АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Саввина О.А. Персональный состав учителей и служащих
Московского учебного округа: Справ.


Опубликовано в журнале
«Отечественные архивы» № 5 (2014 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Саввина О.А. Персональный состав учителей и служащих Московского учебного округа: Справ. Елец: ЕГУ им. И. Бунина, 2014. Ч. 1. – 399 с. – 500 экз.


Рецензируемое издание представляет собой явление в отечественной библиографии, а также значимый вклад в изучение истории российского образования XIX–XX вв. Его автор – известный историк образования, профессор, д-р пед. наук О.А. Саввина, имеющая ряд публикаций, посвященных отечественным просветителям прошлого. Новая книга характеризует ее как серьезного исследователя, глубоко заинтересованного в развитии отечественного гуманитарного знания. С 2006 г. она вела кропотливый архивоведческий и библиографический поиск, разрабатывала методику составления персонифицированного указателя учителей и служащих Московского учебного округа. О.А. Саввиной оказывали помощь архивисты, работники библиотек, коллеги, но особую благодарность заслужили директор Центрального государственного архива Москвы А.В. Карандеев, заведующий научно-аналитическим отделом Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского В.М. Бусев, ректор Елецкого государственного университета им. И.Бунина Е.Н. Герасимова.

Принципиальная новизна справочника заключается в том, что его информационный потенциал базируется исключительно на формулярных списках, прежде не появлявшихся в печати. Они сосредоточены в фонде 459 «Попечитель Московского университета и его округа. Канцелярия попечителя Московского учебного округа» Центрального исторического архива Москвы (с 2013 г. – Центр хранения документов до 1917 г. ЦГА Москвы). В 17-й описи этого фонда значится 382 дела, содержащих формулярные списки лиц, служивших в округе (С. 4).

В первую часть справочника вошли сведения о 4 тыс. персон, чьи фамилии начинаются с букв А–К (их формулярные списки находятся в делах 1–97, 97 а, 98–159, 375, 376). Они объединены в несколько категорий: преподаватели высшей школы (30 персоналий); преподаватели учительских институтов и семинарий (63); руководители (директора, начальники и начальницы, заведующие, их помощники и пр. – 313); инспекторы (102); председатели педагогических советов учебных заведений (20); законоучителя (священники – 398); учителя промышленных учебных заведений (167); учителя начальной школы (уездных, городских и приходских училищ, прогимназий и приготовительных классов гимназий – 1491); классные наставники (496); почетные смотрители и попечители (30); разные служащие (151). Преподаватели средних учебных заведений автором ранжированы по профилю преподаваемого ими предмета: география, естествоведение и история (216 персоналий); иностранные языки (275); математика и физика (217); педагогика и психология (4); рисование, чистописание и черчение (74); русский язык и словесность (210); рукоделие, танцы, гимнастика (31).

Каждая категория составляет один из 19 разделов справочника. Внутри разделов, относящихся к преподавателям высшей и средней школы, персоналии расположены в алфавитном порядке фамилий, имен и отчеств, имеют табличную форму. Описательная статья включает фамилию, имя и отчество лица, наименования должности, места службы на момент составления формулярного списка (при наличии нескольких списков – последнего из них), а также его дату и номер дела. Например, запись «10 (1912)» в третьей графе таблицы напротив имени ординарного профессора Московского университета К.А. Андреева означает, что его формулярный список, датированный 1912 г., хранится в деле под № 10 (Ф. 459. Оп. 17).

Как видим, читатель, не обращаясь к самому делу, получает информацию о месте службы интересующей его персоны в конкретный период. И только для учителей начальной школы сведения о месте службы и должности не приводятся. Справочник открывается информацией о попечителе Московского учебного округа В.Д. Исаенкове, служившем в округе в течение нескольких десятилетий. Сведения о некоторых лицах представлены в нескольких разделах. В этих случаях они связаны перекрестными ссылками для удобства поиска.

В качестве положительного момента отметим, что в ряде случаев автор не ограничился данными формулярных списков: «Нередко приведенные в справочнике сведения (особенно касающиеся географии учебных заведений) приходилось дополнять и уточнять из других источников – справочников и книг по истории образования» (С. 5). Тем не менее некоторые факты так и остались неустановленными, о чем честно предупреждает автор: «Фраза, заключенная в квадратные скобки, означает сомнение в прочтении слова или его части, знак вопроса – отсутствие сведений» (С. 5).

Предисловие к справочнику содержит ряд интересных наблюдений составителя о достоверности использованных архивных материалов. Здесь же заостряется внимание на давно назревшей потребности «систематизировать архивные сведения о преподавателях и служащих учительских институтов и семинарий, учреждений начального и среднего образования (включая начальные и средние профессиональные учебные заведения)» (С. 4), а также дается подробная инструкция по пользованию справочником (С. 5).

В заключительной части издания помещены приложения с краткими сведениями обо всех попечителях Московского учебного округа и перечень заголовков дел упомянутой 17-й описи фонда 459. Вполне оправдано наличие в конце книги именного указателя, что позволяет вести поиск персон не только по области их профессиональной деятельности и статусу, но и по фамилии.

Ознакомление со справочником показало, с одной стороны, отсутствие в нем существенных погрешностей, с другой, наличие весьма внушительных наукоемких параметров как по содержанию, так и по объему сосредоточенной информации.

Важность проделанной составителем работы очевидна. Созданный им справочник действительно уникален. Новаторский документоведческий подход к сбору и обработке архивной информации позволил О.А. Саввиной создать солидную источниковую базу для последующего составления библиографических словарей, посвященных деятелям народного образования Московского учебного округа.

В заключение необходимо отметить, что по масштабам труд О.А. Саввиной равноценен работе целого коллектива. Однако для продолжения справочника ей понадобятся помощники. Будем надеяться, что такие люди появятся и работа будет завершена. Опыт подготовки данного издания – замечательный во всех отношениях образец творчества, как и сам справочник, будут полезны широкому кругу специалистов по истории педагогики и образования, а также читателям, интересующимся генеалогией.

В.А. ТЕЛКОВА


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'