АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

«…Подвижные школы – это весьма положительный опыт…».
 
Документы о становлении передвижной сельской школы
в Тобольской губернии (конец XIX – начало XX в.)

 
 
Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 4 (2011 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Ключевые слова: народное образование, передвижная сельская школа, Тобольская губерния, Государственный архив Тюменской области, Государственный архив в г. Тобольске, В.А. Тавастшерна, Г.Я. Маляревский.

Народное образование занимает особое место в историко-культурной проблематике, так как степень его развития во многом определяет культурный уровень общества. В Сибири с конца XIX в. оно формировалось при активном участии общественной инициативы. Здесь сложилась многообразная и разветвленная система просветительных учреждений, представленная различными видами сословного образования и типами учебных заведений[1]. Однако номенклатура школ и уровень грамотности населения уступали аналогичным показателям Европейской России. Так, корреспондент столичного журнала «Северный вестник» отмечал: «Сибирь – "пятно невежества", всюду мрак… Ни школ, ни учителей, ни просто грамотных людей. В Сибири около 2500 школ на 6,5 млн сибиряков. Из 100 мальчиков не учится 90, из 100 девочек – 97»[2]. При этом Тобольская губерния, согласно переписи 1897 г., отставала и от большинства губерний Сибири. Абсолютное число грамотных в ее округах оставляло 128 468 человек, или 19,3 %[3], что объяснялось множеством причин: слабой материальной базой, низкой зарплатой учителей, мировоззрением крестьян, географическими условиями. Ее уезды (Березовский, Сургутский, Тобольский, Туринский, отчасти Тарский, Тюменский) состояли из небольших деревень, располагавшихся группами, c населением от 100 до 300 жителей. Поэтому вопрос об организации школ здесь стоял наиболее остро: «Большая часть деревень остается без школ; существующие школы по тесноте не могут вместить всех желающих»[4]. Исправить такое положение были призваны «кочующие учителя»[5] и так называемые передвижные школы.

Становление передвижных сельских школ в Тобольской губернии проходило несколько этапов. Первый связан с именем крестьянского начальника[6] В.А. Тавастшерны[7]. По его инициативе в 1896 г. в Ялуторовском уезде в опытном порядке на три года было открыто 12 передвижных сельских школ[8], содержавшихся на личные средства жителей: «Крестьяне обязались производить сбор по две копейки с рогатой скотины и по четыре копейки с десятины пахотной земли»[9]. Процесс обучения строился следующим образом: в течение месяца учитель занимался поочередно с детьми каждой деревни, а затем, спустя определенное время, возвращался в исходное селение. Судя по отчетам инспекторов народных училищ, предложенный порядок работы не давал положительных результатов. С уходом учителя по истечении месяца дети оставались без надзора, самостоятельной работы не выполняли и забывали пройденное[10].

В итоге в 1898 г. Министерство народного просвещения признало эксперимент по введению передвижных школ в Тобольской губернии неудачным[11], и они были преобразованы в обычные начальные училища с финансированием за счет губернского земского сбора[12].

Второй этап связан с именем директора народных училищ Г.Я. Маляревского[13] и относится к 1907 г., когда он представил подробный доклад по вопросу о повторном устройстве передвижных школ с новой системой обучения. Согласно его проекту, передвижная школа строилась по образцу одноклассных церковно-приходских училищ с двухлетним сроком обучения, которые открывались в небольшом селении при приходских церквах. Учащихся принимали только один раз – при открытии школы набиралась лишь одна группа. Заведование школой возлагалось на приходского священника, он же являлся законоучителем. Изучались Закон Божий, славянское чтение, русский язык, чистописание, «счисление». По окончании обучения школа переводилась в другое село[14]. Такая постановка учебного процесса была признана весьма успешной, и 10 сентября 1907 г. проект утвердил попечитель Западно-Сибирского учебного округа[15].

