АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и публикации
Перечень публикаций

"По горизонту радужная оранжевая полоса,потом голубо-черная…"
Записи академика Б.В. Раушенбаха.13 апреля 1961 г.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2006 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Мы гордимся тем, что первым землянином, совершившим 12 апреля 1961 г. космический полет, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. В том памятном году ученые, задумавшие и осуществившие полет, были засекречены, а связанные с ним факты и документы закрыты. В газетах публиковались лишь скупые официальные сообщения ТАСС, статьи, умалчивавшие о существенных деталях этого события, а также поздравления. Причем ведущие специалисты, руководители космической области представлялись в них под псевдонимами: так, С.П. Королев назван в газете "Правда" "профессором К.Сергеевым", а Б.В. Раушенбах в "Известиях" - "профессором В.Иванченко".

Сегодня многое изменилось: широко известны имена главных конструкторов ракетно-космических систем, создателей новейшей техники и организаторов первого полета, ряд фактов о его проведении и послеполетных событиях. Опубликованы статьи, книги (включая книгу самого Ю.Гагарина[1]), воспоминания[2], документы[3]. Особенно ценны труды деятелей космонавтики, участников события: ведущего конструктора "Востока" О.Ивановского (под псевдонимом А.Иванов), помощника главнокомандующего ВВС по космосу и куратора первого отряда космонавтов Н.П. Каманина, единомышленника и ближайшего сподвижника С.П. Королева Б.Е. Чертока, космонавта-конструктора К.П. Феоктистова[4]. В них авторы уделили должное внимание первому космическому полету человека. Однако интерес к нему не иссякает. В этой связи так уникальны и бесценны документы, которыми пополнился Государственный исторический музей в 2003 г.

Музею удалось получить комплекс материалов выдающегося деятеля отечественной космонавтики, сподвижника С.П. Королева, академика Бориса Викторовича Раушенбаха (1915-2001)[5]. Именно он возглавлял работы по системам ориентации и управляемого спуска космических аппаратов, в том числе ручного управления корабля "Восток".
Академик Б.В. Раушенбах. 1966 г.
Академик Б.В. Раушенбах. 1966 г.

В архиве ученого оказалось несколько документов, связанных с полетом Ю.Гагарина. Прежде всего, это корешок командировочного удостоверения Раушенбаха на космодром Байконур сроком на 20 дней, датированный 3 апреля 1961 г. Поездка связана с подготовкой и проведением первого полета человека в космос, названного в документе спецзаданием[6].

Не менее интересен черновик рукописи ученого начала 1960-х гг. (на четырех страницах). Очевидно, это инструкция для будущих космонавтов, включающая перечень возможных отказов в работе или неполадок систем и приборов космического корабля и рекомендаций по их преодолению. Она представляет собой таблицу из 21 пункта, состоящую из четырех колонок: в первой названы системы, приборы, установки; во второй - возможные отказы, сбои в их работе; в третьей - признаки повреждений; в четвертой - возможные действия космонавта при обнаружении повреждений. Последняя - главная из них, озаглавлена: "Действия космонавта". Например, не раскрылись коротковолновые антенны, признак - нет связи по КВ, действия - вести связь по УКВ[7]. Или: произошла разгерметизация корабля, падение давления в шаре ниже 0,8 атмосферы, действия - "доложить, полет в течение четырех часов, посадка по команде с Земли или с помощью ручного управления"[8]. Если пожар - "доложить, при необходимости - немедленная посадка"[9]. О значении этого документа писал конструктор космических кораблей К.П. Феоктистов, указывая, что была разработана "специальная полетная инструкция для космонавтов" на нескольких листах, отмечая ее большую значимость для отправлявшихся в космос. Накануне первого полета Феоктистов и Раушенбах дали Гагарину последний инструктаж и проверили готовность космонавта[10].

