АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве
 
 
Опубликовано в журнале
«Отечественные архивы» № 6 (2015 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Он состоялся 22 сентября в г. Ярославле в конференц-зале одного из центральных отелей города. В одиннадцатом по счету заседании совещательного органа архивистов России участвовали 177 их представителей из 71 региона, работники коммерческих, научных и общественных организаций, средств массовой информации. Форум открылся демонстрацией документального фильма «Архивной службе Ярославской области посвящается», показавшего ее историю начиная с 1889 г., когда была учреждена Ярославская губернская ученая архивная комиссия, и современное состояние: здесь работают Управление по делам архивов Правительства Ярославской области, облгосархив и его филиалы в Ростове, Рыбинске, Угличе, Центр документации новейшей истории, Центр документов по личному составу, а также 20 муниципальных архивов; хранится почти 4,5 млн дел.

Участников заседания приветствовал губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов. Среди почетных гостей были директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И. Адамушко и директор Национального архива Армении А.С. Вирабян. Руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов представил новых руководителей региональных архивных служб, возглавивших их со времени проведения предыдущего заседания Совета в Санкт-Петербурге, и выступил с основным докладом.

 

Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере архивного дела

А.Н. Артизов, руководитель Росархива,
доктор исторических наук

Доклад публикуется в сокращении. Полный текст см. на сайте Росархива: http://archives.ru.
Видеозапись заседания: http://archives.ru/press/22-09-2015-sovet.shtml

С момента принятия Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее Закон) прошло более 10 лет. Настало время подвести итоги его практического применения, сделать выводы о необходимости изменения отдельных положений.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)» на основе контракта проанализировал практику применения Закона. Основной вывод – он не требует концептуальных изменений, в целом достаточно полно регламентирует отношения, возникающие в связи с организацией, хранением, комплектованием, использованием и учетом архивных документов, а также управлением в сфере архивного дела как на федеральном, так и на региональном уровне. Столь же положительную оценку дало анкетирование федеральных архивов, НМС архивных учреждений федеральных округов, органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем результаты анализа и анкетирования позволили сформулировать следующие предложения по совершенствованию Закона. Так, в положениях ст. 2 необходимо отразить роль в регулировании архивного дела не только федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, но и органов местного самоуправления, которые уже сегодня принимают муниципальные правовые акты по архивному делу, а также принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В Законе целесообразно закрепить понятие «архивный фонд субъекта Российской Федерации», а в ст. 4 устранить несогласованность с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части определения видов муниципальных образований, наделенных компетенцией в области архивного дела, и более четко определить полномочия «двухуровневой системы» органов местного самоуправления, дифференцировав их для различных муниципальных образований.

В целях устранения существующего в законодательстве субъектов Российской Федерации неоправданного многообразия в определении подходов к регулированию вопросов разграничения собственности на архивные документы между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, и соответственно различных подходов к решению этой проблемы целесообразно внести в ст. 8 Закона следующие нормы: архивные документы, возникшие до создания муниципальных образований и находящиеся на хранении в муниципальных архивах, являются собственностью соответствующего муниципального образования; при объединении муниципальных образований архивные документы, находящиеся в их собственности, переходят в собственность вновь созданного муниципального образования; при разделении муниципального образования право собственности на его архивные документы определяется созданными двумя и более муниципальными образованиями по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; при изменении статуса муниципального образования право собственности на его архивные документы сохраняется за данным муниципальным образованием в его новом статусе.

Отмечается также несогласованность между нормами Закона и иными законодательными актами в части сроков хранения документов, видов документов, подлежащих хранению, установления обязанности хранения документов и т.д., что требует разработки Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Что касается конкретных проблем, вытекающих из архивной практики, то остро стоит вопрос о правовой основе включения в списки организаций – источников комплектования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Ведь с одной стороны, часть 2 ст. 21 Закона предоставляет право федеральным органам и организациям передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в государственные архивы субъектов федерации на основании договора, с другой стороны, согласно части 2 ст. 4, субъекты федерации таковыми полномочиями не обладают. И хотя в большинстве субъектов архивные учреждения активно сотрудничают с федеральными органами и организациями на договорной основе, включают их в списки источников комплектования, возникшую правовую коллизию надо устранить. Соответствующий законопроект подготовлен. Его целью является передача полномочий Российской Федерации ее субъектам по решению вопросов хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета с возможностью делегирования части полномочий органам местного самоуправления. Однако вопрос финансового обеспечения законопроекта до сих пор не решен. В порядке эксперимента единое архивохранилище для таких документов создано на Дальнем Востоке и планируется в Приволжском федеральном округе.