Финансирование вновь созданных учебных заведений по-прежнему оставалось обязанностью (при этом не обязательной) сельских общин и государственной казны: «Из сумм губернского сбора отпускается лишь только жалованье учителю, законоучителю, средство на покупку учебных пособий, остальные расходы берет на себя местное сельское общество»[16]. Однако такие факторы, как общее обнищание, вызванное чередой неурожайных лет; множество обязанностей по содержанию новых школ; негативные представления крестьян о начальном образовании, способствовали формированию неоднозначного отношения к этим учебным заведениям[17].

Тем не менее передвижные сельские школы, особенно на втором этапе их существования, пользовались популярностью среди крестьянского населения, поскольку не отрывали учащихся от семьи и привычного образа жизни, воспитывали в уважении к христианским заповедям, трудолюбию, давали им элементарные знания по русскому языку, чтению, арифметике.

Изменение в организации работы передвижных школ – сугубо тобольское явление. Ко второй половине 1907 г. в большинстве уездов губернии функционировали 33 передвижные школы. Эта система обучения оставалась неизменной вплоть до закрытия передвижных школ в 1917 г.

Корпус источников о становлении передвижной сельской школы в Тобольской губернии сосредоточен в Государственном архиве Тюменской области (ГАТО): фонды дирекции и штатного смотрителя народных училищ (Ф. И-77, И-59), Тюменского и Ишимского уездных училищ (Ф. И-78, И-73), а также в Государственном архиве (ГА) в г. Тобольске: фонды директора народных училищ Тобольской губернии (Ф. И-5) и инспектора народных училищ 1-го района Тобольской губернии (Ф. И-483). Это разнообразная делопроизводственная документация (записки, отчеты, переписка, обзоры инспекторов и учителей передвижных школ, журналы постановлений педагогических советов, циркуляры и предписания Министерства народного просвещения). Для публикации отобрано три документа, наиболее полно отражающих этапы становления передвижных школ в регионе.
 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии К.В. ЛОБАНОВОЙ.


*****

[1] См.: Сергеева Н.А. Реформа народной школы Западной Сибири во второй половине XIX в. // Из истории Западной Сибири. Омск, 1973. Вып. 78. С. 47–75; Романов А.П. Официальная политика начальной крестьянской школы в Сибири (2-я половина XIX – начало XX в.) // Вестн. Челябинского ун-та. Сер. «История». 1998. № 1. С. 81–87; Прибыльский Ю.П. Народное образование Тюменской области // Школа Тобольской губернии в XVIII – начале XX в.: Хрестоматия. Тюмень, 2001. Т. 1. С. 3–30; Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002. С. 68–115; Доманская О.В. Школы для крестьян в Тобольской губернии на рубеже XIX – начале XX в. // Три века сибирской школы: Материалы Всерос. науч-практ. конф. Тобольск, 2002. С. 34–37.

[2] Арефьев С. Кому просвещать Сибирь // Северный вестн. 1896. № 63. С. 2.

[3] Первая всеобщая перепись населения. Т. LXXVIII: Тобольская губ. СПб., 1905. С. 15–34.

[4] ГА в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 36. Л. 15.

[5] В сельской местности вокруг дьячка или бродячего солдата-учителя создавалась небольшая частная школа.

[6] Крестьянский (земский) начальник – должность, введенная Положением о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 г. Упразднена в 1917 г. Функции соответствовали функциям адм.-суд. органа, действовавшего на территории части уезда (участка). Его основные задачи как администратора состояли в решении всех вопросов землепользования крестьян (в этой части своей деятельности земские начальники выступали преемниками упраздненных уездных по крестьянским делам присутствий) и в надзоре за деятельностью сообществ крестьян (сельских обществ и волостей). (Государственность России: Слов.-справ. М., 2005. Кн. 5. Ч. первая. С. 353.)

[7] Тавастшерна Владимир Афанасьевич – крестьянский начальник второго участка Ялуторовского уезда с 1890 по 1910 г. В 1897 г. председатель Ялуторовской переписной комиссии.

[8] ГАТО. Ф. И-77. Оп. 1. Д. 15. Л. 44 об. – 48; ГА в г. Тобольске. Ф. И-483. Оп. 1. Д. 34. Л. 56.