Третий документ - карандашные заметки, сделанные Б.В. Раушенбахом 13 апреля 1961 г. в Куйбышеве во время беседы Госкомиссии с Ю.А. Гагариным о проведенном полете. Это три странички (фактически лист бумаги формата А-4, сложенный пополам) торопливо написанного с обилием сокращений и символов текста, озаглавленного: "Беседа на комиссии с Гагариным. 13.04.[19]61, Куйбышев". Запись состоит из двух частей. Первая включает семь вопросов комиссии и ответов на них Гагарина о поведении корабля и режимах работы приборов и аппаратуры во время полета. Вторая, большая часть (2,5 страницы) - беглая запись рассказа первого космонавта о восприятии различных этапов полета, впечатлениях человека, вернувшегося на Землю из космоса. Раушенбах даже сделал схематичную зарисовку цветности слоев атмосферы Земли, увиденной Гагариным в иллюминаторе корабля. Следует отметить, что беседа Госкомиссии с космонавтом об итогах полета - процедура совершенно секретная. По этой причине запись Раушенбаха не только уникальна, она является настоящей реликвией. Информация о полете Гагарина не утрачивает своей ценности и в настоящее время - в эпоху длительных космических полетов. Не случайно член-корреспондент РАН В.В. Лебедев ратует за обязательное ознакомление кандидатов в космонавты с докладом Ю.А. Гагарина - первого исследователя, познавшего невесомость, увидевшего звезды и Землю из космического пространства и т.д.[11]

14 апреля 1961 г. после торжественной встречи Гагарина ликующей Москвой, митинга и демонстрации на Красной площади состоялся прием в Кремле. Имена тех, кто организовал и курировал полет, не назывались, но Юрий Алексеевич подарил им гвоздики. С тех пор несколько засушенных цветов Раушенбах хранил как память. Первую выпущенную издательством "Правда" открытку со своим портретом и дарственной записью Юрий Гагарин презентовал Б.В. Раушенбаху 6 мая 1961 г. Он хорошо понимал важный вклад талантливого ученого в безопасность и управляемость полета. Записи Раушенбаха представляются вниманию читателей. Расшифровка их текста проведена публикатором. Однако следует отметить, что из-за большого количества сокращений и символов возможны и другие варианты прочтения. Дописанные слова и окончания слов поставлены в квадратные скобки. Значение символов раскрывается в примечаниях. Сохранено расположение текста и рисунка подлинника.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии З.Д. ЯСМАН..

[1] Гагарин Ю.А. Дорога в Космос: Записки летчика-космонавта СССР. М., 1961.

[2] Гагарин В.А. Мой брат Юрий. М., 1979; Первый космонавт планеты Земля. М., 1981; Из истории советской космонавтики: Сб. памяти С.П. Королева. М., 1983; Россошанский В.И. Наш Гагарин. Саратов, 1989; Голованов Я. Королев: Факты и мифы. М., 1994; Устинов В.С. Бессмертие Гагарина. М., 2004; и др.

[3]Отчет Ю.А. Гагарина о полете на корабле-спутнике "Восток" // Первые в мире: Страницы космических стартов. М., 1987; Головкина Т.А., Кононова Н.Н., Якунина Р.В. и др. "Они были первыми" (Сеансы связи с Ю.А. Гагариным и В.В. Терешковой) // Исторический архив. 1998. № 5-6; Хамидулин А.И., Чернышева О.Н. "Были трудности и у Гагарина" (Фонозаписи воспоминаний современников) // Исторический архив. 1999. № 4; Головкина Т.А., Орлов А.Н. Такие живут вечно. К 70-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина // Исторический архив. 2004. № 2.

[4] Иванов А. Первые ступени (Записки инженера). М., 1970; 2-е изд. М., 1975; Алексей Иванов (Ивановский О.Г.). Впервые: Записки ведущего конструктора. М., 1982; Каманин Н.П. Скрытый космос: Дневники: В 4 т. М., 1995-2001; Черток Б.Е. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. М., 1996; 2-е изд. М., 1999; Раушенбах Б.В. Постскриптум. М., 2002; Феоктистов К.П. Зато мы делали ракеты: Воспоминания и размышления космонавта-исследователя. М., 2005.

[5] ГИМ. Московский сбор по науке. 2003 г. № 111065.

[6] Там же. 111065/24.

[7] Там же. 111065/22. Л. 1.

[8] Там же. Л. 3.