Еще один законопроект, уже одобренный Правительством Российской Федерации, должен обеспечить оптимизацию сроков временного хранения отдельных видов документов по личному составу (приказы, личные дела, бухгалтерские лицевые счета). Их объем весьма значителен и продолжает расти: в 2014 г. принято около 5 млн таких дел и лишь 1,9 млн дел постоянного хранения. Согласно законопроекту, документы по личному составу, созданные с 2003 г. (после введения системы индивидуального персонифицированного учета), хранятся не 75, а только 20 лет. Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, и там возникли серьезные замечания. После нескольких совещаний с участием Минтруда России, ПФР и правоохранительных органов удалось найти компромиссное решение: срок хранения документов по личному составу увеличивается с 20 до 50 лет, но при этом правоприменение Закона после вступления изменений в силу упрощается.

Сократить объемы уже хранящихся в архивах документов по личному составу позволят и более четкие критерии их отбора в состав Архивного фонда Российской Федерации, поскольку сегодня можно проводить экспертизу ценности этих документов по 1940 г. В этом помогут методические рекомендации «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу», разработка которых должна быть завершена до конца года.

В работе по определению состава документов, подлежащих приему, государственные и муниципальные архивы руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе перечнями типовых архивных документов, с указанием сроков хранения, а также ведомственными (отраслевыми) перечнями. Но в большинстве своем они разработаны еще в период существования СССР и нуждаются в актуализации. В этих целях ВНИИДАД подготовил соответствующие рекомендации, которые рассмотрены и согласованы ЦЭПК при Росархиве 17 мая 2011 г. и доведены до сведения всех федеральных органов исполнительной власти, что дало положительный эффект. Так, в 2011–2014 гг. ЦЭПК при Росархиве рассмотрела и согласовала перечни документов, образовавшихся в деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, а также Счетной палаты, Следственного комитета.

Росархивом и ВНИИДАД завершена работа по подготовке типового Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения. Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» внесены изменения в порядок передачи на хранение архивных документов ликвидируемых кредитных организаций, в том числе в результате банкротства. Теперь в случае ликвидации кредитной организации ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий должны передать подлежащие обязательному хранению ее документы в государственный или муниципальный архив в соответствии с Перечнем, который утверждается Минкультуры России и Банком России. Указанный Перечень позволит не только нормативно закрепить состав и сроки хранения документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, но и повысить ответственность их руководителей за обеспечение сохранности архивных документов в течение установленных сроков хранения. Работа по определению тех архивных документов, которые подлежат передаче на постоянное или временное хранение в архивы в случае ликвидации кредитных организаций, станет значительно легче. В настоящее время проект Перечня дорабатывается по замечаниям Банка России. Последним принципиальным замечанием, возникшим в ходе согласования проекта, остается установленный Перечнем типовых управленческих архивных документов… (2010 г.) срок хранения паспортов сделок (ст. 453 – постоянно). Соответственно такой же срок хранения был указан и в проекте Перечня документов... кредитных организаций... Банк России предлагает установить паспортам сделок временный срок хранения. Без внесения изменений в Перечень типовых управленческих архивных документов… этот вопрос решить нельзя. После его урегулирования мы надеемся завершить эту работу.