[9] Дегальцева Е.А. Образ жизни сибиряков во второй половине XIX – начале XX в. Бийск, 2005. С. 30.

[10] ГА в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 17, 33, 36, 48, 75, 89; Ф. И-483. Оп. 1. Д. 4. Л. 45; Соколова Е.Ф. Передвижные народные училища в северных уездах // Сибирский листок. 1909. № 88. С. 1–2.

[11] См.: Доманская О.В., Козлова В.Л. Кадры в системе начального и низшего церковного образования и уровень грамотности населения Тобольской губернии // Три века сибирской школы... С. 31–33.

[12] Губернский земский сбор – налог, уплачивавшийся не только сельскими обывателями, а всеми лицами, владевшими землей или имевшими торгово-промышленные заведения.

[13] Маляревский Григорий Яковлевич (1867–1932) – педагог, этнограф, общественный деятель, автор работ по истории преподавания. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1891 г. временный преподаватель гражданской истории и географии, затем штатный преподаватель Тобольского епархиального женского училища. С марта 1894 г. наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Тобольской епархии. Инспектор и руководитель краткосрочных педагогических курсов для учащихся в церковно-приходских школах в 1895 г. в Туринске; в 1897, 1900–1903, 1905 гг. – в Тобольске; 1898–1899 гг. – в Зыряновской и Введенской школах. В 1896 и в 1898 гг. выезжал в Санкт-Петербург для доклада о постановке учебного дела в церковных школах Сибирской епархии. В 1904–1905 гг. председатель Тобольского уездного комитета Попечительства о народной трезвости, в октябре 1904–1906 гг. член школьного комитета Тобольского епархиального училищного совета. С 9 декабря 1906 г. до 1917 г. директор народных училищ Тобольской губернии. С апреля 1907 г. член Тобольского епархиального училищного совета. Пытаясь сделать образование доступным, обратился к опыту передвижных школ, разработал особую систему, учитывавшую особенности региона, что позволяло «при вовлечении минимального количества материальных и трудовых затрат дать образование как можно большему количеству учеников», приближавшую школу к потребностям населения. Содействовал открытию Ялуторовской женской и Тобольской мужской учительских семинарий, Тобольского учительского института. С начала 1920-х гг. жил в Харбине, где работал научным сотрудником местного музея. (См.: Маляревский Г.Я. Передвижные школы в Тобольской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. 1911. № 11. С. 44–45; Меньшиков В.Н. Деятельность интеллигента Г.Я. Маляревского на рубеже веков // Интеллигенция России в XX в. и проблема выбора. Екатеринбург, 1999. С. 56; Горелова Ю.Р. Маляревский Григорий Яковлевич // http://aziaros.narod.ru/nauka/uchenie/dekabr-2/maljarevsky.html

[14] ГАТО. Ф. И-78. Оп. 1. Д. 34. Л. 13.

[15] Там же. Ф. И-73. Оп. 1. Д. 56. Л. 67.

[16] ГА в г. Тобольске. Ф. И-483. Оп. 1. Д. 16. Л. 95.

[17] Об этом см.: Гамолецкий К.В. Демьянская волость // Тобольский север глазами политических ссыльных XIX – начала XX в. Екатеринбург, 1998. С. 253.

вверх

 

№ 1
Письмо учителя сельской школы деревни Ошурковой Тобольской губернии Е. Соколова
министру народного просвещения П.С. Ванновскому[1]
о недостатках передвижной сельской школы

30 ноября 1901 г.

Глубокоуважаемый министр народного просвещения!

Обращается к Вам учитель сельской школы деревни Ошурковой Веранесуерской волости Ялуторовского уезда Е. Соколов. В деревенской школе учительствую более 10 лет. Выражаю симпатию и благодарность за введение подвижных школ, вместе с тем прошу обратить Ваше внимание на недостатки подвижных школ в нашем уезде[A]. Как Вам известно, по инициативе крестьянского начальника В.А. Тавастшерны, 1 сентября 1896 г. были открыты во втором участке Ялуторовского уезда в виде опыта на три года 12 передвижных школ, которые содержались на местные средства.

