АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Росархивагентство в контексте административной реформы

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 4 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Спустя чуть более трех месяцев со дня объявления административной реформы органов исполнительной власти и преобразования Федеральной архивной службы России в подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное архивное агентство утверждено Положение о нем. Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральном архивном агентстве" от 17 июня установило, что в ведении Агентства находятся организации, прежде состоявшие в ведении Росархива. Правда, утверждение правительством перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти еще предстоит. Постановлением также увеличена штатная численность Агентства с 68 до 71 единицы. Документ вступил в силу 30 июня 2004 г.

24 июня в Федеральном архивном агентстве состоялась встреча его руководства с директорами федеральных архивных учреждений. Руководитель Росархивагентства В.П. Козлов рассказал о работе аппарата в условиях реформирования (еще до принятия Положения об Агентстве утверждена его структура, проведены кадровые назначения, при этом понижены статус и оклады ряда специалистов, по сокращению штатов уволены 8 человек). Тем не менее болезненный процесс становления не затормозил работу по совершенствованию законодательства об архивах. Есть все основания считать, что законопроект "Об архивном деле в Российской Федерации" будет поддержан Государственной думой во втором чтении(*). Успешно продвигаются инициированные Росархивагентством поправки и дополнения к Трудовому кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". Полным ходом развернулось упорядочение документов 24 упраздненных федеральных органов исполнительной власти.

Продолжались работы, финансируемые в рамках подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)". При этом в 1-м полугодии 2004 г. средств выделено больше, чем за тот же период прошлого года. ФЦП будет действовать и в 2005 г.

В аппарате Росархивагентства подготовлен проект доклада, на основе которого предстоит защищать бюджет на 2005 г. Подходы к его формированию в корне меняются, вынуждая строить систему планирования работы архивов, ориентированную на конечный результат. Предстоит пересмотреть все планово-отчетные формы.

Административная реформа затронула и отдельные регионы. Так, в Ульяновской области статус органа управления архивами повысился (архивный отдел стал управлением), в других регионах - наоборот: в Чувашии Государственный комитет по делам архивов преобразован в департамент Министерства культуры. В Смоленской области департамент по делам архивов ликвидирован вовсе, а вопросы архивного дела переданы департаменту культуры. Аналогичная ситуация в Карелии. Подобные преобразования могут продолжиться, при этом они никак не регламентированы, что вызывает обеспокоенность Росархивагентства. Оно предполагает в конце 2004 г. провести первое заседание Совета по архивному делу Российской Федерации, на котором обсудить круг появившихся в последнее время проблем. Это предложение встретило поддержку в регионах.

По существу самого Положения о Федеральном архивном агентстве В.П. Козлов отметил два чрезвычайно важных момента: 1) полномочие Агентства организовывать "координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов" (п. 5.1.9) и 2) право "оказывать методическую помощь органам управления архивным делом субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации" (п. 6.6). Они позволяют сохранить вертикаль взаимодействия, единые методики и в конечном итоге обеспечивают целостность архивной службы в масштабах России.

В отношении регулирования документационного обеспечения управления в организациях за Росархивагентством сохраняются полномочия согласования перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти (п. 5.4.4). Кроме того, Росархивагентство теперь уполномочено осуществлять "экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления" (п. 5.4.7).

Новым для Росархивагентства стало давно назревшее полномочие по организации работы федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну (п. 5.1.8).

За Росархивагентством сохранены функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций (п. 5.4.1), а также функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере архивного дела (п. 5.4.2).

Пункт 5.2 Положения, в соответствии с которым архивное агентство осуществляет "полномочия собственника в отношении федерального имущества", позволяет агентству самостоятельно, без согласования с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом распоряжаться имуществом, в том числе помещениями подведомственных организаций (за исключением случаев отчуждения этого имущества).

Удалось в основном сохранить и механизмы взаимодействия с зарубежными партнерами (п. 5.4.10). Лишь политическая составляющая подобных контактов переходит к Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

На практике постепенно отрабатывается порядок взаимодействия с министерством. В план работы коллегии министерства приняты все предложения Росархивагентства, в том числе касающиеся хода упорядочения документов упраздненных федеральных органов исполнительной власти, исполнения социально-правовых запросов граждан. Сейчас рассматриваются предложения о включении в состав коллегии министерства двух представителей Росархивагентства (помимо одного введенного по должности).

Механизм взаимодействия Росархивагентства с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия еще только намечается, поскольку аппарат последнего находится в стадии становления.

Несмотря на то, что работа по определению полномочий агентств велась несколько месяцев (в частности, Положение о Федеральном архивном агентстве имело не менее 10 вариантов, три из которых последовательно отправлялись в правительство), в утвержденном варианте положения имеются недоговоренности. Потребность в их уточнении очевидна. Например, вызывает сомнение вмененная Росархивагентству п. 9.8 Положения обязанность представлять отличившихся работников к присвоению ведомственных почетных званий через министерство (в год это до 500 человек). Весьма положительно В.П. Козлов оценил присутствие в положениях обо всех министерствах, агентствах, службах пункта, предписывающего им осуществлять работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности.

В сжатые сроки федеральным архивным учреждениям предстоит внести изменения в свои положения, заменить печати и бланки, продолжая выполнять основную работу.

Т.И. Бондарева


(*) Данный законопроект был принят во втором чтении Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 2 июля с. г.

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'