7 сентября Минюстом России зарегистрирован приказ Минкультуры России от 31 марта 2015 г. № 526 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Параллельно с проектом Правил, работа над которым велась с 2010 г., подготовлен ряд аналитических и нормативно-методических материалов: «Сравнительный анализ форматов файлов электронных документов постоянного (долговременного) хранения», «Архивоведческие и документоведческие функциональные требования к информационным системам, обеспечивающим электронный документооборот в процессе внутренней деятельности федеральных органов исполнительной власти», «Рекомендации по организации хранения, комплектования, учета электронных документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» и др. (они размещены на сайте Росархива). Это позволило вписать Правила в общую стратегию разработки непростых вопросов создания, приема, хранения и использования электронных документов.

Главными новациями Правил являются установление основных норм, связанных с организацией хранения, комплектования, учета и использования электронных документов, а также формата архивного хранения текстовых электронных документов (PDF-A), в котором электронные текстовые документы будут передаваться на хранение в архив организации; определение единицы хранения электронных документов – электронного дела, представляющего собой контейнер или совокупность контейнеров электронных документов (контейнер содержит контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей, визуализированную копию электронного документа в формате архивного хранения); разработка формы описи электронных документов. Кроме того, определены обязательные условия хранения электронных документов, порядок их передачи в архив, а также выдачи копий электронных документов по запросам пользователей и их заверения.

По объективным причинам при разработке проекта Правил не нашли отражения в полном объеме технологические аспекты организации хранения электронных документов, поскольку в настоящее время Минкомсвязи России совместно с Росархивом подготовлены, но еще не утверждены Комплексные предложения по организации долговременного архивного хранения электронных документов. В них даются организационные и технологические решения в отношении хранения архивных электронных документов.

Росархив и ВНИИДАД принимают непосредственное участие в выполнении поручений Правительства Российской Федерации по созданию необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей организацию работы с документами, в том числе архивными, при осуществлении ведомственного и межведомственного электронного документооборота. В общем русле совершенствования работы с электронными документами в делопроизводстве федеральных органов исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» подготовлены предложения по внесению изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Это позволит устранить противоречия в ряде позиций Правил делопроизводства, уточнить требования к организации работы с документами.

На улучшение нормативного регулирования использования архивных документов направлен приказ Минкультуры России от 3 июня 2013 г. № 635, которым утвержден Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, заменивший Правила работы читальных залов. Права пользователей значительно расширены: сокращен срок выдачи дел и документов с трех до двух рабочих дней со дня оформления заказа, предусмотрена возможность заказа через Интернет и др. В целях упорядочения расценок на оказание платных услуг федеральными архивами, в том числе на копирование архивных документов, Росархивом в 2014 г. разработаны Рекомендации по выполнению работ и оказанию услуг на платной основе федеральными казенными учреждениями, с обозначением предельной цены на каждую из них. С 1 июля 2014 г. введены в действие прейскуранты федеральных архивов; стоимость услуг приведена к среднему значению. В 2008–2011 гг. Федеральным архивным агентством, органами исполнительной власти в области архивного дела субъектов Российской Федерации разработаны административные регламенты по предоставлению государственных услуг, связанных с организацией информационного обеспечения физических и юридических лиц.

Подготовлен проект Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации (обязанность его ведения установлена частью 1 ст. 19 Закона) взамен Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. Теперь государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, должен строиться не на основе накопления карточных массивов, работа с которыми осуществляется в ручном режиме (как это предусмотрено устаревшим Регламентом), а путем заполнения и представления в соответствующий вышестоящий уполномоченный орган исполнительной власти в области архивного дела баз данных, созданных на едином программном обеспечении и содержащих описания архивных фондов и документов, выполненные по единой методике. Важным новшеством является предусмотренное проектом Порядка размещение этой информации в Интернете на сайтах Росархива и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, что обеспечит расширение доступа к сведениям об объеме, составе, содержании и месте хранения документов.

В проект Порядка включен новый раздел «Ведение государственного учета уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», предусматривающий, согласно части 1 ст. 19 Закона, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Административный регламент по исполнению Росархивом указанной государственной функции утвержден приказом Минкультуры России от 23 октября 2007 г. № 1296.