Крестьяне обязались приговором производить сбор по 2 копейки с рогатой скотины и по 4 копейки с десятины пахотной земли. Ежегодно это составляет 3700 рублей.

Процесс обучения поставлен весьма плохо. В течение месяца производились занятия в первой деревне, потом школа переводилась во вторую деревню на один месяц и затем возвращалась в первую. С уходом учителя после месячных занятий дети оставались без надзора, вели себя дурно, самостоятельной работы не выполняли, забывали пройденное.

Хочу заметить, что в Финляндии, Швеции есть подвижные школы – это весьма положительный опыт, так как в каждом доме можно встретить по несколько человек грамотных, а учитель – это подсобник родителям. В Сибири же нет в целой деревне ни одного грамотного.

Прошу обратить на это внимание.

Учитель сельской школы

Евгений Соколов

вверх

 

№ 2
Правила Министерства народного просвещения для поступивших учеников
в сельские передвижные училища и их родителей[B]

30 августа 1907 г.

1) Каждый родитель или воспитатель, отдавая мальчика или девочку в сельскую передвижную школу, обязан дать ручательство, что он без особенной крайности не будет задерживать сына или дочь дома, обременяя домашними работами, в ущерб учению или воспитанию.

2) Родитель или воспитатель обязан по первому требованию учителя посетить школу и выслушать законные требования наставника или смотрителя[2].

3) Родитель или родственник ученика, не явившийся более трех дней, обязан дать знать учителю. Это можно сделать запиской или личным заявлением.

4) В особенности родители не должны, без согласия училищного начальства, брать с собой в дорогу учеников на продолжительное время или удерживать без уважительной причины у себя дома, что поведет за собой неперевод в другой класс.

5) В случае нежелания родителей, чтобы дети их продолжали учение, они должны объявлять об этом училищному начальству, для подлежащего исключения ученика из списков.

6) Родители должны более всего заботиться, чтобы дети их исполняли религиозные обязанности.

7) Так как телесные наказания с давних пор не существуют в училищах, то родители не должны отнюдь пренебрегать приглашением являться в училище для принятия, в случае непростительных шалостей, мер.

Религиозные обязанности

1) В воскресенье, праздничные, высокоторжественные дни посещать общественные богослужения. Для этого они, до обедни, должны собираться в здании училища, откуда в сопровождении учителя или смотрителя идти в храм.

2) В случае дурной погоды – осенью и больших морозов зимою – ученики, живущие в отдаленных частях, могут посещать ближайшие к месту жительства храмы в сопровождении своих родителей, но в дни высокоторжественные посещение приходской церкви обязательно.

3) Во время обедни ученики, способные и умеющие читать, обязаны становиться на клирос и принимать участие в пении.

4) Ежемесячно, на седьмой неделе поста ученики обязаны бывать на исповеди.

5) Ученикам воспрещается посещать разного рода увеселительные заведения, клубы, маскарады, ходить на кулачные бои и участвовать в них.

Наказания учащихся

1) За плохую успеваемость сделать замечание.

2) За упорную леность сделать строгий выговор с вызовом родителей.

3) За дурное поведение подвергнуть аресту в здании училища от 6 до 12 часов.

4) За не стрижку волос оставлять на 2 часа[C].

5) За подделку подписи учителя оставлять на 2 часа.

6) За уклонение [от] богослужения оставлять на 3 часа.

вверх

 

№ 3
Отчет директора народных училищ Г.Я. Маляревского
министру народного просвещения Л.А. Кассо[3]
об открытии 30 передвижных училищ в переселенческих поселках Тобольской губернии
и о выделении кредита на их содержание[D]

5 января 1911 г.

Министру народных просвещений[E]

Кассо Льву Аристидовичу

Передвижные училища открываются на основании предложения попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 10 сентября 1907 г. и должны быть организованы в точном соответствии[4]. Особое внимание должно обратить на то, чтобы прием в передвижные училища производился только один раз, в самом начале двухгодичного пребывания училища в одном селении, чтобы во второй год приема учеников отнюдь не было, чтобы занятия оба года производились только при одной группе учеников. Об особенностях передвижной школы нужно обстоятельно осведомить как назначаемых туда учителей, так в особенности и население, которому особенно важно разъяснить, что школа остается в селении только два года, что во второй год приема в нее не будет.

