съезда за оказанное доверие, высоко оценил накопленный опыт (в особенности региональными структурами) и пообещал уделять постоянное внимание изысканию ресурсов улучшения деятельности этой общественной организации.

В заключение состоялся первый организационный пленум ЦС РОИА нового созыва, утвердивший состав (в количестве двадцати) секций и ассоциаций, а также их руководителей.

Подробнее с материалами V Всероссийского съезда РОИА можно ознакомиться на его сайте, презентация которого прошла в рамках съезда (http://roia.sochost.ru).

 

Подготовила Л.А. Кобелькова,
кандидат исторических наук


[1] Показатели состояния архивного дела в стране, дополняющие доклад А.Н. Артизова, извлечены из предоставленного участникам заседания отчета Росархива.


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'