Проект Порядка прошел рецензирование практически во всех уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела и публичное обсуждение, рассмотрен и одобрен коллегией Росархива. В настоящее время ведется более детальная проработка вопросов, связанных с учетом электронных документов, в соответствии с замечаниями Минюста России. Также пока не решен вопрос о сроках хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в организациях Российской академии наук, подчиненных ФАНО.

Одновременно подготовлен проект Положения о ведении Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, которым устанавливается единый порядок этой работы, в том числе в электронном формате. В нем впервые вводятся такие понятия, как «программный комплекс “Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации”», «база данных “Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации”», «автоматизированная информационная система “Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации в электронном формате”».

За соответствующим отделом Российского государственного архива научно-технической документации закреплена новая функция администратора АИС «Государственный реестр». Порядок представления предложений о включении документов в Государственный реестр, изложенный в действующем Регламенте, существенно изменен. Предусмотрены как фиксация предложений и замечаний о работе АИС, поступающих от участвующих в ведении Государственного реестра органов и организаций и пользователей Интернета, так и консультационная поддержка. После проведения работ по модернизации данную АИС можно будет рассматривать как типовой программный комплекс и приступить к его внедрению в субъектах федерации.

Предложенный проектом Положения порядок включения документов в Государственный реестр на основе не только листов учета и описания уникальных документов, как это было прежде, но и электронных образов представляемых документов послужит более качественной экспертизе, а значит более качественному формированию Государственного реестра. Просмотр электронных образов документов, представленных на рассмотрение, предлагается организовать через доступ членов ЦЭПК при Росархиве к закрытой части портала «Архивы России».

В целях усиления защиты Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов ВНИИ противопожарной обороны МЧС России по заказу Росархива разработал «Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» (утверждены приказом Минкультуры России от 12 января 2009 г. № 3). Подготовка отраслевого документа по важнейшей проблеме безопасности архивов и архивных фондов в форме Специальных правил обусловлена тем, что в соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, федеральные органы исполнительной власти вправе для особо сложных и уникальных зданий издавать специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику их эксплуатации и учитывающие пожарную опасность.

В Специальных правилах изложены требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и помещений государственных и муниципальных архивов, включая архивохранилища для документов на различных носителях, лабораторно-производственные здания и помещения, материальные склады. Отдельные разделы содержат требования к электроустановкам и электросетям архивных объектов, средствам обеспечения их пожарной безопасности. Важной составляющей являются приложения, в числе которых рекомендуемая форма приказа об установлении противопожарного режима на архивном объекте, основные требования к видам и содержанию инструкций о мерах пожарной безопасности, порядок определения видов и количества первичных средств пожаротушения в архивохранилищах различной площади, служебных помещениях.

В завершение несколько слов об упомянутом анкетировании. Оно показало, что архивисты с заинтересованностью подошли к подготовке предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере архивного дела. Полученные предложения в основном касаются таких вопросов, как осуществление функций государственного контроля; выделение субсидий из федерального бюджета на хранение архивных документов федеральной собственности в государственных архивах субъектов Российской Федерации; усиление ответственности за нарушение законодательства об архивном деле; совершенствование нормативной базы по вопросам организации хранения электронных документов; правовые аспекты размещения оцифрованных архивных документов в Интернете; перспективы создания Правил организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической, аудиовизуальной, электронной архивной документации; передача документов по личному составу в государственные архивы при ликвидации организаций или фактическом прекращении деятельности без исключения из Единого государственного реестра юридических лиц; порядок финансирования приема на хранение бесхозяйных документов и др.

Таким образом, в настоящее время перед Росархивом стоят следующие задачи по совершенствованию нормативно-правового регулирования архивного дела в Российской Федерации: продолжение нормативного обеспечения работы с электронными документами; урегулирование правовой основы комплектования архивов субъектов Российской Федерации документами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе субвенций; дальнейшая оптимизация сроков временного хранения документов по личному составу и других архивных документов; продолжение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работы по актуализации перечней типовых архивных документов.
 

* * *

В прениях по докладу выступили председатель Комитета Ставропольского края по делам архивов, председатель НМС архивных учреждений Северо-Кавказского федерального округа Е.И. Долгова; директор Российского государственного архива экономики, председатель совета директоров федеральных архивных учреждений Е.А. Тюрина; председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга, председатель НМС архивных учреждений Северо-Западного федерального округа С.А. Соколов; управляющий партнер Группы компаний «ТЕЛОС АРХИВ», член Общественного совета при Росархиве А.В. Рыков; директор ВНИИ документоведения и архивного дела М.В. Ларин. Они были единодушны в высокой оценке № 125-ФЗ, ибо Закон имел большое положительное значение для правового становления отрасли в новых исторических условиях, позволил обеспечить комплектование, сохранность и использование Архивного фонда Российской Федерации и иных архивных документов. В Ставропольском крае и Северо-Западном федеральном округе законодательные акты в сфере архивного дела полностью соответствуют федеральному законодательству. Как рассказала Е.И. Долгова, на Ставрополье утверждена Методика расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий края в области архивного дела. Расчет субвенций устанавливается исходя из фонда оплаты труда специалистов и материальных затрат, необходимых для обеспечения деятельности органов местного самоуправления по выполнению данных полномочий. При этом фонд оплаты труда определяется согласно расчетной штатной численности специалистов пропорционально количеству единиц хранения документов Архивного фонда Ставропольского края, находящихся в муниципальных архивах. Материальные затраты на обеспечение деятельности органов местного самоуправления включают оплату связи, транспортных и коммунальных услуг, содержания имущества, командировок и обучения специалистов в целях повышения их квалификации, доступа к Интернету, а также приобретения объектов основных средств, канцелярских товаров, расходных материалов для оргтехники, хозяйственного инвентаря, программного обеспечения.

Вместе с тем требуют проработки вопросы, связанные с контролем за соблюдением законодательства. На заседаниях НМС Северо-Западного федерального округа, как сообщил С.А. Соколов, отмечались противоречия в формулировках № 125-ФЗ и № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: в первом – «контроль», во втором – «государственный контроль» и «муниципальный контроль», а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.5) – «государственный контроль». Нет ясности в том, какие организации должны быть охвачены государственным контролем за соблюдением законодательства в области архивного дела на территории субъекта: все или только источники комплектования? Непонятно, как контролировать источники комплектования муниципальных архивных учреждений, если в № 125-ФЗ в перечне органов власти, имеющих право на осуществление контроля, муниципальная власть не упоминается. В этой связи круг уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела на осуществление контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации необходимо дополнить органами местного самоуправления. С.А. Соколов обратил также внимание на размытость в разграничении нарушений: когда требуется составить протокол об административном правонарушении, а когда достаточно выдать предписание на устранение, и предложил подготовить единый перечень нарушений в области архивного дела, по которым составляются протоколы, и в зависимости от степени тяжести нарушений регламентировать сроки их устранения. К тому же, по мнению архивистов Северо-Западного федерального округа, финансовые санкции несоизмеримы с необходимыми для обеспечения сохранности архивных документов финансовыми вложениями со стороны подконтрольных субъектов. На это же обратили внимание и ставропольские архивисты. Там, как сообщила Е.И. Долгова, в целях государственного контроля за соблюдением федерального и краевого законодательства в области архивного дела за пять последних лет состоялось 25 проверок (охвачено 70 % архивов), выявлено 23 нарушения положений № 125-ФЗ, возбуждено семь дел об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено семь должностных лиц. Но при этом общая сумма уплаченных штрафов составила 2 тыс. 100 руб. (300 руб. с физического лица!). Совершенствуя федеральное законодательство, целесообразно предусмотреть существенное увеличение их размеров.

В вопросе разграничения собственности на документы территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта федерации, архивисты Северо-Западного федерального округа поддерживают передачу полномочий по комплектованию, хранению и использованию таких документов с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации с выделением соответствующих субвенций на их осуществление. С.А. Соколов предложил рассмотреть вопрос о передаче документов федеральной собственности, включенных в установленном порядке в состав архивных фондов субъектов федерации, в собственность этих субъектов (речь идет о документах организаций на территории субъекта, менявших свою ведомственную принадлежность), и подчеркнул, что в этом случае Архивный комитет Санкт-Петербурга на субвенции не претендует.