Из числа вышеуказанных поселков и нужно выбрать те, в которых должны быть открыты передвижные школы в первые два года их существования. Передвижная школа обслуживает три селения, оставаясь по два года в каждом и снова возвращаясь в каждое через 6 лет, считая со времени открытия. Каждые три поселка должны быть на расстоянии одно от другого не менее пяти верст.

Поселки, в коих имеются церковные школы, не могут быть местом открытия в них передвижных училищ.

Список поселков, в которых предполагается открыть передвижные училища в 1911 г.[5]:

Ишимский уезд

Гончаровский, Красноярской волости

Коротаевский, Локтинской волости

Михайловский, Ларихинской волости

Павловский, Усовской волости

Святославский, Малышенской волости

Троицкий, Тобольской волости

Тюменский уезд

Евсинский, Иконниковской волости

Золотухинский, Покровской волости

Калчанский, Покровской волости

Канаевский, Сыропятской волости

Коротовский, Крутинской волости

Кочковатый, Андреевской волости

Моховой, Называевской волости

Олешковский, Царицынской волости

Пикетский, Андреевской волости

Плотнинский, Любинской волости

Угрюмовский, Царицынской волости

Хохлинский, Крупянской волости

Чернокочинский, Еланской волости

Чистоозерный, Иконниковской волости

Яманский, Троицкой волости

Тарский уезд

Боровской, Атирской волости

Еланский, Озернинской волости

Каргачинский, Атирской волости

Ляпуновский, Кондратьевской волости

Мало-Талинский, Озернинской волости

Тузаклинский, Аевской волости

Черниговское, Логиновской волости

Голубовское, Седельниковской волости

Директор народных училищ

Г.Я. Маляревский

вверх

*****

[A] Имеется в виду Ялуторовский уезд.

[B] Заголовок документа. Правила утверждены 10 сентября 1907 г.

[C] Здесь и далее имеется в виду оставлять в школе после занятий.

[D] Заголовок документа.

[E] Так в документе.


 

[1] Ванновский Петр Семенович (1822–1904) – генерал, государственный деятель, в 1881–1898 гг. военный министр, в 1901–1902 гг. министр народного просвещения.

[2] Смотритель – должностное лицо, заведовавшее духовным училищем.

[3] Кассо Лев Аристидович (1865–1914) – юрист, доктор права (1892 г.). Приват-доцент Дерптского ун-та по кафедре церковного права, затем экстраординарный проф. по кафедре местного права. С 1895 г. проф. Харьковского, с 1899 г. – Московского ун-та. С 1908 г. директор Московского лицея цесаревича Николая. С 26 сентября 1910 г. министр народного просвещения. Тайный советник (1911 г.).

[4] В статье «Передвижные школы в Тобольской губернии» Г.Я. Маляревский писал: «Первые две передвижные школы открыты были в начале 1908 г., следующие две – осенью того же года; затем восемь передвижных школ открыты с осени 1909 г. и 11 – с начала 1910 г. Кроме того, открыты еще 15 передвижных училищ с начала 1910/11 учебного года. Наконец, вследствие ходатайства Тобольского губернского комитета по открытию училищ в переселенческих поселках, департаментом народного просвещения ассигнован кредит на открытие 30 передвижных училищ в переселенческих поселках Тобольской губернии... Во все 23 училища, при их открытии, поступило учеников 594, или в среднем 26 человек на училище...». (Журнал Министерства народного просвещения. 1911. № 11. С. 44–45; Школа Тобольской губернии в XVIII – начале XX в. … С. 175.)

[5] Тобольская губерния с 1898 г. делилась на следующие уезды: Березовский, Ишимский, Курганский, Сургутский, Тарский, Тобольский, Туринский, Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский.


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'