[9] Там же. Л. 4.

[10] Феоктистов К.П. Указ соч. С. 111-112.

[11]Лебедев В. Готов ли человек к дальним полетам? // Наука и жизнь. 2005. № 5. С. 36.

вверх

Записи Б.В. Раушенбаха во время беседы Госкомиссии с Ю.А. Гагариным

13 апреля 1961 г.Куйбышев

1. Легко ли по "Вз[ору]"[1]

Да.
2. (1)Есть ли разн[ица] в [показании_приборов и самочувствии при]бе[с]пор[ядочном] к[у]в[ы]рк[ании]и ориент[ации]?

Есть.
3. Поиск в тени хх[2] по[3] "Взора"

Видно, да.
4. Выход на O[4]

Заметно изменение движ[ения], видно, что идет ориентация.
5.Слышны ли клапаны? Частота

Нет, не слышн[ы].
6. Насколько хорош индикатор?

Р [давление] высок[ое] в АУ[5]. Очень медленно падает давление(2).
7. Можно ли видеть напр[авление]движен[ия] над морем?

Да.
Страница записи Было 2-3°/сек.
сначала; гориз[онт] и хх не видно, потом увидел хх(3) и небо.

Возд[ух] сразу из двух систем.
150-152. ~ 150 [атмосфер] к мом[енту] выхода(4).
Страница записи
Страница записи
Углов[ые] перемещ[ения] стали медленнее.
Это заметно.
Приближ[ение] к апогею - лучше слышимость КВ.
Выход из тени. По горизонту радужная оранже[вая] полоса, потом голубо-черн[ая]. Плавно падает давление. Движ[ение] свободное. К запуску ТДУ[6] - 110 атмосфер(5).
За все движ[ение] на светл[ой] стороне развернулся по крену ~ 30°.
На ТДУ надо было спец[иально] обратить внимание, шум и вибрац[ия] очень малы. После ТДУ - резк[ий] толчок и быстр[ое] вращ[ение] корабля. Скорость ~ 30°/сек. Разделен[ия] нет 10-12 сек. Спуск I не гаснет. ПКРС[7] загорелся в обратн[ом] порядке(6).
Над Средиземн[ым] морем нет разделения. Разделение - 10 [час.] 35 [мин.], т.е. опоздало на ~ 10 мин. (над середин[ой] Средиз[емного] моря) по "Глобусу", т.е. термодатчики (!!)(7)
Вхожден[ие] в атм[осферу]. Небо чуть светлее. Ярко-багровый свет и потрескивание теплозащитного слоя. Свет багров[ый] слабеет и начинают расти перегрузки. Колебан[ия] шара продолж[аются]. При n max[8] амплитуда колебаний ~ 15°. n max > 10 [g] (по ощущению). На 1-2 сек. чуть хуже видны приборы. Потом перегрузки падают. После перехода через звук - слышен свист (рассекан[ие] воздуха).
Катапультиров[ание] мягко. Стабилиз[ировал] параш[ют].
"НАЗ"[9] полетел вниз, рывок фалы. "НАЗ" оторвался.


ГИМ. Московский сбор по науке 2003 г. № 111065/25. Автограф.


[1]Прибор, специальное оптическое устройство, резервная система для ориентации корабля при спуске.

[2]Предметы.

[3]Стрелки.

[4]В астрономии знак Солнца, здесь - на солнечную сторону.

[5]Автоматическое управление.

[6]Тормозная двигательная установка.

[7]Приемник командной радиосистемы.

[8]Перегрузка.

[9]Носимый аварийный запас (надувная лодка, радиостанция, продукты), отделяется от космонавта на высоте 2 тыс. м.


(1)Пункты 2,4,7 обведены

(2)Предложение обведено, располагается вертикально на правом поле страницы.

(3)Здесь и далее подчеркнутое автором выделено курсивом.

(4)Предложения выделены автором квадратной скобкой.

(5)Подчеркнуто дважды. Предложение обведено, располагается вертикально на левом поле страницы.

(6)Предложение выделено автором квадратной скобкой.

(7)Предложение выделено автором квадратной скобкой.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'