Получила поддержку и законодательная инициатива о внесении изменений в № 125-ФЗ о сокращении сроков хранения документов по личному составу. Так, Е.И. Долгова считает, что установление 50-летнего срока позволит сократить объемы ведомственного хранения данной категории документов и высвободить в государственных и муниципальных архивах площади для приема документов постоянного хранения, что очень важно в условиях предельной загруженности значительной их части. Е.А. Тюрина, в архиве которой хранится почти 1,4 млн дел по личному составу, причем относящихся к организациям не только его профиля, призвала подходить к экспертизе ценности этого массового источника по социальной истории предельно осторожно. Ведь, к примеру, в трудовых историях работников Госплана отражены многие аспекты истории страны. А.В. Рыков напомнил, что сегодня архивные документы по личному составу гарантируют подтверждение основания для расчета пенсии, а в том, что требуемые сведения есть в ПФР, уверенности нет. Известен случай, когда ПФР, утратив в своем архиве пенсионное дело и не получив от гражданина повторно подтверждающие документы 30-летней давности, попытался через суд добиться возврата якобы излишне начисленной пенсии, но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в марте 2014 г. встала на сторону гражданина. Предлагаемый 50-летний срок хранения документов по личному составу позволит избежать подобных коллизий и защитить права граждан.

А.В. Рыков обратил также внимание на попытки некоторых ведомств установить сроки хранения документов в обход Росархива и Минкультуры России. Так, с 1 января 2015 г. Минтруда России наделено полномочиями самостоятельно принимать акты, устанавливающие сроки хранения выплатных дел, документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе в электронной форме. Банк России, самостоятельно устанавливая сроки хранения архивных документов, не принимает во внимание Перечень типовых управленческих архивных документов… (например, для документов депозитарного учета и связанных с учетом или переходом прав на ценные бумаги – не менее пяти лет вместо постоянного срока хранения).

Е.А. Тюрина подняла вопрос о качественном составе Архивного фонда Российской Федерации, поскольку вне сферы внимания оказываются документы многих организаций, в частности кредитных, о которых становится известно при их ликвидации. Находящийся на выходе Перечень документов... кредитных организаций... поможет этой работе.

По мнению А.В. Рыкова, нуждается в детальном регламентировании вопрос приема документов в архивы на платной основе. В подтверждение этого он привел пример: в январе 2013 г. конкурсный управляющий обанкротившегося ОАО «Дальэнергомонтаж» обратился с заявлением в городской архив Комсомольска-на-Амуре о принятии документов ОАО по личному составу. Архив, руководствуясь распоряжением главы администрации города, которым утверждены тарифы на платные услуги, предложил заключить соответствующий договор и оплатить счет на 178 тыс. руб. Конкурсный управляющий попытался оспорить отказ в безвозмездном приеме документов, однако Арбитражный суд Хабаровского края встал на сторону архива. Но Шестой арбитражный апелляционный суд данное решение отменил и постановил принять документы в архив на безвозмездной основе.

М.В. Ларин представил зарегистрированные Минюстом России 7 сентября Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Он подчеркнул, что поскольку это нормативный документ межотраслевого характера, то в нем отсутствуют рекомендательные и описательные положения; механизм практических действий подлежит освещению в самостоятельных методиках. М.В. Ларин уточнил, что включенное в Правила понятие «контейнер электронного документа» фигурирует в нормативных актах Минкомсвязи России, и обратил внимание на наличие разных подходов к работе с электронными документами. Так, в Германии они поступают из федеральных ведомств в единый промежуточный архив, а архивисты решают, что из этого массива сохранить. Он также напомнил о предстоящей значительной работе по внедрению Правил, в том числе о потребности в методике приема электронных документов.

