![]() |
![]() ![]() Росархивагентство в контексте административной реформы Опубликовано в журнале "Отечественные архивы" № 4 (2004 г.) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Спустя чуть более трех месяцев со дня объявления административной реформы органов исполнительной власти и преобразования Федеральной архивной службы России в подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное архивное агентство утверждено Положение о нем. Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральном архивном агентстве" от 17 июня установило, что в ведении Агентства находятся организации, прежде состоявшие в ведении Росархива. Правда, утверждение правительством перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти еще предстоит. Постановлением также увеличена штатная численность Агентства с 68 до 71 единицы. Документ вступил в силу 30 июня 2004 г.
24 июня в Федеральном архивном агентстве состоялась встреча его руководства с директорами федеральных архивных учреждений. Руководитель Росархивагентства В.П. Козлов рассказал о работе аппарата в условиях реформирования (еще до принятия Положения об Агентстве утверждена его структура, проведены кадровые назначения, при этом понижены статус и оклады ряда специалистов, по сокращению штатов уволены 8 человек). Тем не менее болезненный процесс становления не затормозил работу по совершенствованию законодательства об архивах. Есть все основания считать, что законопроект "Об архивном деле в Российской Федерации" будет поддержан Государственной думой во втором чтении(*). Успешно продвигаются инициированные Росархивагентством поправки и дополнения к Трудовому кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". Полным ходом развернулось упорядочение документов 24 упраздненных федеральных органов исполнительной власти.
Продолжались работы, финансируемые в рамках подпрограммы "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)". При этом в 1-м полугодии 2004 г. средств выделено больше, чем за тот же период прошлого года. ФЦП будет действовать и в 2005 г.
В аппарате Росархивагентства подготовлен проект доклада, на основе которого предстоит защищать бюджет на 2005 г. Подходы к его формированию в корне меняются, вынуждая строить систему планирования работы архивов, ориентированную на конечный результат. Предстоит пересмотреть все планово-отчетные формы.
Административная реформа затронула и отдельные регионы. Так, в Ульяновской области статус органа управления архивами повысился (архивный отдел стал управлением), в других регионах - наоборот: в Чувашии Государственный комитет по делам архивов преобразован в департамент Министерства культуры. В Смоленской области департамент по делам архивов ликвидирован вовсе, а вопросы архивного дела переданы департаменту культуры. Аналогичная ситуация в Карелии. Подобные преобразования могут продолжиться, при этом они никак не регламентированы, что вызывает обеспокоенность Росархивагентства. Оно предполагает в конце 2004 г. провести первое заседание Совета по архивному делу Российской Федерации, на котором обсудить круг появившихся в последнее время проблем. Это предложение встретило поддержку в регионах.
По существу самого Положения о Федеральном архивном агентстве В.П. Козлов отметил два чрезвычайно важных момента: 1) полномочие Агентства организовывать "координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов" (п. 5.1.9) и 2) право "оказывать методическую помощь органам управления архивным делом субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации" (п. 6.6). Они позволяют сохранить вертикаль взаимодействия, единые методики и в конечном итоге обеспечивают целостность архивной службы в масштабах России.
В отношении регулирования документационного обеспечения управления в организациях за Росархивагентством сохраняются полномочия согласования перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти (п. 5.4.4). Кроме того, Росархивагентство теперь уполномочено осуществлять "экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления" (п. 5.4.7).
Новым для Росархивагентства стало давно назревшее полномочие по организации работы федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну (п. 5.1.8).
За Росархивагентством сохранены функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций (п. 5.4.1), а также функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере архивного дела (п. 5.4.2).
Пункт 5.2 Положения, в соответствии с которым архивное агентство осуществляет "полномочия собственника в отношении федерального имущества", позволяет агентству самостоятельно, без согласования с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом распоряжаться имуществом, в том числе помещениями подведомственных организаций (за исключением случаев отчуждения этого имущества).
Удалось в основном сохранить и механизмы взаимодействия с зарубежными партнерами (п. 5.4.10). Лишь политическая составляющая подобных контактов переходит к Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
На практике постепенно отрабатывается порядок взаимодействия с министерством. В план работы коллегии министерства приняты все предложения Росархивагентства, в том числе касающиеся хода упорядочения документов упраздненных федеральных органов исполнительной власти, исполнения социально-правовых запросов граждан. Сейчас рассматриваются предложения о включении в состав коллегии министерства двух представителей Росархивагентства (помимо одного введенного по должности).
Механизм взаимодействия Росархивагентства с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия еще только намечается, поскольку аппарат последнего находится в стадии становления.
Несмотря на то, что работа по определению полномочий агентств велась несколько месяцев (в частности, Положение о Федеральном архивном агентстве имело не менее 10 вариантов, три из которых последовательно отправлялись в правительство), в утвержденном варианте положения имеются недоговоренности. Потребность в их уточнении очевидна. Например, вызывает сомнение вмененная Росархивагентству п. 9.8 Положения обязанность представлять отличившихся работников к присвоению ведомственных почетных званий через министерство (в год это до 500 человек). Весьма положительно В.П. Козлов оценил присутствие в положениях обо всех министерствах, агентствах, службах пункта, предписывающего им осуществлять работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности.
В сжатые сроки федеральным архивным учреждениям предстоит внести изменения в свои положения, заменить печати и бланки, продолжая выполнять основную работу.
Т.И. Бондарева
(*) Данный законопроект был принят во втором чтении Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 2 июля с. г.
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта