АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Терентьева Л.А. Как оформлять письменные работы


Опубликовано в журнале
«Отечественные архивы» № 2 (2012 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Терентьева Л.А. Как оформлять письменные работы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: РУДН, 2010. – 215 с. – 500 экз. (Сер. «Школа начинающего исследователя»).


Переход россиийского высшего образования на двухуровневую систему предполагает изменение принципов распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студента. Однако по-прежнему в течение всего периода обучения одной из важнейших составляющих является написание творческих исследовательских работ – от реферата и курсовой до дипломного сочинения. Процесс творчества нелегок для всех, но в особенности для начинающего исследователя. У него, как правило, возникает множество вопросов, связанных не только с содержанием, но и оформлением текста.

Прекрасным помощником начинающему исследователю станет рецензируемое учебное пособие доцента Российского университета дружбы народов Л.А. Терентьевой, адресованное студентам и аспирантам гуманитарных направлений подготовки. Его основная цель – оказать помощь в усвоении техники оформления письменной работы и обучении творческим приемам, позволяющим сделать ее содержательнее и интереснее.

В первой главе пособия изложены основные требования к тексту, нумерации, объему реферата, курсовой и дипломной работ. Несомненно, огромную помощь окажут помещенные здесь авторские советы и рекомендации по правописанию, применению знаков препинания, верной расстановке пробелов и кавычек, допустимых сокращений слов, написанию ученых степеней, званий и должностей и т.п. Л.А. Терентьева достаточно подробно останавливается на требованиях к оформлению ссылок на части текста, таблиц, иллюстраций, а также к употреблению единиц измерения (мер веса, длины, времени), различных обозначений (административно-территориальных единиц, учебных заведений, географических названий и т.п.), причем на наглядных примерах демонстрирует правильное применение аббревиатур (организаций, библиотек, научных журналов и др.).

Вторую главу учебного пособия автор посвятила правилам оформления обязательных структурных элементов письменной работы. В ней профессионально рассматриваются вопросы, связанные с рубрикацией текста и оформлением глав (разделов), параграфов (подразделов), пунктов и подпунктов, включая правила их нумерации.

В третьей главе предпринята весьма успешная попытка решения довольно сложной практической проблемы по оформлению цитат, сносок и ссылок. Несомненно, вполне оправданным является достаточно подробное рассмотрение этих вопросов в тексте пособия. Характерно, что материал в разделе «Оформление цитат» изложен по разработанной Л.А. Терентьевой методике. После ознакомления с источниками цитирования, разделенными на три основные группы (опубликованные, архивные и интернет-ресурсы), читателю предложено перейти к подразделу «Примеры оформления цитат», содержащему авторские пояснения и конкретные примеры цитирования. Очень удачным в плане доступности для восприятия является группировка примеров цитирования в несколько блоков: внешние признаки цитаты, ее расположение в тексте и сохранение особенностей, допустимые отступления от текста источника цитирования, отношение автора рукописи к цитируемому тексту (произведению).

Интересным и информационно насыщенным является раздел «Оформление сносок и ссылок», в котором Л.А. Терентьева привела определения ключевых понятий, ознакомила с функциями, видами и особенностями оформления сносок и ссылок. В самостоятельных подразделах достаточно подробно освещены правила оформления различных сносок и ссылок, причем весьма полезен подраздел, посвященный ссылкам на электронные ресурсы. Автор совершенно справедливо отмечает, что использование информации, сохраненной в электронном виде, становится частью исследовательской работы и ученых, и студентов. Поэтому умение оформлять подобные ссылки в точном соответствии с установленными требованиями является одним из показателей профессионального уровня исследователя.

Совершенно оправданно в пособие включен и такой необходимый для начинающего исследователя подраздел, как «Правила оформления ссылок на архивные документы». В нем на наглядных примерах продемонстрированы требования к оформлению ссылок на письменные и изобразительные архивные документы, устные источники информации, а также переведенные из устной формы в письменную. Третья глава снабжена множеством примеров, иллюстрирующих правила включения в текст письменной работы сносок и ссылок. Особое внимание уделено правилам оформления первичных и повторных сносок на различные издания, что поможет избежать ошибок.

В четвертой главе пособия раскрыт порядок оформления не менее важных элементов письменной работы – списка источников и литературы, оглавления и титульного листа. Рассматривая вопросы оформления списка источников и литературы, Л.А. Терентьева охватила основные положения библиографического описания типографских изданий и электронных ресурсов, показала на конкретных примерах особенности библиографического описания книг, диссертаций, ГОСТов, изобразительных материалов, электронных ресурсов локального и удаленного доступа. Вызывают интерес авторские советы по составлению оглавления и еще одного ключевого элемента справочного аппарата любой письменной работы – титульного листа. Очень удобны для восприятия представленные в табличной форме правила оформления титульного листа дипломной работы.

В заключительной, пятой главе изложены требования к оформлению приложений к письменной работе, сделан акцент на наиболее распространенных их видах – таблицах и рисунках (чертежах, графиках, диаграммах, схемах).

Само учебное пособие тоже снабжено большим количеством полезных приложений. Среди них стоит особо выделить те, что демонстрируют примеры оформления списка источников и литературы, титульного листа, рисунка с пояснительными данными (подрисуночным текстом) и т.п. Не менее значимы и другие приложения, например перечень дореволюционных и современных справочных изданий, включающий более пятидесяти названий энциклопедий, энциклопедических, отраслевых, предметных, иконографических, терминологических словарей, справочников, изданных с конца XVIII в. по настоящее время. Важен и полезен предлагаемый читателям список наиболее часто употребляемых в документах слов с их переводами на английский, немецкий, французский и латинский языки и общепринятыми сокращениями на этих языках. В одном из приложений приведен перечень федеральных государственных архивов и центров хранения документации с указанием полных наименований и аббревиатур, который, правда, уже несколько устарел.

В целом учебное пособие Л.А. Терентьевой заслуживает высокой оценки. Налицо результат большого труда как самого автора, так и издателей, выпустивших книгу на высоком профессиональном уровне. Хочется надеяться, что учебное пособие действительно станет настоящим помощником начинающим исследователям в их творчестве.

И.А. КОССОВ

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'