Е.И. Долгова подчеркнула актуальность законопроекта «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу». Отсутствие законодательно установленной обязанности представлять образцы подписей и оттисков печатей, а также подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, существенно усложняет процедуру проверки подлинности подписи, оттиска печати и наличия полномочий у лиц, подписавших официальный документ. Имеются случаи непредставления соответствующей информации и отказов в ее представлении.

В завершение прений А.Н. Артизов ответил на вопросы, в том числе о страховом фонде применительно к нормативным документам МЧС России (это резервные комплекты научно-технической документации объектов, необходимые на случай чрезвычайных ситуаций для проникновения в здание и т.д.); о нормативах стоимости содержания одного дела (создаваться не будут, хотя разработка методики возможна, подсчеты же делаются по факту); об экспертизе ценности документов по личному составу («запретная» дата ликвидирована Правилами 2007 г., экспертизу можно проводить по истечении 75-летнего срока со времени создания документа, и здесь слово за экспертами). Он еще раз подчеркнул, что срок хранения документов по личному составу обязательно будет сокращен, и практика других государств, в частности Армении, где 50-летний срок введен в 2004 г., показывает, что этого вполне достаточно. А.Н. Артизов выразил готовность поддержать архивные службы регионов в решении актуальных вопросов, но просьбы к руководству субъектов Российской Федерации должны быть обоснованными (только в этом году им подписано свыше десятка таких писем), и призвал сосредоточиться на повышении производительности труда.

В заключение заседания была принята резолюция.

 

Резолюция Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве

Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве по итогам состоявшегося обсуждения проблем совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере архивного дела:

признает, что принятие Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и вслед за ним аналогичных законов на региональном уровне обеспечило соответствующее современным реалиям регулирование правоотношений в сфере архивного дела, а также управление им в интересах граждан, общества и государства;

отмечает наличие проблем, требующих дополнительного правового урегулирования и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе в сфере взаимоотношений архивных учреждений субъектов Российской Федерации с федеральными органами и организациями, расположенными на их территории, в области делопроизводства и электронного документооборота, сроков хранения отдельных видов документов и др.;

констатирует существенные трудности в продвижении законодательных инициатив по названным проблемам вследствие ограниченности финансовых возможностей государства, недостатка понимания со стороны отдельных заинтересованных органов государственной власти, а также отсутствия в настоящее время технологических решений некоторых аспектов работы с электронными документами.

По результатам состоявшегося обсуждения Совет по архивному делу:

призывает Минкультуры России и Росархив не ослаблять внимание к вопросам совершенствования архивного законодательства, без чего успешное развитие отечественного архивного дела невозможно;

обращается к Минкультуры России с просьбой принять дополнительные меры по продвижению законопроекта о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

считает возможным согласиться с согласованным с Минтруда России и Пенсионным фондом Российской Федерации 50-летним сроком хранения документов по личному составу, созданных после 2003 г.;

рекомендует уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в целях сохранения единых правовых, организационных и научно-методических основ функционирования архивного дела обеспечить скорейшее внедрение в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;

предлагает Росархиву инициировать внесение изменений в федеральное законодательство в части совершенствования контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями, а также усиления ответственности за непередачу на хранение в государственные и муниципальные архивы документов ликвидируемых организаций;

считает необходимым продолжить разработку и утверждение в установленном порядке подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих практическое применение требований архивного законодательства;

полагает целесообразным активизировать привлечение депутатов законодательных органов всех уровней, институтов гражданского общества к решению вопросов правового обеспечения архивной деятельности.

* * *

В тот же день состоялся III пленум (шестого созыва) Центрального совета Российского общества историков-архивистов. С докладом «О деятельности Российского общества историков-архивистов по подготовке и празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» выступил председатель правления ЦС РОИА, член-корр. РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар. Он обратил внимание на подготовку к предстоящему в марте 2016 г. VII съезду РОИА. Затем были подведены итоги III Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», а также обсуждены перспективы проведения очередного конкурса (З.П. Иноземцева, член правления ЦС РОИА).
 

* * *

XII заседание Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве намечено провести в 2016 г. в Самаре. В рамках культурной программы участники заседания посетили г. Ростов Великий.

 

Подготовила Т.И. Бондарева


вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'